Научность, достоверность и польза истории
Возможно, вы задавались когда-нибудь вопросом, какую роль играет знание великого множества имен и событий, связанных со взлетом и падением цивилизаций и деятельностью наших предков, в формировании будущей жизни? До какой степени достоверны исторические летописи и исследования? Если мы признаем тот факт, что всякое историческое событие порождено той или иной причиной или причинами и само вызывает цепь последующих событий, то мы придём к выводу, что жизнь народа подобна длинной-длинной цепочке, а все люди, принадлежащие той или иной эпохе, – это лишь один из звеньев этой цепи. Прочность или непрочность каждого звена зависит от того, насколько крепко оно сцеплено с предыдущим и последующим звеньями. Поэтому в каждой стране жизнь людей той или иной эпохи не отделена ни от прошлого, ни от будущего, и поэтому для обнаружения причин нежелательных явлений и поиска путей их преодоления необходимо заниматься исследованиями исторического прошлого народов.[11]
История не является чем-то пустым и бесполезным. Она подобна мосту, связывающему человеческие поколения и дающему доступ к опыту, накопленному предшественниками. Системно-аналитическое изучение различных цивилизаций, попытки установить незримую связь между цепочкой исторических событий, внимание к тому, что утрачено, является важным капиталом, способным помочь человечеству сделать жизнь более здоровой и мудрой[12].
Помимо этого, изучение истории дает ответ на вечное желание людей узнать как можно больше о себе и о других[13], узнать причины возвышения и падения целых цивилизаций, отличить истину ото лжи и встать на путь самосовершенствования, способный даровать им счастье в обоих мирах[14].
Именно поэтому великие мудрецы и выдающиеся личности уделяют огромное внимание историческому опыту людей и стараются не пренебрегать им. Имам ‘Али (мир ему!) обращаясь к своему сыну имаму Хасану (мир ему!) и к другим людям, говорит: «О, сын мой! Хотя мне и не довелось разделить жизнь со всеми теми, кто жил до меня, я наблюдал их дела и размышлял над сведениями о них. Ради того, чтобы узнать их историю, я так погружался в размышления об их деяниях, словно я стал уже одним из них. А когда я узнал обо всем, что с ними было, когда я словно прожил жизнь с каждым из них, от первого до последнего человека, я сумел понять, что было в их жизни чистым и светлым, а что – темным, что было полезным, а что – вредным»[15].
В многочисленных сурах священного Корана Всевышний Господь рассказывает о судьбе пророков и народов прошлого. Опыт прошлых поколений имеет такое колоссальное значение, что Господь повелевает своему Пророку для наставления людей на истинный путь использовать исторические примеры и напоминать о священных днях Господа (айам-и Аллах). Поскольку доказать достоверность тех или иных исторических фактов очень трудно, многие относятся к истории и к ее изложению с недоверием, полагая, что история – это лишь слабый лучик света, вряд ли способный помочь на неровном пути жизни.[16]
Сложность точной оценки причин тех или иных процессов, их видимых и невидимых связей, и невозможность экспериментальных доказательств в исторической науке, а также проблема субъективности и предвзятости авторов исторических произведений и использование политических клише в летописной истории лишь усиливают это недоверие.
Но на том основании, что существование истории как совокупного знания, имеющего свой метод, предмет и порядок, не подлежит сомнению, большинство исследователей в действительности не разделяют столь пессимистический взгляд на изучение истории цивилизаций.[17] Во-первых, потому, что существует множество фактов, об искажении или недостоверности которых просто не может быть и речи. Во-вторых, нельзя всех людей, приводивших исторические факты, подозревать во лжи и стремлении получить определенную выгоду. К тому же, учитывая специальные методы исторического исследования, любой историк может сам определить, какие факты в исторических сочинениях и исследованиях являются ложными, а какие достоверными[18].
Внимание священного Корана и Нахдж ал-балага к истории – отличное свидетельство важности, полезности и научности истории. Даже если научность подразумевает экспериментальный подход и доказательство с помощью опыта, то и тогда история оказывается вполне научной дисциплиной. Хотя, конечно, критерии и методология опытного исследованиия в истории не равны критериям и методологии, принятым в экспериментальной науке.
С точки зрения священного Корана, важна не только фиксация того или иного природного или социального явления, не только рассказы о делах и поступках тех или иных людей, хороших и плохих, мужчин и женщин, не только сообщения о тех или иных победах и поражениях, достижениях и неудачах того или иного племени или общества или той или иной культуры или цивилизации (то есть, летописная история), но и структурный анализ, обнаружение предпосылок возникновения тех или иных событий, выявление причин и следствий исторических фактов (аналитическая история). Ибо открытие законов, управляющих историческими событиями и проясняющих их количественную и качественную повторяемость (что и есть философия истории), занимает немаловажное место и в священном Коране, и в высказываниях имама ‘Али (мир ему!) в Нахдж ал-балага.
Названия некоторых сур священного Корана – суры «Ибрахим», «Йунус», «Худ», «Кухаф», «Марьям», «Анбийя», «Лукман» – являются либо именами величайших исторических личностей, выдающихся людей, которые в разные эпохи повлияли на глубочайшие изменения в жизни человечества, либо связаны с важнейшими историческими событиями, и каждое из этих названий является реальным напоминанием о важнейших фактах в истории различных племен и народов. Глубокие поучения Нахдж ал-балага, наряду со священным Кораном, являются одновременно и собранием сведений об истории прошлых цивилизаций, и отображением социально-политических проблем своего времени, и мудрым наставлением будущим поколениям – то есть, всем тем, кто, помня о судьбе пренебрегших милостью Аллаха и поучениями пророков, попавших под власть тиранов и переживших тяжкие испытания, хочет покоя в этой короткой земной жизни и вечного успокоения и божественной милости в загробной жизни.
Имам ‘Али (мир ему!) говорит: «Моя ответственность за то, что я говорю, поручитель, я же слов своих попечитель. Тот, кому был доступен откровенный опыт, в то время как раскрыты пред ним примеры (наказаний Всевышнего, явленных прежним народам), того хранит его богобоязненность от впадения в заблуждении»[19].
В Нахдж ал-балага есть еще более ясное высказывание имама ‘Али (мир ему!) о закономерности истории: «О, рабы Аллаха, поистине, время поступает с оставшимися также, как поступило с предшествовавшими; если ушло, то уже не возвратится, и что в нем, то навечно не сохранится. Деяния его последние как первые. Схожи меж собой превратности его, следуют непрерывно вехи его. Течение времени для событий истории подобно полю битвы, где каждый стоит со своим собственным знаменем… Поэтому берите пример с того, что достойно примера, прислушайтесь к назиданию времени и извлекайте пользу из судьбы тех, кто боялся (то есть, пророков)»[20].