Взгляды человека и изменение мнений
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если я клянусь сделать нечто и затем вижу, что другое приносит еще больше добра, тогда я искупаю свою клятву и делаю то, что лучше". (Сахих Аль-Бухари, 31333, и Сахих Муслим, 1649)
Одно из великих благословений Аллаха человечеству в том, что Он даровал нам свободу выбора. Он говорит: "Скажи: "Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует". (Аль-Кахф, 18:29)
В то же время Аллах сделал нас ответственными за выбор, который мы делаем. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы людей подобными ангелам, которые не имеют иной воли, кроме повиновения Аллаху. Аллах описывает их следующим образом: "...которые не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велят". (Ат-Тахрим, 66:6)
Однако, Аллах пожелал создать существо, которое Он мог бы испытать, и это испытание посредством не одних только затруднений, бедствий и борьбы, но и жизнью во всех ее бесчисленных проявлениях. Нам повелено превзойти самих себя во всех наших усилиях, от труднейшего до простейшего. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Аллах предписал превосходство во всем. Поэтому, если один из вас убивает, он должен убивать хорошо. И если один из вас режет животное, то должен зарезать его хорошо. Ему надо заточить свое лезвие и успокоить животное". (Сахих Муслим, 1955). Пророк намеренно выбрал пример, который вообще не приходит на ум человеку, когда он думает о превосходстве, и это — пример убиения или забоя животного.
Мы должны стремиться к превосходству в наших отношениях с супругами, соседями и коллегами по работе. Аллах указал нам принципы надлежащих манер и высоконравственного поведения. От нас ожидают, что мы будем стремиться к превосходству в призыве других людей к исламу, в порождении их привязанности и во вдохновении их в праведности. Аллах дозволил давать средства закята на то, чтобы приблизить сердца людей, немусульмане это или мусульмане слабые в вере.
Аллах ожидает, что мусульмане делают добро просто ради совершения добра, а не только ради распространения веры. Нас вознаграждают и одаривают благословением за добро, которое мы творим, даже когда мы не имеем намерения сделать это актом поклонения.
Аллах описывает Мухаммада, говоря: "...и, поистине, ты — человек превосходного нрава". (Аль-Калям, 68:4) Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) имел превосходнейший нрав и доброе отношение к каждому человеку. Он обращался по-доброму со всеми людьми, а не только с теми, которые как он считал, примут ислам. Он имел безупречный характер еще до того, как стал Пророком, а после ниспослания пророчества его манеры стали еще более привлекательными. Он предписывал благие манеры: "Есть награда за сотворение добра любому, обладающему живым сердцем". (Сахих Аль-Бухари, 2363, Сахих Муслим, 2244) Он поощрял быть гуманным к животным, говоря: "Если вы проявите милосердие к овце, Аллах проявит милосердие к вам". (Муснад Ахмад, 15165). Он сообщил нам о том, как блудница напоила водой измученную жаждой собаку и за это получила прощение от Аллаха.
Ислам не был ниспослан, как полагают некоторые, чтобы разжигать конфликты между людьми. Он пришел, чтобы довести до совершенства манеры, с которыми люди обращаются друг с другом, и показать им как должным образом жить на земле. Когда Аллах сотворил Адама, Он сделал так, чтобы тот поселился на земле и усердствовал на ней. Когда ангелы узнали об этом, они сказали: "Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?" (Аль-Бакара, 2:30)
Ангелы хорошо знали, насколько Аллаху ненавистно распространение порчи и пролитие крови. Аллах создал человечество и ниспослал писание — не ради этого. Исламский закон был ниспослан, чтобы защищать и сохранять пять основных человеческих потребностей в религии, жизни, разуме, происхождении и собственности. По этой причине Закон запрещает убийство, прелюбодеяние, ложь, воровство, притеснение и другие преступления.
Сама природа человека делает неизбежным несогласие людей друг с другом. Они имеют разные интеллектуальные способности, по-разному оценивают ситуации и приходят к разным заключением относительно того, что лучше в различных ситуациях. Их индивидуальные черты и склонности - различаются, их эмоциональная реакция на ситуации проявляется множеством разных способов. Некоторые люди более способны, чем другие, на искренность, объективность и непредубежденность в своих личных, деловых отношениях и в общественной жизни. У них — разные уровни образования и отличающиеся степени знания.
Эти, свойственные людям, различия относятся даже к пророкам. Различия были между Моисеем и Аароном и между Давидом и Соломоном (мир им всем), хотя все они были пророками Аллаха.
Мы можем также видеть, что сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) не соглашались друг с другом. Абу Бакр и 'Умар разногласили прямо перед Пророком. Ибн 'Аббас и Му'авийа не соглашались друг с другом, также, как 'Усман и 'Али. Среди выдающихся ученых ислама во все времена существовали разногласия. Основатели четырех правовых школ не соглашались друг с другом по многим вопросам.
Это разногласие может быть источником милости для мусульман, а также источником гибкости и адаптируемости. Оно становится вредным только тогда, когда порождается страстями, низменными мотивами и корыстными интересами. Тогда оно становится источником разделения, групповщины и препирательств между верующими. Однажды человек принес Ахмаду ибн Ханбаль книгу, в которой он скомпилировал различающиеся мнения мусульманских ученых. Он назвал свою работу — "Книга разногласий". Ахмад ибн Ханбаль сказал ему: "Не называй ее "Книгой разногласий", но назови "Книгой свободы мнений". Этот пример демонстрирует нам насколько проницательно понимал Ахмад характер исламского Закона.
Некоторые ученые отмечали: "Согласие сподвижников — решающее доказательство по вопросам, а их разногласие — милость и источник гибкости".
'Умар ибн 'Абду-ль-'Азиз сказал: "Клянусь Аллахом! Я не был бы счастлив, если бы сподвижники Мухаммада никогда не разногласили. Всякий раз, когда они достигали единодушного согласия по вопросу, это означало, что любой, кто когда-нибудь не согласится с ними по данному вопросу, будет в явном заблуждении. Когда же они разногласили, то это означало, что их мнения оставались открытыми, и исследуемый вопрос имел определенную свободу выбора".
То, в чем мы будем нуждаться всегда — здравые принципы обращения с нашими разногласиями, точно так же как мы нуждаемся в руководящих принципах, чтобы управлять нашей торговлей и правилами грамматики, чтобы направлять нашу беседу. Мы всегда будем разногласить друг с другом. И потому важно вести себя должным образом, когда мы разногласим.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ