Свидетельство о рае и аде для кого либо по личности и в общим.
Люм’ат уль-и’тикад шарх шейха Усеймина.
https://youtu.be/8wq95Y6no10
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Содержание урока:
Свидетельство о рае и аде для кого либо по личности и в общим.
Те, кому засвидетельствовано о рае при жизни и их биографии краткие.
Те, кому засвидетельствовано об аде.
Обвинение Ахлуль-Кибла в неверии из-за совершенных ими грехов.
Подчинения правителю мусульман.
Свидетельство раем или адом за конкретную личность.
Также говорить такой-то шахид…
Те, кому засвидетельствовано об аде.
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Коран свидетельствует о том, что обитателями ада являются Абý Лахаб ‘Абдульузза бин ‘Абдуль-Мутталиб, дядя Пророка, и его жена Умму Джамúль Арва бинту Харб бин Умайя, которая является сестрой Абý Суфъяна. Всевышний сказал о них:
«Да отсохнут руки Абу Ляхаба, и сам он уже пропал», это сура 111 аль-Масад.
(В ней говорится, что вот эти два человека, то есть, Абу Ляхаб и его жена являются обитателями огня).
Из числа тех, о ком упоминается в Сунне, Абу Тáлиб ‘Абду Маннáф бин ‘Абдуль-Мутталиб. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое легкое наказание будет для Абу Тáлиба, он будет обут в обувь из огня, из-за которых мозги его будут кипеть». (Согласованный хадис. Аль-Бухари 6564, Муслим 209).
В их число входит и ‘Амр бин ‘Áмир бин Лухай Аль-Хузá‘и, о котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я видел его волочащим свои кишки в аду».Хадис передал Аль-Бухари и другие. (Согласованный хадис. Аль-Бухари 3521, Муслим 2856).
(Пояснение Руслана):
‘Амр ибну Люхай аль-Хуза‘и - это человек, который первый вернул многобожие на аравийский полуостров. То есть, люди были на религии Ибрахима (‘алейхи ссалям) и забыли тех идолов, которым поклонялся народ Нуха (‘алейхи ссалям) и этот ‘Амр ибну Люхай - первый, который привез обратно этих идолов или возвратил этих идолов на аравийский полуостров. Он стал одним из тех, которые возродили многобожие на определенной территории. Поэтому мы говорим об опасности возрождения языческих обрядов у нас в Булгаре, так, как это похоже на то, что сделал ‘Амр ибну Люхей. Возрождение многобожия после того, как его не стало, на определенной территории – это грех. И грех этот очень велик, так как человек или люди, которые возрождают многобожие после того, как его не стало, понесут грех за себя и за всех тех, которые будут придерживаться этого многобожия после них до самого судного дня или до самого того времени, когда это многобожие исчезнет заново.
(Конец слов Руслана).
Люм’ат уль-и’тикад шарх шейха Усеймина.
https://youtu.be/8wq95Y6no10
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Содержание урока:
Свидетельство о рае и аде для кого либо по личности и в общим.
Те, кому засвидетельствовано о рае при жизни и их биографии краткие.
Те, кому засвидетельствовано об аде.
Обвинение Ахлуль-Кибла в неверии из-за совершенных ими грехов.
Подчинения правителю мусульман.
Свидетельство о рае и аде для кого либо по личности и в общим.
Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси:
Мы свидетельствуем, что десять названных Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) сподвижников попадут в рай, так же, как об этом засвидетельствовал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), сказав о них: «Абý Бакр попадет в рай, ’Умар попадет в рай, ’Усмáн попадет в рай, ’Али попадет в рай, Тальха попадет в рай, Аз-Зубайр попадет в рай, Са’ад попадет в рай, Са’ид попадет в рай, ’Абдур-Рахмáн, Ибну ’Авф попадет в рай и Абу ’Убайда бин Аль-Жаррáх попадет в рай». (Хадис сахих. Абу Давуд 4649, Ат-Тирмизи 3748, Албани в «Сахихуль-Жáми‘а» 4010).
И любой, за кого Пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) засвидетельствовал раем, мы также свидетельствуем ему раем, следуя в этом пророку (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям), как, например, слова пророка (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям): «Хасан и Хусейн (два внука пророка, саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) будут господами молодых людей в раю». (Хадис сахих. Ат-Тирмизи 3768, Ибну Мáжа 118, Ахмад 3/3. Хадис является достоверным).
И подобно его словам (пророка, саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям), которые он сказал Сáбите бин Кайсе: «Поистине он является из обитателей рая». (Согласованный хадис (муттафакъун ‘алейхи). Аль-Бухари 3613, Муслим 119).
Мы не можем утверждать, что кто ни будь из мусульман войдет в рай или в ад, кроме тех, которых назвал Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), но мы надеемся, что праведный войдет в рай, и опасаемся, что грешник попадет в ад.
(Пояснение Руслана):
То есть, надеемся на то, что Всевышний наградит праведников и введет их в рай и на то, что их дела были искренними перед Аллахом и соответствовали сунне.
И боимся за грешников что Всевышний Аллах (субхана уа Та‘аля) может наказать их за их грехи, и ввести в огонь, и не попадут они в рай среди тех, которые попали без наказания огня.
Шейхуль ислям ибну Теймийа: «Если перед нами человек, о котором вся умма свидетельствует, что он был из имамов этой общины, то о нем тоже мы смело можем засвидетельствовать, что он в раю».
И довод на слова ибн Теймии пришли хадисы, в которых пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) говорит: «Моя община не собирается на заблуждении», то есть, если вся община говорит, что человек был из имамов, (из праведников и из людей таухида – единобожия), то это не является заблуждением, так как вся умма не может собраться на заблуждении.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда мимо нас) прошла похоронная процессия и люди стали восхвалять покойного, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это обязательно”. Затем прошла ещё одна (похоронная процессия), и (на этот раз) люди стали отзываться о покойном плохо, однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Это обязательно”.Тогда ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил: “Что обязательно?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Вы воздали хвалу этому, и теперь он обязательно окажется в раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в огне, ведь вы − свидетели Аллаха на земле!”» [Мухтасар сахих Бухари 650 (1367)].
Это указывает на то, что если все мусульмане сошлись на том, что человек был из праведников и из мусульман и из единобожников, и так далее, из суннитов, то за него свидетельствуется раем.
(Конец слов Руслана).
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Свидетельство за кого-либо из людей в том, что он будет в раю или в огне - это не дело разума (мы не можем определить своим разумом, кто в раю, а кто в огне), и свидетельство это приостанавливается на том, что принес с собой шариат. (Если шариат свидетельствует, то мы свидетельствуем, если нет, то своим разумом не свидетельствуем).
Тот, за кого Всевышний Аллах или его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) засвидетельствовали, что он в раю или в огне, тому свидетельствуем и мы, а кому Они не свидетельствовали, то и мы воздерживаемся от свидетельств им.
Но вместе с этим мы надеемся, что Всевышний сделает праведного обитателем рая, и опасаемся, что грешник попадет в ад.
Свидетельство о рае и аде бывает двух видов:
1 Общее: оно привязано к описанию человека, к примеру, мы можем свидетельствовать, что каждый правоверный войдет в рай, и свидетельствовать, что каждый неверный войдет в ад, то есть свидетельство привязано к описанию и качествам человека, которые Всевышний сделал причинами, по которым тот или иной человек будет в раю или в аду. (В данном случае не имеется в виду какая-то определенная личность).
(Пояснение Руслана):
Почему же мы тогда не можем взять в мечети какого-нибудь Ахмада и сказать: «Вот этот человек верующий, значит он в раю, так как каждый верующий в раю»? Мы не можем так сделать, потому что мы не знаем, возможно, в сердце он лицемер. Возможно, он показывает тебе веру, а скрывает в себе неверие. А так как ты не можешь знать, что у него в сердце, соответственно ты не можешь утвердительно заявлять, что он точно в раю или точно в огне. Мы не можем сказать подобное, даже если этот человек умер, и внешне он умер на исламе, умер мусульманином, так как ты точно не знаешь, был он мусульманином или не был. Возможно, он выявлял ислам внешне, но внутри он был лицемером, из-за этого мы не можем свидетельствовать в частности.
Вера это причина для входя в рай. Неверие – это причина для входа в огонь.
Поэтому и говорим в общем «Каждый верующий в раю, каждый неверующий в огне». Или говорим: «Каждый шахид в раю». То есть, каждый, кто погиб на пути Аллаха тот в раю, но не можем конкретно про человека сказать, что он шахид, или, что он в раю. Даже если внешне нам кажется, что он шахид, так как он погиб на поле боя. На него, конечно же, распространяется постановление о том, кто погиб шахидом, но мы не утверждаем точно, что он перед Аллахом шахид и в судный день он получит награду шахида и то, что он в раю и так далее. Возможно, человек был неискренним в своем джихаде, возможно, он сражался не ради Аллаха и не ради возвышения слова Аллаха, а возможно для каких-то других целей, для дуньи, для славы, для похвалы и тому подобное.
Именно поэтому мы не можем про кого-то конкретно говорить, что он шахид перед Аллахом, хоть на него и распространяется внешнее постановление этой дуньи, которое распространяется на шахида.
(Конец слов Руслана).
2 Особое (частное): оно привязано к определенной личности, к примеру, мы свидетельствуем, что определенный человек войдет в рай, или свидетельствуем, что определенный человек войдет в ад. Но мы не можем определить, куда попадет тот или иной человек, кроме тех, на кого указали Всевышний и Его Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует).
(Пояснение Руслана):
В тех главах, где приверженцы сунны в книгах по акыде говорят: «Мы не свидетельствуем огнем или раем», они везде говорят: «Имеется в виду за мусульман». Что касается человека, который изначально не из мусульман: изначально он христианин или иудей; неверующий; и мы видим, что он умер на неверии, на явном - умер на этом неверии; он не принял ислам, так и остался неверующим. В таком случае мы можем точно сказать, что перед Аллахом он кафир, и он точно в огне, один из обитателей огня.
Слова имамов, где они говорят: «Мы не свидетельствуем за кого-то конкретно раем или огнем», имеется в виду за кого-то конкретно из мусульман. Что касается кафиров в основе (кафирун асли) - человек, который является неверующим в основе, вообще никогда не был мусульманином - то за этого свидетельствуют, что он в огне, если нет никаких причин считать, что возможно он был из верующих, или до него не дошел довод и так далее. Если же мы знаем, что до человека дошел довод, и он умер на неверии, не приняв ислам, то он не является мусульманином и никогда не попадет в рай. Мы можем свидетельствовать за него в том, что он из людей огня, поэтому говорит, что когда имамы говорят: «Мы ни за кого не свидетельствуем ни раем, ни огнем» (имеется в виду из мусульман). Мы можем точно сказать, например, если умер перед тобой мусульманин, который был большой грешник (допустим убивал людей, сотни людей убил, зина делал, риба брал, воровал, еще разные грехи делал - был полноценным грешником), то за него ты точно не можешь засвидетельствовать, что он в огне, потому что возможно, что Всевышний Аллаха простит его. То же самое, если человек был внешне очень праведный, тоже не можешь засвидетельствовать, что он в раю, так как возможно, он делал это не искренне.
Поэтому имам ибну Кудама аль-Макдиси говорит: «Мы не свидетельствуем ни за кого из мусульман в том, что он в раю или в огне».
Что касается кафир асли (то есть, неверующий, который в основе своей неверующий, никогда не был мусульманином и умер на неверии), то за него свидетельствуется, что он в огне, и перед Аллахом он неверующий.
Слова шейха Усеймина: «И мы не выделяем какую-то конкретную личность ни раем, ни огнем, кроме тех, кого выделил Всевышний Аллах или Его Посланник».
Это касательно свидетельствования о человеке раем или огнем. Вопрос этот является очень важным. Ни про кого из людей нельзя говорить то, что он шахид. Ведь слово «шахид» означает, что ты сказал, что он в раю. Если ты утверждаешь, что человек шахид, то это значит что он непременно в раю, потому что любой шахид в раю. Поэтому не нужно говорить про какую-то конкретную личность, что он шахид. Конечно же, мы надеемся на то, что он действительно погиб шахидом, искренне перед Аллахом, и его дела соответствуют сунне, и он действительно шахид перед Аллахом. Но мы за него боимся в том, что он был не с искренним намерением, сражался не ради Аллаха и так далее.
(Конец слов Руслана).
[Примечание от редактора стенограммы]: