Можно ли носить длинные волосы священнослужителям?

МОЖНО ЛИ НОСИТЬ ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ?

можно ли носить длинные волосы священнослужителям? - student2.ru

ДОКЛАД АРХИЕПИСКОПА ПАВЛА
ТБИЛИССКОГО И ВСЕЯ ГРУЗИИ

Недавно мы спорили: должны ли священнослужители носить длинные волосы? Некоторые наши христиане соблазняются тем, что диаконы, священники и епископы нашей церкви носят длинные волоса. Но и есть такие староверы, которые, склонны к разговорам о стрижении волос священнослужителям.

Вопрос о волосах нами разобран подробно, поэтому не буду повторяться, а лишь вкратце изложу те основные положения и свидетельства, из чего и складывается наше мнение о стрижении волос священнослужителями. Начнем с самого первого и главного источника — Священного Писания и его святоотеческого толкования.

Святое Писание и Святые отцы Церкви о длинных волосах носимых как мирянами, так и священнослужителями

Мы имеем материалы для канонического решения этого вопроса. На их основании смело можно утверждать, что все священнослужители (в том числе и епископы) должны стричь волосы. На счет этого имеются весьма строгие предписания святых отцов.

1.Пускать длинные волосы подобно женщинам в православной церкви запрещено самим апостолом Павлом.Он, в 1 Послании Коринфянам (гл. 11) говорит: «…держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос. Жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия. А жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа (ек фпх бндсьт), так и муж через жену (дйб гхнбйкьт). Все же — от Бога. Рассудите сами. Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии».

2.Мысль апостола, по толкованию блаж. Феофилакта, заключается именно в том, что длинные волосы являются знаком покрывала и подчинения. Женщина должна расти волосы в знак подчинения мужу, так как Господь поставил мужа ей главой. Как подчиненная, ее голова должна быть покрытой, а в покрывала даны ей длинные волосы. Поэтому, если женщина стрижет их, то это бесчестие для нее, ибо этим она заявляет как бы о своей неподчиненности, что бесчестит ее.

Мужу же «воспрещает иметь покрытую голову не всегда, но только во время молитвы и пророчества». Но так, как длинные волосы – это знак покрывала, а покрытие головы знак подчинения, то для мужа «бесчестие растить волосы». Поэтому, по толкованию блаж. Феофилакта, он должен «уничтожить покрытие головы не только одеждой, но и волосами».

«Почему же он бесчестит голову свою? — спрашивает блаж. Феофилакт, и сам же дает ответ, — «Потому, что поставлен начальником и властителем, а между тем сам делает себя подвластным. Ибо покрытие головы означает наложение власти на голову, покрывало на голове занимает место властителя, и служит знаком подчинения».

«Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения?» — спросим и мы вместе с блаж. Феофилактом. И если это бесчестие для мирян, то разве не более ли бесчестит священнослужителей, которые являются поставленными главами, как по природе, так и по священнической власти?

Что бесчестно для мужа мирянина ПО ПРИРОДЕ, как может быть честью для священника? И наоборот, как может быть честью для священника то, что является таковым только для женщины, и то как знак подчинения и подвластности.

Догматически и канонически, священник именно потому и не должен расти волосы, что является не только мужем по природе, но еще и пастырем, главой своей паствы, епископом церкви. Длинноволосый епископ ниже женщины и бесчестен перед Господом! Таков смысл толкования (Полный текст толкования см. в дополнении).

3.Преп. Никон Черногорец пишет: «Иже междоречию в монастырех суще, рекше во градех зовомых, власы женскими радующися... И богообразно внешних ради ходити, и не хотети от зрящих прияти мзду или благодать, тужде есть соборныя Церкви вретище непроявленно и власы неотрезаеми, по проповеди апостольстей, муж бо рече не должен растити власы, образ и слава Божия сый... Мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия» (Пандекты. Почаев, 1795. Слово 37).

4.В своих толкованиях на книгу прор. Иезекииля, блаж. Иероним пишет, что христианские священнослужители не должны брить волос на голове, подобно жрецам Изиды и Сераписа, ни отпускать длинных волос, подобно «галантным» людям, варварам и борцам,а должны быть священнослужителями скромными; кро-ме того, они не должны сплетать из волос венки, или постригать их так, чтобы выглядели они, как бритые, а следует столько подстригать волосы, чтобы голова была свободна для движения (Migne, s. I, t. 25, соl. 427-448. См. также Блаж. Иероним. Толкование на пророка Иезекииля. Москва, 1889. Ч. 1. Гл. 44. стр. 273).

С уважением,

Павел.

Дополнение

Несмотря на вышеприведенные доказательства, мне были предъявлены еще некоторые дополнительные аргументы в пользу ношения длинных волос священнослужителями и якобы ошибочности моего подхода. Предлагаю вам отче Андрее и эти материалы и мои на них ответы.

1. "С апостольских времен, во время рукоположения во диаконы или во священники, вначале новопоставленному епископ собственноручно выстригал волосы на темени крестообразно, а заканчивал всю процедуру пострижения гуменца определенное лицо, которое было специально для этого назначено из духовенства, чаще всего это были диаконы и именовались оне – стригольниками".

После этого повествования переходят к истории "стригольников" и рассказывают о их ереси", которая появилась в России в XIV веке, описывают некоторые ее детали (например то, что они отвергали церковные предания и обычаи…). А после краткого исторического экскурса, заключают: "XV веке эта ересь еще раз всколыхнуло Русь… ересь сия именовалась "стригольниками", поэтому, как видно (откуда видно - ? архиеп. П.) уже в конце 14 или 15 веков святыми отцами было отменено ношение гуменца, так как у православия един закон, един взгляд, едино дыхание" (Письмо, стр. 16).

Ответ: Должны отметить, что среди ученых и исследователей нет единого мнения о происхождении наименования "стригольники". Абсольютно неправильно связывать их наименование со словом "стрижение" (стричь, стричься, стрижение). Исследователи этой ереси и историки утверждают, что "слово "стригольник" отражает еврейское словосочетание, основанное на словах "делать тайным", "скрывать" и "открывать", "быть изгнанным". Академик Б. А. Рыбаков, опираясь на сочинение пермского епископа Стефана "Мерило праведное", доказывает, что духовный лидер стригольников диакон Карп после отлучения стал расстригой или стригольником. Отсюда его последователей стали называть "стригольниковыми учениками" (Свободная интернет энциклопедия "Википедия").

По другому источнику: "СТРИГОЛЬНИКИ, тайная иудейская секта, созданная на Руси иудеями-караимами и во многом схожая с ересью жидовствующих. По предположению исследователя М.М. Елизаровой, слово "стригольник" отражает еврейское словосочетание, основанное на словах "делать тайным", "скрывать" и "открывать", "обнажать", "быть изгнанным". Таким образом, в переводе с еврейского языка слово "стригольник" означало "хранящий откровение" или "тайный изгнанник" — понятие, близкое лексике тайных обществ гностиков и манихеев. Как считает Г.М. Прохоров, "стригольничество" — след первого влияния караимства в Северной Руси"ю

О связи стригольников с иудеями-караимами и о близком к ним учении сообщает Стефан Пермский: "Не достоит-де над мертвым пети, ни поминати, ни службы творити, ни милостыни давати за душю умершего".

"Стригольники, - писал в 1427 митр. Фотий, - саддукеем о нем проклятым подражающе суть, еже и яко и воскресению не надеюще быти мняху". Кроме того, веруя в Бога, стригольники, подобно караимам и "жидовская мудрствующим", не веровали в Божественность Исуса Христа: дьявол, говорит в своем послании на Русь Константинопольский патриарх, соблазнил их, не сумев прельстить многобожием, в противоположное заблуждение — "сотвори Сына Божия тварь именовати". Они также отвергали евхаристию и предавались "книжным мудрствованиям", по-своему толкуя "словеса книжная, яже суть сладка слышати хрестьяном" (источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/strigolniki.html).

Итак, исследователи "стригольничей" ереси утверждают, что это наименование "отражает еврейское словосочетание, основанное на словах "делать тайным"" или же оно происходит от их духовного лидера Карпа, который "после отлучения стал расстригой или стригольником. Отсюда его последователей стали называть "стригольниковыми учениками"".

Итак, "стригольничество" никак не связано с выстригиванием гуменца и данное фальшивое свидетельство обличается трудами ученых.

Более того явными фактами подтверждается, что в России XIV-XV веков никто выстригивания гуменца не запрещал. И это опять-таки подтверждается историческими свидетельствами. Собор созванный при патриархе Иоакиме свидетельствует: "протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос" (Голубинский 1997 — Голубинский Е. История русской церкви. В 3 т. М., 1997. 1:579, сноска 2).

По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось <…> никак не менее, как до начала XVIII в. (Голубинский Е. История русской церкви. В 3 т. М., 1997, 1:580). По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет" (см. Вероника Макарова. Облик русского священника: к истории длинных волос).

Это явно показывает, что в России Гуменце выстригивали вплоть до второй половины XVIII века ("острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось … никак не менее, как до начала XVIII в." (Голубинский Е. История русской церкви. В 3 т. М., 1997, 1:580).

2. Следующий аргумент, которого связуют с длиноволосием священников заключается в том, что "священство берет свое начало с Ветхаго Завета и установлено самим Господом Вседержителем. "Помажь и Аарона и сынов его и по-святи их, чтобы они были священ-никами Мне…" (Исх. 30:30) "И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия… Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс" (Исх. 28:2-4) "и объяви священникам… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем. Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего…" (Лев. 21:1, 5-6).

Ответ: Совершенно очевидно, что и здесь предлагается неправильное понимание Священного Писания и толкуется в вигодном им ключе, т. е. – в пользу длинноволосия священников. На самом же деле, в указанном месте (Лев. 21:5-6) говорится не о запрете стрижении волос священнослужителями, а о запрете обрытия волос. Ведь, сказано же явно: "Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей" (Лев. 21:5-6).

"Изуродование головы, бороды и тела в честь мертвых, запрещенное всем израильтянам вообще (Левит 19:27, 28), тем строже воспрещено служителям Иеговы, святого Бога, между тем запрещаемые обряды имели связь с языческими культами" (Толковая Библия Лопухина).

Как должен поступать священослужитель со своими волосами сказано у пророка Иезекииля. Конкретно, в 44-м главе (стих 20) по Острожской библии читаем: "…и егдá исхóдятъ къ лю́демъ во внѣ́шнiй двóръ, да совлекýтся ри́зъ свои́хъ, въ ни́хже тíи слýжатъ, и да положáтъ я́ въ прегрáдахъ святы́хъ, и облекýтся въ ри́зы и́ны, и да не освятя́тъ людíй въ ри́захъ свои́хъ: и глáвъ свои́хъ да не обрíютъ, и влáсъ свои́хъ да не растя́тъ, покрывáюще покры́ютъ главы́ своя́"

(По совр. русскому переводу: "А когда надобно будет выйти на внешний двор, на внешний двор к народу, тогда они должны будут снять одежды свои, в которых они служили, и оставить их в священ-ных комнатах, и одеться в другие одежды, чтобы священными одеждами сво-ими не прикасаться к народу. И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои").

В древности святые отцы ношение длинных волос укоряли и зазирали, часто даже вменялось непокорником в ересь:

"Во еже о ересях, великий Епифание о евхитстей ереси глаголет, яко и во другом негде предъята быша та честная наша братия. Иже междоречию в монастырех суще, рекше во градех зовомых, власы женскими радующися... И богообразно внешних ради ходити, и не хотети от зрящих прияти мзду или благодать, тужде есть соборныя Церкви вретище непроявленно и власы неотрезаеми, по проповеди апостольстей, муж бо рече не должен растити власы, образ и слава Божия сый... Мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия"( Преп. Никон Черныя горы. Пандекты. Почаев, 1795. Слово 37).

Блаженный Иероним говорит, что длинные волосы свойственны варварам, а "внешний вид священников должен быть благопристойным" (Блаж. Иероним. Толкование на пророка Иезеккииля. Москва, 1889. Ч. 1. Гл. 44. С. 273.).

Преп. Симеон Новый Богослов пишет об иереях, преступающих закон: "В длинных волосах, величаясь таким благообразием, они дерзают ставить себя в число спасенных... Как же, скажи мне, эта ересь не будет худшею всех других ересей?" (Творение преп. Симеона Нового Богослова Ч. 1, слово 47. С. 431).

Св. Кирилл Александрийский пишет, что традиция носить длинные волосы идет из седой дохристиянской древности: "Неразумнейшие изчадия еллинские, следуя противоестественным своим обычаям и проводя жизнь безсловесных животных, отпускали волосы, основываясь на том, что выращивают их для своих божеств" (Творения святителя Кирилла Александрийского. СПб, 1906. Ч. 3, С. 170.).

Другие многие свидетельства о запрещении от церкви растить, красить и стричь неподобным образом "власы главы своея" здесь краткости ради придется опустить, лишь упомянем, что таковые обычаи нарицаются: еллинским законом, преслушанием, досадой Богу, сопротивлением вселенной, "не только Богу, но и естеству сопротивлением", поползновением на блуд, "уподобляет прокудлевым человекам", "безчестникам главы своея Христа", псам, человекам, подлежащим отлучению.

3. Далее, в поддержку длинноволосия священнослужителей ссылаются на некоторые образцы иконописи, где по словам наших оппонентов святые священнослужители и монахи длинными волосами изображены и заявляют:

"Св. Иона – митрополит Киевский и всея Руси чудотворец (1464 год) – почему длинные волосы?

Святой Никита – епископ Новгородский чудотворец (1108 г.) – почему длинные волосы?

Святой Арсений – епископ Тверский (1409 г.) – почему длинные волосы?

Святой священномуч. Феопемт – епископ Никомидийский (303 г.) – почему длинные волосы?

Святой священномученик Ипполит – святитель Римской церкви (269 г.) – почему длинные волосы?

Святой Лаврентий – епископ Туровский (1182 г. ) – почему длинные волосы?

Святой священномученик Ириней – епископ Сирмийский (285 – 305 г.) – почему длинные волосы?" (Письмо, стр. 17)

На этот "аргумент" ответим, что во-первых, надо прояснить кто списатель иконы и когда она написана, ибо часто бывает, что разные иконописные школы, в разных веках по разному писали одних и тех же святых и это касается не только волос.

Возмем, например, "Иверскую" ("Портаитиссу", "Вратарницу") икону Пресв. Богородицы. На оригинале (оригинал с превеликой точностью списан соловецкими монахами еще в XVII веке, которые специально были посланы на Афон для этой цели) у Богомладенца палцы сложены двуперстно и направлены к богородице, однако, если посмотреть все списки "Иверской", то обнаружим великую разницу между ними в этом детале. Ясно, что в разные века, разные иконописци вносили свои "коррективы" в сложении пальцев Христа, в цветах и в других элементах иконы.

Поэтому, безаппеляционно ссылаться на какую-нибудь икону мы не можем. Так и здесь, напр. икону св. Ионы, по изветному иконописному руководству, которое называется "Подлинник иконописный" должен изображаться так:

"Сед, брада покороче Власиевы, на к[онец] мало подвоилась, на главе шапка, сакос» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 141 об., под 30 марта);

«сед, аки Власий брадою, риза святительска, оба во амфорах» (описан вместе со св. Фотием, митр. Киевским и всея Руси; Там же. Л. 165 об., под 27 мая);

«надсед, брада доле Петра митрополита, на концы поуже, в саку» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294. Л. 116, под 30 марта);

«сед, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке и во амфоре и сакосе, в руке Евангелие. Сак бакан, испод лазорь» (БАН. Строг. № 66. Л. 93, под 30 марта);

Тот же текст с добавлением «ризы крестечныя, сакос празелень (РНБ. Погод. № 1931. Л. 132, под 30 марта).

В руководстве В. Д. Фартусова Иов представлен как «глубокий старец русского типа... лицом худ, бледен, борода седая, немного более средней величины, на конце немного раздвоенная, волосы коротки; в саккосе, омофоре и палице, на голове митра в роде шапки. Можно ему писать и хартию с изречением: Чадо, не усомневайся ни в чем, яко яже невозможна суть от человек, возможна суть от Бога. Или: Да свяжется лукавый твой язык, и да заградятся хульная твоя уста» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 233, под 31 марта; также И. упом. под 27 мая и 15 июня с отсылкой к 31 марта - Там же. С. 295, 318).

Св. Никита Новгородский на иконе XVI века изображается не длинными, а короткими волосами.

Св. Арсений Тверский также изображается короткими волосами.

Короткими волосами изображены и свв. св. Лаврентиий и Феопемпт Никомидийский.

Так, что мы не знаем какими источниками пользуются наши оппоненты в своих утверждениях, но на иконах, которых мы отыскали в интернете, указанные святые изображены короткими, а не длинными волосами.

А во-вторых, давайте и мы поставим вопрос нашим оппонентам:

Святые апостолы почему изображаются короткими волосами?

Свв. Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, а также святитель Никола Мир-Ликиский чудотворец почему изображены на всех иконах короткими волосами?...

4. Далее, на предлагают самовольное толкование св.Писания и утверждают, что виденное Моисеем несгораемый куст, якобы предзнаменовал длинноволосие священнослужителей: "Великий куст был на хориве, который видел Моисей, а праобраз малого куста влас на голове у священника – это длинные волосы, ибо священнослужитель должен весь гореть Божественным огнем, как некогда горел куст на Хориве и не сгорал" (Письмо, стр. 17).

Ответ: А святые отцы толкуют, что несгораемый "куст", т. е. "неопалимая купина" это прообраз Богородыцы… Которая приняла во чреве огнь Божественный и не была сгораема…

"Иже во огне показавый Моисеови, еже во плоти на землю приход твой…" (Канон "Неопалимой Купине", тропарь, глас 1-й). Именно в ней, т. е. в Неопалимей Купине, провиде пророк Моисей "неизреченную Твою Славу, Дево Мати Божия" (песнь 1. Слава).

В доказательство нашей правоты можно привести весь канон Неопалимой Купине, но это слышком удлинит и без этого длинное наше слово, поэтому приведем только одно место: "Купина бо огнем неопальна показа. Тебе прообразующи Пречистая, огнь непостоянныи родити хотящу Пренепорочная" (Канон Неопалимей Купине. Песнь 3. Тропарь первый).

5. Далее, наши оппоненты нам говорят, что "во время литургии Сам Господь исус Христос невидимо присутствует, Сам действует и все совершает через священника, который только орудие Его. Совершая евхаристию и принося Богу безкровную жертву, священник в своем лице представляет самаго Великаго Верховнаго Архиерея Исуса Христа, Сына Божия, священнодействующаго и приносящаго Богу Отцу в жертву, по долгу вечнаго Своего святительства… образ един Христов исполняя, стоит священник и молитву приносит… Литургисает Сам Господь Исус Христос, нося длинные волосы – и ты священник подражаешь Первообразу – Исусу Христу вечного иерея… И с какой чистой душой нужно литургисовать… горе не имеющему одеяния (т. е. длинные волосы – архиеп. П.) брачного…"

Ответ: Подобного толкования литургии впервые слышим! Никто из святых отцов не учит нас, что священник обязательно внешне должен быть похож на Христа, что заключается в одном только его длинноволосии… и какой же смысл должен быть заключен в этом? Как же тогда апостол, сам нося короткие волосы, укоряет длинноволосистых священников и мирян и говорит: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог… Не сама ли при-рода учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него" (1 Кор. 11:3, 14)?

Благодать священства дается человеку не по волосам, а по достойнству, по пастырским качествам, по житию. Сам апостол говорит нам каким дложен быть диакон, священник и епископ; церковные правила определяют, какими качествами должны быть наделены люди, чтобы были достойными рукопложения во священный сан и нигде и словом не говрится о длинноволосии. Нигде не ставится условие отращивать волосы, а иначе не быть рукоположению. Наоборот, священникам предписывается стричь, а не отращивать свои волосы.

6. Нам говорят: "96-го правила VI вселенского собора написано для мирян и не касается никак он священнослужителей и Матфей Властраь дает сему правилу правильное толкование из Ветхаго Завета (Левит. 19:27-28).

Ответ: Матфей Властарь, в главе "Т" (Глава 9-я. – "о том, что волосы на голове не должно украшать") в толковани 96-го правила VI всел. собора пишет:

"96-е правило VI Собора говорит: "Во Христа крещением облекшиеся дали обет подражати во плоти житию Его" и сохранять всякую невинность и целомудрие, а не прилепляться к вещественной суете и не украшать своего тела с излишеством и мелочностию. Но что могло бы быть более излишним, как не то, чтобы об украшении волос на голове и бороде и красивом их расположении иметь заботу, а украшением всякою добродетелью внутреннего человека пренебрегать? Ибо Апостол говорит: муж аще власы растит, бесчестие ему есть (1 Кор. 11, 14); и Моисей в книге Левит говорит: не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших (Лев. 19, 27). Итак, правило повелевает сперва отечески наказывать делающих что-либо таковое, а упорных - отлучать. Таким же наказаниям подлежат и те, которые завивают волосы, чтобы были кудрявыми, или красят их, или намачивают водою и сушат на солнце, чтобы сделались русыми, или делают их золотистыми, или стараются, чтобы они были густыми, или накладывают поддельные волосы, или бреют бороду, или выжигают длинные волосы на ней раскаленным черепком, или щипцами искусно вырывают некоторые волосы, устрояя сие для мнимого благоприличия, чтобы казалось, что у них едва начинает пробиваться первый пушок на бороде. Это ныне особенно, как бы некоторая зараза, распространилось между христианами" (Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. Москва 1996 г. Буква , гл. 9, стр. 416).

Однакож, ничего подобного, что наши оппоненты приписывают Матфею Властарю в его "Синтагме" не находим.

Оппоненты заблуждаются в том, что они сначала ссылаются на то место из книги Левит, которое касается всего Израиля, а потом священников и пишут:

"В книге Левитов в 27-м стихе 19-й главы читаем: "Не стригите головы вашей кругом, и не портите края бороды вашей" (Лев. 19:27). И это касается мирян а не священнослужителей, ибо относительно священнослужителей книга Левит предписывает: "Помажь и Аарона и сынов его и по-святи их, чтобы они были священниками Мне…" (Исх. 30:30) "И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия… Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс" (Исх. 28:2-4) "и объяви священникам… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем. Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего…" (Лев. 21:1, 5-6).

Но здесь, как это указывали выше, речь идет о бритии головы, а не стрижения волос и это явствуется из следующего стиха: "… не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих" (Лев. 21:10) и здесь же говорится, что так не должен поступать именно священник: "Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих" (Лев. 21:10).

Но что означает "обнажение головы" острижение его или обритие? Ясно, что здесь имеется ввиду бритие головы, и так поступали язычники, коим не следовало подражать всему израилю (а особенно священникам). Этому постановлению Моисея не сопротивляемся и мы и запрещаем священнослужителям и мирянам брить головы и быть похожим на язычников. Что же касается длинных волос, Бог запретил священнослужителям их ращение, как это было открыто пророку Езекиилью: "И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут свои головы" (Езек. 44:20).

МОЖНО ЛИ НОСИТЬ ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ?

можно ли носить длинные волосы священнослужителям? - student2.ru

ДОКЛАД АРХИЕПИСКОПА ПАВЛА
ТБИЛИССКОГО И ВСЕЯ ГРУЗИИ

Недавно мы спорили: должны ли священнослужители носить длинные волосы? Некоторые наши христиане соблазняются тем, что диаконы, священники и епископы нашей церкви носят длинные волоса. Но и есть такие староверы, которые, склонны к разговорам о стрижении волос священнослужителям.

Вопрос о волосах нами разобран подробно, поэтому не буду повторяться, а лишь вкратце изложу те основные положения и свидетельства, из чего и складывается наше мнение о стрижении волос священнослужителями. Начнем с самого первого и главного источника — Священного Писания и его святоотеческого толкования.

Наши рекомендации