Вера во все услышанное (сам’ийят)

2 Необходимость веры во все, о чем рассказал или о чем поведал Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам).

Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси: «Необходимо верить или обязательно является веровать во все, что рассказал нам или поведал нам об этом Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам)».

(Пояснение Руслана):

Необходимо верить не только в то, что рассказал Пророк Мухаммад (салла Ллаху `алейхи уа салам), а также во все, что рассказывали иные Пророки. То есть, если у тебя есть сообщение от иных пророков или со слова иных пророков или Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) передает от других Пророков или Всевышний Аллах передает в Коране слова других Пророков, то в их слова веровать также является обязательным, это исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Народ Нуха посчитал лжецами посланников» (Сура Поэты - Аш-Шуара, аят 105), несмотря на то, что Нух (мир ему) был первый Посланник и до этого не было никаких Посланников, но не смотря на это, Всевышний Аллах что сказал: «Народ Нуха объявил лжецами Посланников(или посчитал лжецами Посланников)», потому что не уверовать в одного Посланника, неизбежно вытекает из этого результат обвинения во лжи всех остальных Посланников. Потому что все эти Посланники пришли с одной и той же идеологией, соответственно если ты посчитаешь не истиной слова одного, то это автоматически становится обвинением во лжи остальных Посланников от Аллаха мир им и благословение Аллаха.(Конец слов Руслана).

Мы обязаны уверовать во все, что сообщил нам Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам), если сообщение об этом пришло к нам с достоверным иснадом будь это касательно вопросов, которые мы видим и можем наблюдать или тех вопросов, которые мы не видим и не знаем, то есть, из скрытого нам знания.

(Пояснение Руслана):

То есть, если Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорит что-то и мы это видим в нашей действительности, то в это уверовать ты обязан.

А если он (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщает о чем-то чего мы не видим и оно находится для нас в скрытом знании, как то, что происходило в прошлом или в будущем и так далее, тогда это является скрытым знание и уверовать в это также обязательно, подобно тому, как если бы ты это видел в действительности. «’Ильмуль гъейб» -это скрытое знание, все что скрыто от людей так, что они этого не могут наблюдать это в действительности. (Конец слов Руслана).

И мы должны знать то, что все слова, которые пришли от Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), если их иснад достоверный, то они истина и правда и равны в этом то, что мы понимаем своим разумом, и то, что мы своим разумом не понимаем.

(Пояснение Руслана):

То есть, есть хадисы, которые понятны для разума людей, в них сообщается определенные известия. А есть такие известия, которые рассказывают о вещах, которые не поддаются разуму, как например, о таких вещах, которые будут в судный день или в раю или перед судным днем. Может быть это не входит в разум обычного человека, так как он не наблюдал ничего подобного и все равно в это ты должен уверовать, подобно тому, как веруешь в то, что поддается твоему разуму.(Конец слов Руслана).

Даже если мы не знаем истинную сущность его смысла.

(Пояснение Руслана):

Допустим, как Атрибуты Всевышнего Аллаха, мы не знаем истинную сущность, какие у Аллаха субхана уа Та’аля как Глаза или какие у Него Атрибуты остальные, но мы в это верим даже если никогда этого не видели или не наблюдали.

(Конец слов Руслана).

О Исра’ и Ми’радж.

Пример этого: Аль-Исрáа и Аль-Ми‘арáдж(Ночное путешествие пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) в Иерусалим и его вознесение на небеса),и это было реальным событием, а не сновидением. Люди племени Курайш не поверили в это путешествие и вознесение, отрицали его и считали это противоестественным, но они не отрицали сновидения.

(Пояснение Руслана):

Если ты придешь к какому-то человеку и скажешь: «Я во сне поехал туда или был там» ничего страшного в этом нет, все тебе поверят, так как во сне можно не только до седьмого неба добраться, а можно туда и обратно несколько раз добраться, это во сне. Поэтому курайшиты и отвергли это, потому что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил им, что это было в состоянии бодрствования телом и духом из-за этого они это отвергли.

(Конец слов Руслана).

(И также из тех вещей, которые не поддаются разуму или мы не наблюдали этого):

Другой пример: Когда ангел смерти пришел к Мусе, чтобы забрать его душу, Муса ударил его по лицу и выколол ему глаз. Ангел смерти вернулся к своему Господу, а Он вернул ему зрение. (Согласованный хадис. Аль-Бухари 1339, Муслим 2372 и другие).

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:

Сам’ийят — (услышанное).

(Пояснение Руслана):

Контекст из Корана и сунны называется ас-сам’ият, то есть, то, что ты слышишь.

От слова «сама» слух, а есть еще «’акълият» то, что ты знаешь своим разумом, даже если не пришел к тебе об этом контекст, то есть, можешь установить какую-то вещь на основе разума, даже без контекста из Коран и сунны, это называется «’акълият».

(Конец слов Руслана).

Сам’ийят — это все то, что утверждено посредством слуха, т. е. все то, что нам известно из Корана и достоверных хадисов, при этом разум человека не имеет к этому никакого отношения, в том плане, что даже если человек не смог постичь истину того, что услышал, он обязан уверовать в это. Все те достоверные сообщения, которые дошли до нас от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) — это истина, в которую нам необходимо уверовать, независимо от того, были ли мы очевидцем этого или нет. Также не имеет значения и то, постигли ли мы услышанное своим умом или не в силах постичь это. О том, что все это истина, свидетельствуют слова Аллаха:

«Мы отправили тебя с истиной, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и ты не будешь спрошен об обитателях ада» (Корова, 119).

Автор книги упомянул некоторые из сам‘ийятов, в которых нам необходимо верить, мы приведем их в том же порядке.

«Аль-Исрáа» и «Аль-Ми’рáж»:

«Аль-Исрáа». Языковое значение этого слова — отправление с кем-либо ночью.

В шари‘ате под словом «Аль-Исрáа» подразумевается — путешествие ангела Джибраила (Мир ему) с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки к байтуль-Макдис (Иерусалим), о чем сказано Всевышним:«Пречист Тот, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть Аль-Акса» (Сура 17 Перенесение ночью, 1).

«Аль-Ми’рáж». В арабском языке этим словом называют инструмент, с помощью которого на что-то поднимаются, т. е. подъемник или лифт. В шари‘ате же, этим словам называют лестницу, по которой Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) поднялся с земли на небеса. О вознесении Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) на небеса упомянуто в суре «Звезда», начиная с первых аятов: «Клянусь звездой, когда она закатывается, не сбился с пути ваш товарищ и не заблудился»(Звезда-1-2), до слов Аллаха: «Он увидел величайшие из знамений своего Господа» (Звезда, 18).

Так вот, перенесение и вознесение происходили в одну и ту же ночь, у большинства ученых и у обладателей знания есть разногласия когда конкретно была эта ночь (то есть, что это за ночь конкретно, какая у нее дата)

Большинство ученых сходятся в том, что оба эти события, т. е. и путешествие, и вознесение свершились в одну ночь. Однако, насчет того, в какую ночь это произошло, мнения разошлись:

В сообщении от Ибну ‘Аббáса и Джáбира с прерванной цепочкой передатчиков, сказано, что это была ночь понедельника, двенадцатого числа месяца Раби‘уль-Авваль, но они не определили сам год. Это сообщение привел ибн Аби Шайба.

(Пояснение Руслана):

Нет ничего достоверного ни в аятах ни в хадисах, чтобы указывало на конкретную дату, когда произошло исра’ и ми’радж. Но есть единогласное мнение обладателей знания о том, что исра’ и ми’радж было после того, как Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) стал Пророком, то есть, не до пророчества, а после пророчества и до переселения в Медину, то есть, до хиджры.

И довод на это что Всевышний говорит: «…из мечети Харама…»,если бы это было после хиджры, то пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) не был в Масджидуль Харам, он был в Масджидуль Набауи (мечети Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), в Медине). И он был бы перенесен тогда из мечети в Медине, допустим, в Иерусалим, но раз Всевышний говорит, что Он перенес его из Мечети Запретной (Мекки) в Иерусалим, это указывает на то, что это было до переселения Пророка саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям, в Медину.

(Конец слов Руслана).

В сообщении от Аз-Зухри и ‘Урва сказано, что это произошло за год до хиджры, это передал Аль-Байхаки, выходит, что это было в месяц Раби‘уль-Авваль, но здесь не определена сама ночь. Это же сказал Ибну Са‘д и другие. Это же утверждает и Ан-Навави.

(Пояснение Руслана):

Это сообщение Мурсаль от Зухри, то есть, Зухри сразу рассказывает это сообщение не рассказывая от кого он это узнал, то есть, от кого он это известие получил, а марасиль хадисы Зухри, которые передаются в форме мурсаль, то есть, без упоминания от кого он их взял, очень слабые, одни из самых слабых мурсалей, то есть, муадалят, то есть, в нем два или более пропусков подряд, соответственно мурсали Зухри не годятся для поддерживающих цепочек или как в форме поддерживающей цепочки не годится.

И от ‘Уру’а ибну Зубейра в его иснаде есть слабость, соответственно то, что перенесение и вознесение исра’ и мирадж было за год до хиджры это тоже недостоверно.

(Конец слов Руслана).

В сообщении от Ас-судди сказано, что это произошло за шестнадцать месяцев до хиджры. Это передал Аль-Хáким. Значит, если подсчитать месяцы, это будет месяц Зуль-Ка‘да.

(Пояснение Руслана):

Слова Судди не являются доводом, так как он не является сподвижником или таби’ином, которые могли бы это засвидетельствовать, то есть, не известно откуда он это взял.

(Конец слов Руслана).

Сказано, что это произошло за три года до хиджры, или за пять лет до хиджры, или за шесть лет до хиджры.

И это происходило в состоянии бодрствования, а не во сне (не только духом, но и телом, то есть, Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) вознесся телом выше 7 небес). Это потому что курайшиты посчитали это великим, невозможным и отрицали это, а если бы это все лишь было во сне, то никто бы этого не отрицал, потому что курайшиты не отрицали сновидения.

История этих событий такова: Всевышний повелел ангелу Джибрúлу перенестись с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) в байтуль-Макдис (Иерусалим) на животном, именуемом «Бурак», затем подняться с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) на высшие небеса, минуя одни небеса за другими. Пока не достигнет места, в котором услышит скрип перьев (которыми ангелы записывают повеления Всевышнего).

Затем Всевышний обязал мусульман к выполнению пяти молитв, показал Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) рай и ад, там же на небесах он присоединился ко всем пророкам (Мир им), и совершил молитву с ними, став имамом, затем он вернулся в Мекку и рассказал людям об увиденном. Неверующие посчитали его лжецом, уверовавшие поверили ему, а были и те, кто сомневался.

(Пояснение Руслана):

Вопрос:Что лучше ночь предопределения или ночь вознесения?

Ответ:

Относительно Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) ночь вознесения для него более почетная ночь, а относительно остальных людей, ночь предопределения более почетная ночь чем ночь вознесения из-за возможности получения прощения всех грехов и награды в эту ночь.

Предопределение нескольких ступеней, есть предопределение, которые записываются за 50 000 лет до сотворения, есть предопределение, которое записывается на год вперед, которое происходит в ночь предопределение, в неё записывается то что будет в течении следующего года, до следующей ночи предопределения, есть предопределение, которое записывается что будет в ближайший месяц и записывается на каждый день отдельно, то есть, Всевышний Аллах записывает эти предопределения разными записями. То есть, записывает предопределение, которое в хранимой скрижали оно уже записано, а также предопределение, которое, что произойдет на следующий год, это в ночь предопределение, также есть, то что будет в течении месяца следующего и то, что будет в течении дня, то есть, завтра, допустим, и возможно Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам), слышал скрип перьев, которые записывают предопределение, например, на месяц или на день.

(Конец слов Руслана).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Приведу полностью хадис из Сахих Муслима о этом событии:

Глава 52 Ночное путешествие пророка (да благословит его Аллах и приветствует)* на небеса и возложение обязанности [совершения пяти] молитв.

*[Имеется в виду ночное путешествие (исра') пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небеса (сура 17, аят 1; сура 53, аяты 12-17)].

77Передают со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Ко мне подвели Бурака — длинное верховое животное белого цвета больше осла, но меньше мула, [способное одним] шагом [покрыть любое расстояние, которое может] охватить взором. Я сел на него верхом и достиг Храма (байт аль-макдис) [в Иерусалиме[1], где] привязал [Бурака] за кольцо, которым пользуются [для этого и другие] пророки. Потом я вошёл в мечеть и совершил там молитву в два раката[2], а когда я вышел оттуда, Джибрил (мир ему) принёс мне сосуд с вином и сосуд с молоком. Я выбрал молоко, и Джибрил сказал: «Ты выбрал [то, что соответствует] естеству»[3].

Потом мы вознеслись к [низшему] небу, и Джибрил попросил открыть [его врата]. [Его] спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джибрил». [Его] спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». [Его] спросили: «А за ним посылали?»[4] [Джибрил] сказал: «За ним посылали», после чего [эти врата] были для нас открыты. Там я увидел Адама, который поприветствовал меня и обратился к Аллаху с мольбой даровать мне благо.

Потом мы вознеслись ко второму небу, и Джибрил (мир ему) попросил открыть [его врата]. [Его] спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джибрил». [Его] спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». [Его] спросили: «А за ним посылали?» [Джибрил] сказал: «За ним посылали», после чего [эти врата] были для нас открыты. Там я увидел двоюродных братьев [Их матери были родными сестрами] — 'Ису, сына Марьям, и Яхью, сына Закарийи, которые поприветствовали меня и обратились к Аллаху с мольбой даровать мне благо.

Потом мы вознеслись к третьему небу, и Джибрил попросил открыть [его врата]. [Его] спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джибрил». [Его] спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». [Его] спросили: «А за ним посылали?» [Джибрил] сказал: «За ним посылали», после чего [эти врата] были для нас открыты. Там я увидел Юсуфа, который был наделён половиной красоты [мира дольнего], и он поприветствовал меня и обратился к Аллаху с мольбой даровать мне благо.

Потом мы вознеслись к четвертому небу, и Джибрил попросил открыть [его врата]. [Его] спросили: "Кто ты?» Он ответил: «Джибрил». [Его] спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». [Его] спросили: «А за ним посылали?» [Джибрил] сказал: «За ним посылали», после чего [эти врата] были для нас открыты. Там я увидел Идриса, который поприветствовал меня и обратился к Аллаху с мольбой даровать мне благо, а Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Мы вознесли его[Здесь имеется в виду пророк Идрис (мир ему)] к высокому месту» (19:57).

Потом мы вознеслись к пятому небу, и Джибрил попросил открыть [его врата]. [Его] спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джибрил». [Его] спросили: «А кто с тобой?» Он ответил. «Мухаммад». [Его] спросили: «А за ним посылали?» [Джибрил] сказал: «За ним посылали», после чего [эти врата] были для нас открыты. Там я увидел Харуна, который поприветствовал меня и обратился к Аллаху с мольбой даровать мне благо.

Потом мы вознеслись к шестому небу, и Джибрил попросил открыть [его врата]. [Его] спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джибрил». [Его] спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». [Его] спросили: «А за ним посылали?» [Джибрил] сказал: «За ним посылали», после чего [эти врата] были для нас открыты. Там я увидел Мусу, который поприветствовал меня и обратился к Аллаху с мольбой даровать мне благо. Потом мы вознеслись к седьмому небу, и Джибрил попросил открыть [его врата]. [Его] спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джибрил». [Его] спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». [Его] спросили: «А за ним посылали?» [Джибрил] сказал: «За ним посылали», после чего [эти врата] были открыты для нас. Там я увидел Ибрахима – он сидел, прислонившись спиной к Обитаемому дому (аль-байт аль-ма'мур) [Обитаемый Дом (аль-байт аль-ма'мур) — небесный храм, аналог Каабы, который находится напротив неё на седьмом небе], куда ежедневно входят по семьдесят тысяч ангелов, [которые молятся там, после чего покидают это место] и больше никогда туда не возвращаются. А потом он вознёс меня к Лотосу крайнего предела (ас-сидрат аль-мунтаха)[5], и оказалось что [по своим размерам] его листья подобны слоновьим ушам,а плоды — большим кувшинам, когда же по велению Аллаха его покрыло нечто [См. суру 53, аят 16], он изменился, и никто из созданий Аллаха не смог бы описать его красоту. Затем Аллах ниспослал мне откровение и вменил в обязанность совершать по пятьдесят молитв в течение дня и ночи. После этого я спустился к Мусе (мир ему), и он спросил: «Какие обязанности возложил Господь твой на [членов] твоей общины?» Я ответил: «[Он обязал их совершать по] пятьдесят молитв». [Муса] сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси Его об облегчении, ибо [члены] твоей общины не смогут вынести этого, ведь я уже испытывал израильтян» [Имеется в виду, что Муса (мир ему) всеми силами старался добиться от израильтян совершения всех обязательных молитв, но так и не достиг желаемого]. Тогда я вернулся к своему Господу и сказал: «Господь мой, облегчи [обязанности, возложенные Тобой на мою] общину», и Он уменьшил [количество молитв] на пять. После этого я вернулся к Мусе и сказал [ему]: «Он снял с меня [обязанность совершения] пяти [молитв]». [Муса] сказал: «[Члены] твоей общины не вынесут этого, вернись же к твоему Господу и попроси Его об облегчении». И я возвращался то к моему Господу, то к Мусе (мир ему), пока [Господь мой] не сказал: «О Мухаммад! Поистине, [в мире дольнем] в течение дня и ночи [вы должны совершать] по пять молитв, за каждую из которых [мусульманину запишется совершение] десяти, что и [составит] пятьдесят молитв. За тем, кто вознамерится совершить доброе дело, но не совершит его, будет записано [совершение одного] доброго дела, если же он совершит его, ему запишется [совершение] десяти [добрых дел]. Если кто-нибудь вознамерится совершить дурное дело, но не совершит его, ему ничего не запишется, а если он совершит его, то за ним будет записано [совершение одного] дурного дела». После этого я спустился к Мусе и рассказал ему об этом. Он сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси Его об облегчении».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда я сказал: "Я возвращался к моему Господу [столько раз], что мне уже стыдно перед Ним!"»

___________________

[1] На ранних этапах истории ислама полным названием Иерусалима было Илийа мадинат байт аль-макдис— 'Илия, город Храма [Соломона]', но обычно город называли просто Илия или, чаще всего, Байт-аль-Макдис (название Аль-Кудс появилось позднее). Впоследствии город стали называть Байт-аль-мукаддас, а название Байт-аль-Макдис осталось за Храмом. В Коране сказано: «Преславен Тот, Кто перенёс Своего раба ночью, чтобы показать ему [некоторые] Наши знамения, из Запретной мечети и Мечеть отдалённейшую» (17:1). Здесь под Отдалённейшей мечетью (аль-масджид аль-акса) имеется в виду не ныне существующая мечеть, основанная 637 г. 'Умаром ибн аль-Хаттабом, а аль-харам аш-шариф — 'благородная святыня’ — священная территория в восточной части средневекового Иерусалима, на горе Мориа, в целом, откуда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был вознесён (ми’радж) на небеса. В своём труде «Рассказы о пророках» Ибн Касир пишет: «Люди Писания считают, что Отдалённейшая мечеть (аль-масджид аль-Акса) была построена Иа'кубом (мир ему), и это — мечеть, которая находится в Иерусалиме. В пользу этого свидетельствует хадис, который был приведен нами выше (имеется в виду одна из версий хадиса, приводимого в данной книге под № 238 — Пер.). Таким образом, Йа'куб, которого называют также Исра'иль (мир ему), построил эту мечеть через сорок лет после завершения строительства Каабы Ибрахимом и Исма'илом»

[2] Ракаат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных сур или аятов Корана по желанию молящегося. Единственным исключением является первая сура Корана «Аль-Фатиха», которая каждый раз читается в обязательном порядке.

[3] Под естеством (фитра) здесь подразумевается ислам как присущая каждому человеку от рождения вера в Единого Бога. Слово фитра используется для обозначения пребывания в состоянии естественной предрасположенности к чему-либо.

Ибн Касир пишет: «Это значит, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству.

А отклоняющийся отклоняется от него, только под воздействием людей или установившихся традиций». Источник: Нихайа. Т. 3. С. 457.

Ибн Хаджар пишет: «Люди разошлись во мнениях о том, что следует понимать под словом фитра, но суть самого распространённого мнения состоит в том, что имеется в виду ислам. Ибн 'Абд-аль-Барр сказал: "Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего: «[сообразуясь с] естеством, [что дано тебе] Аллахом, Который сотворил людей так» (30:30) под естеством подразумевается ислам (покорность воле Аллаха)"» Источник: Фатх. Т. 3. С. 248.

Таким образом, слова Джибрила (мир ему) означают: ты выбрал символ ислама и прямоты, ибо молоко, в отличие от вина, легко усваивается, а употребление его не приводит к дурному

[4] Таков, по мнению аль-Хаттаби, ан-Навави и ряда других комментаторов, смысл этих слов. Иные считают, что Джибрила (мир ему) спрашивают: «Послан ли он [к людям]?» — то есть, 'приступил ли он к исполнению своей пророческой миссии?'

[5] См.: суру 53, аят 14. Так называется дерево, которое находится на седьмом небе, в том месте Рая, за пределы которого мир форм уже не распространяется. Знанием о том, что находится за этими пределами, не обладают ни избранные пророки. Ни приближенные к Аллаху ангелы.

[Конец примечания].

Наши рекомендации