Что будет взвешиваться на весах.
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Взвешиваться будут сами деяния, как на это указывают вышеупомянутые аяты и хадис, который следует за ними.
(«Два слова тяжелы на весах» - а два слова это деяние).
Некоторые ученые говорят, что взвешивать будут книги деяний, так как на это указывает хадис, где упоминается владелец листа.
Другие же утверждают, что взвешиваться будет тот, кто совершил деяния, так как на это указывает хадис Абу Хурайры, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине, в День воскресения непременно приведут важного тучного человека, который окажется пред Аллахом легче комариного крыла». А потом Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если пожелаете, прочтите (аят, в котором сказано): "…и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса". (Сура Пещера, 105)». (Согласованный хадис. Аль-Бухари 4729, Муслим 2785).
(Пояснение Руслана):
Доводы указывают, на то, что будут взвешены дела сами, некоторые доводы указывают на то что будут взвешены листочки или книги, в которых записаны дела, и некоторые указывают доводы на то, что будут взвешены сами действующие лица (люди).
У ибн Масуда радыяЛлаху ‘анхум голени были худощавые, и некоторые сподвижники посмеялись над этим и Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Клянусь Аллахом, эти голени в судный день будут весить тяжелее, чем гора Ухуд».(Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Шар хат-Тахавийа» (номер 571, стр. 418). Это говорит о том, что человек сам будет взвешен.
(Конец слов Руслана).
Некоторые ученые сказали исходя из всех этих доводов, то, что все это будет взвешено (то есть, и дела и листочки и действующие лица), некоторые сказали, что взвешены будут листочки с делами, и исходя из того, что некоторые из листочков будут тяжелыми или легкими в зависимости от, того, какие дела в них записаны, получится как будто бы взвесились дела сами.
(Пояснение Руслана):
То есть, имеется ввиду, например у человека записано «сделал зина» у этой записи есть определенный вес, или, например, сделал какой-то грех меньше, чем этот, у этой записи уже другой вес, то есть, все написано одной записью, но вес у нее разный, исходя из тяжести того, или иного дела, получится как будто бы взвесились сами дела, то есть, некоторые говорят так.
(Конец слов Руслана).
А что касается тех хадисов, где говорится, что будет взвешен сам человек, то имеется ввиду его положение и почет.
(Пояснение Руслана):
То есть, каждого человека в судный день рассмотрят со стороны его почета. Чего он достиг в этой жизни или какого почета достиг или наоборот какого унижения он достиг.
(Конец слов Руслана).
И это собрание (то есть, во это вот объединение хадисов) хорошее и Аллах субхана уа Та‘аля лучше знает.
(Пояснение Руслана):
Возможно то, что более безопаснее ограничится контекстами и не пытаться собрать между ними, а говорить то, что все это будет взвешено, так как это приходит во внешних смыслах хадисов. И действительно в книгах по убеждениям приходит в основном такие слова, то что будет взвешен человек, будут взвешены листочки с его деяниями и будут взвешены сами его деяния, а как это будет происходить знает один субхана уа Та‘аля Всевышний Аллах.
(Конец слов Руслана).
[Примечание от редактора стенограммы]:
На взвешивание деяний указывает достоверный хадис от Абу ад-Дардаа, который сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Среди того, что будет положено на Весы нет ничего тяжелее хорошего нрава. Поистине, человек с хорошим нравом достигнет степени того, кто много постился и молился». «Сахих Сунан ат-Тирмизи» (1629).
На взвешивание людей.
Сказал Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изза аль-Ханафи:
«...Человек будет взвешен вместе со своими деяниями, о чем свидетельствует хадис, переданный аль-Бухари от Абу Хурайры, о том, что посланник Аллаха сказал: «Поистине, в День воскресения приведут важного тучного человека, который окажется пред Аллахом легче комариного крыла». А (потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если пожелаете, прочтите (аят, в котором сказано): «...и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса».Передан аль-Бухари (№ 4729) и Муслимом (№ 2785).
Имам Ахмад передал от Ибн Мас’уда, что «(Однажды) он стал делать зубочистку (мисвак) из (ветки) аракии, и так как у него были тонкие голени, ветер стал покачивать его. Люди стали смеяться над ним, и посланник Аллаха сказал: «Над чем вы смеетесь?», и они ответили: «О пророк Аллаха, (мы смеемся) над тонкостью его голеней».И он сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, на Весах они будут тяжелее (горы) Ухуд»».Передал Ахмад (т. 1, стр. 420-421) Ибн Касир сказал иснад его хороший и надёжный "Бидайа", ат-Табарани (№ 8452) и аль-Баззар (№ 2678)».
Источник: Шарх Акыда Тахавия.
Шейх ‘Абдур-Раззак ибн ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, да хранит его Аллах, сказал:
«Весы. К вере в Судный День относится вера в наличие Весов, которые будут установлены в День Суда.
„В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдётся нечто весом с горчичное зёрнышко, Мы принесём его. Довольно того, что Мы ведём счёт!“ (сура „аль-Анбийа“, аят 47).
На них будут взвешиваться дела, книги и люди. Это будут реальные Весы, у которых будут две чаши. На одну из них станут класть хорошие дела, а на другую чашу – скверные. На это указывает хадис о карточке (листке). В нём упоминаются две чаши, как в словах: „Тогда свитки будут положены на одну чашу весов, а карточка на другую чашу“.
В некоторых преданиях сказано: „У них будет сторожок и две чаши“. Это передаётся от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. Абу аш-Шейх упомянул это предание со слов аль-Кяльби. Также подобные слова передаются от аль-Хасана. Но в хадисах от пророка о наличие сторожка (у Весов) не упоминается. О Весах передано многочисленное количество хадисов, и Коран наполнен аятами о них. Весы будут взвешивать с точностью до мельчайшей частицы (или пылинки).
„Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его“ (сура „аз-Залзаля“, аяты 7-8)».
Источник: Ат-тухфа ас-санийа шарх касыда Ибн Аби Дауд аль-Хаи.
Шейх аль-Хаками сказал: «Из этих аятов и хадисов следует (а Аллах знает обо всём лучше), что взвешено будет всё — и человек, и его дела, и свиток, в котором эти дела записаны, потому что хадисы, поясняющие коранические аяты, указывают на это, причём они не противоречат друг другу. На это указывает также хадис, который приводит Ахмад (да помилует его Аллах), от ‘АбдаЛлаха ибн 'Амра. Это история о человеке и кусочке свитка. В этом хадисе Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорит: "В Судный день будут установлены Весы, и приведут одного человека и поставят его на одну чашу Весов, а на другую положат свиток с записями его дурных дел, и вторая чаша перевесит. Тогда его поведут в Огонь, но вдруг закричит посланец Милосердного: «Не спешите! Поистине, ещё осталось у него кое-что!» После этого принесут кусочек свитка, на котором будет написано: «Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха», и его положат вместе с этим человеком, и чаша с ними перевесит". Из этого хадиса следует, что человек вместе со своими благими делами и свитком, на котором они записаны, будет помещён на одну чашу Весов, а его дурные дела вместе со свитком, на котором они записаны — на другую. Это мнение представляет собой наилучший способ согласования всех имеющихся аятов и хадисов, в которых упоминаются Весы. А Аллах — Милостив, и хвала Ему». Источник: Ма'аридж аль-кубуль.
Сказал Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изза аль-Ханафи:
Таким образом, мы подтвердили, что будут взвешены деяния, сам человек и свитки с деяниями, а также то, что Весы будут иметь две чаши, и только Всевышний Аллах знает об истинной сущности всего этого. Мы же должны верить в сокровенное и скрытое от нас, как это сообщил нам правдивый пророк, не добавляя и не убавляя ничего. Горе тем, кто отрицает установление справедливых Весов в Судный день, как это сообщил Всевышний, не понимая мудрости этого, и сомневается в текстах Откровения, говоря: «Только лавочник и продавец бобов нуждаются в весах!», и кто знает, может сам он будет среди тех, чьи деяния не будут иметь никакого веса перед Аллахом. И даже если мудрость установления весов деяний заключается лишь в том, чтобы показать справедливость Аллаха Его рабам, нет никого, кто любит прощать больше чем Аллах, и поэтому Он направил посланников с радостной вестью и увещеванием. И сколько еще за этим скрыто мудростей, которых нам не постичь, задумайся над словами ангелов, когда Аллах сказал им: «“Я установлю на земле наместника”. Они сказали: “Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?” Он сказал: “Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете”» (2:30). Всевышний сказал также: «Вам дано знать об этом очень мало». (17:85).
Источник: Шарх Акыда Тахавия.
[Конец примечания].