Слова имама Шафии относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха.
Слова ибн Кудамы: Сказал имам Абу АбдуЛлах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи'и: «Я уверовал в Аллаха, и в то, что пришло от Аллаха, так как от меня хочет Аллах. Я уверовал в посланника Аллаха, и в то, что пришло от посланника Аллаха, так как от меня хочет посланник Аллаха».
(Пояснение Руслана):
То есть хочет Всевышний Аллах сказать своими словами определенный смысл, донести до нас определенный смысл, так вот имам аш-Шафи’и говорит: «Я верю в эти слова именно в том смысле, который имеет виду Всевышний Аллах субханаху уа Та’аля». Эти слова имама аш-Шафи’и не означают, что он муфауид, который говорит: «я сам не понимаю что это означает, но верю так, как хочет этого Аллах».
Нет, имам аш-Шафи’и приводит здесь те «муджамулюль иман», то есть общая вера, которая должна быть у человека, то есть любой верующий мусульманин должен что говорить: «Я верю в то, что ниспослал Аллах так как хочет чтобы я уверовал в это Аллах».
Сказал шейхуль ислямия Ибну Теймия: «А что касается тех слов, которые произнес имам аш-Шафи’и, то это истина которая является обязательной для каждого мусульманина иметь это в убеждения и тот, который будет иметь такие же убеждения которые сказал имам аш-Шафи’и и затем не принесет ничего, что аннулирует его убеждение, (не совершит ни ширк не куфр), то он пошел по пути спасения в этой жизни и в будущей жизни». Источник:Фатауа аль Хамауия» страница 121.
Шейх уль Ислям ибну Теймия как понял слова имама аш-Шафи’и, не то что он тафуид делает, а то, что он объясняет, какая должна быть общая вера мусульманина.
(Конец слов Руслана).
Говорит шейх ‘Усаймин рахимахуЛлах разъясняя слова имама аш-Шафи’и:
«Слова имама аш-Шафи’и содержат в себе следующее:
1 Вера в то, что пришло от Всевышнего Аллаха в Его ясной Книге, так как захотел Всевышний Аллах чтобы мы в это уверовали без добавок, без убавок и без искажений.
2Обязательность веры в то, что пришло от Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) в сунне его, так, как хотел от нас Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам).
(Пояснение Руслана): Мы верим в слова Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) в том, смысле, какой смысл заложил Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) в эти слова, потому что иногда слова Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) можно понять правильно, а можно понять неправильно. И мы веруем в эти слова так, как уверовать в них является правильным, то есть в тот смысл, который хотел вложить в эти слова Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам), не в искаженный смысл. (Конец слов Руслана).
Без добавки, без убавки и без искажения.
(Пояснение Руслана):
И в эти словах опровержения людям, которые искажают смысл Атрибутов и придают им неправильное значение. И особенно эти слова имама аш-Шафи’и больно бьют по аш’аритам, потому что большинство аш’аритов на сегодняшний день это шафи’иты.
А большинство матуридитов ханафиты, некоторые даже говорят, что не существует вообще никого из других мазхабов, кто был бы матуридитом кроме ханафитов, либо есть очень редкие исключения, чтобы кто-то из другого мазхаба кроме ханафитского был матуридитом.
(Конец слов Руслана).
В речи аш-Шáфи‘и содержится возражение сторонникам «та‘виля» и «тамсиля» (сравнивают Всевышнего Аллаха с Его творениями). Потому что оба эти течения не уверовали в то, что пришло от Аллаха и Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), как они того желали.
(Пояснение Руслана):
Например, Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему», а они говорят: «Нет, Рука Аллаха такая как рука у творений».
А искажающие (аш`ариты и т.д.) например, о аятах где что «Аллах создал Адама Своими двумя Руками»,они говорят:нет здесь имеется ввиду две мощи. Они не верует так, как сказал Аллах, а верует как угодно их страстям, уводят прямой смысл атрибутов Аллаха, на то что угодно их страстям на основе лживых правил которые они придумали, поэтому в слова имама аш-Шафии есть опровержение этим двум группам.
«Потому искажающие убавили, а уподобляющие добавили».Искажающие сделали, накъс, то есть не взяли в полноценной мере эти аяты и хадисы, а убавили, сказали здесь не Рука имеется ввиду, а Милость или Мощь имеется ввиду, они убавили правильны смысл от этих слов и взяли только половину его смысла, или вообще неправильный смысл.
А те, которые делают тамсиль (уподобляют), они добавили, не сказали, не просто у Аллаха Рука есть и все, а сказали, она подобна творениям, то есть сделали добавку к этим смыслам.
(Конец слов Руслана).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в разъяснение слов имама Шафии в своей шархе на книгу Люм’ат уль-и’тикад:
Слова Имама аш-Шафи'и понятны. Аш'ариты-муфавида приводят слова Имама Аш-Шафи'и, которые касаются Атрибутов. Имам Аш-Шафии сказал: "Я уверовал в Аллаха и то, что пришло от Аллаха, как это хочет Аллах, уверовал в Посланника Аллаха и то, что пришло от Посланника Аллаха, так как это хочет Посланник Аллаха".
Эти нововведенцы сказали: "Он как будто бы говорит, что смысл знает только Тот, Кто сказал это". И это указывает, как говорят нововведенцы, на то, что Имам аш-Шафи'и не понимает смысла этих аятов. Мы им ответим: "Имам аш-Шафи'и это не имеет ввиду". То, о чём рассказывает Имам Аш-Шафи'и - это называется общий иман. И мы поэтому говорим также, как говорит Имам Аш-Шафи'и. Это требует от тебя полного подчинения и полного выполнения того, что нам приказано. И таким же образом мы верим в Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и в то, что пришло от Посланника Аллаха так, как от нас этого хочет Посланник Аллаха. Знаем мы эти контексты или же мы их не знаем, всё равно верим. Эта вера – общая. Смысл этих слов таков, что мы ничего не оставляем из того, что пришло от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), кроме как уверовав в это. Знаем мы это или не знаем, всё это от нашего Господа.
Имам Аш-Шафи'и, да смилуется над ним Аллах, сказал эти слова следуя тому, что приказал Всевышний Аллах в Своей Книге, сказав: А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это - от нашего Господа»(Сура али Имран, аят 7).
Если мы узнаём смысл чего-то, то понятна вера в эту вещь. А, если мы не знаем смысл чего-то и мы что-то не понимаем, то мы говорим: "Мы верим в это так, как от нас этого хочет Господь, и так, как от нас этого хочет наш Посланник (мир ему и благословение Аллаха)". До тех пор пока нам это не объяснят учёные. Если мы спросим учёных, и они нам объяснят смысл Корана и Сунны, тут мы уже берём тот смысл, который они нам объясняли. Точно так же как мы приняли и уверовали в эти слова, будем верить и в смыслы.
Потом он рассказал, что все эти искажения являются ересью. И это понятно и явно. Сподвижники во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) приняли контексты из Корана и Сунны с подчинением, признали сразу же, не противились, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) им сообщил.
Поистине, эта вещь - а это положение сахабов, да будет доволен ими Аллах, то есть, как они себя вели с контекстами Корана и Сунны - стало причиной тому, что Аллах повёл по прямому пути некоторых больших аш'аритов - учёных, когда они задумались о положении сподвижников. Например имам Харамейн Абу Маали аль-Джувейни. У него есть послание в котором он сказал следующие слова: "Я задумался и нашёл в хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха) то, что к нему приходили бедуины и не бедуины, глупые люди и неглупые, сообразительные и несообразительные - к нему разные люди приходили и слушали аяты, которые читал им пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Аяты, которые содержат в себе сыфаты, которые внешне выглядят так, что как - будто там есть сравнение Аллаха с Его созданием. Также эти люди слышат аяты, которые содержат в себe веру в скрытые вещи, потом после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал этим людям об этом, он ничего не добавляет. И это указывает чётко и понятно на то, что необходимо уверовать в то, что внешне понимается из аятов. И то, что ни в коем случае нельзя искажать эти аяты. Потому что, если бы разрешено было искажать или толковать эти аяты, так как внешне эти аяты как будто указывают тебе на то, что Аллах подобен людям, - стало бы ваджиб (обязательным), объяснять это тем бедуинам, которые приходят к нему из разных краёв, и они являются джахилями, и нет у них 'ильма (знания). Кто-то из этих арабов мог же подумать то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) именно имел ввиду то, что у Аллаха есть Рука (йад). Кто-то мог бы подумать, значит это и требовалось, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) после того, как читал аяты этим бедуинам ничего не добавлял, это указывает на то, что именно вот это и требуется, - а это уверовать в то, что внешне тебе видится из аятов. И то, что обязательно верить в то, на что указывают эти контексты, но вместе с этим ты должен знать, что это не указывает на подобие".
Бида'аты не принимаются Всевышним Аллахом. От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.
Тот, кто вводит в наше дело то, что связано с акъидой, и оно не является акъидой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабов, то у него не принимается, и это возвращается к тому, кто придумал эту ересь. Тот, кто вводит дела, которые не являются из Религии Аллаха, не принимаются у него эти дела.
Как сказал ибн Мас'уд: «Следуйте (Сунне), и не вносите новшеств (нововведений), ибо вам достаточно (её, Сунны)».