Истинность сокрытия и его роль
Ожидание имеет много значений, однако если с большей внимательностью обратить внимание на это слово, то можно с лёгкостью познать его истинное значение, когда человек понимает его значение, тогда это, несомненно, находит отражение в правильном понимании его предназначения. Поистине ожидание не имеет отношения исключительно только к чисто внутреннему психологическому состоянию человека, но несет, прежде всего, проявление движения из внутреннего состояния человека в физическое действие во вне. Именно поэтому в многочисленных преданиях указывается на то, что ожидание имеет большое значение, в некоторых преданиях указывается на то, что ожидание самое лучшее из дел правоверного. Таким образом, тот, кто ожидает пришествия Имама, совершает дела, на основании своего убеждения, направляя свои действия в особом направлении. Таким образом, ожидание прихода Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) не имеет отношения к простому сидению и конформистскому соглашательству, а предполагает, прежде всего, действие, способствующее его пришествию. Значит, ожидающий его пришествие должен подготавливать почву скорого пришествия и будущего мирового правления Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).
Его светлость посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Самое лучшее деяние моей уммы, ожидание пришествия Имама Махди».[112] Его светлость Имам Садык (мир ему!), обращаясь к своим сподвижникам, сказал: «Рассказать вам о том, что становится причиной принятия всех дел?» Да, конечно о, сын посланника Аллаха, - ответили они. Имам сказал: «Свидетельство единства Аллаха и свидетельствование посланнической миссии Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) и признание нашего руководства. Отстранение от наших врагов и повиновение нашим указаниям, богобоязненность и ожидание пришествия Имама Махди».[113] Таким образом, ожидание Имама эпохи (да ускорит Аллах его пришествие!) предполагает особенности, которые должны быть хорошо познаны.
Особенности ожидания
Ожидание является заложенным изначально в человеке качеством, ожидание лучшего, справедливости и духовного благополучия. Ожидание лучшего присутствует в каждой религии. Ожидание пришествия Махди обещанного (да ускорит Аллах его пришествие!) было, по сути, с начала истории человечества, пророки дали обещание о пришествии его в конце времени, наши непорочные Имамы желали и испытывали желание жить в период пришествия Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). Его светлость Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Если бы я жил в его время, я всю свою жизнь посвятил бы служению Имаму Махди». Ожидание Имама Махди, есть ожидание самого прекрасного что есть. Это ожидание - торжество справедливости над гнётом и неверием. Ожидание прихода Имама только с приходом Имама получит своё полное раскрытие и понимание, тогда, когда все люди, уставшие от гнёта несправедливости и разврата, будут стремиться к добру и совершенствованию. Он придёт, чтобы вместе со своими сподвижниками установить справедливость, уничтожить ложь и гнёт. Ожидание Имама несёт в себе духовное бодрствование в пучине апатии, забвения и следованию страстям. То, что мы привели, только небольшая часть того, что можно понимать под ожиданием, поэтому считаем, что необходимо рассмотреть различные стороны понятия ожидания.
Различные стороны ожидания
Помимо физической стороны есть и духовная сторона особенностей ожидания. Различные стороны нуждаются в особом разъяснении, чтобы не впасть в заблуждение и отстранение от истинного пути. Ожидание Имама эпохи (да ускорит Аллах его пришествие!) оказывает влияние на все стороны жизни человека. Ожидание имеет своё влияние на поведение и действия человека, воспитывает и укрепляет веру. Другими словами, ожидание предполагает то, что ожидающий пришествия Имама, совершенствует свои убеждения, веру, укрепляет свою волю, сохраняет духовную чистоту и правдивость пред своим Создателем, таким образом, он никогда не впадет в отчаяние, даже в самые тяжёлые и трудные ситуации. Его светлость Имам Бакир (мир ему!) сказал: «Наступят трудные времена для людей, когда их Имам будет в сокрытие, прекрасно же положение тех, кто будет крепок в своих убеждениях и непреклонен пред бедами».[114] Другими словами, в период сокрытия, когда враги, используя различные критические замечания в адрес шиитов, стремятся подорвать их веру и посеять семена сомнения в их убеждение и сознание, те из шиитов, которые, несмотря на различные критические выпады в их адрес не только сохраняют свою веру и убеждения, но и прилагают все силы для защиты шиитского наследия есть те, положение, которых прекрасно пред Всевышним Аллахом.
Что касается физических действий, то ожидающий прихода Имама, должен прилагать усилия, чтобы заложить основы скорейшего его пришествия. Мусульманин должен воспитывать в себе наилучшие нравственные качества, совершенствовать мораль и поведение. Его светлость Имам Садык (мир ему!) сказал: «Всякий, кто желает быть из сторонников Имама Махди, пусть ожидает его пришествие и совершенствует свою богобоязненность и нравственность».[115] Другой особенностью ожидания Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) является то, что человек преодолевает рамки своей индивидуальности и, являясь активным общественным деятелем, непосредственно влияет на общество. Таким образом, ожидание Имама влияет не только на отдельно взятого индивидуума, но непосредственно влияет на духовное состояние общества в целом. Мы понимаем, что подготовка прихода Имама связана не только с духовной подготовленностью кого-то в отдельности, но зависит от подготовленности общества в целом. Всякий, кто прилагает усилия для исправления и наставления общества, никогда не будет молчать и спокойно реагировать на негативные социальные и культурные изменения в обществе, меняющие общественные ценности. В общем можно сказать, что ожидание должно присутствовать во всех сферах жизни человека, придавая всем его делам цвет искреннего устремления и служения Богу. Какое дело более вечно, чем-то, которое совершено во имя Бога? Аллах говорит в священном Коране:
صِبْغَةَ اللّهِ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللّهِ صِبْغَةً
«По цвету (по религии) Аллаха и кто лучше (религией) цветом, чем цвет Аллаха?»[116] Таким образом, из всего выше сказанного, мы можем вывести, что самое лучшее в ожидании и действии на этом пути - это приобретение цвета Аллаха (т.е. делать дела во имя Аллаха). Ни в коем случае обязанности ожидающих Имама (да ускорит Аллах его пришествие!), не являются сложными, но наоборот приобретают блаженство и радость, ибо совершаются во имя Всевышнего.
Обязанности
В многочисленных преданиях от непорочных Имамов дома пророка указывается на обязанности шиитов в период сокрытия. Мы остановимся на некоторых из них:
Познание Имама
Находиться в ожидании в период сокрытия без познания Имама не принесёт большой пользы. Действие с надеждой на то, что придёт спасение и торжество справедливости, должно быть с упором на познание Имама времени (да ускорит Аллах его пришествие!). Абу Наср один из помощников и служителей в доме Имама Аскари (мир ему!) до малого сокрытия встречался с Имамом Махди. Его светлость спросил у него: «Знаешь ли ты, кто я?» Он ответил: «Да конечно, вы Имам сын Имама». Имам сказал: «Я имел в виду не такое познание». Тот сказал: «Какое же познание вы имели в виду?» Имам сказал: «Я последний наместник посланника Аллаха. Всевышний, посредством меня предохраняет моих последователей от всех больших бед».[117] Когда шиит, находящийся в ожидании Имама познаёт его знание, положение, особенности, он, несомненно, видит себя пред своим покровителем, видит себя сражающимся в его рядах. Таким образом, человек никогда не будет допускать слабость, но наоборот, будет прилагать усилия, чтобы совершенствовать своё поведение и нравственность. Его светлость Имам Бакир (мир ему!) сказал: «Всякий, кто покинет этот временный мир с познанием своего Имама, ему не принесёт вреда скорое или далёкое его пришествие. Всякий, кто покинет этот мир, в то время, как познал своего Имама, подобен тому, кто был вместе с имамом всё это время».[118] Таким образом, познание Имама настолько важно, что оно приводится в словах непорочных Имамов дома пророка. Его светлость Имам Садык (мир ему!) сказал: «В период сокрытия Имама Махди, заблудшие в своих убеждениях впадут в сомнение касательно своих убеждений». Зурара (один из сподвижников Имама) спросил: «Если мы доживём до того времени, что нам надо делать?» Имам сказал: «Читайте это дуа: «О, Аллах! Дай мне познать Тебя, поистине, если я не познаю Тебя, то я не познаю Твоего пророка. О, Аллах! Дай мне возможность познать Твоего посланника, поистине, если я не познаю Твоего посланника, то я не познаю Твоего довода. О, Аллах! Дай мне возможность познать твой довод, поистине, если я не познаю Твой довод, то я останусь заблудшим в религии».[119] То, что мы говорили выше, касалось, главным образом, положения Имама в мировой системе творения».[120] Он довод Аллаха среди Его творений, наместник Аллаха на земле, заместитель пророка и непорочных Имамов дома пророка (мир им!), руководитель всех людей, повиновение которому обязательно, ибо повиновение ему есть повиновение Аллаху. Другим важным моментом в познании Имама (да ускорит Аллах его пришествие!), является, прежде всего, познание его особенностей и его атрибутов[121], это также имеет важное значение на пути самосовершенствования человека.
Образец подражания
Когда человек наилучшим образом, познаёт своего предводителя, встаёт сам по себе вопрос подражания ему, ибо это качество заложено в человеке и потребность в этом всегда была несомненной. Его светлость посланник Аллаха Мухаммад Мустафа (да благословит Аллах его и его семейство!) говорил: «Счастлив тот, кто будет жить в период нашего Каима[122], и верить в руководство имама и его сокрытие до его прихода. Счастлив тот, кто отречется от его (Имама Махди) врагов, ибо люди, имеющие такие особенности мои друзья, мои соратники и самые ценные люди этой уммы».[123] Действительно тот, кто в богобоязненности, в поклонении, в скромной аскетической жизни, в щедрости, в терпении, во всех нравственных достоинствах будет следовать и подражать пути непорочных Имамов рода пророка (мир им!), естественно, будет гордостью семейства посланник Аллаха. Тот, кто находится в ожидании прихода непорочного предводителя, естественно, будет стремиться быть похожим на своего предводителя, как в делах, так и в нравственных качествах. Такой человек будет избегать совершения как больших, так и малых грехов. Его светлость Имам Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) говорит: «Ничто нас не отстраняет от наших шиитов, если только их неправедные дела, которые предстают пред нами. Мы не ожидаем от них недостойных дел».[124] Одним из желаний шиитов – это быть полезными в установлении мирового Исламского правления под руководством Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), в свою очередь, воплощение в жизнь желаний шиитов невозможно, если только посредством самосовершенствования и богобоязненности. Его светлость Имам Садык (мир ему!) говорит: «Всякий, кто стремится быть сподвижником имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) пусть будет в ожидании его долгожданного прихода, будет богобоязненным, совершая праведные деяния».[125] Несомненно, что такие желания не могут быть воплощены в жизнь, не имея шииты такого образца подражания как Имам Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).
Помнить о нём
Один из моментов, который помогает последователям Имама следовать его пути - это постоянная духовная связь с Имамом, который излечивает наши сердца от различных болезней. Поистине, когда наш предводитель Имам (да ускорит Аллах его пришествие!) внимательно наблюдает за нашими деяниями и ничто не скроется от него, разве возможно, чтобы его последователи стремились к этому временному миру? И забыли бы про своего Имама? Разве не принято тем, кого любишь посвящать свою жизнь? Разве не это называется настоящей любовью? Когда шииты совершают свои молитвы, они обращаются к Аллаху первым делом с просьбой, чтобы Он сохранил жизнь и дал здоровья его светлости Имаму Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).
Молитва Фарадж
Предлагаемая молитва читается для ускорения пришествия двенадцатого сокрытого имама Махди.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
اَللّهُمَّ كُنْ لِوَلِيِّكَ الْحُجَّةِ بْنِ الْحَسَنِ
Аллахумма кулли валийикал худжатибнил Хасани
О, Аллах! Будь для Твоего наместника и Твоего довода на земле Ибн аль Хасана
صَلَواتُكَ عَلَيْهِ وَعَلى آبائِهِ
салаватука алайхи ва ала абаихи
(да снизойдет на него и на его предков Твое благословение!)
في هذِهِ السّاعَةِ وَفي كُلِّ ساعَةٍ
фи хазихис саати ва фи куллис саатин
сейчас и во все времена,
وَلِيّاً وَحافِظاً وَقائِداً وَناصِراً وَدَليلاً وَعَيْناً
валийян ва хафизан ва каидан ва насиран ва далилан ва айнан
Будь ему Покровителем, Защитником, Предводителем, Помощником, Указывающим путь, Хранителем,
حَتّى تُسْكِنَهُ أَرْضَكَ طَوْعاً
хатта тускинаху ардака тауан
до того времени пока не установишь его на земле,
وَتُمَتِّعَهُ فيها طَويلاً
ва туматтиаху фиха тавилан
и пробудет он на ней надолго.
Настоящий последователь Имама, когда даём милостыню, даёт ее с намерением сохранения и здоровья имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) при всяком случае и трудностях обращается с просьбой о помощи к его светлости Имаму времени, с надеждой на скорое его пришествие. В дуа - молитве «Нудба» мы читаем: «Тяжело мне, когда я вижу всех, но не вижу тебя». Они (шииты) проводят различные собрания с его именем, и непосредственно связанные с ним, чтобы усилить свою преданность и любовь к нему. Они посещают такие священные места как мечеть «Сахле», Мечеть «Джамкаран», Священный колодец.[126] Одним из прекрасных методов связи и проявления преданности Имаму является присяга на верность, которую совершают шииты, читая молитву «Ахд».
«О, Аллах! В этот утренний день, и каждый день моей жизни я снова подтверждаю присягу на верность Имаму и говорю о том, что буду верен этой присяге. О, Аллах! Сделай меня одним из верных помощников, сторонников Имама и защитником его святых целей».
Всякий, кто постоянно будет читать эту молитву и будет верен этим словам, несомненно, будет одним из его последователей и сторонников. Его светлость Имам Садык (мир ему!) сказал: «Всякий, кто в течение сорока дней каждое утро будет читать это дуа, будет одним из сподвижников и помощников Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), если же он покинет этот мир до того, как осуществится пришествие Имама Махди, то Всевышний, несомненно, воскресит его, чтобы он стал помогать Имаму».
Единство
Одной из обязанностей шиитов в период сокрытия - это имение единой программы действий, способной не только объединить шиитов, но и способствующей реализации глобальных задач по заложению фундамента скорого пришествия Имама (да ускорит Аллах его пришествие!). Общество, ожидающее пришествие Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), полностью выполняет свои обязательства по отношению к Имаму. Сам Имам (да ускорит Аллах его пришествие!) в одном из своих обращений к шиитам так описывает таких людей: «Если мои шииты будут как единое сердце, как единый организм в том, что они заключили с нами, встреча со мной не будет для них отсрочена, и тогда их неполное познание по отношению к нам будет восполнено».[127]
Этот завет или присяга на верность предполагает, прежде всего:
1. Усердие и старание на пути повиновения Имаму дома пророка (мир им! ) и отстранение от врагов дома пророка.
Его светлость Имам Бакир (мир ему!) приводит от посланника Аллах, что его светлость сказал: «Счастлив тот, кто встретит нашего Каима (да ускорит Аллах его пришествие!) в то время, как до этого следовал его указаниям и повиновался ему, дружил с его друзьями и отстранялся от его врагов, поистине они (такие люди) мои братья и друзья. В Судный день они самые дорогие люди для меня среди людей этой уммы».[128]
2. Мусульмане, находящиеся в ожидании прихода его светлости Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) никогда не сидят, сложа руки при виде нововведений и изменений в религии. Они, видя изменение религии, отклонение от традиции пророка, смещение и отклонение от общечеловеческих ценностей проявляют соответствующую реакцию за сохранение традиции пророка Ислама. Его светлость посланник Аллаха сказал: «Поистине в конце времени (ахир аз-заман) придёт группа людей, воздаяние которым будет как воздаяние тем, кто был в самом начале распространения Ислама. Они побуждают к добру и отстраняют от недобрых дел и борются со смутой».[129]
3. Общество ожидающих приход его светлости Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) никогда не остаётся равнодушным к положению обездоленных и угнетённых, они постоянно интересуются их положением и при первой же возможности оказывают им содействие и помощь. Однажды группа из шиитов пришла к его светлости Имаму Бакиру (да будет мир с ним!), они просили его дать им наставления, имам сказал: «Тот, у кого есть положение и власть, пусть помает слабому. Тот, кто богат, пусть протянет руку помощи нуждающемуся, каждый из вас пусть желает брату добра».[130]
4. Люди, находящиеся в ожидании прихода Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) стремятся превратить общество в общество нравственной чистоты и имя его светлости Махди сделать лозунгом борьбы с неверием и злом. Абд аль Хамид Васити один из сподвижников Имама Бакира (мир ему!) сказал, обращаясь к Имаму: «Мы провели всю свою жизнь в ожидании спасения, которое будет реальным с пришествием Имама из рода Мухаммада (мир ему!), и многим из нас пришлось испытать большие трудности на этом пути!» Имам в ответ сказал: «О, Абд аль Хамид! Неужели ты думаешь, что Всевышний Аллах не дал дорогу для разрешения проблем тем, кто посвятил свою жизнь служению Аллаху? Клянусь Аллахом, что Аллах обязательно разрешит их проблемы, да помилует Аллах раба, который оживляет нашу традицию (вилайят)».[131]
Влияние ожидания Имама
Некоторые считают, что ожидание пришествия Имама (да ускорит Аллах его пришествие!) сопровождается с равнодушным отношением к разврату, ибо пришествие Имама произойдёт только в период сильного разврата и несправедливости и, якобы, необходимо способствовать этому положению, тем самым, ускорив пришествие Имама. Это ошибочное мнение, ибо как было сказано ранее, ожидание пришествия Имама это, прежде всего, стремление заложить основы для его пришествия. Ожидание, несомненно, вырабатывает желание к реальному действию и всякий раз, когда истинность ожидания всё ярче, соответственно и движение ожидающего пришествие становится более чётким и упорядоченным. Человек, сознание которого проснулось и от личного эгоцентризма и поклонения своим страстям обратилось к единой исламской умме, несомненно, он будет прилагать всевозможные силы, чтобы быть полезным мусульманскому обществу и религии в целом. Когда мусульманское общество будет состоять из таких членов, которые все свои силы прилагают для спасения и улучшения общества, несомненно, всё общество будет более готово к пришествию Имама, и совместными силами будет делать ещё один шаг навстречу этому пришествию.