Аль-Хисаб - Расчет в Судный день.
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Аль-Хисáб (Расчет):
В шари‘ате этим словом означают предъявление Всевышним Своим рабам их деяний (То есть Аллах ознакомит Своих рабов со всеми теми деяниями, которые они совершили).
Аль-Хисáб утвержден Кораном, Сунной и единогласным решением праведных предшественников.
Всевышний Аллах: ««Поистине, к Нам они вернутся и, поистине, Мы предъявим им счет» (Покрывающее, 25-26).
Также на это указывает и то, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил в некоторых молитвах: «О Аллах, рассчитай меня легким расчетом», и тогда ‘Аиша радыяЛлаху ‘анхум спросила: «А что это за легкий расчет», Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Чтобы Всевышний посмотрел в книгу его (Своего раба) деяний и простил его(отнесется к его грехам снисходительно, не спросит за них)».Хадис передал Ахмад (6/48). Шейх Албáни сказал: иснáд хадиса хороший.
(Пояснение Руслана):
Есть понятие: «будет введен в рай без расчета, без наказания» (биля хисабин уа ля азаб) – это когда Всевышний вообще даже не посмотрит его дела, то есть, не предъявит ему эти дела.
А что касается того, кто будет рассчитан легким расчетом, тому покажут его дела, посмотрят в его дела и Всевышний Аллах скажет: «Разве не дал Я тебе то-то и разве не сделал ты так-то, так-то, так-то»и тогда верующий скажет: «Да, я подтверждаю, что я совершил такие-то грехи»,затем Всевышний Аллах скажет: «Я простил тебя в этой жизни и прощу тебя в следующей», то есть, простил тебя в дунье и тем более здесь прощу, это называется – легкий расчет, а есть – тяжелый расчет, тот кому будет предъявлены его дела, затем будет спрошено за каждое дело, то есть, не просто будет ему предъявлены эти дела и подтверждают они или нет, а будет спрошен и будет засчитано ему, как наказание или как благие деяния.
(Конец слов Руслана).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Аль-Хафиз ибн Раджаб (да будет милостив к нему Аллах) говорил:
«Сказал аль-Хасан: «Раб (Аллаха) совершает грех, после чего просит прощения и кается (перед Аллахом), и (Он) прощает ему. Однако (Аллах) не стирает этот грех из книги его (деяний) до тех пор, пока не представит ему его и не спросит, по какой причине он ослушался Его!» Затем аль-Хасан сильно заплакал и сказал: «Даже если мы будем плакать только лишь как из-за стеснительности за это (и стыда перед Господом), то этого будет достаточно для того, чтобы мы плакали и плакали!»
Биляль ибн Са’д говорил: «Воистину Аллах прощает грехи, однако (Он) не стирает их из свитков (деяний) до тех пор, пока в Судный День не представит их (Своему рабу), даже если он и покаялся за них!»
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «В Судный День Аллах приблизит Своего раба, затем оградит его и скроет от всех остальных творений. После чего Он представит рабу его книгу и скажет: «О сын Адама, читай свою книгу!» - и тот начнёт читать её. И когда встретить в ней записанное благодеяние (совершённое им), то лицо его станет светлым, и возрадуется сердце его. Тогда Аллах спросит его: «Узнаёшь ли ты это?» Раб ответит: «Да». И Всевышний скажет: «Я принял его у тебя» - и раб падёт ниц (перед Аллахом), совершая земной поклон. Всевышний скажет: «Подними свою голову и вернись к своей книге!» - и раб начнёт читать её снова. И когда встретить в ней грех (совершённый им), то лицо его станет чёрным (мрачным), и сожмётся от страха сердце его, и затрясётся от страха в груди у него, и ощутит он перед Господом своим его такой стыд, величину которого будет знать только он. Тогда Аллах спросит его: «Узнаёшь ли ты это?» Раб ответит: «Да, о Господь». И Всевышний скажет: «Я простил тебе его» - и раб падёт ниц (перед Аллахом), совершая земной поклон.
Другие же не будут видеть ничего, кроме совершаемых им земных поклонов, и одни из них станут говорить другим: «Туба (дерево в Раю) этому рабу, который никогда не ослушался своего Господа!» Однако они не будут знать того, что происходит между ним и его Господом, и то, что Он отчитывает его (за его деяния)»!
Абу ‘Усман ан-Нахдий передал от Сальмана следующие слова: «В Судный День рабу будет дан свиток (с его деяниями). Он начнёт читать его и обнаружит вначале его грехи, совершённые им. (Тогда страх охватит его) и печаль покроет его сердце. Затем он посмотрит в конец страницы и обнаружит благодеяния, совершённые им. (Тогда он возрадуется) и снова посмотрит в начало страницы и обнаружит, что грехи его были заменены на благодеяния!»
Источник: «Джами’ аль-‘улюм уа аль-хикам», 453.
[Конец примечания].
Праведные предшественники сошлись в единогласном решении насчет того, что АльХисáб — это истина, также является доказательством.
То, как это будет выглядеть описано в хадисе, смысл которого состоит в следующем:
«Всевышний уединится с верующим и предъявит ему все его грехи, и он признает их, и когда верующий будет убежден, что он пропал, скажет ему Всевышний: «Я скрыл твои грехи от чужих глаз при твоей жизни, Сегодня же Я прощу тебя», — затем ему отдадут книгу его хороших деяний».
«Что касается кáфиров и мунáфиков (лицемеров), то их позовут во главе всего создания, говоря: «Вот те, которые отрицали Господа своего, слушайте же, пусть будут прокляты несправедливые»».Согласованный хадис, переданный Ибну ‘Умаром.(Аль-Бухари 4685, Муслим 2768).