Путь Салафов относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха.
Сказал ибн Кудама после слов имама Шафии:
«Этого придерживались Ас-Салаф1, и имамы Аль-Халафа2 (Да будет Аллах доволен ими!). Все они единогласно признали и утвердили атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!), как они есть, не толкуя их в отрыве от их явного смысла».
[Примечание от редактора стенограммы]:
1 Салаф — имя, которым называют три категории мусульман: первая — те, кто жил при Пророке (Да благословит его Аллах и приветствует!) (то есть сподвижники), вторая — те, кто жил после Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), встречались со сподвижниками, учились у них Исламу и скончались, будучи правоверными (их называют «ат-тáби‘ийю», то есть последователь), и третья категория — это те, кто жили после сподвижников и встречались с теми, кто описан во второй категории, учились у них Исламу и скончались, будучи правоверными (их называют тáби‘ут-тáби‘ин, то есть последующие за последователями). Они лучшие из людей, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Лучшие из людей — это те, кто живет в мою эпоху, а затем те, кто следует за ними, и потом те, кто следует за ними». Хадис передал Аль-Бухари (3650), и Муслим (2533).
2 Аль-Халаф — это те, кто жили после выше упомянутых трех категорий.
[Конец примечания].
«Позиция, которой придерживались праведные предшественники в отношении атрибутов, заключается в их вере и утверждении атрибутов Всевышнего, о которых сообщается в Коране и Сунне, без попыток толковать их вопреки желаниям Аллаха и Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует).
Следование за праведными предшественниками — это обязанность каждого, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Следуйте моей сунне, и сунне праведных халифов, ведомых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками и остерегайтесь нововведений, ведь любое нововведение — это бид’а, а всякое бид’а — заблуждение»(Хадис сахих, Абу Давуд 4607, Ат-Тирмизи 2678)».
(Пояснение Руслана):
Слова ибн Кудама аль-Макдиси: «И на этих основах шли праведные предки первых поколений и имамы, которые пришли после них и до наших дней», (вот все эти основы которые мы перечисляли с самого начала книги до этого момента, на них основывали свои слова и свои действия праведные предшественники и имамы которые пришли после них).
«Все они единогласны на то, что необходимо подтверждать эти аяты и хадисы»(словом подтверждать что у нас выходит, что является исключением – аннулирования, отрицание, то есть то, что надо подтверждать имеется ввиду нельзя отрицать).
«А также аль-имрар» (то есть оставлять их на том смысле, котором мы читаем, этим выходит тахриф, то есть мы имрар делаем и не искажаем и не уподобляем, оставляем их на том внешнем смысле, котором они были ниспосланы в Коране или в сунне).
«И также мы должны утверждать» этим делается исключение – тафуид то есть мы утверждаем и слово и смысл, а не делаем как делают муфауида, которые утверждают только слово без смысла.
«На этом основывались праведные предшественники, а также имамы, которые пришли после них, все они были едины на том, что необходимо утверждать» -необходимо оставлять их на внешнем смысле, не делать искажение и уподобление, и то что мы должны утверждать и не делать тафуид – то есть не говорить: мы не знаем что имеется ввиду, знает это только один Всевышний Аллах.
«И все эти праведные предшественники и имамы были на одном, то есть единогласны в том, что все эти правила касаются Атрибутов Всевышнего Аллаха, которые пришли в Книге Аллаха и в Его сунне, сунне Его Посланника без того, чтобы мы что-либо из них искажали(тауиль что имеется ввиду – тахриф)».
(Конец слов Руслана).
Говорит шейх Усаймин рахимахуЛлах, разъясняя данный отрывок:
«Дорога праведных предшественников по которой они шли относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха субхана уа Та’аля, на чем они были, это подтверждение и утверждение, тех Атрибутов, которые пришли в Книге Аллаха и в сунне Посланника, без всякого искажения, то есть без того тафсира, который бы не соответствовал тому, что имел ввиду Аллах и Его Посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам)».
(Что касается тафсира на который есть довод, то он является правильным является узаконенным).