Значение слов «Аллах запечатывает сердца».
Некоторые люди аргументируют тем, что Аллах Сам говорит, что Он запечатывает сердца неверующих, следовательно, они не виноваты за свои действия. Такие слова основаны на неправильном понимании всего вопроса в целом. Аллах запечатывает сердца тех, кто упорно отвергает Истину и отказывается следовать прямому пути. И это уже ясно было объяснено выше.
Кратко:
Суть в том, что Аллах дарует руководство всем отделяя Истину от лжи через Свои знамения, пророков, писаний и знамений в нас самих. Того, кто подчиняется Аллаху, который сделал истину ясной, Он ведет по прямому пути и в дальнейшем, а того, кто упорно отвергает истину, после того, как она стала ему ясна, Аллах оставляет на попечение самому себе, и он сам выбирает приверженцем какого пути ему быть!
[Конец примечания].
8 Разбор темы предопределения Салихом Али Шейхом.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:
Шестой столп из столпов веры - это вера в предопределение /къадар/ всего добра и зла.
Что касается двух слов, которые часто приходят в книгах " القضاء "/аль-къада/ и " القدر "/аль-къадар/, есть ли между ними разница? Некоторые учёные сказали, что между ними никакой разницы нет.
Другие ученые сказали, что есть разница между /аль-къада/ и /аль-къадар/.
/Аль-къадар/ – это то, что просходит до того, как появится какая-то вещь. А если случилось то, что предопределено, то это уже /аль-къада/.То, что бывает до того, как появится что-то, что мы увидим (Желания и Писание) - это /аль-къадар/. А если же это случится, то оно будет /аль-къада/.
Эти слова отличаются друг от друга в языковом значении. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: وقني شر ما قضيت
"Упаси меня от зла того, что Ты предопределил". Абу Давуд (1425), ат-Тирмизи (464) и другие.
То, что предопределил Аллах, является тем, что случается обязательно. И поэтому человек просит у Аллаха защиты от зла того, что Он создал.
Многие из учёных, в числе них Ибн аль-Къаийм, говорили, что нет разницы между /аль-къада/ и /аль-къадар/.
Вера в предопределение имеет две ступени:
1 - ما يسبق حصول المقدر - то, что случается перед тем, как случится какая-то вещь.
Эта степень содержит в себе две степени:
А - " العلم " - Знание.
Всевышний Аллах знает все, что случится до Судного Дня и после него. Его знанию нет начала и нет конца.
Б - " الكتابة " - Написание в Хранимой скрижали.
И Всевышний Аллах записал то, что будут делать Его рабы в Хранимой Скрижали за 50 тысяч лет до создания небес и земли. Написал о том, что будут делать Его создания, каким путем они пойдут, кто пойдет по прямому пути, а кто заблудится. Написал о куфре неверующего человека, а также о грехах грешников и подчинении праведников. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко».(Сура аль-Хадж, аят 70).
Всевышний Аллах рассказал об этих двух степенях. Нет ничего такого о чем бы Аллах не знал, а потом узнал. Всевышний Аллах знает каждую вещь до того, как она произойдет. И после этого Он записал все дела творений в Хранимой скрижали /ляфх аль-махфуз/. И они не перейдут за границы того, что им предписано.
2 - ما يكون حال وقوع المقدر - то, что случается во время, когда случается эта вещь.
А - Поистине, желание Всевышнего Аллаха действует на всех Его рабов. То, что Аллах пожелает, оно будет, а то, что не пожелает - не будет. Все, что происходит среди Его созданий, это только с Его дозволения. Всевышний Аллах сказал: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый».(Сура аль-Инсан, аят 30).
Желание раба зависит от желания Всевышнего.
Б - Поистине, Он - Создатель каждой вещи. Как сказал Всевышний: «Аллах - Творец всякой вещи. Он - Попечитель и Хранитель всякой вещи».(Сура аз-Зумар, аят 62).
Аллах создал каждую вещь. Будь это подчинение подчиняющегося или неподчинение грешника. Аллах создал действия рабов, создал несчастия и блага. Всё, что творится в творениях, только Он является Создателем этой вещи.
Эти две степени соответствуют появлению предопределённой вещи. Если случается что-то предопределённое, и Аллах захочет, чтобы оно было, и оно соответствует тому, что написано в Хранимой Скрижали, и предшествовало этому Знание Всевышнего Аллаха, и ничего не будет, кроме как с дозволения Аллаха. И если эта предопределённая вещь случится, то Аллах является Творцом этой вещи. Эти четыре степени и есть убеждения ахли Сунна уаль Джама'а. /Аль-Къадар/ - это знание Аллаха о каждой вещи до того, как она случается, и то, что Аллах написал о каждой вещи до того, как создал небеса и землю. Потом Аллах захотел эту вещь и создал ее. Это и есть понимание предопределения у приверженцев сунны.
Некоторые нововведенцы не последовали за убеждениями ахлю сунна уаль-джама'а. Они сказали: "Аллах не является Создателем каждой вещи. Раб сам создает свое действие". Это слова къадаритов, которые отрицают предопределение. Но Всевышний Аллах сказал:
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».(Сура ас-Саффаат, аят 96).
Всевышний Аллах создал рабов и их дела. Действия раба, будь это подчинение или ослушание, являются созданиями Всевышнего Аллаха. И Аллах не доволен ослушанием, но позволил его из-за мудрости, которая известна только Ему.
Аш'ариты говорят о том, что внешне у человека есть выбор, однако на самом деле он является принужденным. Поэтому они придумали термин "الكسب " (Аль-Касб).
Их ученые разделились в понимании этого термина на 12 течений. Нет необходимости перечислять эти группы. Потому что в этом термине нет никакого смысла.
Поэтому некоторые ученые сказали:
"Из тех вещей, которые люди говорят и нет в них истины,
Слова, которые не понимают разумные:
"Аль-касб" у аш'аритов,
"Аль-халь" у бахшами (одна из групп му'тазилитов)
"Тафрату" у назами (одна из групп му'тазилитов)".
Во всех этих словах нет смысла. Термин "الكسب" (Аль-Касб)не имеет смысла и аш'ариты не могут его объяснить одинаково, так как они сами разделились в его понимании на 12 групп.
И поэтому, когда один из их ученых, который делал шарх на аш'аритский матн по вероубежднию, написал: "Мы должны признаться, что мы джабриты. Однако мы скрываем это. Мы не являемся крайними джабритами. Мы говорим, что у человека внешне есть выбор, но однако он принужден на самом деле. Раб подобен ножу. Мы не говорим, что нож режет, однако мы говорим, что мы порезали с помощью ножа. Также и рабы. Они были принуждены к деяниям".
Аш'ариты являются одним из течений джабритов, а му'тазилиты - одна из групп къадаритов.
Мы уже понимаем то, что связано с предопределением. Поистине, Аллах предопределил все вещи до того, как они были созданы. Он знал об этом, и написал об этом в Хранимой Скрижали /ляфх аль-махфуз/. Его предопределение распространяется на всех Его рабов. Ничто не выходит за пределы предопределения. И это ни в коем случае не указывает на принуждение раба. Раб сам совершает деяние и будет рассчитан за него. Когда речь идет о предопределении, мы не говорим о том, что мы принуждены делать наши дела. И мы не можем заявлять о том, что предопределение Аллаха является оправданием для нас. Ученые говорят о том, что нельзя оправдываться предопределением в грехах, однако можно оправдываться в горе и в печали.
Если случится несчастие с рабом, то он скажет: "Так захотел Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно".
Тут ибн Къудама привел термин "الكسب" (Аль-Касб), и за это ученые порицали его. Потому что это слово, которое используют аш'ариты, также пришло в Коране: «Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел».(Сура аль-Бакара, аят 286).
Однако, если мы говорим о вероубеждении, то нельзя использовать слова, которые используют нововведенцы, не разъясняя их смысл. Под словом "الكسب" (Аль-Касб)в Коране подразумевается "дело". Но аш'ариты и им подобные нововведенцы понимают под этим совсем другой смысл.
Тебе становятся ясными убеждения приверженцев сунны в вопросе предопределения. И это очень важный вопрос. Али ибн Аби Талиб сказал: "Предопределение - это секрет Аллаха, потому не обременяйте себя этим". Если раб придет и начнет ковыряться в этом вопросе, то он не достигнет желаемого, если только он не будет следовать Корану и Сунне.
Пришло в некоторых хадисах: "Если говорится о предопределении, то молчите". См. Сахих аль-Джами', 545; Ибн Хаджар в "Фатх уль-Бари", 11/476.
Потому что, если раб начнет говорить о предопределении без знаний, то он войдет в заблуждение.
Поэтому шейх уль-ислам Ибн Теймия сказал в своем ответе одному иудею, который сеял сомнения в вопросах предопределения:
"И основой заблуждений созданий из всех течений
Является то, что они лезут в дела Аллаха и ищут причины.
Поистине, они не поняли мудрости Его
И тем самым погрязли в невежестве".
Очень красивые слова сказал ибн Уазир:
«Забудь о понимании, ведь наш Господь рассказал нам о споре ангелов из-за незнания,
А также почетный Хидр и Муса, когда они собрались.
Помутнела чистота их сбора несколько раз, и Хидр
Оставил Мусу с разбитым сердцем, и много раз Муса порицал Хидра.
И причиной разногласия является различие в знаниях.
Отсюда следует, что Господь полностью противоречит Своим созданиям»
(Примерный смысл, может на русском не так красиво звучит как на арабском).
И далее он говорит:
«И причина разногласий только в различии знаний,
Отсюда следует, что Господь полностью противоречит Своим созданиям.
Оцени это завещание и возьми его, благодаря Того, Кто воскрешает».
Если бы наше знание было подобно знанию Аллаха, лишь тогда мы бы могли понять все секреты, однако наши знания малы. И мы отсюда видим, что верующий раб должен задумываться об истории Мусы. И Муса порицал некоторые действия Хидра, так как не знал мудрости Хидра. Хидр убил мальчика и Муса (мир ему) начал порицать Хидра, так как в этих вопросах Муса (мир ему) знал меньше, чем Хидр. Что же тогда сказать о знании Всевышнего Аллаха по сравнению со знаниями созданий? Поэтому, в вопросах предопределения от нас требуется полная покорность Всевышнему Аллаху. И нам необходимо выполнять приказы Аллаха.
[Конец примечания].
Вопросы к 14 уроку:
102. Как мы доказываем то, что предопределение не является оправданием грешнику на совершение греха?
103. Ученые критиковали имама Ибн Кудаму за выражение: "И это указывает на то, что человеку принадлежит его действие и то, что он заработал (касб)" – в чем суть критики?
104. Как собрать между тем, что действие человека сотворено Аллахом, но произведено человеком?
105. Воля Аллаха делится на два вида – бытовую и шариатскую. Упомяни доводы на оба вида и разъясни разницу между ними.
Ответ на вопросы:
102. Тем, что Всевышний приписал деяния людей к людям, что указывает на то, что у человека есть выбор в совершении или несовершении своих деяний. Также тем, что Аллах сообщил в Своей Книге, что не накладывает на человека невозможное, а если бы человек был принужден к совершению греха, то запрет на совершение этого греха был бы невозможной ношей.
103. В том, что слово "касб" используется в этих вопросах аш'аритами.
104. Действия человека являются его качествами, а человек и его качества созданы Аллахом. К тому же, человек совершает действие только в том случае, если он пожелает его совершить и будет иметь на это способность, а желания и способности человека созданы Аллахом. Поэтому дело приписывается к человеку как к непосредственному исполнителю, а к Аллаху как к Создателю всего сущего.
105. 1. Воля Аллаха в бытие: "Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо". (6: 125). 2. Воля Аллаха в шариате: "Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах – Знающий, Мудрый". (4: 26). Разница между двумя этими видами Воли: 1. То, что пожелал Аллах в бытие непременно сбывается, и не обязательно, чтобы Всевышний любил то, происхождение чего Он желает в бытие. 2. То, что желает Аллах в шариате – может произойти, а может и нет, но все, чего желает Аллах в шариате – любимо Ему.