Мы должны всегда придерживаться справедливости
'Аммар, выдающийся сподвижник, однажды сказал:
"Справедливость должна обращаться на самого себя, приветствие миром (салям) — на мир, а расходовать (милостыню) надо даже тогда, когда ты обладаешь немногим".
Справедливость, если ее иметь, — драгоценное качество. Чтобы быть справедливым, вы должны быть способны взвешивать дела других теми же весами, что и свои. Справедливость — чрезвычайно важна и крайне необходима. Из этого проистекает много правил, которые относятся к этикету разногласий. Среди этих правил — следующие:
- То, что установлено как достоверный факт, не может быть опровергнуто ничем, кроме достоверного факта. Например, религиозные убеждения человека, который известен как мусульманин, не могут подвергаться сомнению, без недвусмысленного доказательства его неверия. Аналогично, мусульманин, известный своей ортодоксальностью, не может быть обвинен в отклонении без наличия бесспорного доказательства этого.
- Ошибочное принятие кого-то за верующего намного менее тяжко, чем ошибочное принятие кого-то за неверующего. Это означает, что, если вы считаете кого-то мусульманином на основе наблюдаемого поведения, то это — относительно незначительное дело, пусть даже в действительности он лицемер. Но зато, если вы объявляете кого-то неверующим, то очень серьезно рискуете. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерег нас: "Если кто-то называет человека неверующим или объявляет его врагом Аллаха, когда это не так, тогда его утверждение возвратится к нему самому".
- В вопросах, которые открыты для правового усмотрения и принятия различных точек зрения, нет никакого оправдания для того, чтобы называть человека — грешником или подвергать его остракизму за его взгляды. Ибн Таймийа упоминал, что это — подход ахль ас-сунна: они не видят никакого греха на том, кто осуществляет правовое усмотрение в вопросах религии, ни великого, ни малого. Человек, достаточно компетентный, чтобы самостоятельно исследовать вопросы религии, и предпринимающий все возможные усилия, чтобы достичь суждения Аллаха по некоему вопросу, — не понесет бремени греха из-за заключения, которое было им выведено. Воистину, он получит либо одинарную, либо двойную награду от Аллаха, в зависимости от правильности его заключения. Поэтому различие во мнениях по таким вопросам ни в коем случае не должно становиться причиной раскола среди верующих или предлогом для гонений.
- Людей нельзя ни объявлять неверующими, ни проклинать по имени, независимо от их мнений или сектантских уклонов. Более уместно — точно описать определенную идею или догму как неверие, не объявляя какого-либо конкретного человека неверующим. Ахмад ибн Ханбаль считал секту джахмитов — основанной на неверии. Он считал любого, кто объявлял, что Коран сотворен, — неверующим. Однако, он никогда не называл неверующим конкретного индивида. Вместо этого, он молился за таких людей и просил Аллаха простить их.
- Необходимо принимать от людей их слова, а внутренние мотивы — оставить Аллаху. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Мне не было велено копаться в сердцах людей или выставлять напоказ их внутренний мир".
- Ученых ни в коем случае нельзя клеймить как неверующих из-за их ошибок. Это вообще относится к каждому, не только к ученым. Этот принцип — часть методологии ахль ас-сунна. То, что сегодня некоторые невежественные люди унижают ученых — тяжкий грех.
Ибн Раджаб сказал:
"Большинство великих правоведов делали ошибки в отдельных вопросах. Это ни в коем случае не умаляет их репутации или знания. Их ошибки полностью перекрываются необъятностью их знания, чистотой намерений и вкладом в защиту веры. Ковыряние в их ошибках — не является достойным похвалы усилием, и при этом оно не достойно хоть какой-либо награды, особенно когда эти ошибки имели место в незначительных вопросах, где отклонение из-за ошибки не настолько серьезно и где исправление таких ошибок не приносит особой реальной пользы".
Удивительно, как много людей идет на значительные лишения, чтобы избегнуть принятия в пищу запретного или неосторожного просмотра грязных картин, но при этом они похоже не могут контролировать свой язык хоть в ничтожной степени, когда он касается других. Они разглагольствуют о живых и умерших без малейшего колебания. По этой причине, ученые ислама заявляли, что независимо от того, что коллеги говорят друг против друга, нельзя отнестись к этому серьезно, особенно когда имеет место научное противостояние, соперничество, или идеологические разногласия. Немного таких людей, которые по милости Аллаха, могут избегнуть резких высказываний о своих оппонентах в подобных ситуациях.
Аз-Захаби сказал:
"Я не знаю ни одного поколения в истории, люди которого смогли бы избежать этого греха, помимо пророков и их самых праведных последователей. Если бы я хотел, то мог бы заполнить примерами целые тома, чтобы подтвердить то, что говорю".
Ахмад ибн Ханбаль однажды спросил кого-то из своих учеников, откуда они пришли. Они ответили, что пришли с собрания Абу Курайба. Абу Курайб был тем, кто дурно отзывался об Ахмаде и резко критиковал его взгляды. Однако, Ахмад сказал этим ученикам: "Весьма хороший человек! Берите знания у него и учитесь у него". Ученики удивленно сказали: "Он ведь дурно отзывается о тебе". Ахмад ответил: "Что я могу сделать с этим? Он — человек, который очень обеспокоен мной".
Аз-Захаби сказал об Ибн Хазме, шейхе захиритской школы мысли:
"Я симпатизирую Ибн Хазму из-за его любви к достоверному хадису и его знанию по этому предмету, хотя есть много вещей, сказанных им о передатчиках и недостатках в передаче, с которыми я не согласен. Он придерживается многих взглядов по исламскому Закону, в которых, я уверен, он ошибается. Однако, я не считаю его неверующим или человеком заблудшим. Я прошу, чтобы Аллах простил его и помиловал также, как я молюсь за всех мусульман. Я также восхищен его блестящим и обширным знанием".
Справедливость заключается также в том, чтобы принять истину, когда она исходит от вашего оппонента, даже если он человек дурного нрава или неортодоксальных верований. Ибн Таймийа не одобрял поведения некоторых защитников Сунны, когда они отказывались признавать истину, высказанную философом-перипатетиком или схоластическим богословом, только из-за их отвращения к таким людям. Он сказал:
"Нам не дозволено отказываться признавать истину, когда она высказана иудеем или христианином, не говоря уже о рафидитах. Мы только отвергаем ложь и принимаем истину".
Шейх 'Абду-р-Рахман Ас-Са'ди пишет в своем комментарии Корана:
"Когда ученый говорит о высказываниях отклонившихся людей, он обязан воздать каждому должное и признать истину в том, что они говорят точно также, как разъяснить относительно их лжи. Он должен рассмотреть, насколько они близки к истине или удалились от нее".