Наставление иракского философа

Иракский философ-материалист Исхак Конди начал писать книгу, в которой по своему убеждению хотел установить, что в Священном Коране существуют противоречия, для этого он уединился от людей и в одиночестве, находясь в своем доме, был занят этой работой.

Однажды, один из его учеников наносит визит имаму Аскари, его светлость спрашивает у него:

- Разве среди Вас не существует разумного человека, который бы воздержал его (Конди) от подобного решения и столь бесполезного дела?

- Мы - его ученики. Как мы можем возражать ему в этом и других его делах? - ответил он.

- Передашь ли ты ему мои слова? - спросил имам.

- Да, - утвердительно ответил ученик Конди.

- Ступай к нему, постарайся сблизиться с ним и завести дружеские отношения. Окажи ему помощь и содействие в его деле, и тогда скажи ему, что у меня есть к вам вопрос, могу ли я задать его? Когда он позволит тебе, то спроси его: «Если к тебе придет рассказчик Корана, то, как по твоему, может ли сказанное им иметь другой смысл, а не тот, к которому пришел ты?

Он ответит: «Вполне возможно». Конди, человек внимательный и понятливый, когда он даст положительный ответ, то скажи ему: - «На каком основании ты утверждаешь, что твоя точка зрения совпадает с коранической? Вероятно, рассказчик Корана имел в виду не то, что постиг ты, или же ты используешь слова и фразы не в настоящих значениях?»

Тот человек пошел к Исхаку Конди и, установив с ним дружеские отношения, задал свой вопрос. Конди попросил повторить вопрос и после недолгих раздумий, сказал: «Следуя словарному значению и логическому мышлению, этот факт вполне допустим».

Тут он стал расспрашивать ученика о том, как мог подобный вопрос возникнуть у него.

- Эта была всего лишь мысль, которая зародилась у меня в голове, и я спросил Вас, - убедительно произнес ученик.

- Это невозможно, чтобы тебе и таким людям как ты, пришло на ум подобное, - возразил Конди.

- Абу Мухаммад велел мне поступить следующим образом, - признался, наконец, ученик.

- Теперь ты сказал правду, такой вопрос не мог прийти никому другому, кроме того семейства.

После этого разговора, Исхак Конди бросил в костер и сжег все свои труды, написанные на эту тему.

Ответы на несколько вопросов

а) Абу Хашим Джа’фари рассказывает: «Некто спросил у имама, почему при разделе наследства женщине приходится только одна доля, а мужчине две?

Имам Аскари (да будет мир с ним!) ответил: «Джихад и оплата расходов является ответственностью мужчины, а не женщины. Выкуп за пролитую кровь в непреднамеренном убийстве также следует выплачивать мужчинам, но не женщинам»[721].

Абу Хашим говорит, я подумал про себя: «Ведь некогда я слышал, что Ибн Абил Авджа задал этот же самый вопрос имаму Садыку (да будет мир с ним!) и он, в свою очередь получил такой же ответ».

Тут имам Аскари (да будет мир с ним!) обратившись ко мне, произнес:

- Да, так оно и есть. Это вопрос Ибн Абиля Аваджа. Если задаваемые нам вопросы будут одинаковы, то соответственно и ответы на них будут одинаковыми. Поскольку последующему имаму предстоит то же, что и предыдущему. Первый и последний из нас равен в знаниях и достоинствах. Преимущество имамов строго закреплено Посланником Аллаха и Повелителем правоверных имамом Али (да благословит и приветствует их Аллах!).

б) Хусейн ибн Зариф написал имаму Аскари: «Что означают слова Посланника Аллаха сказавшего об Эмире правоверных Али: «Тот, кому я покровитель, тому и Али покровитель!»

Его светлость отвечал: «Под этим Пророк подразумевал имамат Али, чтобы прежде, чем среди уммы произойдет раскол и разногласия овладеют сердцами, партия Аллаха (т.е. сторонники истины) была узнана».

в) Харви повествует: «Один из сыновей Асбата, сказал мне, что отправил имаму Аскари письмо, написав в нем о расхождениях, произошедших среди приверженцев имама, и попросил его предъявить им аргумент (т.е. чудо), дабы устранить существующую проблему».

В ответ имам написал: «Воистину, говорит Аллах с человеком разумным. И никто не в силах предъявить то, что предъявил в качестве доказательства Последний из Пророков и предводитель Посланников Пророк Ислама. Вместе с тем, его народ объявил Мухаммада колдуном и лжецом.

Он наставил на путь истины тех, кто следовал и поддавался наставлениям. Помимо этого, посредством чудес, сердца обретают покой. Когда Всемогущий и Великий Аллах повелевает нам, мы говорим, а если воздерживает Он нас, то сохраняем молчание.

Если волей Аллаха было бы не разглашение истины, то к чему тогда избрал Он Пророков увещевать человечество о вознаграждении и наказании. Каждый из них, и во времена слабости и во времена силы, показывали миру истину. Они говорили , дабы утвердить волю Божью и предписание Его.

Людей можно подразделить на несколько групп: первая из которых - люди сведущие, и они - на пути спасения. Они крепко держатся за истину (Аллаха), за основные и второстепенные принципы религии. Непоколебимы сердца их, не прибегают они к иному прибежищу (кроме прибежища Божьего).

Другая же группа не обращается за истиной к ее настоящему обладателю; они подобны тем, кто путешествуют в море: в ураган - сердца их неспокойны и взволнованы, а в штиль - покойны они.

Третьи - те, чьими душами правит Сатана. Из-за зависти, они противодействуют обладателям истины. Группа эта, игнорирует правду, приукрашая ложь.

Предоставь тех, кто руководствуется неправильными путями (и отклонился от пути истинного) самим себе. Пастух способен согнать стадо, не прикладывая при этом каких-либо усилий.

В своем письме ты упоминал о расколе приверженцев. Что касается этого, то могущество и величие (Божье) доказательство тому. Несомненно, тот, за кем стоит власть и руководство (т.е. непорочный имам) более достоин принимать решения и распоряжаться. Ты же соблюдай права окружающих и учеников твоих. Не разглашай тайн наших и воздержись от властолюбия, ибо эти две вещи могут послужить причиной гибели человека.

Относительно твоей поездки в Фарс, о которой ты также пишешь, поезжай туда, да облагодетельствует Аллах тебя. Дай Бог здоровья и мира тебе на пути в Египет. Поприветствуй там моих доверенных сторонников и призови их к богобоязненности, благочестию, надежности. Скажи им также, тот, кто разглашает тайны наши - враги наши».

В продолжении Харви говорит: «Прочитав предложение «Здравия и мира тебе на пути в Египет», я не совсем понял его значения. До тех пор, пока я не прибыл в Багдад, поездка в Фарс не удалась. Впоследствии я направился в Египет (и только тогда выяснилось, почему имам говорил об этой моей поездке)».

г) Мухаммад ибн Аль Хасан ибн Меймун повествует: «Я написал имаму Аскари письмо, в котором пожаловался на свою бедность. Тут я подумал, разве имам Садык не изволил сказать:

«Быть нищим гораздо лучше, чем быть богатым, но быть не с нами. И быть убитым, лучше, чем остаться живым, но быть не с нами, а с врагами нашими».

Ответ его светлости звучал следующим образом:

«Когда умножается число прегрешений сторонников и приверженцев наших, Всемогущий и Великий Бог отпускает их грехи, посылая им бедность. Хотя, кроме этого прощает Он им и множество других грехов. Согласно твоим рассуждениям, быть нищим гораздо лучше, чем быть богатым, но не с нами, а с врагами нашими. Мы - прибежище тем, кто ищет его. Свет - тем, кто познаний желает. Опора - тем, кто ухватился за нас. Те, кто любит нас, пребывает с нами высоко на вершине (т.е. близки к Всевышнему), а тот, кто отвернется от нас, гореть ему в геенне огненной».

Наши рекомендации