ДЕСЯТЫЙ ПУНКТ: Избегание религии Аллаха.
Сказал Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, рахимахуЛлах: "Избегание религии Всевышнего Аллаха, отказ от её изучения и отказ поступать в соответствии с ней. Довод на это - слова Всевышнего: «Кто несправедливее того, кому напомнили про знамения его Господа, а он отвратился от них? Поистине, Мы отомстим грешникам!». (сура «Поклон», 32:22)."
РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЕСЯТОГО ПУНКТА:
Уклонение, которое является пунктом из пунктов аннулирующих Ислам, это уклонение от изучения основы религии, при наличие которой человек будет мусульманином, даже если при этом будет невеждой в подробностях религии.
Сказал шейх ‘АбдуЛлятыф бин ‘АбдуРрахман бин Хасан об уклонении, которое является пунктом из пунктов аннулирующих Ислам: «Положение людей сильно различается, и их различие по степеням имана, когда будет в наличии основа имана, а когда отсутствует основа, посредством которой человек заходит в Ислам, то полное отворачивание от этого и есть куфр и’рад о котором сказал Всевышний: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей» (аль-А’раф: 179) и сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь»». (Та Ха: 124)
Куфр и’рад – неверие уклонения, отворачивания, отвращения.
Сказал шейх Сулейман бин Сахман: «Становится ясным из слов шейха, что человек не становится неверным кроме как из-за уклонения от изучения основы, посредством которой человек входит в Ислам, и не становится неверным из-за оставления обязательных и желательных вещей»
Сказал ибн Къаййим, рахимахуЛлах, в «Мадаридж ас-саликин»: «Что касается большого неверия, то его пять видов:
- неверие, связанное с опровержением;
- неверие ослушания и высокомерия;
- неверие сомнения;
- неверие отвержения (куфр и'рад);
- неверие лицемерием... .
И сказал после упоминания их: «Что касается куфра и’рад, то это уклонение слухом и сердцем от посланника не подтверждая его правдивость и не обвиняя во лжи, не проявляя к нему ни приверженность, ни вражду, и не прислушиваясь к тому, с чем он пришел»
И из этого разъяснения смысла и’рада тебе становится ясным положение большинства поклоняющихся могилам в наше время и раньше, воистину они отвернулись от того с чем пришел посланник, да благословит его Аллах и приветствует, полным уклонением, сердцами и ушами, и они не прислушиваются к наставлениям наставляющих.
Сказал Всевышний: «Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают». (аль-Ахкъаф: 3).
И не говорится, что они невежественны и не становятся неверными по причине своего невежества, а говорится что невежда, когда ему объясняют его ошибку, склоняется к истине и оставляет ложное, а эти настойчивы в своем поклонении идолам и не прислушиваются ни к словам Аллаха, ни к словам Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Они отворачиваются от наставлений и могут оскорбить того, кто будет их порицать, и установилась над ними худжа, и нет им оправдания.
Сказал Всевышний: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (ас-Саджда: 22).
С этими разъяснениями становится понятно решение по поводу тех, кто отваричивается от того, с чем пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они отварачиваются своим слухом, своими сердцами, они не прислушиваются к тем, кто дает им хороший совет. Все они кафиры из за их отварачивания.
Отворачивание от напоминания означает: не изучал его, и не практиковал его. «Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают», (сура «Барханы», 46:3). «Кто несправедливее того, кому напомнили про знамения его Господа, а он отвратился от них? Поистине, Мы отомстим грешникам!» (сура «Поклон», 32:22). То есть тот, кто отвернулся от знамений после того как ему напомнили о них.
Считается неверующим не только тот, кто отказывается от Ислама, но и тот, кто отказывается от его основных частей, без которых Ислам не считается полным. Или тот, кто не пытается познать о религии больше или не руководствуется тем, что узнал.
ПОЛОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО В ШУТКУ, ВСЕРЬЁЗ,ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРАХА И ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ.
Указав на эти десять нарушений ислама, шейх Мухаммад Тамими сказал: «Все равно, в каком бы состоянии ни были совершены эти нарушения: в шутку, всерьез или под воздействием страха. Исключение имеет только насильно принужденный. И все они одинаково опасны и чаще всего совершаются, поэтому мусульманину необходимо остерегаться их и бояться их совершения».
Доказательство слова Всевышнего Аллаха: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (Пчелы: 106).
Принуждение бывает словом и делом, и этот аят явное доказательство, для тех, кто говорит, что принуждения делами не бывает.
Далее шейх Мухаммад говорит: «Все эти десять нарушений самые вредоносные и самые распространенные».
Нет разницы между этими десятью вещами, которые делают Ислам человека недействительным, в том, совершены ли они всерьёз, то есть то, что сказано или сделано было целенаправленным, или же совершены они в шутку, то есть нецеленаправленно, как если совершено нечто ради забавы и для игры.Все кто совершает эти поступки, выходит из числа мусульман, кроме тех, кто был заставлен, но не отвергал душой. В этом отпор мурджиитам, которые говорят: «Не считается человек неверующим, покуда не будет убеждения в неверии у него в сердце». Нет разницы между совершением всерьёз или в шутку, или под воздействием страха, когда нечто совершается для того, чтобы избавится от страха, в то время как обязательным является терпение.
Исключение имеет только насильно принужденный. В том случае, когда некто принуждён сказать слова, в которых есть неверие, и он не может избавится от притеснения иначе как посредством их, и проявил к нему снисходительность Аллах в этом. «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера», (сура «Пчёлы», 16:106). Тем самым установлено условие, имеющее целью защитить принуждаемого, и только в том случае чтобы в сердце его не было убеждения в произнесённом им.
Аммар бин Ясир, да будет доволен им Аллах, который подвергся принуждению, стал причиной ниспослания этого айата. Его схватили неверующие и подвергали его мучениям, покуда он не говорил про Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то с чем они соглашались, и не поносил посланника. Аммар бин Ясир пришёл, взывая к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, боясь того, что выпало на его долю. Сказал ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «А каковым было твоё сердце?». Аммар бин Ясир сказал: «Переполнено верой». Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, обращается это к сердцу» (Передал его Абдурразак в «Муснаф», (360\1); ибн Саад, (249\3); ат-Табари в его «Тафсир», (374\14); Хаким, (357\2); Байхаки в «Далаиль Нубуват», (208\8); ибн Аскир в «Тарих-уль-Димашк», (373\43); приводит его Суюти в «Дар-уль-Мансур», (132\4).)
И ниспослал Всевышний: «...кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера», (сура «Пчёлы», 16:106). «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их», (сура «Семейство Имран», 3:28).
Мы же обращаемся за помощью к Аллаху от Его гнева и мук Его наказания, молим Аллаха о ниспослании добра самому лучшему из Его творений, семейству его и сподвижникам. Аминь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы завершим это разъяснение тем, что сказал Мухаммад ибн ‘Абдуль- Уаххаб, рахимахуЛлах в «кашф аш-шубухат» (Отведение сомнений) поистине это великие слова, объясняющие то, что предшествовало и удаляющие неясность и затруднение:
«Нет разногласия в том, что таухид бывает в сердце, на словах и делах, и если отсутствует что-либо из этого, то не будет человек мусульманином.
Тот, кто узнал таухид, но не действует в соответствии с ним, то он кафир му’анид (упорный,упрямый) как фараон и иблис и подобные им. Это то, в чем заблуждаются многие люди, говоря: «это истина, и мы знаем, что это истина, и мы свидетельствуем, что это истина, но мы не можем действовать в соответствии с ней в нашей местности»... или другие оправдания. И не знают эти несчастные, что большинство предводителей неверия знают истину и они не оставили её, не иначе как приведя какие-нибудь оправдания, как сказал Всевышний: «Они продавали знамения Аллаха за ничтожную цену». (Тауба:9) и: «знают его, как знают своих сыновей». (Аль Бакъара:146)
Если же человек внешне действует в соответствии с таухидом, но не знает его или не убеждён в нем в своём сердце, то он лицемер, и он хуже кафира: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (ан Ниса:145).
Этот вопрос важный, и он разъяснится тебе, когда ты поразмышляешь над тем, что говорят люди. Ты увидишь того, кто знает истину, но оставляет действия в соответствии с ней опасаясь лишиться чего-то из мирских благ, или своей должности, или заискивая перед кем-нибудь. И ты увидишь тех, кто действует в соответствии с истиной внешне, но не внутренне, если же ты спросишь его об его убеждениях, то увидишь, что он не знает истину.
Но ты должен понять два аята из Книги Аллаха:
Первый: «Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» ( Тауба:66)
Если ты понял, что некоторые сподвижники, которые выступили против римлян вместе с посланником, да благословит его Аллах и приветствует, стали неверными по причине одного слова, произнесенного ради забавы и шутки, то тебе станет ясно, что тот, кто произносит и совершает неверие, опасаясь убытка имуществе, либо опасаясь за высокое положение или из страха перед кем-либо, совершает более жуткое неверие, чем тот, кто, шутя, произносит одно слово.
Второй: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни». (ан-Нахль: 106-107).
Аллах не принимает оправдания их, кроме тех, кто был принужден к этому, тогда как сердца их были тверды в вере. Иные же стали неверными, после того как уверовали, независимо от того, поступили они так из-за страха, ради кого- либо, либо из-за беспокойства за родину, семью, родственников или богатство, или же поступили так ради шутки или преследуя какую-либо иную цель. Принимается оправдание только от тех, кто был насильно принужден к этому.
Этот аят указывает на это с двух сторон:
Первая: высказывание Всевышнего: «...не на тех, кто был принужден к этому» . Всевышний Аллах не сделал исключения ни для кого, кроме того, кто был насильно принужден. Ясно, что человек может быть принужден только на произнесение или совершение чего-либо. Что же касается убеждений в сердце, то никто не в состоянии принудить к подобному.
Вторая: высказывание Всевышнего: «Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни»
Он ясно изложил, что подобное неверие и наказание не постигнут по причине убеждений, невежества, ненависти к вере или любви к неверию. Причиной этого является то, что человек ищет радости мирской жизни и отдает ей предпочтение перед верой».