Сама по себе цивилизация – это то, что может быть забыто вмиг.

Мировая цивилизация – это даже не тупиковый путь развития человечества. Это путь погибели. Участь ее – та же, что у допотопной цивилизации: она не сохранится в памяти.

Когда Церковь молится о своем усопшем и поется «вечная память», это означает, что возможно и для грешного человека продолжение его жизни в вечности. Мы молимся, чтобы Бог сохранил в Себе усопшего, сохранил его в Своей Книге и Своей памяти, – имя и память его не стер. Когда человек молится о прощении грехов, он просит, чтобы Бог его помиловал, а согрешения – стер, именно не оставил их в Своей памяти.

Так молился пророк Давид (Пс. 51/50), он говорит: «Помилуй мя, Боже, и сотри беззаконие мое» – ™x£leiyon, мехе – сотри, очисти, истреби, пусть не будет, забудь… Отвернись, Боже («отврати лице Твое»), чтобы не видеть грехов моих… Дай мне новое сердце, дай мне новый дух на глубине утробы – «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Пусть то, греховное, совсем исчезнет, отврати лицо Твое от грехов моих, грехи забудь, а «меня не отвергни от лица Твоего», меня не забудь.

Может ли такое быть, что Бог, который все видит и все помнит: «Все злодейства их Я помню» (Ос. 7:2), – чтобы Он отвернулся от грехов человека и уже не видел их, стер их и не вспомнил? Господь сказал:

«Я, Я Сам стираю (мохе) беззакония твои ради Себя (Самого) и грехов твоих не вспомню».

Ис. 43:25

Милость Божья – в том, что Бог стер грех человека и не вспомнил. Вот что стоит за нашим прошением «Господи помилуй». Это дерзновенная просьба: мы хотим, чтобы Бог нечто произвел в Себе –

– чтобы Он, Он Сам ради Себя Самого – Всевидящий не видел, Всезнающий забыл… Мы верим в Бога, который хочет ради Себя Самого не помнить наш грех. «Господи помилуй» – это очень дерзновенное прошение.

Просил Давид: «Помилуй мя», Бог помиловал, и после смертного греха Давида сохранилась жизнь. Но то, что было зачато в смертном грехе: прелюбодеяния, убийства, предательства, – как невинные животные и птицы в Потопе, – дитя Давида умерло…

То, что сделал Потоп с человечеством, было милость, потому что допотопное забылось. Сто пятьдесят дней, когда прибывала вода (Быт. 7:24), это было как бы время забвения... После Потопа наступит новое. Ною был обещан Завет от Бога (Быт. 6:18), это будет Завет радужного света…

Завет Бога и человека не мог быть заключен на земле, которую нужно забыть.

Чтобы «человеку» войти в Завет, нужно было предать забвению прежнее греховное состояние человечества. Не человек должен был предать забвению (психологически человек не может такое забыть), забыть должен был Бог. Смысл Потопа – забвение. А затем, сказано (Быт. 8:1):

«И вспомнил Бог Ноя»…

«Вспомнил Бог» — захар rkz. Бог может предать забвению наши беззакония – очистить, стереть, забыть, отвратить лицо. Бог может вспомнить грех и беззаконие человека, это означает в срок происшедшее поражение и смерть [2]. Но как Бог может «вспомнить Ноя», если Ной всечеловеческий праведник? Что означает выражение «вспомнил Бог Авраама» (Быт. 19:29), как это было в истории спасения Лота, или «Бог вспомнил Завет Свой с Авраамом и Исааком и Иаковом» (Исх. 2:24), как это было перед Исходом?

В

обыденном восприятии времени оно течет одномерно и линейно – «было», «есть», «будет». Будущее – то, что у нас впереди, перед глазами, к нему мы простираем руки… Человек должен трудиться, чтобы дела его рук доставили ему пропитание. Линейное восприятие времени порождает «заботу о завтрашнем дне» – такую заботу, которая равна греху, потому что может закрыть для человека и «правду», и «Царство небесное»:

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

Мф. 6:34

Если человек устремлен в будущее – чтобы отстроить лучший мир, то из этого рождается концепция прогресса. Мир сей манит в будущее, которое в мире сем… Концепция прогресса – это мечта об иной и лучшей жизни, которая в обозримом будущем должна наступить по некоторой закономерности. Стремление оставить прошлое позади в предвкушении грядущего – это локомотив прогресса.

Когда в иудаизме было отвергнуто исполнение пророчеств и Сам Мессия, то с неизбежностью было искажено восприятие мирового времени – возник «линейный, иудейский историзм, для которого будущее представляет собой реальность, которая еще должна наступить, словно бы она еще никак в истории не была явлена»[3].

Наши рекомендации