Конец слов шейха Салиха Али Шейха.
Приведу слова имама Шафии из которых четко понимается что он подтверждает атрибуты Аллаха.
В книге (джуз’*) «аль-Итикад», авторство которой относят к аш-Шафии, Абу Талиб аль-‘Ашари** передал:
*[Прим. переводчика: джуз’ – небольшая по объему книга, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним из передатчиков, или же такая книга, в которой собраны хадисы по одной теме, являющейся предметом углубленного изучения].
**[Мухаммад бин Али аль-‘Ашари – правдивый и известный шейх. Лишь он передал эту книгу аш-Шафии, дополнив и рассказав ее в целости, о чем сказал аз-Захаби в «аль-Мизан» (3/656). При этом многие предшественники опирались на то, что установлено в этом вероубеждении. Например, Муаффик бин Кудама в книге «Сыфат аль-Улувв» (стр. 124), Ибн Аби Йала в «ат-Табакат» (1/283), Ибн аль-Каййим в «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» (стр. 165) и сам аз-Захаби в «Сийар А’лям ан-Нубала» (10/79). Кроме того, это послание, текст которого я процитирую, было прочитано имаму и знатоку хадисов Ибн Насру ад-Димашки, и оно полностью приведено в «ат-Табакат» Ибн Аби Йала].
Абу Талиб аль-‘Ашари передал:
«Когда его (т.е. аш-Шафии – прим. переводчика) спросили о качествах Великого и Всемогущего Аллаха, а также о том, во что из этого следует верить, он ответил: «Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сообщил своей общине. И этому не может противоречить никто из творений Великого и Всемогущего Аллаха, до которого дошел довод из Корана, а также достоверное высказывание пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Если же кто-то будет противоречить этому после того, как ему будет приведен довод (из Корана или достоверной Сунны), то он станет неверующим во Всемогущего и Великого Аллаха. Однако до того времени, пока человеку не будет приведен соответствующий довод в виде шариатского сообщения (хабар), он имеет оправдание из-за своего невежества, поскольку знание (‘ильм) об этом не постигается ни разумом (‘акль), ни познанием (дирайа), ни мышлением (фикр), ни чем-то подобным. Великий и Всемогущий Аллах сообщил, что Он – Всеслышащий; что у Него есть две Руки, ибо Он сказал: “Однако Его обе Руки простерты” сура "Трапеза", аят 64; что у Него есть правая Рука, ибо Он сказал: “…а небеса будут свернуты Его правой Рукой” сура "Толпы", аят 67; что у Него есть Лик, ибо Он сказал: “Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика” сура "Рассказ", аят 88, и“Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием” сура "Милосерднй", аят 27;
что у Него есть стопа (кадам), ибо пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал:“…пока Господь величия и славы не наступит на него Своей стопой”*, т.е. на Ад; что тот, кто будет убит на пути Аллаха,встретит Великого и Всемогущего Аллаха улыбающимся**;
*[Прим. переводчика: Анас бин Малик передал, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «He перестанут бросать (людей) в Ад, который будет говорить: "Нет ли добавки?", - до тех пор, пока Господь величия и славы не наступит на него Своей стопой, и тогда одна его часть войдёт в другую, и он скажет: "Довольно, довольно!"».
Прим. автора: данный хадис приводится в «ас-Сахих» аль-Бухари в разделе «Книга толкования Корана», в главе «И он будет говорить: "Нет ли добавки?"» (4848) и в «ас-Сахих» Муслима в разделе «Книга о Рае. Описание его блаженства и обитателей», в главе «В Ад войдут высокомерные, а в Рай войдут слабые» (2848). Оба имама привели этот хадис через путь передачи Катады от Анаса бин Малика].
**[Прим. переводчика: Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Аллах улыбнется двоим, один из которых убьет другого (, после чего) оба они войдут в Рай. Этот (т.е. мусульманин) станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит (его) убийцу (т.е. этот человек примет Ислам), и он погибнет в сражении за веру».
Прим. автора: данный хадис приводится в «ас-Сахих» аль-Бухари в разделе «Книга джихада», в главе «(О том случае, когда) неверующий убивает мусульманина, а потом сам принимает ислам и начинает совершать благие дела, после чего убивают и его» (2826) и в «ас-Сахих» Муслима в разделе «Книга джихада», в главе «О двух людях, один из которых убивает другого, (после чего) оба они войдут в Рай» (1890). Оба имама привели этот хадис через путь передачи аль-А’раджа от Абу Хурайры].
Что Господь нисходит каждую ночь на ближнее небо*;
*[Прим. переводчика: Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Наш Благословенный и Всевышний Господь нисходит к ближнему небу каждую ночь, когда остаётся от неё последняя треть». Этот хадис привели аль-Бухари и Муслим].
Что Аллах не является одноглазым (а’уар), ибо пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, упоминая о Даджжале (Антихристе), сказал: “Поистине, он – одноглазый, а ваш Господь таковым не является”*;
*[Прим. автора: данный хадис приводится в «ас-Сахих» аль-Бухари в разделе «Книга испытаний», в главе «Упоминание о Даджжале» (7131) и в «ас-Сахих» Муслима в разделе «Книга испытаний и признаков наступления Судного Часа», в главе «Упоминание о Даджжале и его описание» (2933). Оба имама привели этот хадис через путь передачи Катады от Анаса бин Малика].
Что верующие воочию увидят своего Великого и Всемогущего Господа в День Воскресения подобно тому, как они видят луну в ночь полнолуния*; что у Него есть пальцы, ибо пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: “Нет такого сердца, которое не находилось бы между двумя из Пальцев Милостивого, Велик Он и Могуч”**.
*[Прим. переводчика: Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что «при жизни пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, люди спросили: «О, посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День воскресения?» (В ответ им) пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Да. Разве помешает вам (что-нибудь) увидеть в полдень солнце, свет которого не закрывают тучи?» Они сказали: «Нет». Он спросил: «А разве помешает вам (что-нибудь увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет». (Тогда пророк) сказал: «И в День Воскресения ничто не помешает вам увидеть Всемогущего и Великого Аллаха, как ничто не помешает вам увидеть (солнце или луну)!» («ас-Сахих» аль-Бухари, 4581).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Люди спросили: «О, посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День Воскресения?» (В ответ) он сказал: «Разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о, посланник Аллаха». Он сказал: «А разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) солнце, которое не скрыто тучами?» Они сказали: «Нет». (Тогда) он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его!» («ас-Сахих» аль-Бухари, 806)].
**[Хадис в сходной формулировке приводится в «аль-Муснаде» (4/182) имама Ахмада, в предисловии к «ас-Сунан» Ибн Маджи (глава «Что не признают джахмиты», 1/ 72, № 199), в «аль-Мустадраке» (1/525) аль-Хакима, в «аш-Шариа» (стр.317) аль-Аджури и в книге «Опровержение джахмитов» (стр. 87) Ибн Мандаха. Все они привели данный хадис от ан-Навваса бин Сам’ана. Аль-Хаким об этом хадисе сказал: «Достоверный, удовлетворяет условиям (имама) Муслима, который (в своем сборнике) его не привел». Аз-Захаби в своем труде «ат-Талхис» согласился с данной оценкой аль-Хакима. Ибн Мандах сказал: «Хадис ан-Навваса бин Сам’ана является надежным (сабит). Его передали известные имамы, ни одного из которых невозможно в чем-либо упрекнуть».
Прим. переводчика: имам Муслим привел на эту тему другой хадис, переданный Абдуллахом бин Амром бин аль-Асом, да будет доволен ими обоими Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, все сердца потомков Адама находятся между двумя из Пальцев Милостивого словно единое сердце, и Он направляет их, куда пожелает». Затем посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «О, Аллах, Направляющий сердца! Направь наши сердца к покорности Тебе!» (Аллахумма, мусаррифа-ль-кулюб! Сарриф кулюбана ‘аля та‘атика!). Этот хадис имам Муслим привел в своем сборнике «ас-Сахих» в «Книге Предопределения» в главе «Аллах направляет сердца, куда пожелает» (№ 2654)].
Поистине, истинная сущность того, чем описал Себя Великий и Всемогущий Аллах, а также описал Его посланник, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, не постигается ни умом, ни познанием. Никто не становится неверующим из-за своего невежества об этом до тех пор, пока до него не дойдет шариатское сообщение (хабар). Если же переданное об этом является шариатским сообщением, то оно в понимании (фахм) занимает положение услышанного напрямую. Услышивший шариатское сообщение обязан подчиниться ему в действительности и засвидетельствовать его, как будто он воочию увидел и непосредственно услышал это от посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Мы утверждаем эти качества Аллаха и отвергаем их уподобление, как отверг это от Себя Сам Всевышний, сказав: “Нет никого подобного Ему” сура "Совет", аят 11»*. Конец книги «аль-Итикад».
*[Прим. автора: я процитировал это вероубеждение по фотокопии, которая была сделана с оригинала данной рукописи, хранящейся в Библиотеке Лейденского Университета (Нидерланды)].
Источник перевод книги: Вероубеждение четырех имамов Абу Ханифы, Малика,аш-Шафии и Ахмада.
Автор книги: Мухаммад бин АбдурРахман аль-Хумеййис.
[Конец примечания].