Всевышний сотворил творения и их действия».

(Пояснение Руслана):

Некоторые говорят, что Всевышний Аллах творит творения, а свои действия творения творят сами. Мы говорим: «действия совершает человек, но творит это действие Всевышний Аллах». То есть действие приписывает к человеку в том смысле, что он производит эти действия.

У человека есть непосредственное отношение к этим действиям, потому что именно он их производит, за что будет отвечать в судный день, за благое получит награду, а за дурное заслуживает наказание. Если Всевышний захочет, то накажет, если Всевышний захочет, то простит, но эти действия творит Всевышний Аллах.

Если мы скажем, что человек сам творит свои действия, а не просто их производит, то получится то, что еще есть творец, кроме Всевышнего Аллаха, это уже разрушение таухида Господства, поэтому мы говорим: Всевышний творит эти действия человеку, которые человек совершает.

(Конец слов Руслана).

«Сотворил творения и их действия и предопределили им их питание и их срок жизни».

(Пояснение Руслана):

То есть, если человеку предписано жить 70 лет, то он будет жить 70 лет.

Что касается слов Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) о том, кто покончил жизнь самоубийством, то Всевышний говорит: «Мой раб опередил Меня».

Имеется в виду, «опередил Меня Мой раб» не в том смысле, что ему было предписано жить 70 лет, но он умер в 35, имеется в виду, что Всевышний предписал ему, что он умрет в 35 лет посредством самоубийства. То есть человек, не дождался, чтобы Всевышний сам забрал его душу, а сам решил произвести действия, которые приводят к смерти и Всевышний умертвил его посредством его действий, то есть он сам стал причиной своей смерти и Всевышний забрал его душу.

(Конец слов Руслана).

«Всевышний Аллах направляет на прямой путь кого захочет своей мудростью, говорит Всевышний Аллаха: «С Него не спросится за то, что делает Он, а с них спросится» (Пророки, 23).

(Мы не задаем вопросов Всевышнему: «почему так Всевышний сделал», «зачем так сделал».Всевышний Аллах утвердил здесь деяния рабам, то что они будут спрошены за свои действия, это указывает, на то, что люди делают свои действия и эти действия относятся к ним).

И сказал Всевышний: «Воистину, каждую вещь Мы сотворили по предопределению (согласно Нашей мудрости)»(Месяц, 49).

Также Всевышний сказал: «Он сотворил всякую вещь и предал ей соразмерную меру» (Различие, 2).

Также Всевышний говорит: «Ничто не постигнет из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в Писании раньше, чем Мы создадим это» (Железо, 22).

(«Набра-а-ха»имеется в виду «халякъаха», то есть какое бы горе не коснулось нас, людей, будь то происходит на земле или касается непосредственно тела человека, то есть как болезни, все это Всевышний написал в книге, до того как еще сотворил этих людей).

Также говорит Всевышний Аллах: «Кого Аллах желает наставить на правильный путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь»(Скот, 125).

Ибн ‘Умар (Да будет доволен им Аллах!) передал, что ангел Джибрúль (Мир ему) сказал Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует): «…Что значит иман (вера)?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников, в День воскресения и в предопределение с его добром и злом». Джибриль, мир ему, сказал: «Это верно». Этот хадис передал Муслим (8). (Абу Дауд 4695, ат-Тирмизи 2610.

(Муслим вывел этот хадис со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, просто ибн Умар передает этот хадис со слов своего отца Умара ибн аль-Хаттаба.

Бухари и Муслим вывели от Абу Хурейры, соответственно этот хадис про Джибриля алейхи ссалям, муттафакъун алейхи со слов Абу Хурейры, а со слов Умара ибн аль-Хаттаба лейса би муттаффакъун алейхи, то есть он не у Бухари и Муслима, а только у имама Муслима).

Говорит: «И сказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Я уверовал в предопределение с его добром и злом, с его сладостью и с его горечью». (Хадис слабый, его привел аль-Хинди в книге Канзуль-‘Уммáль 1/1571). Этот хадис очень слабый в его иснаде Язид ар-Ракъащи этот хадис мы разбирали, когда разбирали книгу «Мазуматуль Байкуния», этот хадис приходил там как пример на хадис мусальсаль действиями, то есть то что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) взялся за свою бороду и сказал: «Я верую в предопределение с его добром и злом, с его сладостью и горечью», так вот, этот хадис очень слабый, не достоверный).

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) научил аль-Хасана ибн Али следующей мольбе, с которой он обращается к Аллаху во время молитвы аль-Витр: «…и избавь меня от зла того, что Ты предопределил».(Хадис сахих, Абу Давуд (1425), ат-Тирмизи (464) и другие).

Комментарий к разделу, говорит шейх ибн ‘Усаймин:

Предопределение и судьба.

Одно из качеств Всевышнего — это то, что Он делает, что желает, как сказал Всевышний:

«Поистине, твой Господь делающий, что пожелает». (Худ, 107).

Ничто не выйдет из-под Его желаний и власти, и что бы не произошло, это будет предопределено и устроено Им. В Его руке царствие небесное и земное, Он ведет, кого желает, по прямому пути Своей милостью и сбивает с прямого пути, кого желает, Своей мудростью.

(«Уа би адълихи» не только Своей Мудростью, но и Своей справедливостью, то есть ведет Всевышний Аллах кого захочет Своей Милостью, а заблуждает кого захочет своей Мудростью и по Своей справедливости).

С Него не спросится за то, что Он делает, потому как Его господство и мудрость совершенны, а с них спросится, потому, что они подвластны Ему.

Вера в предопределение необходима. Она является одним из шести столпов веры, как об этом сказал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!): «Аль-Иман — это вера в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его Посланников, в День воскресения и в предопределение с его добром и злом». Этот хадис передал Муслим и другие.

Также Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я уверовал в предопределение с его добром и злом, с его сладостью и горечью».(Этот хадис слабый, очень слабый).

(Пояснение Руслана):

Добро и зло, в смысле, если мы посмотрим на то, что произойдет дальше в будущем, а сладость и горе, смотря на то, что происходит сейчас. Если к тебе пришло что-то радостное, сейчас ты испытываешь от этого сладость, а в будущем ты понимаешь что от этого действия к тебе есть добро, то есть добро это когда-то потом, а сладость это сейчас, когда ты испытываешь это сейчас. То же самое если что-то пришло дурное, ты сейчас испытываешь горечь, а в будущем оно станет тебе злом. Или наоборот может стать тебе добром, хоть ты сейчас испытываешь от этого горечь, поэтому в хадисе пришла разница между добром и злом и горечью и сладостью, то есть это не обязательно добро, то есть оно может быть тебе сейчас сладким, но в конце обернутся злом, может быть тебе сейчас горестны или горечью, но в конце концов обернутся добром, есть разница.

(Конец слов Руслана).

Добро или зло, исходящее из того, что предопределено, определяется, принимая во внимание последствие предопределенного, т. е. после завершение чего-либо человек узнает, что ему это принесло, добро или зло.

Сладость и горечь предопределенного постигается в тот момент, когда с человеком происходит что-то, что предопределено Всевышним, он чувствует сладость побед, успехов, достижений в каких бы то ни было делах, и наоборот, он чувствует горечь, досаду, если у него что-то не получается. Добром предопределенного является то, что полезно, а злом — то, что вредно и не выгодно.

(Пояснение Руслана):

То есть, когда мы говорим «Всевышний Аллах предопределил зло», Всевышний Аллах на самом деле не предопределяет абсолютного зла, на это действие становится злом когда касается тебя, допустим, если у тебя кто-то умер для тебя это зло, но для других людей это может быть либо не злом и не добром, то есть это их вообще не касается, а для кого-то тоже может быть злом, так как этот умерший был их знакомым или другом, а для кого-то это может быть добром, потому что этот умерший наносил им много вреда и он отдыхает после того, что этот человек умер. То есть в каком-то действии, которое для тебя может быть злом, для окружающих может быть добром, поэтому мы не говорим то, что Всевышний Аллах не творит зло абсолютное, то есть чтобы Всевышний Аллах субхана уа Та’аля не творил, является добром, но когда касается кого-то конкретно, оно превращается в зло для этой отдельной личности, поэтому исходя из этого тафсыля (разъяснения) мы говорим, что Всевышний творит зло, то есть то зло, которое происходит на свете, оно сотворено Всевышним Аллахом, но Сам Всевышний не творит зло в смысле изначально, все что Он творит в этом есть мудрость в этом есть благо, даже в иблисе, в его сотворении есть благо для людей, в этом испытание верующих на их веру.

(Конец слов Руслана).

Добро и зло — это понятия, относящияся к самому предопределенному и к его последствиям. Добром является повиновение Всевышнему, здоровье или благосостояние, дарованные Им. Злом считается грехи, болезни или бедность. Что же касается самого действия Всевышнего, Его предопределения, то его не называют злом, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал в мольбе, которой он обучил аль-Хасана бин Али и которую читают в молитве витр: «…и избавь меня от зла того, что Ты предопределил».

Как мы видим, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) отнес зло к предопределенному и к его последствиям, а не к самому предопределению, то есть не к самому действию Всевышнего.

(Продолжение в следующем уроке).

Наши рекомендации