Изоляция в квартале Абу Талиба
Увидев, что ислам, несмотря ни на что, распространяется и число его приверженцев неумолимо растет, и услышав о том, какой прием нашли верующие переселенцы в Эфиопии, что им предоставлен почет и безопасность, а их делегация вернулась от негуса ни с чем, многобожники еще сильнее возненавидели ислам. Они заключили между собой договор об объявлении бойкота родам бану хашим, бану абдульмутталиб и бану манаф. Согласно договору, многобожники обязывались не заключать браков и торговых сделок с представителями этих родов, не разговаривать и не общаться с ними, пока те не выдадут им посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для расправы. После заключения этого договора текст его повесили внутри Каабы, а все верующие и неверующие члены родов бану хашим и бану абдульмутталиб, за исключением Абу Ляхаба, отделились от остальных и сконцентрировались в квартале, где жил Абу Талиб. Что касается Абу Ляхаба, то он поддержал курайшитов в их борьбе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и с двумя указанными родами.
Изоляция посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в квартале Абу Талиба началась в первую ночь месяца мухаррам седьмого года от начала пророчества.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и те, кто был с ним, были плотно блокированы в этом квартале. Все возможные пути доставки продовольствия и прочих необходимых вещей были перекрыты, вследствие чего положение осажденных дошло до крайности и со стороны того места, где они находились, слышался плач страдавших от голода детей. В подобном положении все они прожили целых три года. Затем Аллах известил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что Он наслал на этот договор термитов, съевших в нем все то, что имело отношение к разрыву родственных связей, несправедливости и притеснениям, после чего там остались только упоминания о Всемогущем и Великом Аллахе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил об этом своему дяде, а тот пошел к курайшитам и сказал им, что его племянник сказал то-то и то-то, добавив, что готов выдать им его, если он говорит неправду, в противном же случае они должны были отказаться от разрыва связей и притеснений, и курайшиты сказали: «Твои слова справедливы». Они сняли договор и увидели, что дело обстоит так, как сказал Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Так был расторгнут этот договор, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и люди, находившиеся вместе с ним, получили возможность покинуть свое убежище, а многобожники увидели одно из великих знамений пророчества, однако отвернулись и от этого знамения, а неверие их только усилилось. Окончание бойкота произошло на десятом году после начала пророчества. Через шесть месяцев после этого умер Абу Талиб, а еще через три дня — Хадиджа. Хотя относительно последнего обстоятельства упоминаются и другие сведения.[450]
Два этих мучительных события отделяли друг от друга считанные дни, и сердце посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, содрогалось от печали и боли. Кроме того, не прекращались постоянные нападки на него со стороны курайшитов, которые после смерти Абу Талиба открыто преследовали его. Таким образом, одна скорбь прибавилась к другой, и когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отчаялся в том, что они остановятся, он отправился в Таиф в надежде на то, что тамошние жители ответят на его призыв или предоставят ему убежище и окажут помощь в борьбе против его соплеменников, однако и там он не нашел ни убежища, ни поддержки; более того, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел и от курайшитов[451].
События в Таифе
В месяце шавваль[452] десятого года от начала пророчества Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф, надеясь найти в племени сакиф тех, кто прислушается к его призыву и окажет ему поддержку. И туда, и обратно он добирался пешком в сопровождении своего вольноотпущенника Зайда ибн Харисы, да будет им доволен Аллах, и призывал к исламу каждое племя, которое попадалось ему по пути, однако никто не ответил на его призыв.
Прибыв в Таиф, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился к его вождям, имел с ними беседу и призвал их к исламу, однако они с презрением отвергли его призыв.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Таифе десять дней, встретившись и поговорив с каждым из знатных жителей города, но все они говорили: «Уходи из нашего города!» — натравливая на него неразумных людей. Когда же он захотел уйти оттуда, эти неразумные последовали за ним. Собравшись, они встали в два ряда и принялись с двух сторон закидывать его камнями и говорить обидные слова, поранив ему подколенные сухожилия, так что сандалии его окрасились кровью. Зайд ибн Хариса, да будет им доволен Аллах, прикрывавший его собой, получил глубокую рану на голове.
Покинув Таиф, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался в Мекку с разбитым сердцем, охваченный печалью и грустью. Когда он был в дороге, Аллах послал к нему Джибриля, с которым был ангел гор, попросивший у него разрешения обрушить на жителей Мекки две горы[453], между которыми она находится[454].
От Айши сообщается, что однажды она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день битвы при Ухуде[455]?» В ответ ей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников[456] многое, но самым тяжким из всех был день Акабы[457], когда я предложил Ибн ‘Абд Йалилю ибн ‘Абд Кулялю[458] последовать за мной, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушел, испытывая огорчение, и пришел в себя, только когда добрался до Карн ас-Са‘алиб[459]. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел на нем Джибриля. Он обратился ко мне и сказал: “Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь”. А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: “Мухаммад, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы[460]!”»
На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!»[461]
И в том ответе, который дал ангелу посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в полной мере нашла проявление его уникальная личность и тот великий нрав, которым его наделил Аллах.
Эта история указывает на то, какими великими были сочувствие и доброта Пророка к своему народу, каким терпением и выдержкой он обладал. Всевышний сказал, обратившись к нему: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестоким, то они непременно покинули бы тебя»(3:159).
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам»(21:107).
Да пребудут над ним мир и благословения Аллаха[462].
После указанной встречи с ангелом гор Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь к Мекке, достиг вади Нахля и остановился там на несколько дней. Он решил вернуться в Мекку и с новой силой возобновить свою деятельность, связанную с призывом к исламу и доведением до сведения людей вечного послания Аллаха. Тогда Зайд ибн Хариса, да будет им доволен Аллах, сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Как же ты придешь к ним, когда они изгнали тебя?!» — имея в виду курайшитов, на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал такой ответ: «О Зайд, поистине, Аллах дарует облегчение и укажет выход из этого положения и, поистине, Аллах окажет поддержку Своей религии и поможет Своему пророку!»[463]
После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь. Приблизившись к Мекке, он отправил человека из племени хуза‘а к аль-Мут‘иму ибн ‘Ади с просьбой о том, чтобы он взял его под свое покровительство и аль-Мут‘им сказал: «Да», — а потом вооружился сам, созвал к себе своих сыновей и своих соплеменников и велел им: «Возьмите оружие и ждите возле Каабы, ибо я гарантировал свое покровительство Мухаммаду!» После этого он отправил к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человека, чтобы тот пригласил его войти в Мекку, и, войдя в город, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с Зайдом ибн Харисой, да будет им доволен Аллах, дошел до Запретной мечети. Что же касается аль-Мут‘има ибн ‘Ади, то он, сидя на своей верблюдице, обратился к людям и сказал: «О курайшиты, я взял Мухаммада под свою защиту, так пусть же никто из вас не смеет даже насмехаться над ним!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к углу Каабы, коснулся его, совершил намаз в два ракаата и направился к своему дому в окружении аль-Мут‘има ибн ‘Ади и его сыновей, провожавших его до тех пор, пока он не вошел в дом[464].
В том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф для призыва его жителей к исламу и в том, как он перенес непростые испытания, обрушившиеся на него во время этой поездки, содержится явное доказательство его твердой решимости продолжать призыв несмотря ни на какие трудности, не отчаиваться из-за отказа людей внимать ему. Когда призыв стал невозможен в одном месте, он стал искать другие места, где можно было бы его продолжить.
Поведение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Таифе свидетельствует о его великой мудрости. Прибыв туда, он первым делом встретился с его лидерами и вождями племени сакиф, ибо знал, что если они последуют за ним, то за ним последуют все жители Таифа.
Страдания, причиненные Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, жителями Таифа, когда его стопы — стопы благородного пророка — окрасились кровью, текущей из его ран, являются величайшим примером того, какие трудности и гонения приходится выносить человеку, призывающему других к поклонению Аллаху.
То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не призвал проклятие Аллаха на свой народ и жителей Таифа и что он не согласился с предложением ангела гор обрушить на мекканцев скалы, служит ярчайшим образцом терпения, которое надлежит проявлять верующему в отношении тех, кто отвергает его призыв. Верующий не должен отчаиваться, если его призыв не увенчивается успехом. Может быть, из потомства людей, которые сегодня отвергают его призыв, Аллах произведет тех, кто будет поклоняться только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей.
К свидетельству мудрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относится и то обстоятельство, что он не вошел в Мекку до тех пор, пока не получил гарантию защиты от одного из ее влиятельных жителей. Человек, призывающий к Аллаху, должен руководствоваться этим поступком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и искать тех, кто может защитить его от происков врагов, для того чтобы иметь возможность осуществлять исламский призыв должным образом[465].