Встреча с Мухаммадом ибн Саудом. Эд-Диръийский эмират
Переселение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в Эд-Диръия и знакомство с местным эмиром Мухаммадом ибн Саудом стали ключевым моментом в развитии как салафитского движения, так и истории Аравийского полуострова.
Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад Аль Микрин (араб. محمد بن سعود بن محمد آل مقرن) (дата рождения неизвестна) происходил из племени Аназа и только недавно, к моменту прибытия Ибн Абд аль-Ваххаба, стал эмиром Эд-Диръии. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, такие как пуританизм (разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам[Комм. 3], скромная отделка мечетей — чтобы не отвлекала верующих от молитвы и др.) и принцип единобожия, как и когда-то при пророке Мухаммаде, ставшего стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории[6].
В 1744 году между Мухаммадом ибн Саудом и Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом был заключён союз. Именно эта дата считается основанием первого саудовского государства — Дирийского эмирата с одноимённой столицей[7].
Первое время Мухаммад ибн Сауд проводил свои набеги в союзе с Ибн Муаммаром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Уяйны с Ибн Абд аль-Ваххабом, привели в конечном счёте к открытому конфликту, и Усман ибн Муаммар был убит прямо во время пятничной молитвы. Через 10 лет эмират Уяйна полностью лишился независимости[4].
К 1755 году единственным серьёзным врагом в Центральном Неджде оставался эмир Эр-Рияда Даххам ибн Даввас, но и он вскоре был вынужден сдать город и бежать с большинством жителей.
В 1765 году Ибн Сауд умер и эмиром стал его сын Абд аль-Азиз. Основатель же ваххабизма скончался в 1792 году во время осады Эль-Хасы, когда сторонники нового течения вторглись уже в Восточную Аравию.
Семья[править | править вики-текст]
Основная статья: Аль Шейх
У Мухаммада ибн Аба аль-Ваххаба было шестеро сыновей[8], четверо из которых учились у отца и сами стали сами улемами — Хусейн, Абдуллах, Али,Ибрахим, двое сыновей, Абд аль-Азиз и Хасан, умерли в юности[8][9].
Союз Дома Саудитов и потомков Мухаммада ат-Тамими не завершился с кончиной проповедника, его потомки составили привилегированную прослойку в аравийском обществе, так называемую «Семью Шейха» — Аль аш-Шейх (араб. آل الشيخ)[10]. Так из неё вышли:
· Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб — глава религиозной общины после смерти отца
· Сулейман ибн Абдуллах Аль аш-Шейх — автор многих работ по исламу
· Абдуррахман ибн Хасан Аль аш-Шейх — глава религиозной общины во время Второго Саудовского государства
· Абдуллах ибн Абдуль-Латиф — глава религиозной общины в ранние годы правления Абдул-Азиза ибн Сауда
· Мухаммад ибн Ибрахим Аль аш-Шейх — Верховный муфтий Саудовской Аравии (1953—1969)
· Мухаммад ибн Ибрахим Аль аш-Шейх — министр юстиции (1975—1990)
· Абдуль-Азиз ибн Абдуллах Аль аш-Шейх — нынешний Верховный муфтий
Учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба
Идеи Абд аль-Ваххаба не были новыми в мусульманском мире. Первыми салафитами (от араб. سلف — «предки, предшественники»), были такие теологи как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия. Именно ханбалитский мазхаб оказал на Мухаммада ат-Тамими наибольшее влияние[11]. Главными принципами в учении были:
· Таухид — Единобожие (араб. توحيد), поклонение и прошение только у Аллаха, а не у святых (Вали), недопустимость прошения около мавзолеев и т. д. Также восприятие атрибутов Аллаха только согласно Корану и сунне.
· Отказ от бида — нововведений, то есть всего того, чего не было в раннем исламе.
· Джихад — «борьба» за очищение религии.
Основные труды
· Китаб ат-Таухид («Книга единобожия») — главная книга теолога, запрещена в России. П.75 Федерального списка экстремистских материалов(Решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007), хотя является обыкновенным богословским трактатом[12].
· Кашф аш-шубухат («Отведение сомнений») — работа направленная против поклонения святым. Запрещена в России. П.77 Федерального списка экстремистских материалов (Решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007).
· Три основы и их доказательства