Важность и ценность исламской истории
Общества подобны живым организмам. Каждое из них имеет совершенно определенную идентичность, движется по своим собственным ориентирам и пользуется собственным историческим багажом.,. Историческое наследие каждой нации является как бы ее паспортом. Культурное и историческое наследие исламского мира в действительности формирует историческую память мусульманских народов, придает силу мусульманскому обществу и служит причиной прочности, крепости и единства мусульманского мира.
Знание истории ислама и сохранение этого культурного наследия имеет основополагающее значение для победы мировой исламской революции. Меняя графику и язык, борясь против мусульманских обычаев и традиций, сверхдержавы пытаются уничтожить историческую память и самосознание мусульман, ибо воспоминания о былом величии и могуществе способны придать силу и даровать надежду угнетенным и униженным мусульманам. Борьба Абу Талиба и противостояние пророка Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) и язычников в самом начале мусульманской истории дают уроки стойкости всем реформаторским и освободительным движениям, призывая их не бояться ни полной блокады, ни происков врагов. Помимо этого:
1. Доказательство божественного откровения и связи Пророка Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) с вечным божественным источником и его вечные чудеса.
2. Познание тайны и секрета успехов посланника Аллаха в переходе от языческого мира к исламскому, в изменении родо-племенных основ языческого мира и замене их гибким, ищущим и животворящим исламским правлением.
3. Получение расширенной информации о теоретических взглядах и практической деятельности пророка Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) и непорочных имамов (мир им!) в культурной, духовной, социальной, политической и экономической сферах.
4. Познание шариатских установлений, обстоятельств их появления, их необходимости и законности.
5. И наконец: поскольку судьба мусульманского народа Ирана тесно связана с судьбой и культурой именно этой страны, а ислам и религиозные ценности считаются источником и секретом живучести культуры нашей нации, мы как нация обязаны знать о нашем собственном прошлом, на котором прочно базируется наша национальная судьба.
Летописание и его значение с точки зрения мусульман
Семена исторической мысли, посаженные в священном Коране и хадисах, начали всходить уже в самый ранний период существования ислама. Летописание в исламе началось с поиска, сбора и передачи известий и сведений о важнейших событиях, которые до того передавались из уст в уста. В кратчайший срок эти усилия принесли свои плоды и летописание, благодаря разнообразию и глубине предмета исследования, заняло важное и почетное место среди прочих исламских наук. Постепенно оно приобрело форму вполне кодифицированной науки, которая не только имела вполне самостоятельные ответвления, но и пользовалась разнообразной литературой, особыми методами сбора информации и исследования. Мусульманский историк стремился критически оценивать любое сообщение и проверять его на предмет достоверности передачи, так что впоследствии даже появились особые «наука о мужах» и «искусство опровержения и упорядочивания». На том основании, что для мусульман жизнь Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) была примером и образцом для подражания, правоверные историки начали свою работу с фиксации пути Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) и всего, связанного с его сражениями за утверждение ислама. Затем уже появилась общая история, а затем, постепенно, и труды по истории и ее философии. Хотя мусульманская историография и не отрицала влияние таких источников доисламского периода, как рассказы о прошлых временах и поколениях, но многие считают, что эта устная традиция сама по себе не привела к возникновению летописания, а лишь способствовала расцвету некоторых разделов мусульманской историографии[35]. По мнению большинства исследователей, летописание, или историография, составляет огромную часть письменной культуры ислама и способствовала общему совершенствованию исламской мысли и науки. История считается одной из важнейших и вечно живущих отраслей знания, присущих исламской цивилизации. Многие ученые считают кодификацию истории одним из доказательств ваджеб-е кефайи.
При обсуждении проблемы мусульманской историографии чрезвычайно важны такие вопросы, как: виды летописания, школы летописания, источники исследования истории ислама, а также вспомогательные дисциплины, с помощью которых происхоодит изучение истори ислама. Поскольку рассмотрение всех этих вопросов здесь невозможно, ограничимся лишь самыми главными моментами:
а) Некоторые наши современники, классифицируя мусульманскую историографию, взяли за критерий названия существующих книг и разделили исторические сочинения мусульман на семь групп:
1) жизнеописание (житие):
2) монография на конкретную тему;
3) общая история и календарь;
4) генеалогическая история;
5) непрерывная хроника;
6) локальная история;
7) социальная и культурная история[36].
Другие исследователи особый упор делали на критерии места, времени и темы, и для истории ислама выделили шесть типов сочинений, в принципе очень близких тем, что мы уже привели выше[37]. Следует учесть, во-первых, что некоторые из видов исторических сочинений соединены в одно и неразрывны. Во-вторых, многие из существующих источников подпадают сразу под несколько пунктов классификации. А некоторые из источников оказываются вообще вне этой классификации.
Другие историки выделяют более сорока типов мусульманских исторических сочинений, причем к каждому типу относится по несколько сотен сочинений[38].
Автор книги Кашф аз-занун пишет о мусульманских исторических сочинениях, написанных до XI века: «В результате своего исследования я обнаружил более 13 тысяч книг по истории, причём некоторые из этих книг насчитывают более 80 томов».
Такое огромное количество книг, оставленных мусульманскими историками, разнообразие историографических направлений в системе исламских наук, большая содержательность проблем, имеющих отношение к истории, достаточны для доказательства широты охвата и внимания мусульманских историков к вопросу летописания (историографии), являющегося одним из ярких проявлений исламской культуры.
Б) Что такое «историографическая школа» и какие мусульманские историографические школы являются наиболее известными?
Наверное мы можем назвать историографической школой совокупность идей того или иного учителя, имеющую влияние на группу последователей и разделяющуюся ими, или особое направление или общую систему взглядов, которую разделяет группа философов, мыслителей, исследователей и их учеников и последователей. Исламские историографические школы унаследовали идеи ряда крупных мусульманских мыслителей, их ученикоа и последователей. Можно назвать по меньшей мере пять больших историографических школ:
1) Хиджазская (Мединская) школа которая известна соединением Корана, фикха (мусульманского права) и догматики с исторической тематикой;
2) Иракская (Басрийская) школа (в Басре), которая находилась под влиянием позиций, достигнутых в результате побед мусульманских войск и в написании исторических сочинений во многом опиралась на доисламскую литературу, особенно генеалогические и иные предания;
3) Сирийская школа, находившаяся под влиянием невежественных взглядов Омейядов и возникшая с целью оправдания законности их политического и религиозного правления.
4) Йеменская школа, которая возникла в ответ на родо-племенные притязания Омейядов.
5) Иранская школа, которая в ходе перевода старых персидских сочинений занялась составлением всеобщих историй, проникнутых шуубитским духом.
В) Несмотря на то, что существует большое разнообразие и большое количество источников мусульманских историографических сочинений, всё же, в общем, можно условно их подразделить на:
1. Устные исторические источники
Сюда относятся легенды, предания и стихи, имевшие устное происхождение и передававшиеся изустно от человека к человеку.Важнейшими особенностями этого типа источников является опора на память, фиксация событий в индивидуальном сознании ряда людей и передача их путем беседы. Боьшая часть информации, относящейся к ранней истории ислама, получена из устных источников, от прямых свидетелей событий, рассказчиков и передатчиков преданий, пронесших их через несколько поколений до тех пор, пока информация не была записана.
2. Письменные источники
Сюда относятся различные документы, договора, соглашения о мире, исторические летописи, которые также в своём большинстве взяты из устных источников. Фиксация, кодификация, письменное изложение исторических фактов способствовали избеганию фальсификаций, искажений, неточностей и ошибок. «Кодифицированные документы» дали исследователям возможность для изучения и сопоставления исторической информации.
Хотя начало официальной мусульманской историографии началось во втором веке хиджры[39], отрывочные записи и частные письменные документы появились уже в первом веке. Они стали важным источником для историков последующих веков.
3. Изобразительные источники
Они включают рисунки, каллиграфию и орнамент[40], а также исторические карты. Эти карты украшают рукописи по исторической географии.
4. Архитектурные источники
Мечети и дворцы, городская архитектура, башни и дороги в городах и вне городов – все это источники, дополняющие другую историческую информацию.
В качестве дополнительных источников по ранней истории ислама историки и исследователи могут, помимо тафсиров (толкований) Корана, хадисов (преданий о жизни Пророка Мухаммада (да благословит Аллах Его и род Его!)), фикха (мусульманского права) и калама (трактатов на религиозные темы) использовать также стихи и географические данные. Помимо этого, можно указать на такие важные вспомогательные исторические дисциплины, как:
а) Языкознание
Распространение ислама на запад и восток вынуждало историка знать хотя бы несколько важнейших языков. Существование важных исторических терминов, понимание устных или письменных источников прошедших эпох и постоянное обращение историка к старинным документам увеличивает важность языкознания для исторического исследования.
б) Документология
Для написания исторического сочинения чрезвычайно важны исторические документы. Поэтому для обработки и упорядочивания исторических фактов историк должен знакомиться с системой кодификации и классификации исторических документов. Кроме того, знание специфических канцелярских терминов той или иной исторической эпохи, методики собирания документов специфики их использования требует от историка знания документологии.
в) Нумизматика
Эта наука позволяет восстанавливать социальную, политическую и культурную картину той или иной эпохи, а также исследовать экономическую ситуацию соответствующего времени. Изучая монеты, историк-исследователь может получать определенные исторические факты и давать социально-политическую характеристику эпохи. Надписи и рисунки на монетах, их вес, объем и содержание ценных металлов предоставляют в распоряжение историка очень ценный материал.
г) География
Время и место являются важными элементами истории. География, дающая сведения о «месте действия» исторических событий играет большую роль в их исследовании. Без знания географии невозможны объяснение, толковании е и анализ исторических событий. Поэтому для исследования исторических фактов и точного объяснения их последствий историку необходимо знание географии.
д) Литература
Историческая наука неотделима от литературы, потому что литература является волшебным зеркалом, отражающим мысли, фантазии и чувства людей. Поэтому историк должен быть знаком с литературным самовыражением того или иного народа, в частности, с его поэзией и мифологией. Это позволит понять культурный и социальный багаж каждого народа[41].
Помимо всего, что было сказано выше о важности истории ислама, можно назвать еще несколько совсем немаловажных причин и побудительных мотивов, способствовавших развитию мусульманской истории и историографии. Это:
– святость и наивысшая ценность знания в исламе[42];
– достоверная позиция Корана по сравнению с учениями пророков-предшественников[43];
– имеющееся в Коране поощрение и одобрение изучения окружающего мира , открытия философии истории, извлечения уроков из судьбы отвергающих, опровергающих, идущих по ложному пути[44].
– необходимость извлечения пользы из Сиры и Сунны непорочных как доказательства благости и совершенства религии, а также распространенности вечной культуры ислама[45].
– внимание правителей к тому, чтобы их правление осталось в памяти потомков и получило соответствующее отражение.
– принятие ислама многими народами мира и культурное противостояние с другими племенами и народами.