Забвение и память во времени Священной Истории
Забвение и память во времени Священной Истории
И |
з истории о грехопадении в раю можно увидеть, что грех в своем последовательном развитии порождает – некоторыймир, который полностью противен Божьему миру. При грехопадении это был иллюзорный нематериальный мир – «увидела жена, что древо», запретное древо, «прекрасно, чтобы разуметь» (Быт. 3:6). Богопротивный мир, который возник в сознании тех, кто искусился от змея, рухнул во мгновение ока: «и открылись очи у обоих, и познали, что они наги были» (Быт. 3:7).
Грех убеждает нас, что он – целый мир. В этом главный обман греха, его убедительная сила и самая опасная иллюзия. Человек хочет заместить Бога тем, что строит свой мир. Аналогичный процесс развития греха произошел в человечестве перед Потопом. Был создан целый богопротивный мир, вполне материальный – мировая цивилизация. Пафос цивилизации в том, что она внушает человеку, что она – целый мир и единственная достойная человека обитель. Первая цивилизация погибла в Потопе. Как мир греха в сознании первых людей,
Мировая цивилизация погибла в едином событии, по историческим меркам мгновенно.
Однако есть важное различие между двумя космическими катастрофами – грехопадением в раю и гибелью допотопной цивилизации. Грехопадение было началом человеческой истории, и Писание передает нам знание о грехопадении и его последствиях. Само изгнание из рая было переходом человека к историческому существованию, – благодетельному для падшего человека. Жить вне рая было спасительно для человечества.
О грехопадении Писание сохранило память – необходимую для понимания человеческой истории.
Грех человека в раю был таков, что спасение для человека возможно, память о нем сохранилась. Память о грехах допотопной цивилизации была истреблена: все, что человек воспринял от лукавого, было «стерто с земли»(Быт. 7:23). В мифологии древних народов о допотопных человеках осталось не больше, чем в Писании: были такие, не такие, как мы. О Потопе есть память, о ковчеге есть память, –
О самой допотопной цивилизации нет данных, нет знаний, нет имен. Вот что сделал Потоп – допотопное забылось.
Бог сказал: «Сотру человека (адам), которого Я сотворил, от лица земли (адамá)» – человек и земля больше не подходят друг другу (Быт. 6:7). «Сотру» – это очень решительное выражение: ототру, вытру (¢pale…yw; то же в ТМ – глагол маха hxm). «Сотру» означает физическое очищение и мистическое истребление.
Среди других глаголов, обозначающих истребление, глагол маха hxm – «стирать, вытирать» занимает особое место. 1) Когда Бог нечто «стирает», это может быть цивилизация, это может быть царство. Это может быть цивилизация, которая не подлежит восстановлению, – та, что перед Потопом, и та, что перед Вторым пришествием (когда придет время «истлить истливших землю»; ср. Отк. 11:18). 2) Это может быть царство (или город), который подлежит восстановлению, как, например, Иерусалим. Перед вавилонским пленом Господь сказал о нем: «вытираю Иерусалим так, как вытирают чашу: вытерли и перевернули на лицо ее» (4 Цар. 21:13). Иерусалим был «стерт», затем восстановлен [1].
Верным знаком того, что истребление было окончательным, является то, что Господь стирает имя и память.
Так, после битвы с Амаликитянами (когда Моисей поднимал руки и, пока держал, одолевал Израиль), после той победы
сказал Яхве Моисею: напиши это – напоминание (зикарон) в Книгу и вложи в уши Иисуса, что стирая сотру память (зéхер) об Амалике из-под небес.
Исх. 17:14
Как можно написать «напоминание», чтобы «стерлась память»? Примерно так, как написано в Книге Бытия о допотопных исполинах: были такие-то, «именитые» (Быт. 6:4) – безымянные, и были стерты с лица земли.
Земная цивилизация –это опасное состояние человечества: от всей цивилизации и от всех ее колоссальных достижений, от всего огромного совокупного творчества (изобретательности) целого человечества не остается никакого продолжения – не то, что в вечности, а и в памяти потомков.
В художественном образе, если он состоялся как образ, начало присутствует в конце, а конец в начале: образ – целостен. Священное Писание предлагает целостный образ всего мироздания и его бытия относительно времени
– в довременном состоянии, во времени до грехопадения, в исторических временах после грехопадения и в том состоянии, когда «времени уже не будет» (Отк. 10:6).
Забвение и память во времени Священной Истории
И |
з истории о грехопадении в раю можно увидеть, что грех в своем последовательном развитии порождает – некоторыймир, который полностью противен Божьему миру. При грехопадении это был иллюзорный нематериальный мир – «увидела жена, что древо», запретное древо, «прекрасно, чтобы разуметь» (Быт. 3:6). Богопротивный мир, который возник в сознании тех, кто искусился от змея, рухнул во мгновение ока: «и открылись очи у обоих, и познали, что они наги были» (Быт. 3:7).
Грех убеждает нас, что он – целый мир. В этом главный обман греха, его убедительная сила и самая опасная иллюзия. Человек хочет заместить Бога тем, что строит свой мир. Аналогичный процесс развития греха произошел в человечестве перед Потопом. Был создан целый богопротивный мир, вполне материальный – мировая цивилизация. Пафос цивилизации в том, что она внушает человеку, что она – целый мир и единственная достойная человека обитель. Первая цивилизация погибла в Потопе. Как мир греха в сознании первых людей,