Одна из версий свадебного обряда в рамках Трота
• Для свадебного ритуала требуются:
• Жених с невестой
• Годи (древнескандинавский термин (преимущественно древнеисландский) для обозначения общинного вождя или лидера, совмещавшего в себе административные, судебные и религиозные функции)
• Родственники и друзья с обеих сторон
• Кольцо Вар (скандинавская богиня истины, выслушивает и записывает клятвы людей, мстит нарушителям клятв и обещаний)
• Свадебные кольца
• Корона невесты
• Маленький ключик
• Священный камень (священное место, освященное место)
• Зерно (овес или пшеница)
• Мед (пиво)
I. Все собираются на открытом месте у священного камня (на святом месте). Невеста и ее народ (родственники, друзья) стоят на одной стороне камня, жених и его народ – на другой. Годи стоит перед камнем. У невесты на голове корона (венец).
II. Годи совершает обряд освящения места Молотом Тора.
III. Годи говорит:
"Асы и Асиньи! Ваны и альвы! Боги и богини нашего народа! Приветствуем вас у святого камня (на святом месте)! Мы собрались здесь, как в древние времена, чтобы заключить союз двух сердец перед вашими лицами. Придите к нам и будьте свидетелями!"
IV. Годи начинает призывать богов. После произнесения приветствия каждому богу/богине все присутствующие хором кричат: "Приветствуем тебя!" или "Хейл!":
"Один, Всеотец, Господин Рун, Творец Миров, Вождь Живых и Мертвых, приветствуем тебя!"
"Тюр, Однорукий Ас, Защитник Закона, приветствуем тебя!"
"Бальдр, Великолепный Сын Высокого, Любимец Богов, приветствуем тебя!"
"Тор, Защитник богов и людей, Гроза Великанов, приветствуем тебя!"
"Хеймдалль, Отец Людей, Страж Моста Асов, Сияющий, приветствуем тебя!"
"Фригг, Госпожа среди богов и богинь, Ведающая судьбы, приветствуем тебя!"
"Ньерд, Отец Ванов, Владыка Морей, приветствуем тебя!"
"Фрейр Светлый, Отец Плодородия, приветствуем тебя!"
"Фрейя, Прекрасная Госпожа, Дарующая Жизнь, приветствуем тебя!"
"Сунна Ясноликая! Сияй и в небе, и в сердцах наших, наполняя их жизнью и радостью!"
"Эрда, Мать-Земля! Пусть труды наши не пропадут даром!"
V. Годи говорит:
"Боги и богини нашего народа! Перед вами двое: (называет имена жениха и невесты) и их народы. Они стоят в этом священном месте, готовые соединиться клятвой супружества. Кто из присутствующих докажет, что эти двое достойны друг друга? Какими делами отличились они?"
Присутствующие со стороны жениха и невесты поочередно перечисляют качества и заслуги жениха и невесты. При назывании каждого качества/заслуги остальные поддерживают выступающего одобрительными криками, а жених/невеста преподносит выступающему рог пива в качестве благодарности за поддержку.
VI. Годи говорит:
"Теперь ясно, что (имена жениха и невесты) достойны друг друга. Известны ли кому-нибудь причины, по которым они не могут стать мужем и женой?"
VII. После отрицательного ответа с каждой стороны годи говорит:
"(имена жениха и невесты), подойдите сюда!"
Жених и невеста подходят, неся кольца.
VIII. Годи протягивает кольцо Вар и говорит:
"Вот кольцо Вар, хранительницы клятв, (имена жениха и невесты), что вы хотите сказать друг другу?"
IX. Жених и невеста берутся правой рукой за кольцо. Жених говорит:
"(имя невесты), в присутствии богов и богинь Асгарда и обоих наших родов я беру тебя в жены. Я разделяю с тобой свою жизнь, свою душу и свою судьбу, все что я имею теперь и твое тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о детях, которых ты родишь мне, защищать тебя, наших детей и наш дом, делать все для того, чтобы ты гордилась своим мужем. Богатство, бедность, здоровье или болезнь не будут мне в этом помехой. Да будем мы неразлучны до самой смерти!"
Носи это кольцо (он отдает невесте кольцо) как свидетельство моей клятвы.
X. Невеста говорит:
"(имя жениха), в присутствии богов и богинь Асгарда и обоих наших родов я беру тебя в мужья. Я разделяю с тобой свою жизнь, свою душу и свою судьбу, все что я имею теперь и твое тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о наших детях, хранить наш домашний очаг и вести хозяйство, делать все для того, чтобы ты гордился своей женой. Богатство, бедность, здоровье или болезнь не будут мне в этом помехой. Да будем мы неразлучны до самой смерти!
Носи это кольцо (она дает жениху кольцо) как свидетельство моей клятвы".
XI. Жених и невеста берутся за руки и поворачиваются к годи. Годи чертит над ними знак Молота Тора и говорит:
"Пусть Молот Тора освятит ваш союз!"
XII. Годи наполняет рог и, протягивая жениху с невестой, говорит:
"Ваши клятвы были услышаны богами и людьми. Да помогут вам боги сохранить их. Пусть боги освятят ваш брак и сделают его крепким и счастливым! Сьёвн, Ловн и Фрейя да хранят вашу любовь, Светлый Фрейр принесет вам достаток, а Тор и Тюр пусть хранят вас от опасностей и ссор! Примите рог благословения!"
Жених принимает рог, отпивает из него и передает невесте. Она отпивает и выливает остаток в чашу камня.
XIII. Годи наполняет рог обращается к собравшимся:
"Два сердца соединились сегодня. Заключен новый брачный союз, скрепленный взаимными клятвами. Приветствуйте мужа и жену (имена)!"
Присутствующие приветствуют их возгласами.
XIV. Годи отпивает из рога, говоря пожелания молодым, и передает по кругу. Каждый говорит свои пожелания, пьет и передает другому. Когда круг завершен, рог передается годи, он выливает остаток в чашу камня.
XV. Годи берет зеленую ветвь, обмакивает ее в чашу камня и брызгает на молодых, говоря:
"Да благословят боги ваш брак! Пусть он будет крепким и счастливым!". Потом годи берет горсть зерна и посыпает им молодых, говоря: "Пусть достаток сопутствует вам! Пусть потомство ваше будет многочисленно!"
XVI. Годи говорит:
"Свадьба свершилась! Пусть пир будет веселым!"
Все идут пировать.
XVII. Перед тем как идти спать, муж снимает с невесты корону, и они целуются.
XVIII. Наутро муж дает жене ключ, который она будет носить на поясе как знак замужней женщины и хозяйки дома.
Ночь матери
Ночь Матери знаменует собой начало периода, который в Северной Традиции называется Йольтайд. Это важнейший праздник годового цикла, означающий его конец и начало нового
Ночь Матери – это ночь перед Зимним Солнцестоянием. Солнце в этот момент наиболее удалено от зенита, оно находится "под землей" (для Северного Полушария, конечно). Это самая длинная ночь в году. После Зимнего Солнцестояния день начнет прибавляться, Солнце возвращается. Через 12 ночей оно снова будет ярко сиять над горизонтом, и люди соберутся, чтобы встретить его веселым пиром.
Эти 12 дней и ночей имеют глубоко магический смысл: в них заложены 12 месяцев наступающего года. Распространенная поговорка "как встретишь Новый Год – так его и проведешь" берет начало именно здесь. Как будут прожиты эти 12 дней – так и будут прожиты все последующие 12 месяцев.
Но сейчас Ночь Матери. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время.
Через 12 ночей родится Новый Год. А сейчас Мать готовится к его рождению. Хозяйка наводит порядок в доме, украшает его и собирает семью у очага. Она будет славить Богинь. Боги-мужчины и мужская часть семьи присутствуют при этом ритуале только как наблюдатели – это Ее Ночь. Мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь.
Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан и весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, дабы души и тела очистились.
Венок из еловых или сосновых веток с 8-ю свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся "сердцем" дома.
Если у вас есть настоящее веретено, обмотайте его шерстью и положите возле венка. Если же веретена нет, обмотайте шерстью любой подходящий штырь. Другие инструменты, которые вам понадобятся это:
– березовые ветви,
– рог, наполненный хорошим элем,
– склянка молока,
– эль и овсянка для духа-хранителя дома.
– колокольчик
– чаша
При ритуале присутствует вся семья но можно провести его и в одиночестве.
Проводит ритуал женщина – хозяйка дома, или исполняющая ее роль. Если в доме нет женщин, ритуал может провести мужчина, символически накрыв голову платком.
1. После захода солнца Хозяйка ходит и зажигает в свечи во всех темных уголках дома, пока весь дом не будет освещен. Зажигая каждую свечу, она говорит:
"Фрейя несет свет, Женщина несет тепло".
Взяв свечу или фонарь, Хозяйка выходит из дома, оставляя дверь открытой. Когда она трижды обходит дом, рисуя в воздухе знак Молота Тора по шести сторонам: Север, Восток. Юг, Запад, Небо и Земля, она говорит:
"Входите те, кто хотел войти, стойте те, кто хотел стоять, и прощайте те, кто хотел попрощаться, да не принесете вы никакого вреда мне и родственникам моим".
Если нет возможности обойти дом снаружи, Хозяйка обходит помещение, в котором проводится ритуал, изнутри.
2. Mать-Хозяйка заходит в дом и трижды звонит в колокольчик, подавая сигнал остальной семье (если нет колокольчика, она трижды хлопает в ладоши). Затем она садится в кресло, специально для нее отведенное, и говорит:
"Всей семьей моей взовите ко мне
Идите из мест ваших, родственники!
Старые и младые, всех зову
Идите на зов Матери!"
Семья собирается в круг или полукруг возле Хозяйки. Каждый из семьи несет знак того, что их работа в этом году окончена.
3. Хозяйка поднимает веретено, обходит круг родственников и говорит:
"Хлинн убережет нас святостью своей
Сохранит от нечисти и горя
Она волнует залив, она развевает нити
Она плетет паутину Вирд
Она славит святое кольцо".
Хозяйка поворачивается на Север:
"Теперь все Матери, о Великие
Могучие, я славлю вас!
Эрда на Севере, прими нашу любовь
Славься в тайных чертогах своих!"
Хозяйка поворачивается на Восток:
"Герд, тебя мы славим ночью этой
Невеста, вечно верная.
Гевьюн, Мать Быков, благослови нас
Носительница нашего добра".
Хозяйка поворачивается на Юг:
"Сунна, ярко сияющая, хранящая жизнь,
Когда смерть миров растет во мраке
Ясноликая, в странствиях твоих славим мы тебя".
Хозяйка поворачивается на Запад:
"Фрейя, светлая мать, любимица Богов
Славим мы тебя
Из залов далеких, соколом глядящая,
Вращающая спираль годов,
Судьбы плетущая,
Зажги свечи наши".
Хозяйка зажигает венок свечей.
4. Хозяйка возвращается к своей семье. Она поднимает веретено, говоря:
"Хорошо мы поработали, годовая работа окончена. И Фригг видит мое веретено; мой дом убран, мои свечи горят. В дни эти не буду я прясть больше; ткацкий станок стоит спокойно, прялка вращаться не будет, пока не закончится последняя ночь".
Хозяйка рассказывает и показывает знаки того, какую работу проделала семья в этом году. Каждый из членов семьи так же показывает знак проделанной работы, взывая к Богам или Богиням, покровительствующим этому типу работ и славя их за то, что работа удалась на славу и окончена.
5. Хозяйка вливает эль в стакан для домовых духов и подымает его в руках с блюдцем овсянки. Она говорит:
"Родня наша, духи нашего дома, вы хорошо работали в этом году и помогали нам. Отдыхайте же, как отдыхаем мы в ночи эти, пируйте с нами, друзья наши дорогие, да будет ваша Сила с нами в году следующем. Счастливого вам Йоля!"
Мать ставит эль и овсянку на камин либо в другое место, где обитают домашние духи.
6. Хозяйка поднимает березовые прутья и говорит:
"Пусть горе все останется позади! Пусть ветви очистят нас; Мать-Береза, очисть нас от болезней, наполни нас счастьем и радостью".
Хозяйка ударяет себя прутьями по голове, по груди у сердца, по бедрам и ногам. Потом она ударяет каждого члена семьи по очереди. После этого она дарит всем маленький подарок или по-матерински целует каждого в знак того, как глубоки ее чувства.
7. Хозяйка наполняет рог элем, поднимает его и произносит следующее:
"Теперь пейте за дисов во мраке пира,
За Матерей, что освещают мрак.
Йоль рождается, когда год умирает.
Матери наблюдают его конец,
Матери сплетают все.
Фрейя и Эрда, Фьергюн, богатая земля,
Гевьюн[3]и дисы, дающие жизнь,
Герд[4]и Скади[5], Ярнсакса[6]и Фригг,
В зимней тьме чрева наполнены".
Она пьет, затем пускает рог по кругу. Члены семьи должны так же выпить из рога в тишине, либо произнеся тост во имя Бога или Богини, выбранного ими.
8. Когда рог проходит по кругу, Хозяйка вливает остатки в благословенную чашу, говоря:
"Все Матери, мы дарим это вам! Будьте же с нами на празднике Йоля, разделите нашу трапезу и радость! Благословение ваше на всех присутствующих здесь!"
Мать бьет березовым прутиком сначала себя, затем всю семью и затем по камину (алтарю).
9. Хозяйка берет благословенную чашу и склянку молока и ведет всю семью к выбранному дереву либо камню. Если же таковых поблизости нет, можно вылить все это в воду для Йольского дерева либо в углубление в земле, или же, если обряд проводится в помещении, просто окропить венок. Хозяйка ставит чашу и молоко и горсть овса у дерева или камня или просто снаружи дома и говорит:
"Я оставляю это для тех, кто голодным бродит в ночи. Духи, вы не забыты!"
10. Затем она произносит следующие слова через раскрытые двери либо окно:
"Годовая работа окончена, Фригг вывесила свой фартук. Ночь окутала всю землю. Весь мир, боги и богини и все люди замерли в ожидании чуда: в ожидании нового возрождения природы. Славься же, Ясноликая Сунна (Син, Сун)! Ты далеко от нас, но светишь в наших сердцах! Да помогут нам боги прожить двенадцать дней в ожидании твоего возвращения в радости и достатке, чтобы весь следующий год был таким же! Освободи сердца наши для праздника Йоля, сквозь холодные поля наши приведи нам свое тепло, радость и любовь!
Славьтесь, асы! И асиньи, славьтесь! Славься, Великая Мать!"
11. Новый рог наполняется пивом и пускается по кругу. Присутствующие пьют из него, говоря друг другу свои пожелания на следующий год.
Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности – до 12-й Ночи.
Урожай
День осеннего равноденствия – один из двух моментов в году, когда силы вечно борющихся дня и ночи, лета и зимы, жизни и смерти на миг становятся равны. Весной это происходит из-за крепнущего лета, побеждающего зиму. Теперь настает время противоположного состояния. Земля уже принесла свои плоды, и теперь силы жизни покидают ее, уступая побеждающей Зиме.
Осеннее равноденствие знаменует переход от лета к зиме. В сельскохозяйственном цикле, определявшим ритм жизни наших предков, это означает смену деятельности: окончание сбора урожая и подготовку к зимним занятиям. В более широком смысле это окончание внешней работы (вне дома, в поле) и начало внутренней (в доме).
Время радоваться успехам или извлекать уроки из неудач.
В мифологии этот момент описывается двумя известными сюжетами: это похороны Бальдра и похищение яблок богини Идунн[7]. Бальдр, представший перед богами в самом расцвете своих сил, был убит – в годовом цикле это точка середины лета. Он умер, и боги устраивают ему торжественные похороны – это можно рассматривать как точку прощания с летом, день осеннего равноденствия.
В другом мифе мы видим, как боги лишаются источника своей вечной молодости – чудесных яблок богини Идунн, и начинают стареть.
В этих двух мифах отражен процесс, происходящий в живой природе: травы, цветы и деревья увядают и высыхают, их летняя красота сгорает. Природа стареет, готовясь к скорой смерти. Но мы готовы встретить ее, успев вырастить и собрать урожай своих побед, успехов и всего прочего, что поможет нам дожить до следующего лета. Время благодарить богов лета за помощь в этом. И проститься с ними до весны.
Один из наиболее распространённых среди германских народов обычаев, связанных с урожаем – обычай оставлять Последний Сноп. Обрядность при этом весьма изменчива. В некоторых областях Дух Зерна или Существо Зерна, как считается, обитают в снопе и должны быть изгнаны, или пойманы со всей осторожностью, связаны и принесены в дом[8].
Обряд праздника Урожая
Основные обрядовые элементы праздника Урожая – это Последний Сноп, гора лучших плодов прошедшего лета, поедаемая на жертвенном пиру, и похороны Бальдра. В качестве Бальдра может выступать Майский Шест, установленный на капище во время праздника Вальбурга (Майского Дня) и простоявший на ней все лето как символ плодородия.
1. Годи или его помощник проводит обряд освящения места Молотом Тора
2. Годи говорит:
"По завету предков, как в древние времена, мы собрались в священном месте в священный день равноденствия. Сегодня мы прощаемся с летом, благодаря богов за тот урожай, что удалось собрать каждому из нас. Люди, верные древнему обычаю, собрались здесь, чтобы быть свидетелями момента, когда лето передает власть над нашей землей холодной зиме, и принять участие в нем. Боги Асгарда! Взгляните на нас, стоящих здесь! Приветствуйте свой народ! Пусть огонь укажет путь!" (зажигается костер)
3. Годи наполняет рог и приветствует богов:
"Славьтесь, Асы! И Асиньи, славьтесь!
Ночь, и дочь Ночи, Великая Эрда,
День, и с ним Сунна, Мидгарда слава!
Славлю я Ванов, и жен Ванахейма,
Духов земли, охраняющих пашни,
Щедро дарующих груз урожая!
Славьтесь, Дисы, мудрые матери!
Валькирии, норны, великие с меньшими,
Фюльгьи и предки, память хранящие!
Славлю я Альвов, свет Льёссальвхейма,
Двергов древнейших в горных чертогах,
Альвов, сокрытых сенью курганов
Славьтесь, силы, узы кующие!
Чаромогучие, славьтесь, победные!
Взгляните негневно и путь освятите наш,
Мудрость даруйте в делах и решеньях!"
Годи отпивает из рога и возливает богам в костер. Рог передается по кругу. Каждый представляется традиционным именем и произносит приветствие одному из богов/богинь, кому считает нужным. Все остальные поддерживают приветствие криками "Хейл!". В конце круга рог возвращается Годи. Тот приветствует всех и выливает остатки в костер.
4. Годи поднимает Последний Сноп и говорит:
"Во время праздника Фрейфакси мы принесли в жертву Первый Сноп. Теперь же время Последнего Снопа и мы отдаем его богам и духам земли!" (сноп может быть вынесен в поле, водружен в центре поляны или брошен в костер).
Годи наполняет рог и говорит:
"Пусть каждый принесет плоды своих трудов в дар богам!"
Рог пускается по кругу. Каждый, получающий рог, произносит речь, в которой он благодарит богов за успехи, которых удалось добиться в течение лета, и в качестве дара приносит свидетельства этих успехов (плоды с грядки, выпечка собственного изготовления, то, что может говорить о профессиональных и прочих успехах либо подношение в благодарность за них). Выпивая, передает следующему. В конце круга рог возвращается Годи. Тот выливает остатки в костер.
5. Годи наполняет рог и говорит:
"Настал день, когда мы должны проститься с уходящим летом. Мы прощаемся с великолепным Бальдром, убитым в расцвете своих сил. Он остается в Хель, и нет надежды вернуть его, как и нет на свете силы, которая могла бы вернуть теплое лето. Славься, Бальдр, сын Высокого! Мы прощаемся с тобой! Славьтесь, боги лета! Пусть ваша сила не покидает нас холодной зимой!"
Рог пускается по кругу. Каждый, получающий рог, благодарит и прощается с тем из богов плодородия, с кем считает нужным. Выпивая, передает следующему. В конце круга рог возвращается Годи. Тот выливает остатки в костер.
Тем временем Годи с помощниками вынимают из земли Майское Дерево, поднимают его на плечи и проходят трижды вокруг костра.
6. Годи говорит:
"Так заповедано богами, что за летом приходит зима, а после нее лето возвращается. Бальдр ушел в Хель, но из года в год он рождается вновь. Боги лета возвратятся после холодной зимы. Жизнь вернется, Бальдр родится вновь и Сунна вновь поедет по небу вверх, а не вниз, как сейчас. Но всему свое время. А сейчас время чествования даров лета и тех, кто их собирал! Несите плоды!"
Все участники обряда берут то, что они принесли и, пронеся над огнем обрядового костра, складывают на краю стола большую гору из продуктов, приготовленных для пира. Годи прячется за этой горой и спрашивает: "Видно ли меня?". Все отвечают, что видно, Годи требует доложить еще. Спросив второй раз и снова получив ответ "Видно!" он требует сделать гору еще выше. Наконец, когда Годи действительно не станет видно за горой, на его вопрос: "Видно ли меня?" – все отвечают: "Не видно!". Он отвечает на это: "Ну дай боги, чтобы и в следующем году не видно было!", выходит из-за горы и разделяет ее между всеми присутствующими, уже рассевшимися за столом. После этого он занимает место во главе пира.
7. Кравчий наполняет рог и, пронеся его через огонь обрядового костра, подносит его Годи. Тот произносит речь:
"Каждый из нас славно потрудился этим летом! Каждому есть чем похвастаться и за что благодарить богов. Наш стол ломится от яств, а значит у нас есть чем встретить и прожить зиму! Пусть же у нас будет и чем ее проводить! Пусть пир будет веселым, кубки – полными, боги – благосклонными, удача – доброй, народ – здоровым, зима – короткой! Долгих лет в мире!"
Праздник Жатвы
Праздник приходится на канун 1-го августа, время начала жатвы. Настоящее языческое название праздника не сохранилось. Подобным обычаям следовали и в Германии: начало жатвы всегда отмечалось пожертвованиями и просьбами о грядущем хорошем урожае, защите от града и других бед.
В прежние дни это время было не только началом жатвы, но также концом времени битв. Воины, пережившие лето набегов и торговли, возвращались домой с урожаем золота и славы, ими завоёванной, готовились отложить оружие в сторону и приступить к работе, приносящей зимнюю пищу.
В современном Асатру этот праздник особо связан с рассказом о том, как Локи обрезал волосы Сив, за что он расплатился, не только принеся ей новые волосы из настоящего золота, но и обеспечив создание нескольких величайших сокровищ богов (Молот Тора, копьё и кольцо Одина, вепрь и корабль Фрейра). Эта история хорошо подходит для ритуальной драмы на празднике. В это время, также, многие верные обращаются к Сив как к богине полей, и к Тору как защитнику полей, чьи молнии помогают вызревать зерну, и чей гром изгоняет всех существ, что могут погубить урожай.
Остара
Когда днем уже по-настоящему греет все более возвышающееся над горизонтом Солнце, растопляя снег и лед, а ночью еще прихватывают зимние заморозки. Когда День, набирающий силу со времени Йоля, становится равен Ночи. Время, когда День и Ночь, Лето и Зима, Жизнь и Смерть, равные силами, сходятся в битве. И на этот раз победит День. Время Остары – праздника возрождения Жизни.
Название Остара используется для праздника, до сих пор почитаемого во многих традициях и религиях, в различных вариациях, но со схожей концепцией: смена зимнего сезона на летний, возрождение жизни, вечная жизнь в смысле ежегодного воскрешения. Название праздника происходит из древненемецкого Ostara и относится скорее к континентальной европейской (германской), чем к скандинавской традиции. Название праздника в древней Скандинавии, как и его дата, варьировались в зависимости от области, местного уклада жизни и соответствующих признаках наступления весны. В Исландии он отмечался в конце апреля, варьируясь как первый день лета (Сумарсдаг) или начало сезона морских походов (Сигблот). В Норвегии он мог называться Гоиблот и отмечаться в интервале от середины февраля по середину марта. Шведского и датского названий праздника не сохранилось.
В современном Асатру названием праздника выбрали "Остара", потому что Остара – это германская богиня, связываемая с утренней зарей. Утренняя заря и ее противоположность (вечерние сумерки) – это равенство сил дня и ночи. Они борются друг с другом с предопределенным исходом: вечером побеждает ночь, утром – день. В масштабах года утренняя заря наступает весной, во время Остары. Когда день равен ночи.
В современных практиках есть две основные даты для Остары – или весеннее равноденствие или первая полная Луна (иногда новая Луна) после весеннего равноденствия. В месте, где вы живете это может корректироваться и за счет других обстоятельств, например, весна приходит значительно раньше в Даллас, чем в Оттаву.
Атрибуты праздника
• Возвышенность – (холм, гора) Символ подъема, возрастания силы.
• Огонь, зажжённый на возвышенности, символизирует Солнце, поднимающееся над землей.
• Костер – символ разгорающейся силы Жизни. Торжественно зажигается во время обряда.
• Горящее колесо (венок) – символ поднимающегося Солнца. Поднимается на жерди как можно выше над землей.
• Кукла Зима – кукла из тряпок и соломы, символизирующая уходящую зиму. Побивается, изгоняется и сжигается (как вариант – утопление) во время обряда.
• Крашеные яйца – несмотря на существование христианской истории возникновения этого атрибута, появился он задолго до христианства и использовался в Европе до ее христианизации.
• Яйцо – символ жизни: и зарождающейся, и возрождающейся, и, в этом смысле, вечной.
• Ветки вербы – это и первые цветы, возвещающие приход новой жизни, и розги – длинные тонкие ветви, на которых расцветает верба. Хлеща розгами, люди пробуждают друг друга и землю от зимней "спячки".
• Блины или круглый пирог/хлеб – символ Солнца и его силы, разделяемой между участниками обряда
• Идунн – молодая женщина, изображающая богиню. Во время обряда приносит его участникам яблоки
• Яблоки – символ возвращающейся молодости и новой жизни. Раздаются участникам обряда
• Кролик (заяц) – животное весны и плодородия. Заяц встречает лето сменой окраски и стремлением к новой жизни, выражающимся в высокой сексуальной активности. В качестве атрибута праздника может присутствовать в виде жертвенного животного, крольчатины или хлеба/пирогов в форме зайца
• Битва – обрядовый бой мужской части участников обряда "стенка на стенку" или "один на один". Символизирует борьбу Зимы и Лета, в которой Лето выходит победителем. Бой может быть выражен как в символической "толкотне", так и в кулачном бою, в борьбе-танце "хлима" или в схватке с оружием. Травмы, полученные в такой битве, считаются обережными (получил сейчас – не получишь в течение года) и претензии за них (вира) не предъявляются.
Обряд Остары (первый вариант)
Участники обряда собираются на капище или возвышенности (в крайнем случае, на поляне с открытым небом над ней), вокруг сложенного костра. Годи стоит в центре, у костра.
1. Годи освящает место Молотом Тора
2. Годи говорит:
"Асы и асиньи! Ваны и Альвы! Жители все миров! Взгляните на нас, собравшихся здесь, во время, когда день равен ночи, когда зима передает свою власть лету! Взгляните, боги Асгарда, на верный вам народ, славящий вас в священный день! Придите в наш священный круг и празднуйте с нами рассвет нового лета!"
3. Годи говорит:
"Костер Остары пусть возвестит новое лето!"
Годи зажигает костер, тот разгорается под музыку и/или пение участников обряда
4. Годи наполняет рог, называет свое имя и произносит приветственную речь во славу одного из богов Асгарда, на свое усмотрение. Отпивая из рога, он передает его по ходу Солнца следующему участнику обряда. Тот называет себя и славит свое божество (на свое усмотрение) и передает рог дальше. По завершении речи в честь каждого из богов все участники приветствуют его хором. Годи вручает каждому говорившему ветку вербы. Круг возобновляется до тех пор, пока не будут упомянуты все боги и богини, которых участники договорились упомянуть перед обрядом. По завершении приветствия участников и богов остатки из рога сливаются в чашу или на землю.
5. Годи говорит:
"Мы призываем Тора, могучего воина!
Защитник людей и богов, страж Асгарда!
Пусть Молот твой сокрушит великанов, сковывающих льдом нашу землю!
Пусть сила твоя освободит путь Идунн, несущей молодость нашим богам!
Хейл Тор!"
(Все участники хором кричат: "Хейл Тор!")
6. Годи говорит:
"Лето не наступит, пока зима не будет изгнана с нашей земли!
Тор изгонит зиму, а мы ему поможем!
Изгоним зиму из нашей земли!"
Участники обряда находят чучело Зимы и вносят его в круг. Годи берет его и носит по кругу со словами:
"Вот она, зима, мучившая нас долгие месяцы!
Вот она, зима, морозившая нас лютыми холодами!
Вот она, зима, засыпавшая нас снегом!
Вот она, зима, доставлявшая нам неприятности!"
Годи носит чучело по кругу, участники обряда хлещут его ветками вербы, припоминая все тягости ушедшей зимы, с проклятьями и призывами уйти. После этого чучело кидается в костер, и все следят, чтобы оно сгорело полностью.
7. Ритуальный бой (поединок).
8. Годи говорит:
"Пусть взойдет новое солнце над нашей землей!
Пусть поднимется оно высоко и согреет землю!
Пусть принесет оно новую жизнь!
Пусть отделит оно зиму от лета!"
Колесо или венок насаживается на максимально длинную жердь, поджигается и поднимается над местом обряда.
9. Все участники обряда под звуки бубна и других музыкальных инструментов идут по кругу три раза против Солнца, возглавляемые человеком, несущим колесо на жерди. Это символизирует период до праздничной даты: Солнце идет по зимнему пути. В кульминационный момент этой части обряда, обозначаемый музыкой, движение на секунду останавливается и начинает движение в обратную сторону. Это символизирует смену сезонов и пути Солнца.
10. Годи говорит:
"Мы призываем Идунн, идущую с востока!
Несущая молодость, войди в нашу землю!
Со светлой зарей, с чудесными яблоками,
Принеси новую жизнь и новое лето!"
В круг входит Идунн – богато одетая молодая женщина, несущая поднос с яблоками. Она дарит по яблоку каждому участнику обряда.
11. Годи говорит:
"Конунг Лета, Великий Фрейр!
Принеси День в наши края!
Твоя сила – в наших детях!
Твоя мудрость – в наших закромах!"
12. Годи берет в руки мясо или хлеб/пирог, и "приносит его в жертву" во славу Фрейра.
13. Годи наполняет рог и говорит речь за весну, Остару и грядущие победы. Рог передается по ходу Солнца. По окончании обряда остатки из рога сливаются в жертвенную чашу. Ее содержимое разбрызгивается на участников со словами:
"Силы, здоровья и доброй удачи верному народу!"
Обряд Остары (второй вариант)
Обряд следует проводить на рассвете, вне дома, если возможно, или же при открытом окне. Необходимыми инструментами будут Молот, рог с питьем (мед или сидр были бы лучше всего, но пиво или вино тоже годятся), вода, набранная из проточного источника на восходе предыдущего дня, жертвенная чаша и прутья для окропления (верба и береза – два наилучших варианта для этого обряда), чучело Зимы или человек в темном плаще и с всклокоченными седыми париком и бородой, три свечи (белая, красная и черная или темно-пурпурная/синяя), миска золотистых яблок и миска крашеных яиц (по одному для каждого присутствующего). Также понадобятся гибкие молодые прутья, берёза или ива на выбор, что бы хлестать Зиму. Жрица/жрец должен быть одет в белое, возможно с красным, зелёным или золотым поясом. Её/его волосы, если они достаточно длинны, должны ниспадать свободно. Если обряд проводит жрица, должны присутствовать также одетые в белое идис, что бы разносить рог, яблоки и яйца.
I. Люди собираются вокруг алтаря. Зима стоит или прислонена на Севере. Жрица/жрец проводит обряд Молота.
II. Жрец/жрица поворачивается лицом к Востоку, говоря:
"Приветствуем Остару, свет с востока,
белую деву в её силе.
Шагни сквозь двери Деллинга, блистающая,
поднимающая копьё дня,
жертвующая яйца дня,
приносящая дары дня.
Приветствуем Тонара! Возвращайся из царства турсов,
твоя зимняя война завершена.
Блистающий в победе, бьющий ётунов,
бог шторма, мы приветствуем тебя здесь!
Приветствуем тебя, Фро Инг! Приехавший сюда в своей повозке,
выводящий зиму из наших дверей.
С сияющим рогом оленя, поднятым знаком победы,
мы видим тебя, король Лета,
прогони все Зимние невзгоды,
долее Зима не задержится здесь!"
III. Люди нападают на Зиму, хлещут его трижды по кругу (если используется чучело, кто-то его должен нести). Пока это делается, все кричат:
"Теперь смерть должна умереть и рассвет победить, теперь зима заканчивается и бедствия спасаются бегством.
Тающий лёд течет, оковы ослабевают, ярко-сияющий Фро Инг побеждает зимнюю тьму".
Если Зима должна быть утоплена, народ гонит его розгами в пруд или поток, в который изображение должно быть брошено или куда человек-Зима окунается/наклоняется трижды, возникая в третий раз без парика, бороды или плаща. Если Зиму должны сжечь, его устанавливают на костре – предпочтительно, зажженном трением или кремнем и сталью, если найдется кто-то в группе, кто может это сделать надёжно и быстро.
Если Зима утоплена, люди должны окунать свои прутья в воду и слегка стегать друг друга; если сожжена, они должны пройти через дым и делать тоже, говоря:
"Пробудись, пробудись! Фрит (прим. friðr, страросеверное мир (антитеза войне)) и плодородный год начинаются с рассветом".
IV.Жрица/жрец говорит:
"Приветствуйте нашего Фро, что освобождает землю, сияющего короля Лета!"
Ныне Сунна следует по небесному синему кругу, королева победы принимает своё место.
V.Все поднимают головы, смотря вверх, и поют вместе:
"Славься, день!
И вы, дня сыны!
И ты, ночь с сестрою!
Взгляните на нас
благостным взором,
победу нам дайте!
Славьтесь, асы!
И асиньи, славьтесь!
И земля благодатная!
Речь и разум
и руки целящие
даруйте нам!
Слава!"
(прим. – отрывок из "Речей Сигридривы" в переводе А. Корсуна)
VI.Жрица/жрец берёт белую свечу и зажигает её со словами:
"Гори неизменно ярко, священная белая свеча,
огонь рассвета на пороге дня.
Дай нам победный сильный свет утром,
пламя, благословлённое ясностью Норн!"
Он(а) берёт красную свечу и зажигает её со словами:
"Гори неизменно ярко, прекрасная алая свеча,
огонь дня на пороге дня.
Мы добываем победу с Солнечным долгим странствием,
пламя, будь благословлено сиянием Норн!"
Он(а) берёт черную свечу и зажигает её со словами:
"Гори неизменно ярко, черная свеча, мудрая,
огонь сумрака на пороге дня.
Мы одержим победу с окончанием лета,
пламя, так задуманное мраком Норн!"
VII. Жрица или идис поднимает корзину яблок и яиц. Жрица/жрец говорят:
"Идунн грозная, огни Остары
горят, что бы украсить твой путь.
Зелёные побеги прорастают из земли
рядом со следом твоих ног,
священная госпожа, приди сюда!
Всем яблокам и яйцам дай свое благословение,
Идунн и светлая Остара,
принося почкам счастье новой жизни,
принося благословение рассвета".
Он(а) окропляет обе корзины священной ключевой водой. Жрица или идис проходят с корзиной по кругу, окропляя каждого, кто берёт яйцо и яблоко, и говорят: "Идун и Остара благословляют тебя". Если корзины слишком тяжелы, их можно везти в тележке или их могут нести несколь<