Является ли обязательным чтение фатихи позади имама во всех молитвах?

В этом вопросе есть известное разногласие среди ученых, и в настоящее время нет возможности сделать большую, предельно подробную работу с анализом всех нюансов. Однако в этой небольшой статье будет указано с позволения Аллаха, на основные аргументы того мнения которое кажется более правильным, а это – мнение об обязательности чтения аль-фатихи во всех намазах, как для одного молящегося, так и для имама и того кто читает позади него намаз.

И это мнение передано от 'Умара ибн аль-Хаттаба, ибн 'Аббаса, Убейя ибн Ка'ба, 'Аишы, Абу Хурейры, Абу Саи'да аль-Худри, 'Убадата ибн ас-Самит и др. из числа сподвижников.

Также это мнение многих табиинов, таких как Макхуль, аш-Ша'би, 'Уруату ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и др. Затем это основное мнение шафиитских ученых и имама аш-Шафии в новом мазхабе, имама аль-Бухари, ибн Хазма, аш-Шаукани, шейха Усеймина из числа современных ученых.

См. аль-Маджуа 3\313, аль-Мухалля 3\197\198 , Джуз'у ль-Кираати имама аль-Бухари 10 , Найлю ль-Аутар 250\2 , аш-Шарх аль-Мумти' 247\4

Основным аргументом этой группы ученых служат хадисы, указывающие на обязательность чтения аль-фатихи в общей форме, не разделяя между видом читающего или намаза.

Например хадис который передал Убада ибн ас-Самит – да будет доволен им Аллах – то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал: "Нет намаза для того кто не прочитал фатиха Книги" (Корана, т.е. аль-фатиху) См. аль-Бухари 756, Муслим 394

Сказал ан-Науауи: «Этот хадис общий для каждого совершающего намаз, и нет ничего конкретизирующего в отношении совершающего намаз за имамом, явной конкретизацией».

См. аль-Маджмуа' 3\315

Другой аргумент – хадис от Мухаммеда ибн Исхака от Макхуля, от Мухаммеда ибн ар-Рабии' от 'Убадат ибн ас-Самит – да будет доволен им Аллах – то что он сказал:

Однажды мы были позади Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – в намазе аль-фаджр. И Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – читал (Корана) и стало тяжелым для него чтение. Затем когда он закончил, он спросил:

«Очевидно, вы читаете позади имама?»

Мы сказали: «Да».

На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

«Не делайте (этого, не читайте позади меня Коран) кроме как фатиху Книги (аль-фатиху), так как нет намаза для того кто не прочитает ее». (передал имам Абу Дауд (818) и другие)

Сказал имам ал-Хаттаби: «Это явное заявление об обязательности чтения аль-фатихи для того кто позади имама, все равно читает ли имам в слух или нет (ведь это было во время утренней молитвы). И нет в иснаде этого хадиса проблемы». См. 'Ауну ль-Ма'буд 2\196.

Это хадис посчитали хорошим такие ученые как ибн Хаджар, ат-Тирмизи, аль-Байхаки, ад-Даракутни, ан-Науауи, также очевидно, что его посчитал хорошим имам аль-Бухари, ибн Хазм.

См. Фатхуль- Бари 2\314, аль-Джамии' – хадис 3111 , ас-Сунан аль-Кубра 163\2 , Сунан ад-Даракутни 345\3 хадис 1226 , аль-Маджму' 3\315, Джуз'у ль-Кираати 18, аль-Мухалля 3\201.

Некоторые ученые посчитали этот хадис слабым по причинам, разбор которых будет немного сложным для простого читателя, и мы не будем упоминать этого, так как во-первых достаточно тех кто его посчитал достоверным, во-вторых есть достоверные варианты с достоверностью которых согласился даже тот, кто посчитал вышеупомянутый вариант слабым.

Например хадис который передал имам аль-Бухари в своей книге Джуз'у ль-Кираати (34) от Убада ибн ас-Самит – да будет доволен им Аллах – то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал его сподвижникам: Вы читатете Коран когда бываете со мной в намазе?

Они сказали: Да.

На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

«Не делайте этого, кроме как уммуль-Коран (аль-фатиха)».

Сказал шейх Альбани: иснад его хасан (хороший). См. Даиф сунан Аби Дауд 9\327

Этот хадис общий во всех намазах.

Также другой хадис, который также передал имам аль-Бухари в той же книге (35) от сподвижника (неизвестность сподвижника не вредит) то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – совершил намаз, спросил сподвижников:

«Вы читаете (Коран), в то время как имам читает?»

Они сказали: «Да, мы делаем это».

На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

«Не делайте этого, кроме как если один из вас будет читать аль-фатиху про себя».

Сказал шейх Альбани: Иснад этого хадиса на условии Муслима, и неизвестность сподвижника не вредит. См. Даи'ф сунан Аби Дауд 9\327

Как мы видим во всех этих хадисах – подтверждение для общего текста который был приведен в самом начале, то что чтение аль-фатихи обязательно во всех состояниях.

Следующий аргумент – хадис в котором Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – обучая человека намазу сказал ему: «Если ты будешь делать намаз, то соверши такбир , затем прочитай то что можешь из Корана ….. (затем были упомянуты другие положения)… И делай это во всех твоих молитвах».См. аль-Бухари 757.

Как это очевидно хадисы об обязательности чтения аль-фатихи указывают на то, что человек должен читать в первую очередь из Корана. И этот хадис также общий во всех намазах.

См. Фатхуль- Бари 2\314 , аль-Маджмуа 3\308.

Что же касается аргументов ученых говорящих о том, что в намазах, в которых имам читает вслух, то это аргументация общими текстами, которые по правилам должны быть конкретизированы частными текстами в отношении аль-фатихи.

Как например слово Всевышнего Аллаха (смысл):

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание». Сура аль-Араф 204.

Один из ответов на это – то что этот аят общий во всем Коране, в то время как хадисы частные в его отдельной части, аль-фатихе, более того в некоторых из них явное исключение аль-фатихи из запрета чтения позади имама. См. аль-Маджмуа 3\316, аль-Мухалля 3\200.

Также дело обстоит с хадисом: «Тот у кого есть имам, то чтение имама будет чтением для него (т.е. достаточно его чтения)».Передал этот хадис ибн Маджа 850 , имам Ахмад 14116 и др.

Ответ на него – то, что такие ученые как имам аль-Бухари, аль-Байхаки, ан-Науауи, ибн Хаджар, ибн Хазм и др. посчитали этот хадис недостоверным. См. ат-Талхис аль-Хабир 1\422, ас-Сунан аль-Кубра, Сунан ад-Даракутни, аль-Маджму' 3\315, Джуз'у ль-Кираати 8, аль-Мухалля 3\203.

И здесь не будем также подробно разбирать хадисную часть вопроса, так как это хадис, если и предположить его достоверность также общий, в то время как хадисы об обязательности аль-фатихи – частные.

Другой хадис – хадис который передал Абу Хурейра – да будет доволен им Аллах – то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – закончил намаз в которой читал в слух, и сказал:

«Кто-то читал вместе со мной только что?»

Сказал один человек: «Да, О Посланник Аллаха».

На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – ответил:

«Я и думаю (говорю) что это мешает мне читать (или вмешивается в мое чтение)!»

Сказал: И прекратили люди читать вместе с Посланником Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – в тех намазах, в которых он читал вслух, когда услышали это от Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует. См. Абу Дауд 821, ат-Тирмизи 312, ан-Насаи 918, ибн Маджа 848.

Сказали некоторые ученые: "Этот хадис является отменяющим обязательность чтения аль-фатихи позади имама в намазах, в которых он читает вслух.

Так как слова: "И прекратили люди читать вместе с Посланником Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – в тех намазах в которых он читал в слух, когда услышали это от Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует" – слова Абу Хурейры – передатчика хадиса который передал это аннулирование (насх)."

Первая группа ученых ответила на это следующим образом:

Во-первых, слова: "И прекратили люди читать …….."– не слова Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах – а слова аз-Зухри, передатчика от Абу Хурейры.

Сказал ибн Хаджар: Эти слова – внесенные в сообщение - слова аз-Зухри, разъяснил это аль-Хатыб, согласился с ним аль-Бухари в "ат-Тарих", Абу Дауд, Якуб ибн Суфьян, аз-Зухели, аль-Хаттаби и др. См. ат-Талхис аль-Хабир 1\421.

Во-вторых, имам Абу Бакр аль-Хазими в своей книге "аль-Иттибар фи ан-Насих уа аль-Мансух миналь-Асар", наоборот посчитал что этот хадис отменен хадисами обязывающими чтением аль-фатихи во всех состояниях.

И его аргумент в этом - то, что передано от Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах – от Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует:

«Тот кто совершает намаз и не читает в нем уммуль-Коран (аль-фатиху), то его намаз неполный (т.е. недостоверный)». Был спрошен Абу Хурейра:«Мы бываем позади имама (т.е. что нам делать?)» На что он ответил: «Читай ее про себя (т.е. тихо)». См. Муслим 904.

В этом хадисе тот же сподвижник, Абу Хурейра – да будет доволен им Аллах – который передает хадис который некоторые ученые посчитали аннулирующим хадисы об обязательности чтения аль-фатихи во всех состояниях, приказывает читать аль-фатиху позади имама, что указывает на то что это было последним положением.

См. книге аль-Иттибар фи ан-Насих уа аль-Мансух миналь-Асар 1\100.

Однако конечно более очевидно что нет никакой отмены, однако первый хадис общий, а хадисы о аль-фатихе частные, а приказ Абу Хурейры - да будет доволен им Аллах – только подтверждает это.

Это в принципе основные аргументы в этом вопросе. Некоторые другие были оставлены, так как они по своему смыслу в принципе возвращаются к упомянутому.

Это то, что кажется более очевидным в этом вопросе, и знание об истине у Аллаха.

__________________________

Чтение фатихи за имамом.

Вопрос: Является ли чтение (суры) аль-Фатиха в молитве, когда суры читаются вслух, обязательным касательно того, кто молится за имамом? Я читала ее постоянно. Затем моя устаза сделала замечание, что не обязательно ее читать, указав на слова Шейха аль-Албани, в котором говорится, что ее чтение было обязательным в начале. Потом был отменен. Надеюсь на разъяснение данного вопроса с доводами вместе с опровержением мнения аль-Албани. Т.к. я хочу знать опровержение, которое мы скажем устазе .

Ответ:

Хвала Аллаху.

Во-первых, до этого мы упоминали разногласие между учеными в этом вопросе вместе с некоторыми доводами, которые они привели. И что более правильное мнение - это обязательность чтении Фатихи для стоящего за имамом в молитвах, где суры читаются вслух. Это фетвы под номерами 10995 и 26746,

Во-вторых, что же касается Шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, то он считал, что чтение (сур) за имамом - отменено. И привел в доказательство (хадис), который передал Абу Дауд (826), ат-Тирмизи (312), Ахмад (7270), и ибн Хиббан (1851) от Абу Хурайра, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) закончил молитву, в которой читались (суры) вслух, сказал:

«Кто-нибудь из вас читал Коран только что?»

Один человек сказал: «Да, о Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам)».

На что (Посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам)) сказал:

«Поистине, я говорю: "С кем я соперничаю (досл. "спорю, борюсь"), (читая Коран)?»

И сказал (передатчик хадиса):

«И прекратили читать люди (суры) с Посланником Аллаха в том, что он читал в слух в молитвах, когда услышали об этом от Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам)».

Однако (другие) ученые разъяснили, что слова в хадисе ("И прекратили читать люди..." и до конца не являются словами Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, однако являются словами ибн Шихаба аз-Зухрий, да будет доволен им Аллах. И поэтому в них нет довода.

Сказал Абу Дауд после того, как передал этот хадис:

"Я слышал Мухаммада ибн Яхья ибн Фариса, который сказал: "Что же касается слов: "И прекратили люди..." - то это из слов аз-Зухрий".

То же самое сказал ат-Тирмизи:

"Передали некоторые последователи аз-Зухри, это хадис и упомянули эти слова: "и сказал аз-Зухрий: "И прекратили люди читать (суры), когда услышали это от Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам)".

Сказал аль-Байхакий в "ас-Сунан" (226/2):

"аль-Ауза'и сохранил (истинное) положение этих слов и отделил их от хадиса".

Сказал ибн 'Абдуль-Барр, да помилует его Аллах:

"Что же касается слов в этом хадисе: "И прекратили люди читать ..." и до конца хадиса, то большинство передатчиков от ибн Шихаба считают, что это слова ибн Шихаба".

См. "аль-Истизкар" (464/1).

Сказал аль-Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах:

"Слова: "И прекратили люди…" и до конца - то это является "мудрадж аль-хабар" (добавка в матне от передатчика) со слов аз-Зухрий. И это разъяснил аль-Хатыб. И на этом остановились аль-Бухарий в "ат-Тарих", Абу Дауд, Йакуб ибн Суфьян, аз-Зухлий, аль-Хаттаби и другие".

См. "ат-Талхис аль-Хабир" (565/1).

Сказал ибн аль-Мулаккин, да помилует его Аллах:

"Слова:"И прекратили люди…"и до конца - это из слов аз-Зухрий, и не является "марфу' " (доходящий до Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам)). Так же сказали аль-Бухари, аз-Захаби, ибн Фарис, Абу Дауд, ибн Хиббан, аль-Хаттабий и др.". См. "Миркату аль-Мафатих" (701/2).

И то, что приводят в довод на то, что это не слова Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, что сам Абу Хурейра приказывал читать Фатиху за имамом.

Сказал аль-Байхакий в "аль-Ма'рифа" (77/3):

"Как же это может быть достоверным от Абу Хурейра, когда Абу Хурейра повелевал читать (Фатиху) за имамом как в молитвах, когда читаются вслух, так и про себя?!"

Передает ан-Насаи в "аль-Кубра" (2895) хадис от Абу Хурейра и посчитал его слабым, сказав:

"В достоверность этого хадиса от Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) надо смотреть, т.к. в его передатчиках есть ибн Укайма аль-Лейси. И этот человек неизвестен, не передал ничего, кроме как одного этого хадиса. И никто не передает от него, кроме как аз-Зухри. и аз-Зухри не знал что-либо о нем, кроме как видел его разговаривающим с Са'идом ибн аль-Муссеибом. И сказал аль-Хумейдий касательно хадиса ибн Укайма: "Этот человек - неизвестен ("маджхуль"), не передается от него ничего другого".

Сказал ан-Насаи: "В утвержденном хадисе от аль-'Аля ибн 'Абди-Рахман от Абу аш-Шаиб, от Абу Хурайра от Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), (который сказал): "Тот, кто совершил молитву и не прочитал "Умм аль-Куран" ("Мать Корана", т.е. Фатиха), то она (т.е. молитва) неполноценная".И я сказал: "О Абу Хурейра, поистине порой я оказываюсь за имамом". Он взял меня за руку и сказа: "О Фарис, читай ее про себя".

И Абу Хурейра передал эти два хадиса. И это указывает на слабость версии ибн Укейма. Или подразумевается, что в хадисе ибн Укейма запрет на чтение вслух за имамом. Или запрет на чтение (других) сур, когда имам читает вслух". Конец слов.

В итоге: правильным является то, что это (предложение) является добавкой аз-Зухри ("мудрадж"), и не является словами Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах.

Если и предположить, что это действительно слова Абу Хурейра, то их смысл: "Запрет на чтение вслух за имамом или запрет на чтение сур после Фатихи и т.п."

А что касается мнения о запрете чтения Фатихи и мнения, что (чтение) было отменено - которое выбрал Шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, в книге "Сыфату ас-Саля" (Описание молитвы) 97 стр., то уже было разобрано то, что приходит в этом вопросе, и в отсутствии правильной основы, на которой оно зиждется.

Сказал Шейх ибн аль-'Усаймин, да помилует его Аллах:

«Что же касается хадиса Абу Хурейра, который есть в "ас-Сунан" так же, и в котором говорится: "И прекратили люди читать то, что читал вслух Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам)...", то смысл "чтения", которое прекратили люди, то это чтение (сур) помимо Фатихи. Т.к. является невозможным, что они прекратили читать суру, о которой сказал Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: "Ничего не делайте (т.е. не читайте), кроме Матери Корана (Фатихи), ведь нет молитвы у того, кто не прочитал ее".

Поэтому является правильным, что мнение того, кто говорит, что это отмененное, т.е. чтение за имамом, который читает вслух, отменено - это мнение неправильное. Т.к. если нельзя (считать) отмененным, когда можно объединить (доводы). И всем известно, что если можно объединить (доводы) через уточнение ("ат-тахсис"), то выбирается мнение об отмене (хукма)».

Источник: "Маджму' фатауа уа расаиль аль-'Усаймин" (131/13).

И что же касается того, чтобы приводить в довод этот хадис на то, что чтение за имамом отменено - то это не является явным, т.к. эти слова не являются подтвержденными, как слова Абу Хурейра. Однако это слова аз-Зухрий.

И если даже предположить, что это слова Абу Хурейра, то смысл слов, что люди прекратили читать - то, что помимо Фатихи, чтобы объединить все доводы, которые передаются касательно этого вопроса.

И необходимо обратить внимание, что это вопрос из вопросов иджтихада. И тот, кто может рассмотреть доводы и выбрать наиболее сильный среди них - тот поступаем согласно тому мнение, которому он предпочел. А тот, кто не может этого сделать, делает таклид за тем, кому он доверяет в его религиозности и знаниях.

И запрещено делать из этого вопроса идждихада поводом поношения ученых, или предметом спора, который приводит к фанатичности, разделению и разобщению сердец.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Источник: https://islamqa.info/ar/231217

_________________________

Наши рекомендации