Умение оказывать влияние на других
Для того, чтобы успешнее оказывать влияние на людей, проповедник должен сам выполнять всё, к чему призывает. Всевышний порицает тех, кто призывает других к благодеяниям и забывает про себя:
О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ненавистнее всего Аллаху, когда вы говорите о том, чего не делаете.
Сура «Ряды», аяты 2-3
Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению собственные деяния? Ведь вы же читаете писание. Так неужели вы не хотите призадуматься?
Сура «Корова», аят 44
Кроме того, он должен изучить общество, в котором проповедует Ислам, и знать, в чём кроется причина заблуждения людей и их ошибочных взглядов. Он должен вести свой призыв в соответствии с менталитетом людей, их способностями, мышлением и готовностью ответить на призыв и принять истину.
Страны, в которых распространялись коммунизм, экзистенциализм или масонство, отличаются от тех стран, где были искажены истинные мусульманские воззрения в области идеологии, мышления и нравственных норм. Различаются книги, которые в них следует распространять, лекции и дискуссии, которые следует проводить.
В свою очередь пропаганда Ислама в этих странах отличается от распространения Ислама в христианских, капиталистических или либерально-демократических государствах.
Поэтому необходимо глубоко и внимательно изучить искажённые воззрения людей, всесторонне ознакомиться с теми, кто вводит народ в заблуждение.
Также необходимо тщательно спланировать гармоничную проповедническую деятельность и построить её в соответствии с данными условиями. Призыв к Аллаху непременно должен вестись со всеми людьми последовательно и непрерывно.
Принцип изучения общества и ознакомления с менталитетом народа соответствует словам Абдуллаха ибн Мас‘уда: «Если ты будешь рассказывать людям нечто, чего они не могут постичь своим разумом, то непременно введёшь в искушение некоторых из них».[9]
Для того, чтобы покорить сердца и умы людей, проповедник должен начать призыв с основы основ — единобожия. Затем он может начать разъяснять им обряды поклонения, а позднее и уклад повседневной жизни. Он должен излагать общее прежде частного, заботиться о формировании отдельной личности прежде, чем вступит в пучину политики.
Этого пути распространения Ислама придерживался Пророк и его благородные сподвижники. Ибн Аббас рассказывал, что, посылая Муаза в Йемен, Посланник Аллаха сказал ему: «Ты придёшь к народу, который является обладателем писания. Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельством того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять молитв. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетённого, ибо между ней и Аллахом нет преграды».[10]
Как может проповедник призывать атеиста поклоняться Господу, когда тот вообще не верует в существование Аллаха? Как может он призывать кого-то вести мусульманский образ жизни, если этот человек целиком и полностью отвергает Ислам?
Поэтому каждый проповедник должен знать основу основ и осознавать, как следует начинать и вести призыв к Аллаху. Он непременно должен знать, как найти путь к сердцам людей и вывести из их заблуждения в сады божественного руководства.
Для того, чтобы покорить сердца и умы людей, мусульманин должен проповедовать Ислам с неподдельной вежливостью. Священный Коран самым прекрасным и лаконичным образом отразил характер исламского призыва и высокую нравственность проповедника – мусульманина:
Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя.
Сура «Семейство Имрана», аят 159
Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средтвами.
Сура «Пчёлы», аят 125
Говорите с ним кротко, быть может, он одумается или устрашится.
Сура «Та Ха», аят 44
Послушайте следующую историю. Некий мужчина вошёл к Абу Джа‘фару аль-Мансуру и был невежлив с ним. Абу Джа‘фар сказал ему:
— Будь же снисходительней ко мне! Всевышний Аллах некогда отправил того, кто был лучше тебя, к тому, кто был хуже меня. Он отправил Мусу к Фараону и повелел ему: «Говорите с ним кротко, быть может, он одумается или устрашится».
Мужчина тотчас сконфузился и пожалел о том, что сорвалось с его уст. Он понял, что сам он не был лучше пророка Мусы, а Абу Джа‘фар не был хуже Фараона!
Именно так следует проповедовать Ислам людям: учтивостью и вежливостью, мудростью и благим наставлением. Такова дорога господина всех проповедников Пророка Мухаммада.
Вот несколько примеров из его жизни.
Абу Хурейра рассказывал, что однажды бедуин стал мочиться в мечети, и люди поднялись с мест, чтобы наброситься на него. Пророк сказал: «Оставьте его и вылейте на мочу ведро воды, ибо вы должны нести людям облегчение, а не отягощать их».[11]
Муавия ибн аль-Хакам рассказывал: «Как-то раз, когда я совершал намаз вместе с Посланником Аллаха, кто-то чихнул, и я сказал ему: «Да смилостивится над тобой Аллах!» Люди стали смотреть на меня, и я сказал: «Чтоб я пропал! Чего вы глядите на меня?» Они стали хлопать ладонями о бёдра. Когда я понял, что они хотят, чтобы я смолк, я замолчал. Когда Пророк завершил молитву, то — клянусь Аллахом! — он не обидел, не ударил и не побранил меня. Он был словно отец и мать; никогда ни прежде него, ни после него я не видел более прекрасного учителя. Он сказал: «Во время намаза нельзя разговаривать с людьми, она состоит из слов восхваления и возвеличивания Аллаха и чтения Корана».[12]
Абу Амама рассказывал, что к Пророку пришёл молодой парень и сказал:
— О Пророк, разреши мне совершить прелюбодеяние.
Люди стали покрикивать на него, а Пророк сказал:
— Пусть подойдёт поближе!
Когда юноша приблизился и сел рядом с ним, Пророк спросил:
— Ты пожелал бы это своей матери?
— Нет, да буду я выкупом за тебя.
— Также и люди не желают этого своим матерям. А пожелал бы ты это своей дочери?
— Нет, да буду я выкупом за тебя.
— Также и люди не желают этого своим дочерям. А пожелал бы ты это своей сестре?
— Нет, да буду я выкупом за тебя.
— Также и люди не пожелают этого своим сёстрам.
В ривайе от Ибн Ауфа говорится, что Посланник Аллаха также упомянул о тёте со стороны отца и со стороны матери, и всякий раз юноша отвечал: «Нет, да буду я выкупом за тебя». Пророк же говорил: «Также и люди не желают этого...»
Затем Посланник Аллаха положил руку на его грудь и сказал:
— О Аллах! Очисти его душу, прости его грехи и даруй ему целомудрие.
После этого более всего этому человеку было ненавистно прелюбодеяние![13]
Благодаря прекрасному нраву Пророка люди полюбили Ислам и уверовали в Аллаха. Сподвижники были готовы стать выкупом за своего Пророка и не выносили разлуки с ним.
Об этом сказал Абу Суфьян: «Я не видел, чтобы люди любили кого-нибудь так, как сподвижники любят Мухаммада».
Этих принципов должен придерживаться мусульманин, чтобы найти путь к людским сердцам. Молодёжь обязана верно следовать им и стараться, чтобы дела не расходились со словами, и тогда люди ответят на её призыв и поверят в неё.
Изучайте общество, в котором вы проповедуете Ислам, и ваши усилия не пропадут зря.
Начинайте свой призыв с основы основ, и вы сможете помочь другим встать на прямой путь и обрести великое благо.
Будьте с людьми любезны и вежливы, и тогда их сердца обратятся к вам, их души привяжутся к вам, и они примут ваш призыв.
Стремитесь стать преуспевающими проповедниками, глашатаями истины, преданными воинами Аллаха! Поистине, Аллах не сделает тщетными ваши старания и не отвергнет ваших благодеяний. Помогайте Аллаху, и Он поможет вам и утвердит ваши стопы.
Фактор седьмой