Являются ли разногласия чем-то плохим?

ЭТИКЕТ РАЗНОГЛАСИЙ

Сальман ибн Фахд Аль-Ауда

Данная публикация скомпилирована нами из нескольких статей известного ученого на тему разногласий и исламского этикета, связанного с ними. Мы сделали все возможное, чтобы сохранить форму изложение мысли, авторский стиль и структуру этих работ, названия, подзаголовки. Возможно эта серия еще не завершена полностью и мы вернемся к ней позднее. Надеемся, что эта подборка материалов окажется полезной для наших уважаемых читателей.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Являются ли разногласия чем-то плохим?

Разногласие было установлено предопределением Аллаха, чтобы быть неотъемлемой частью жизни. Люди различаются по многим аспектам. Они отличаются этнически и культурно. Они имеют различные лица, предпочтения и склады ума.

Аллах говорит в Коране:

"Среди Его знамений — сотворение небес и земли, а также разнообразие ваших языков и цветов (кожи). Воистину, в этом — знамения для обладающих знанием". (Ар-Рум, 30:22)

"Мы сотворили по паре всяких тварей, — быть может, вы задумаетесь". (Ад-Дарийат, 51:49)

"О люди! Поистине, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый и богобоязненный". (Аль-Худжурат, 49:13)

Мы должны обратить внимание на то, что Аллах указывает, что сделал нас разными народами и племенами так, что мы могли знать друг друга, но не для того, чтобы мы сражались и воевали.

Продолжение жизни человечества и его процветание нельзя гарантировать, если одна группа людей удовлетворяет все свои желания и устремления за счет остальных. Неужели цели и желания одной нации бывают настолько противоположны целям и желаниям других, что могут быть полностью удовлетворены только посредством покорения или истребления всех иных?

На самом приближенном уровне, мы видим, что даже отдельный индивид имеет разногласия и конфликты в себе самом. Он создан из различающихся частей. Аллах говорит: "Разве Мы не наделили его глазами, языком и устами?". (Аль-Баляд, 90:8-9) Он изменяется изо дня в день. Аллах говорит: "...вы будете переходить из одного состояния в другое". (Аль-Иншикак, 84:19) Он проходит из детства через взрослую жизнь к старости. Он испытывает состояния болезни и здоровья, процветание и бедствия.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Интернет стал ареной для открытого диалога. Ныне на одном только арабском языке существует бесчисленное множество форумов для обмена идеями. К сожалению, интернет показывает нам только то, как плохо подготовлены мы к обсуждению друг с другом наших дел. Он заставил нас увидеть, что мы не осознавали: какой широкий спектр мысли допускает ислам в отношении вопросов религии и общественных проблем. Он также показывает нам наше неведение о той степени, в которой все мусульмане фактически согласны, и о степени, в которой нам дозволено не соглашаться. Эти недостатки с нашей стороны имели много отрицательных последствий для исламского дискурса в интернете, включая, но не ограничиваясь, следующими:



  1. Проводится идея о том, что, если вы — не с нами, тогда вы — против нас. Если я нахожу, что есть только маленький пункт разногласия между нами, то вы — не со мной на все 100 % и я не хочу иметь с вами никаких дел.
  2. Имеется проблема, связанная с проведением границы между темой обсуждения человеком, с которым мы ведем его. Обсуждение частного положения часто перерастает в нападки на личность людей, влекущие за собой обвинения, бросаемые на их честь и личную жизнь. Многие форумы сети умалились до мест встречи ради сплетен, клеветы, уничижения и скандалов.
  3. Тон многих из наших бесед некорректен, в огромной степени используется неприемлемый язык, проклятия и вульгарность заменили цивилизованную беседу. Многие великие ученые, наподобие Аль-Газали, Аш-Шатиби и Ибн Таймийа, указывали, что, если бы споры выигрывались самым громким голосом и самыми резкими словами, то дураки были бы лучшими диспутантами. Но споры чаще всего выигрываются посредством предоставления доказательств с уважительным отношением и умеренностью. Все мы знаем, что пустая телега сильнее громыхает на дороге, чем наполненная товаром.
  4. В интернете наличествует слишком много преувеличений. Мы склонны к высказыванию излишне категоричных заявлений, подтверждающих наши точки зрения. Как часто во время дебатов кто-либо утверждает, что по теме обсуждения уже написана превосходная и исключительная статья, полностью отвечающая на все вопросы? Но когда и если мы все же сумеем одолеть эту статью, то находим, что вместо работы, разбирающей вопрос по сути и объективно, подкрепленной должными доказательствами, мы имеем — праздный опус, полный мстительности, направленной на тех, кто не согласен с его автором. Сожаления достойно то, что так много людей, видимо, считают подобное признаком силы и качества работы.
  5. В наших беседах имеет место излишек самозацикленности. Все мы слышали, как кто-либо говорит: "Я не говорю вам ничего, кроме того, что точно знаю, и я только наставляю вас на то, что является истиной". Многие люди настолько захвачены своими собственными мнениями, что уже не могут воспринимать ничего иного. И даже не имеет значения то, что мысль, которой они придерживаются — всего лишь одна из точек зрения, а не бесспорный принцип вероубеждения, ясно установленный в Коране и Сунне.
  6. Слишком многие из нас убеждены в своей непогрешимости. Мы отказываемся даже гипотетически принять мысль, что наши идеи могут быть неверны, и что кто-то, помимо нас, может оказаться правым.
  7. Мы страдаем от поверхностности, профанации, упрощения. Многие из вопросов сложны и трудны, чтобы разобраться с ними без значительной работы мысли и больших усилий. Не взирая на это некоторые люди спешат тут же заявить, что такие идеи — непременно ложные и противоречащие учению Корана и Сунны. Когда же они находят, что некая иная идея — проста и легка для понимания, то хватаются за нее, полагая, что она-то и должна быть истинной. Это — проблема, которую мы часто видим в работе средств массовой информации. На стольких многих из телевизионных ток-шоу, в которых друг с другом дискутируют люди различающихся идеологий и точек зрения, мы не слышим ничего, кроме неистовства и многословия. Вот несколько примеров высказываний, которыми эти люди, характеризуют своих оппонентов:
    • Он не имеет достоинства ни у Аллаха, ни у какого-либо единобожника на земле.
    • Он умер, и конечно его новым местообитанием является ад, и какое это неприятное место.
    • Он имеет заблудшее вероубеждение и перепутанное понимание.
    • Он — лицемер.

Темы дебатов, вдохновляющие на столь безрассудные заявления, обычно бывают настолько схоластическими, что люди вообще-то даже не должны были ожидать, что с ними согласятся. Однако, услышав заявления, подобные этим, вы подумали бы, что речь идет о каком-то бесспорном принципе веры, ясно изложенном в Коране и Сунне.

В любом случае, даже когда мы защищаем бесспорную истину против кого-то, кто пребывает в явном заблуждении, мудро начинать нашу беседу вокруг вопросов, в которых мы согласны. Взгляните, как Аллах в Коране предписывает нам, чтобы мы обращались к евреям, христианам и другим:

"Скажи: "O обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: "Засвидетельствуйте, что мы — предавшиеся (мусульмане)". (Али 'Имран, 3:64)

"Спроси, (о Мухаммад): "Кто дает вам пропитание с небес и земли?" Скажи: "Аллах! Поистине, кто-то из нас либо на прямом пути, либо в явном заблуждении". (Саба', 34:24-25)

Когда Аллах указывает, что нам надо говорить людям о наших собственных грехах, то предписывает нам сказать: "Вас не призовут к ответу за наши грехи". Но когда Он указывает нам, что надо говорить о нашей непричастности к их грехам, то мы должны использовать более мягкий тон: "...а нас не призовут к ответу за ваши деяния". Затем мы должны просто сказать: "Скажи: "Каждый человек избирает свой путь, а ваш Господь лучше знает, кто избрал прямой путь". (Аль-Исра', 17:84)

Умеренность и мягкость тона, сопровождаемые здравым доказательством и интеллектуальными доводами, являются лучшим способом опровергнуть неправду и обратить сердца к истине.

В маленькой, тесной деревне, которой стал наш мир, мы испытываем большое неудобство перед другими сообществами. И беспрерывное, бесполезное препирательство между собой никак не облегчит наше положение. А наши враги с интересом наблюдают как мы рвем друг друга в клочья. И что они должны думать о нас? Им остается только сказать: "Сначала придите хоть к какому-то согласию в отношение того, во что вы веруете и что желаете предложить миру, а затем приходите и говорите с нами об этом".

Недавно, я получил отзыв на статью, которую публиковал под названием "Между мной и Ибн Джибрином". Я полагал, что данная статья — обсуждающая вопросы, до сих пор являющиеся источником серьезных разногласий среди исламских активистов — затрагивает интересы только небольшого числа мусульман и никого больше. Однако, я получил письма от рассудительных мужчин и женщин, немусульман из Америки, которые не только поняли написанное, но и были достаточно проницательны, чтобы прочитать между строк. Их комментарии показали мне, как тщательно они изучили сказанное мною и как хорошо они разобрались в этом. Возможно они поняли лучше, чем многие из той аудитории, кому была адресована статья.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Этикет разногласий

Мы должны вести себя в соответствии с надлежащим этикетом и соблюдать лучшие из манер, когда не соглашаемся с другими людьми. Мы должны изучить этикет разногласий и воплощать его в жизнь. Наиболее важное из этикета — следующее:

ЭТИКЕТ РАЗНОГЛАСИЙ

Сальман ибн Фахд Аль-Ауда

Данная публикация скомпилирована нами из нескольких статей известного ученого на тему разногласий и исламского этикета, связанного с ними. Мы сделали все возможное, чтобы сохранить форму изложение мысли, авторский стиль и структуру этих работ, названия, подзаголовки. Возможно эта серия еще не завершена полностью и мы вернемся к ней позднее. Надеемся, что эта подборка материалов окажется полезной для наших уважаемых читателей.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Являются ли разногласия чем-то плохим?

Разногласие было установлено предопределением Аллаха, чтобы быть неотъемлемой частью жизни. Люди различаются по многим аспектам. Они отличаются этнически и культурно. Они имеют различные лица, предпочтения и склады ума.

Аллах говорит в Коране:

"Среди Его знамений — сотворение небес и земли, а также разнообразие ваших языков и цветов (кожи). Воистину, в этом — знамения для обладающих знанием". (Ар-Рум, 30:22)

"Мы сотворили по паре всяких тварей, — быть может, вы задумаетесь". (Ад-Дарийат, 51:49)

"О люди! Поистине, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый и богобоязненный". (Аль-Худжурат, 49:13)

Мы должны обратить внимание на то, что Аллах указывает, что сделал нас разными народами и племенами так, что мы могли знать друг друга, но не для того, чтобы мы сражались и воевали.

Продолжение жизни человечества и его процветание нельзя гарантировать, если одна группа людей удовлетворяет все свои желания и устремления за счет остальных. Неужели цели и желания одной нации бывают настолько противоположны целям и желаниям других, что могут быть полностью удовлетворены только посредством покорения или истребления всех иных?

На самом приближенном уровне, мы видим, что даже отдельный индивид имеет разногласия и конфликты в себе самом. Он создан из различающихся частей. Аллах говорит: "Разве Мы не наделили его глазами, языком и устами?". (Аль-Баляд, 90:8-9) Он изменяется изо дня в день. Аллах говорит: "...вы будете переходить из одного состояния в другое". (Аль-Иншикак, 84:19) Он проходит из детства через взрослую жизнь к старости. Он испытывает состояния болезни и здоровья, процветание и бедствия.

Наши рекомендации