В белых штанах которые носят в арабских странах под камисом. Если человек совершает намаз в таких штанах, то нет проблемы, и его намаз принимается.
Здесь имам аль Барбахари имеет ввиду, если над этими штанами ними камис (длинная рубашка). Он не имеет ввиду в одних этих штанах. Он имеет в виду, если над ними есть камис или над ними есть изар и тому подобное.
В этом вопросе противоречат рафидиты. Рафидиты считают этот намаз недействительным, если он совершает (саравиль) в таких штанах.
Поэтому имам привел этот пункт, для того, чтобы привести им опровержение.
А в одних штанах без камиса или изара намаз читать не нужно. Ты должен читать намаз как минимум в двух одеждах.
«Саравиль» - это единственное число этого слова: «Саравилят».
Что касается тех, кто говорит «сирваль» то это не красноречивое арабский язык, такого нет, в арабском языке нет такого слова «сирваль».
Пришло от Умара ибн Хаттаба что он сказал: «Совершай намаз в саравилях но чтобы над ними была рида».
То есть, как минимум в двух одеждах, а не просто в штанах. Если же человек не находит больше никакой одежды, кроме этих штанишек, то его намаз действителен, так как он вынужден совершать намаз таким образом.
Если же он совершает намаз, вместе с тем, что у него есть другая одежда, то его намаз тоже действительный, только с грехом, если его одежда закрывает аурат, если его саравиль такие широкие, что закрывают аурат, то его намаз будет действителен.
И пришел относительно этого хадис от Абу Умамы с хорошим иснадом: «О Посланник Аллаха, обладатели книги надевают штаны, но изар сверху не надевают (только в одних штанах ходят)». Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «А вы одевайте штанишки и еще сверху одевайте изар». То есть в одних штанах на улицу не выходите.
Поэтому, в том, чтобы ходить так, есть уподобление ахлю китаб, уподоблением обладателям книги. Не говоря уже про европейскую одежду, про джинсы и тому подобные штаны. Их носить не разрешается, так как это уподобление неверующим. Этот вопрос мы разберем подробно, ин ша Аллах с доводами, если будет нужда. Здесь на этом ограничимся.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Не все ученые согласны с тем, что ношение штанов является уподоблением кафирам в наше время, потому что это делают и многие мусульмане.
В этом хадисе ясно разъясняется причина порицания или пусть даже скажем запрета: "Запретил совершать намаз в штанах (сарауиль), без накидки (рида)".
Смысл не в том, что запрещено делать намаз в штанах, а в том, чтобы делать намаз ТОЛЬКО в штанах без покрытия верхней части тела! И по этой причине во всех версиях упоминается это: "делать намаз в штанах БЕЗ РИДА"
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади (5/138) передал, что Абу Бакр ан-Найсабури говорил относительно этого хадиса: “Понимание (фикъх) этого хадиса в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил делать намаз только в одних штанах!”
Следовательно, если у меня вместе с штанами есть сверху футболка или кофта, то я никак не попадают под этот запрет.
Этот хадис подобен другому хадису, что приводит имам аль-Бухари 1/152, в котором посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не совершает молитву в одной одежде, с непокрытыми плечами!»
По этой причине шейх Шамсуль-Хаккъ Азым Абади в «Шарх Сунан АБи Дауд» 2/440 к этому хадису: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил совершать намаз в штанах (сарауиль), без накидки (рида)", сказал: “Поскольку в таком случае будут оголятся плечи, а их прикрывать необходимо, если есть возможность”. После чего он привел упомянутый хадис: «Пусть никто из вас не совершает молитву в одной одежде, с непокрытыми пчелами!»
Но даже при таком прямом хадисе среди ученых было разногласие, нарушается ли молитва, совершенная с открытыми плечами или нет.
Они разделяли понятие «аурат» мужчины в общем и аурат в намазе. В общем известно, что аурат мужчины между пупком и коленами, как на это указывает хадис. А что касается аурата в намазе, то было разногласие. Те, кто считал, что это нарушает намаз (т.е. неприкрытые плечи) опирались на упомянутый хадис. А те, кто считал, что это не нарушает намаз опирались на понимание сподвижников, ибо когда однажды Ибн Умар совершил намаз с открытыми плечами, ему один сказал: «Почему ты сделал намаз так?» на что он ответил: "Чтобы такой тупица как ты это видел! Разве у кого-либо во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) было две одежды?!"аль-Бухари 1/154.
Мухаммад ибн Ка'б рассказывал: “Поведал мне тот, кто видел 'Аммар ибн Ясира, что он был в штанах. Он говорил: «Я посмотрел на его спину и увидел множество синяков»”. Ибн Са'д в “ат-Табакъат” 3/248.
Тут в асаре упоминается слово "сируаль", а это то же самое, что штаны в наше время.
Шейх аль-Альбани говорил, что это не штаны (банталюн), а шаравары. Но шейх Ибн Баз называл сируаль штанами (банталюн). См. "Фатауа Ибн Баз" 10/414.
Также в словаре «Му'джам аль-агълят ал-люгъауия аль-му'асыра» 305 сказано: "Сируаль – это то, что называют банталюн. Это одежда, имеющая два длинных ствола, прикрывающая нижнюю часть тела".
И асаров о том, что саляфы носили сируаль, т.е. штаны, очень много. Имам Ибн Аби Шейба в "аль-Мусаннаф" 5/170 приводил:
- Али ибн Аби Талиб обратился к нам с проповедью в Куфе, и на нем был сируаль.
- Я видел аш-Ша'би, на котором был сируаль.
- Когда наступала зима, Хасан аль-Басри надевал сируаль.
- Абу Хальда рассказывал: "Я увидел Абу-ль-Алию на котором был сируаль и спросил: "Почему ты носишь сируаль?" Он ответил: "Потому что это одежда мужчин!"
Также Усайм ибн Бистас рассказывал: "Я видел Са'ид ибн аль-Мусайиба, который посетил ночную молитву в сируале и рида". Ибн Са'д в "ат-Табакъат" 5869.
Т.е. на этом имаме таби'инов были штаны, а что касается рида, то это накидка, покрывающая верхнюю часть тела, как сказано в "Му'джам аль-уасыт".
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим 60 лет назад сказал: "Что касается штанов, то если они являются из числа одежды неверных и их личного украшения, то это запрещено по причине уподобления им. Если же это не является их качеством, то нет в этом проблем, поскольку основа в одеянии - это дозволенность, если только довод не укажет на запрет!" См. "Фатауа Ибн Ибрахим" 4/68.
Это очень важно брат понимать, что основа в одежде - это дозволенность, кроме как если только будет явный запрет!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кушайте, пейте, давайте садакъа и носите одежду, но только избегайте в этом расточительства и высокомерия!» Ахмад 6708, Ибн Маджах 3605, аль-Хаким 7188. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Ибн ‘Аббас сказал: “Кушайте, что хотите и надевайте что хотите, но избегайте две вещи: излишество и высокомерие!” Ибн Аби Шайба 8/218. Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным.
Что касается вопроса молитвы в штанах, то штаны должны быть широкими, а не узкими. Но если допустить, что мусульмане многие делают упущение в этом вопросе, то влияет ли на молитву как-то тесная одежда, обтягивающая аурат у мужчины? Есть ли такое условие, чтобы одежда была не обтягивающей?
Ханафитский имам Ибн ‘Абидин, комментируя слова «Не повредит молящемуся то, что одежда обтягивает», сказал: “Например, обтягивает зад. В «Шарх аль-мунья» сказано так: “Если одежда плотная, что не видно цвета кожи, но обтягивает части тела, выделяя форму, то нельзя запрещать молитву в таком случае, потому что прикрытие ‘аурата выполнено”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/84.
Маликитский имам ад-Дусукъи сказал: “Молитва в обтягивающей ‘аурат одежде действительна, однако это порицаемо. И желательно повторить такую молитву, если есть время”. См. “Хашия ад-Дусукъи” 2/309.
Шафиит ан-Науауи сказал: "Наши сторонники говорили: "Является обязательным прикрыть тело так, чтобы не просвечивался цвет кожи, и поэтому недостаточно надеть тонкую одежду, через которую видно белую или темную кожу!" А потом сказал: "И если человек покрыл тело так, что оно не просвечивается, но стали обтягиваться части тела, как колени, мышцы ягодиц и т.п., то молитва является действительной, поскольку аурат прикрыт. Передают, что ад-Дарими и автор книги "аль-Баян" сказали, что если тело обтягивается, то молитва не действительна. Однако это мнение явно ошибочное!" См. "аль-Маджму'" 3/176.
Слова приписанные шейху аль-Альбани о том, что молитва в обтягивающих штанах, джинсах нарушает молитву, не имеют основы! Наоборот, когда шейха аль-Альбани спросили о действительности молитвы и ее дозволенности в штанах, он сказал, что молитва действительна, однако он заслуживает грех. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" 689.
Ханбалитский имам аль-Бухути сказал: “И не принимается в счет условие, чтобы тело не обтягивалось, поскольку это сложно избежать”. См. “ар-Рауд” 1/494.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Одежду, которая выделяет части тела женщины, ее ягодицы, соединение частей тела, не дозволено надевать! Обтягивающую одежду не дозволено надевать ни мужчинам, ни женщинам, однако в отношении женщин это еще строже, поскольку их искушение хуже. Что же касается молитвы в такой одежде, то если человек совершит молитву, когда его ‘аурат закрыт такой одеждой, то молитва его действительна, поскольку ‘аурат закрыт. Однако он получит грех, если будет делать молитву в такой обтягивающей одежде, потому что он может упустить какую-либо важную часть молитвы (сделать не полноценно) по причине тесной одежды. Это с одной стороны. С другой стороны в такой одежде человек будет призывать к искушению, и обращать на себя взоры, особенно это касается женщины. По этой причине обязательным является для женщины покрывать тело широкой одеждой, через которую не будут выделяться части тела, дабы не обращали на нее взоры. И не должна быть одежда ее тонкой и прозрачной, а должна быть свободной и полноценно покрывающей”. См. “Фатауа аль-Фаузан” 3/454.
Конечно лучше надевать то, что именуется в наше время, как "джилябия", чем штаны, если есть такая возможность, поскольку во-первых: эта одежда лучше закрывает аурат и не обтягивает его. А во-вторых, Умм Саляма рассказывала: "Любимым одеянием посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был къамис". См. "Сахих Сунан Аби Дауд" 3396.
Но также еще надо учитывать, что не в любой местности ношение камиса - джалябии будет доступным. С одной стороны это проблематично в кафирских странах, а с другой это будет выделением из общества.
Со слов Ибн Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Тот, кто носил в мире этом одежду шухра, на того Аллах наденет в День воскрешения одежду унижения!» Абу Дауд 4029, Ибн Маджах 3606. Хафиз аль-Мунзири, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Речь в хадисе идет о "либас шухра" - одежде, которой выделяются среди людей, как например ее цветом (или фасоном), в результате чего люди обращают на него внимание, а он начинает проявлять гордыню и высокомерие. См. "ан-Нихая" 2/515.
Имам аш-Шаукани писал: “В этом хадисе содержится указание на запрет ношения одежды, вызывающей гордыню и высокомерие. К этому также относится тот, кто надевает одежду отличную от одежды общества. Также запрещенной является одежда, надеваемая для того, чтобы выделиться ею среди людей, независимо от того будет ли она дорогой или дешевой, будет ли соответствовать одеянию людей или нет, ибо в этом случае запрет связан с проявлением горделивости и высокомерия”. См. “Найлюль-аутар” 2/94.
Примеры того, как саляфы порицали и не надевали сами одежду, отличную от их общества:
‘Ади ибн аль-Фадль рассказывал: “Однажды Айюб (ас-Сахтияни) сказал мне: «Сделай мне сандалии подобно сандалиям, которые носил посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха)».Когда я сделал ему их, он носил их некоторое время, а затем снял. Когда же я спросил его о причине этого, он ответил: «Я не вижу, чтобы люди надевали это»”. Ибн Аби ад-Дунья в “ат-Тауаду’ уаль-хумуль” 62.
Хусайн ибн Абдур-Рахман рассказывал: “Зубайд аль-Ями носил широкий плащ, и я услышал, что Ибрахим ан-Наха’и порицал его за это. Он сказал ему: «Поистине, люди носили это!» Он ответил: «Конечно, однако нет уже тех, кто носил это. И если сегодня кто-то надевает это, то начинает выделяться и на него указывают пальцем»”. Ибн Аби Шейба 5/205.
Имам ат-Табари сказал: “Поистине, следование (в одеянии) за людьми своего времени, является проявлением нравственности, если только в этом нет греха. А в отличии от них, есть «шухра»”. См. “Фатхуль-Бари” 12/24.
Однако, нельзя опираясь на то, что ношение платка женщиной в странах неверных будет выделением от одеяния общества, снимать его; или опускать края одежды без причины ниже щиколотки; или носить одежду, не соответствующую нормам шариата, и т.п. так как речь идет о том, в чем нет греха!
Шейх Ибн Усаймин сказал: "Одевание чалмы не является Сунной, однако это традиция людей, а Сунна для каждого человека - это одевать то, что одевают люди, кроме того, что является запрещенным само по себе. И мы говорим так, поскольку если он оденет то, что будет противоречить тому, к чему привыкли люди, то это будет либас шухра, а посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запретил одежду, которая вызывает повышенное внимание. Если мы будем в стране, где носят чалмы, то будем носить чалму, а если будем в стране, где их не носят, то не будем. И я думаю страны мусульман в наши дни различаются друг от друга, и есть страны где большинство людей носят чалму, а есть некоторые страны, где наоборот. И посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) одевал чалму, лишь поскольку она была привычным одеянием в его время, и поэтому он не приказал одевать ее, а лишь предостерег от либос шухра, давая нам понять, что Сунна в одежде для человека - одевать то, к чему привыкли люди, за исключением того, что является запретным. И если мы предположим, что мужчины в какой-то местности привыкли носить шелковую одежду, то мы скажем: "это харам!", и мы не согласимся в этом с ними, и если в какой-либо стране привыкли носить одежду, спускающуюся ниже щиколоток, то мы скажем: "это харам!", и мы не согласимся с ними в этом". См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 23/160.
Хадис из Сахиха аль-Бухари № 363, что передается со слов аль-Мугъиры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил однажды молитву в Шамском плаще, накидке. И аль-Бухари называет эту главу так: "Совершение молитвы в джуббе из Шама".
В то время Шам был кафирской землей, находящейся под властью римлян. По этой причине в некоторых версиях этого хадиса сказано: "на нем был тесный, римский плащ". ат-Тирмизи 1728.
Хафиз Ибн Хаджар сказал относительно заголовка, который дал этому хадису имам аль-Бухари: "Этот заголовок указывает на дозволенность совершения молитвы в одежде кафиров, если не известно точно наличие на ней наджасы. Название Шама упоминается из-за точности текста хадиса, ведь в то время Шам был землей неверных". См. "Фатхуль-Бари" 1/525.
Итак, мы видим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) носил и совершал молитву в одежде, которая была одеждой неверных!
Спросили шейха Ибн Усаймина: "Каков критерий уподобления неверным?"
Шейх ответил: "Критерий уподобления - это совершать что-то, что присуще только неверным. Когда мусульманин совершает что-то, что является отличительным свойством неверных. Однако то, что распространилось среди мусульман и что перестало быть отличительным качество неверных, то это не является уподоблением им, если только не будет запрета с другой стороны. То, что мы сказали, указывает на это, и об этом также говорил автор книги "аль-Фатх" 10/272 (Ибн Хаджар), который сказал: "Некоторые саляфы порицали ношение бурнуса (определенный головной убор), поскольку его носили монахи. Когда Малика спросили об этом, он сказал: "Нет в этом проблем". Ему сказали: "Но это ведь из числа одеяний христиан?" Он ответил: "Ее надевали тут (мусульмане)". Если бы Малик в качестве довода (на дозволенность) привел хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), то было бы лучше.
Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про одежду человека в ихраме, он сказал: "Он не надевает ни рубаху, ни сируаль (штаны), ни баранис (головной убор, о котором спрашивали Малика)". (Примечание: Т.е. если эти вещи не одевает именно человек в состоянии ихрама, то вне ихрама надевать это дозволено. А если бы они были запрещены в основе, то не было бы смысла конкретизировать запрет именно состоянием ихрама во время Хаджа).
Также в "аль-Фатх" 1/307 говорится: "Если мы скажем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это (садиться на красные определенные подстилки) по причине того, что это было уподобление иностранцам-неверным, а в этом польза со стороны религии. Однако это было их отличительным качеством тогда, тогда как если сейчас это перестало быть их определенным поступком, то исчезает причина и порицаемость этого".
См. "Фатауа Ибн Усаймин" 3/47-48.
Шейх Ибн Усаймин говорил: “В чем заключается суть уподобления неверным? Суть заключается в том, чтобы человек носил то, что свойственно только неверным, будь это одежда, обувь, или что-то иное. Но если он носит то, что свойственно как мусульманам, так и неверным и используется ими совместно, то это не является уподоблением, даже если изначально оно было присуще только неверным, как это передали ученые, среди которых имам Малик, Ибн Хаджар и другие”. См. «Шарх ас-Сияса аш-шар‘ия» 65.
Ученых Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом спросили: «Каково положение ношения штанов, которые облегают тело, а также широких штанов, или же штанов определенного фасона?» Они ответили: “Основой в одежде является то, что она дозволена, кроме той, что сделал запретным шариат, как, например, запрет золота и шелка для мужчин. Ношение же штанов не является одеянием только неверных. Однако нельзя носить такие штаны, которые обтягивают части тела, включая даже промежность. Что же касается широких штанов, то их ношение является дозволенным, если только носящий их не стремится тем самым уподобляться неверным”.
См. “Фатауа аль-Ляджна” 24/40.
[Конец примечания].
О лицемерии.