Кафир в смысле того, что он принадлежит к кафирскому народу вобщем(Хукмий).

Без того, чтобы опускать на него личностно хукм кафира перед Аллахом, и с этим смыслом называются кафирами дети мушриков и все не мусульмане, включая людей фатры, до которых не дошёл призыв, и нет проблемы в их назывании таким образом вобщем, без того, чтобы разбирать, осуществился ли в нём лично куфр или же нет, и заслуживает ли он наказания, или же нет. И это кафир со стороны хукма, с той стороны, что он не вошёл в Ислам и не защитил свою кровь или имущество узами Ислама.

Говорит Ибн Хазм:

"А что касается тех, кто не является людьми Ислама, как христиане, иудеи, огнепоклонники или другие религии, или как Батыниты, которые говорят, что какой либо человек может быть божеством, или что может быть пророком кто то из людей после Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то такие люди не оправдываются толкованием вообще, напротив, они являются кафирами, мушриками в любом случае.

(Ад Дурра, 441 стр.)

ويقول ابن حزم: _ " وأما من كان من غير أهل الإسلام من نصراني أو يهودي أو مجوسي، أو سائر الملل، أو الباطنية القائلين بإلهية إنسان من الناس، أو بنوة أحد من الناس، بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم، فلا يعذرون بتأويل أصلاً، بل هم كفار مشركون على كل حال."

И этот смысл употребляется на найдёныша, когда ученые говорят в этом разделе, как сказал автор "Ар Роуд аль Мурби":

(ولا يتبع) اللقيط (الكافر) المدعي أنه ولده (في دينه إلا) أن يقيم بـ (بينة تشهد أنه ولد على فراشه) ، لأن اللقيط محكوم بإسلامه بظاهر الدار، فلا يقبل قول الكافر في كفره بغير بينة، وكذا لا يتبع رقيقا في رقه.

"Не причисляется найдёныш к кафиру, который утверждает, что он его ребёнок, в его религии, кроме как если он утвердил доказательство, свидетельствующее, что он является его ребёнком, родившимся от него, потому что на найдёныша выносится хукм Ислама внешне по местности, и не принимается слово кафира относительно его (ребёнка) куфра без доказательства, и точно также не следует он за рабом в рабстве.

Конец цитаты.

(Ар Роуд аль Мурби, 452 стр.)

Посмотри, как Мансур аль Бухутий сказал "Его куфр" на ребёнка, хотя младенец не является мукалляфом, а куфр в данном случае и во многих других употребляется лишь как принадлежность к человеку или народу, без того, чтобы разговаривать о его существовании в сердце или делах человека. И это куфр хукмий.

Третий смысл слова Кафир:

Кафир в смысле того, что в нём осуществилось само понятие "Куфр" (Хакыкый).

И это – основное значение слова "Кафир", другое же его употребление считается переносным, не основным смыслом. А Аллах знает лучше.

Сказал Ибн аль Къайим:

"Ведь поистине кафир – это тот, кто отрицает Таухид Аллаха и посчитал ложным Его Посланника, либо по причине упорства, либо по причине невежества и слепого следования(таклида) за упорствующими.

И сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах:

"Куфр бывает лишь посредством "Такзиба"(Считания ложью) посланника, мир ему и благословение Аллаха в том, что он рассказал, или же по причине того, что человек противится следовать за посланником, зная о его правдивости, как куфр Фараона, иудеев и подобных им."

Конец цитаты.

(Даръу Ттааруд, 1 том, 242 стр.)

Использование такого рода упомянуто во многих разделах этой книги, и именно о нём ведётся речь и именно его разъяснение поставлено целью книги.

А что касается тех, кто не относит себя к посланнику и не верует в Аллаха изначально, отрицая Его существование или издеваясь над Его аятами, то такие люди являются кафирами изначально, потому что для них всё равно, придёт ли к ним посланник от Аллаха, или же нет, и этот вопрос подробно разъяснил ибн аль Къайим в книге Тарикъ аль Хиджратейн, когда говорил о двух видах тех, кто не был способен постичь истину, оправдав лишь тех, кто стремился к этому, всех остальных назвав кафирами.

А Аллах знает лучше.

Вопросы первого раздела:

1) Понятие "Иман" у Ахлю Сунна ва ль Джамаа.

2) Понятие "Куфр" полностью зависит от правильного представления понятия "Иман".

3) Смысл слов из известного арабского стиха: "وبضدها تتبين الأشياء"

(Вещи познаются лишь посредством их противоположностей)

4) То, что иман – убеждение, слово и дело, как и куфр – убеждение, слово и дело.

4) Имам ибн аль Къайим упомянул, что куфр – двух видов: Куфр действия и куфр упорства и отвергания и не упомянул в нём третьего.

5) Куфр Упорства и отрицания противоречит Иману и исключает его полностью. А среди "Куфра Действия" есть то, что отрицает Иман полностью, а есть то, что отрицает его только частично.

6) Доказательство ложности слова мурджиитов: "Куфр это лишь считание ложью"(Такзиб).

7) Разница между их словом и словом Ахлю Сунна: "Куфр это отвергание (Джухуд)[2], упорство, отворачивание и отрицание того, с чем пришёл посланник"

8) Если ты изучишь этот раздел, то разъяснится тебе невежество многих спорящих в этих вопросах, ведь многие из них выучивают наизусть многие высказывания ученых и доказательства и бросаются ими, однако не имеют представления о том, что такое "Куфр", и это становится причиной опускания их голов при научной дискуссии.

Раздел Второй:

Разногласие ученых в понятии "Куфр".

1) Сказал Ибн аль Джаузий[3]:

"Ученые тафсира упомянули, что у слова "Куфр" в Коране есть пять смыслов:

1) Неверие в Таухид, из этого – слова Аллаха в суре "Аль Бакъара": "Те, которые не уверовали, им всё равно, предостережёшь ты их или нет",6 аят.

2) Неблагодарность за оказанную милость, из этого – слова Аллаха: "Будьте благодарными Мне и не проявляйте Мне неблагодарность(куфр) (Аль Бакъара, 102).

3) Отречение, и из этого – слова Аллаха в суре "Анкабут"

"Затем, в Судный День одни из них будут отрекаться(якфур) от других" (25 аят).

4) Отрицание, из этого – слова Аллаха в суре Аль Бакъара:

"Когда же пришло к ним то, что они знали, то они отвергли его" 89 аят.

5) Покрытие, из этого – слова Аллаха в суре "Аль Хадид":

"Нравятся куффарам(крестьянам) его растения", 20 аят. Под куффарами Он подразумевает крестьян, которые покрывают семена.

Конец цитаты.

(Нузхату аль А'йун ан Науазыр фи Ильми ль Вуджух уа Нназоир, 2 том, 119 стр.)

А что касается определения слова "Куфр" в шариатском его смысле, то упомянем известные мазхабы ученых в этом разделе:

2) Сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах:

والناس لهم فيما يجعلونه كفرا طرق متعددة فمنهم من يقول الكفر تكذيب ما علم بالإضطرار من دين الرسول ثم الناس متفاوتون في العلم الضروري بذلك.

ومنهم من يقول: الكفر هو الجهل بالله تعالى ثم قد يجعل الجهل بالصفة كالجهل بالموصوف وقد لا يجعلها وهم مختلفون في الصفات نفيا وإثباتا.

ومنهم من لا يحده بحد بل كل ما تبين أنه تكذيب لما جاء به الرسول من أمر الإيمان بالله واليوم الآخر جعله كفرا إلى طرق أخر ولا ريب أن الكفر متعلق بالرسالة فتكذيب الرسول كفر وبغضهوسبه وعداوته مع العلم بصدقه في الباطن كفر عند الصحابة والتابعين لهم بإحسان وأئمة العلم وسائر الطوائف إلا الجهم ومن وافقه كالصالحي والأشعري وغيرهم فإنهم قالوا هذا كفر في الظاهر.

"У людей есть разные методы в считании тех или иных вещей куфром, из них есть те, кто сказал: "Куфр это "Такзиб"(считание ложью) того, что известно из религии посланника неизбежно, затем люди разнятся относительно этого неизбежного знания, из них также есть те, кто сказал: "Это – невежество об Аллахе", затем сделали незнание какого либо качества из качеств Аллаха подобным невежеству о самом Аллахе, а иногда они не делают этого, а между собой они разногласят относительно качеств, утверждая и отрицая некоторые из них, из них также есть те, кто не ограничил его никаким определением, однако всякий раз, когда прояснилось ему, что это " считание ложью того, с чем пришёл посланник из положения веры в Аллаха и Судный День, то он считает это куфром, есть также и другие пути.

И нет сомнения в том, что куфр связан с посланничеством, и считание ложью посланника - куфр, а также ненависть к нему, ругание его или вражда с ним,несмотря на знание о его правдивости в сердце – всё это куфр по мнению сподвижников, табиинов и последовавших за ними во благе, а также других имамов знания, кроме Джахма (ибн Сафуана) и тех, кто согласился с ним, как Солихий, аль Аш'арий и других."

Конец цитаты.

(Минхаджу Ссунна, 5 том, 251 стр.)

Первый Мазхаб:

Основа Куфра - Джахль(Невежество), а также из него -отрицание ("Такзиб").

1) Сказал автор "Тахзиб аль Фурукъ":

"Основа куфра – невежество о господстве Аллаха, а основа в больших грехах – осмеливание на ослушание приказов Аллаха, совершая то, что Он запретил."

Конец цитаты.

2) Также он сказал в своём шархе:

" قَالَ: وَالِانْتِهَاكُ الْخَاصُّ الْمُمَيِّزُ لِلْكُفْرِ عَنْ الْكَبَائِرِ وَالصَّغَائِرِ إنَّمَا يَتَبَيَّنُ خُصُوصُهُ بِبَيَانِ أَقْسَامِ الْجَهْلِ بِاَللَّهِ تَعَالَى وَبَيَانِ مَا يَتَعَلَّقُ بِالْجُرْأَةِ عَلَى اللَّهِ تَعَالَى فَأَمَّا أَقْسَامُ الْجَهْلِ فَعَشَرَةٌ.

(أَحَدُهَا) مَا لَمْ نُؤْمَرْ بِإِزَالَتِهِ أَصْلًا، وَلَمْ نُؤَاخَذْ بِبَقَائِهِ؛ لِأَنَّهُ لَازِمٌ لَنَا لَا يُمْكِنُ الِانْفِكَاكُ عَنْهُ وَهُوَ جَلَالُ اللَّهِ تَعَالَى وَصِفَاتُهُ الَّتِي لَمْ تَدُلَّ عَلَيْهَا الصَّنْعَةُ، وَلَمْ يَقْدِرْ الْعَبْدُ عَلَى تَحْصِيلِهِ بِالنَّظَرِ فَعَفَا عَنْهُ لِعَجْزِنَا عَنْهُ، وَإِلَيْهِ الْإِشَارَةُ بِقَوْلِهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - «لَا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْك أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْت عَلَى نَفْسِك» وَقَوْلِ الصِّدِّيقِ الْعَجْزُ عَنْ دَرْكِ الْإِدْرَاكِ إدْرَاكٌ.

(وَثَانِيهَا) مَا أَجْمَعَ الْمُسْلِمُونَ عَلَى أَنَّهُ كُفْرٌ قَالَ الْقَاضِي عِيَاضٌ فِي كِتَابِ الشِّفَاءِ انْعَقَدَ الْإِجْمَاعُ عَلَى تَكْفِيرِ مَنْ جَحَدَ أَنَّ اللَّهَ تَعَالَى عَالِمٌ أَوْ مُتَكَلِّمٌ أَوْ غَيْرُ ذَلِكَ مِنْ صِفَاتِهِ الذَّاتِيَّةِ فَإِنْ جَهِلَ الصِّفَةَ وَلَمْ يَنْفِهَا كَفَّرَهُ الطَّبَرِيُّ وَغَيْرُهُ وَقِيلَ لَا يَكْفُرُ، وَإِلَيْهِ رَجَعَ الْأَشْعَرِيُّ؛ لِأَنَّهُ لَمْ يُصَمِّمْ عَلَى اعْتِقَادِ ذَلِكَ، وَيَعْضُدُهُ حَدِيثُ الْقَائِلِ لَئِنْ قَدَرَ اللَّهُ عَلَيَّ لِيُعَذِّبَنِّي الْحَدِيثَ وَحَدِيثُ «السَّوْدَاءِ لَمَّا قَالَ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - أَيْنَ اللَّهُ قَالَتْ فِي السَّمَاءِ» قَالَ، وَلَوْ كُوشِفَ أَكْثَرُ النَّاسِ عَلَى الصِّفَاتِ لَمْ يَعْلَمْهَا.

قَالَ الْأَصْلُ: فَنَفْيُ الصِّفَاتِ وَالْجَزْمُ بِنَفْيِهَا هُوَ الْمُجْمَعُ عَلَيْهِ، وَلَيْسَ مَعْنَاهُ نَفْيَ الْعِلْمِ أَوْ الْكَلَامِ أَوْ الْإِرَادَةِ وَنَحْوِ ذَلِكَ بَلْ الْعَالِمُ وَالْمُتَكَلِّمُ وَالْمُرِيدُ فَالْمُجْمَعُ عَلَى كُفْرِهِ هُوَ مَنْ نَفَى أَصْلَ الْمَعْنَى وَحُكْمَهُ، وَهَذَا هُوَ مَذْهَبُ جَمْعٍ كَثِيرٍ مِنْ الْفَلَاسِفَةِ وَالدَّهْرِيَّةِ دُونَ أَرْبَابِ الشَّرَائِعِ.

"И частная, конкретная разница между куфром (неверием) и большими грехами проявляется лишь если разъяснить виды невежества об Аллахе и разъяснить то, что связано со смелостью в отношении Аллаха, и что касается невежества об Аллахе – то его десять видов:

Первый:

Невежество, которое нам не было приказано устранять и за наличие которого мы не будем спрошены, потому что человеку невозможно избавиться от него, а это – величие Аллаха и те качества, на которые не указали Его творения…

Второй вид:

То, на чём объединились мусульмане, что это – куфр, сказал Кадый Ияд в книге "Аш Шифа": "Состоялось единогласие на такфир того, кто отрицает, что Аллах знающий или разговаривающий или другие качества, связанные с Его сущностью, а если же он не знал качество, однако не отрицал его – то Ат Табарий и некоторые другие вынесли ему такфир, и есть мнение, что он не становится кафиром, и к этому мнению вернулся Аль Аш'арий, потому что он не утвердился на этом убеждении(отрицание), и это подкрепляет хадис человека, который сказал: "Если Аллах сможет наказать меня" до конца хадиса, а также хадис Сауды,когда сказал ей пророк, мир ему и благословение: "Где Аллах?" И она сказала:" В небесах", и сказал он "И если большинству людей будут открыты все качества Аллаха, то они не смогут их постичь" и сказал Шихабу Ддин(То есть Аль Къаррафий, автор "Аль Фурукъ": "Я говорю: Отрицание качеств и твёрдое заявление об их отрицании – именно на этом единогласие, и смыслом этого не является отрицание от Аллаха знания или разговора, или желания и подобного этому, напротив, Знающий, Разговаривающий и имеющий желание(волю), и кто отрицает основу этого смысла, то его хукм – кафир единогласно, и это(отрицание основы смысла этих качеств) является мазхабом многих из философов и дахритов, помимо следующих за шариатом)

Третий вид:

Невежество, относительно которого ученые разногласят, выносится ли за него такфир, а это – кто утвердил какие то ахкамы помимо качеств и сказал поистине, Аллах – знающий без знания, разговаривающий без разговора, желающий без желания, живой без жизни, и подобное этому в остальных качествах, и это – в действительности является мазхабом му'тазилитов, и у Аль Аш'арий, Малика, Аби Ханифы, Шафии и аль Бакъилляний есть два мнения относительно их такфира.

Четвёртый вид:

То, относительно чего люди истины разногласят: является ли это невежеством, которое необходимо устранять? Или же является это истиной, которую не нужно устранять, и согласно первому мнению это невежество – ослушание, и я не видел никого, кто выносил бы за это такфир, как например вопрос древности и оставания, является ли обязательным, что Аллах Всевышний будет оставаться древним видом оставания и будет ли ослушником тот, кто не убеждён в этом, или же обязательным является, чтобы он не был убеждён в этом, напротив, Всевышний Аллах остаётся не древним оставанием, а считать иначе является невежеством и запрещённым, то есть противоположность первого мазхаба, и эта разница упомянута в книгах по основам религии…

Пятое:

Невежество, которое связано с качествами, а не с сущностью Аллаха, как например, связь могущества Аллаха со всем сущим, и это является мазхабом людей истины, или же не связано могущество Аллаха с действиями животных, а это – мазхаб му'тазилитов и как например связь желания Аллаха со всем сущим и это мнение людей Истины, или же отсутствие связи желания Аллаха с действиями животных, и это мнение му'тазилитов, и у ученых есть два мнения относительно такфира му'тазилитов за это, и более верное мнение – отсутствие такфира.

(وَالثَّالِثُ) مَا اُخْتُلِفَ فِي التَّكْفِيرِ بِهِ وَهُوَ مَنْ أَثْبَتَ الْأَحْكَامَ دُونَ الصِّفَاتِ فَقَالَ إنَّ اللَّهَ تَعَالَى عَالِمٌ بِغَيْرِ عِلْمٍ، وَمُتَكَلِّمٌ بِغَيْرِ كَلَامٍ، وَمُرِيدٌ بِغَيْرِ إرَادَةٍ وَحَيٌّ بِغَيْرِ حَيَاةٍ وَهَكَذَا بَقِيَّةُ الصِّفَاتِ وَهَذَا هُوَ حَقِيقَةُ مَذْهَبِ الْمُعْتَزِلَةِ وَلِلْأَشْعَرِيِّ، وَمَالِكٍ، وَأَبِي حَنِيفَةَ وَالشَّافِعِيِّ وَالْبَاقِلَّانِيّ فِي تَكْفِيرِهِمْ قَوْلَانِ.

(وَالرَّابِعُ) مَا اخْتَلَفَ أَهْلُ الْحَقِّ فِيهِ هَلْ هُوَ جَهْلٌ تَجِبُ إزَالَتُهُ أَمْ هُوَ حَقٌّ لَا تَجِبُ إزَالَتُهُ فَعَلَى الْقَوْلِ الْأَوَّلِ هُوَ مَعْصِيَةٌ، وَمَا رَأَيْتُ مَنْ يُكَفِّرُ بِهِ وَذَلِكَ كَالْقِدَمِ وَالْبَقَاء فَهَلْ يَجِبُ أَنْ يَنْعَقِدَ أَنَّ اللَّهَ تَعَالَى بَاقٍ بِبَقَاءٍ قَدِيمٍ وَيَعْصِي مَنْ لَمْ يَعْتَقِدْ ذَلِكَ أَوْ يَجِبُ أَنْ لَا يَعْتَقِدَ ذَلِكَ بَلْ اللَّهُ تَعَالَى بَاقٍ بِغَيْرِ بَقَاءٍ وَقَدِيمٌ بِغَيْرِ قِدَمٍ، وَاعْتِقَادُ خِلَافِ ذَلِكَ جَهْلٌ حَرَامٌ عَكْسُ الْمَذْهَبِ الْأَوَّلِ، وَالْفَرْقُ بَيْنَ الْبَقَاءِ وَالْقِدَمِ وَغَيْرِهِمَا مِنْ الصِّفَاتِ مَذْكُورٌ فِي كُتُبِ أُصُول الدِّينِ. وَالصَّحِيحُ هُنَالِكَ أَنَّ الْبَقَاءَ وَالْقِدَمَ لَا وُجُودَ لَهُمَا فِي الْخَارِجِ بِخِلَافِ الْعِلْمِ وَالْإِرَادَةِ وَغَيْرِهِمَا مِنْ صِفَاتِ الْمَعَانِي السَّبْعَةِ.

(وَالْخَامِسُ) جَهْلٌ يَتَعَلَّقُ بِالصِّفَاتِ لَا بِالذَّاتِ نَحْوَ تَعَلُّقِ قُدْرَةِ اللَّهِ تَعَالَى بِجَمِيعِ الْكَائِنَاتِ وَهُوَ مَذْهَبُ أَهْلِ الْحَقِّ أَوْ لَمْ يَتَعَلَّقْ بِأَفْعَالِ الْحَيَوَانَاتِ، وَهُوَ مَذْهَبُ الْمُعْتَزِلَةِ وَكَتَعَلُّقِ إرَادَةِ اللَّهِ تَعَالَى بِتَخْصِيصِ جَمِيعِ الْكَائِنَاتِ وَهُوَ مَذْهَبُ أَهْلِ الْحَقِّ أَوْ لَمْ تَتَعَلَّقْ بِأَفْعَالِ الْحَيَوَانَاتِ، وَهُوَ مَذْهَبُ الْمُعْتَزِلَةِ وَلِلْعُلَمَاءِ فِي تَكْفِيرِهِمْ بِذَلِكَ قَوْلَانِ، وَالصَّحِيحُ عَدَمُ تَكْفِيرِهِم

Шестое: невежество, связанное с сущностью Аллаха, а не с Его качествами, признавая существование этих качеств, как например невежество об отсутствии стороны и места у Аллаха, и это – мазхаб "Хащавитов"[4] а что касается мазхаба людей Истины – то это невозможность этого всего для Аллаха Всевышнего[5], и относительно такфира "Хащавитов" за эти их слова – два мнения, и более верное – отсутствие их такфира. (затем он разговаривает о разнице между мазхабом хулюлия и мазхабом Ахлю Сунна, и объясняет, почему Ахлю Сунна не делается такфир за то, что они на истине, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха), затем говорит:

(وَالسَّادِسُ) جَهْلٌ يَتَعَلَّقُ بِالذَّاتِ لَا بِصِفَةٍ مِنْ الصِّفَاتِ مَعَ الِاعْتِرَافِ بِوُجُودِهَا كَالْجَهْلِ بِسَلْبِ الْجِسْمِيَّةِالْجِهَةِ وَالْمَكَانِ وَهُوَ مَذْهَبُ الْحَشَوِيَّةِ، وَمَذْهَبُ أَهْلِ الْحَقِّ اسْتِحَالَةُ جَمِيعِ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ تَعَالَى وَفِي تَكْفِيرِ الْحَشَوِيَّةِ بِذَلِكَ قَوْلَانِ وَالصَّحِيحُ عَدَمُ التَّكْفِيرِ.

وَأَمَّا سَلْبُ الْأُبُوَّةِ وَالْبُنُوَّةِ وَالْحُلُولِ وَالِاتِّحَادِ وَنَحْوِ ذَلِكَ مِمَّا هُوَ مُسْتَحِيلٌ عَلَى اللَّهِ تَعَالَى مِنْ هَذَا الْقَبِيلِ فَأَجْمَعَ الْمُسْلِمُونَ عَلَى تَكْفِيرِ مَنْ يُجَوِّزُ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ تَعَالَى بِخِلَافِ تَجْوِيزِ غَيْرِهِ مِنْ الْمُسْتَحِيلَاتِ كَالْجِهَةِ وَنَحْوِهَا مِمَّا تَقَدَّمَ ذِكْرُهَا وَالْفَرْقُ بَيْنَ الْقِسْمَيْنِ أَنَّ الْقِسْمَ الْأَوَّلَ الَّذِي هُوَ الْجِسْمِيَّةُ وَنَحْوُهَا فِيهِ عُذْرٌ عَادِيٌّ فَإِنَّ الْإِنْسَانَ يَنْشَأُ عُمُرَهُ كُلَّهُ وَهُوَ لَا يُدْرِكُ مَوْجُودًا وَهُوَ جِسْمٌ أَوْ قَائِمٌ بِجِسْمٍ إلَّا فِي جِهَةٍ فَكَانَ هَذَا عُذْرًا عِنْدَ بَعْضِ الْعُلَمَاءِ، وَلَمْ يُضْطَرَّ الْإِنْسَانُ فِي مَجَارِي الْعَادَاتِ إلَى الْأُبُوَّةِ وَالْبُنُوَّةِ وَالْحُلُولِ وَالِاتِّحَادِ وَنَحْوِهَا فَكَمْ مِنْ مَوْجُودٍ فِي الْعَالَمِ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ كَالْأَمْلَاكِ وَالْأَفْلَاكِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ وَالْبِحَارِ فَلَمَّا انْتَفَتْ الشُّبْهَةُ الْمُوجِبَةُ لِلضَّلَالِ انْتَفَى الْعُذْرُ فَلِذَا انْعَقَدَ الْإِجْمَاعُ عَلَى التَّكْفِيرِ فِي هَذَا الْقِسْمِ، وَاخْتُلِفَ فِي التَّكْفِيرِ فِي الْقِسْمِ الْأَوَّلِ.

Седьмой вид невежества:

Невежество относительно древности качеств Аллаха, а не относительно их существования а также их связи со словом Каррамитов о том, что желание Аллаха не древнее, и относительно такфира за это – также два мнения, и более достоверное – отсутствие такфира.

(وَالسَّابِعُ) الْجَهْلُ بِقِدَمِ الصِّفَاتِ لَا بِوُجُودِهَا وَتَعَلُّقِهَا كَقَوْلِ الْكَرَّامِيَّةِ بِحُدُوثِ الْإِرَادَةِ وَنَحْوِهَا وَفِي التَّكْفِيرِ بِذَلِكَ أَيْضًا قَوْلَانِ الصَّحِيحُ عَدَمُ التَّكْفِيرِ.

Восьмой и девятый виды невежества:

Невежество о том, что случилось или случится из того, что связано с качествами, из них часть – куфр по единогласию, как невежество философов и тех, кто последовал за ними в том, что Аллах Всевышний захотел отправить посланников и что Он отправил к своим творениям Господские послания, а также их невежество о том, что люди будут воскрешены в Судный День, и будут оживлены из могил и будет им воздано за их дела согласно подробному разбору этого из Книги и Сунны.

(وَالثَّامِنُ وَالتَّاسِعُ) الْجَهْلُ بِمَا وَقَعَ أَوْ يَقَعُ مِنْ مُتَعَلَّقَاتِ الصِّفَاتِ وَهُوَ قِسْمَانِ أَحَدُهُمَا كُفْرٌ إجْمَاعًا وَهُوَ الْمُرَادُ هَاهُنَا كَجَه

Наши рекомендации