Источник: «Нукат аль-Кур’ан», 2/183
Шейх уль Ислам Ибн Теймия
1. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
الثابت أنه عن مجاهد وغيره من السلف وكان السلف والأئمة يروونه ولا ينكرونه ويتلقونه بالقبول
«Этот хадис достоверен от Муджахида и других саляфов, и саляфы и имамы передавали его, и не порицали его, и встречали его принятием!»
Источник: «Дар ат-таауруд», 5-237
2. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
فَقَدْ حَدَثَ الْعُلَمَاءُ الْمَرْضِيُّونَ وَأَوْلِيَاؤُهُ الْمَقْبُولُونَ : أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُجْلِسُهُ رَبُّهُ عَلَى الْعَرْشِ مَعَهُ . رَوَى ذَلِكَ مُحَمَّدُ بْنُ فَضِيلٍ عَنْ لَيْثٍ عَنْ مُجَاهِدٍ ؛ فِي تَفْسِيرِ : { عَسَى أَنْ يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَحْمُودًا } وَذَكَرَ ذَلِكَ مِنْ وُجُوهٍ أُخْرَى مَرْفُوعَةٍ وَغَيْرِ مَرْفُوعَةٍ قَالَ ابْنُ جَرِيرٍ : وَهَذَا لَيْسَ مُنَاقِضًا لِمَا اسْتَفَاضَتْ بِهِ الْأَحَادِيثُ مِنْ أَنَّ الْمَقَامَ الْمَحْمُودَ هُوَ الشَّفَاعَةُ بِاتِّفَاقِ الْأَئِمَّةِ مِنْ جَمِيعِ مَنْ يَنْتَحِلُ الْإِسْلَامَ وَيَدَّعِيه لَا يَقُولُ إنَّ إجْلَاسَهُ عَلَى الْعَرْشِ مُنْكَرًا (*) - وَإِنَّمَا أَنْكَرَهُ بَعْضُ الْجَهْمِيَّة وَلَا ذَكَرَهُ فِي تَفْسِيرِ الْآيَةِ مُنْكَرٌ
«И передавали уляма, кем довольствуются, и принимаемые авлия Аллаха, что Мухаммад Посланник Аллаха, мир ему – усадит его Аллах рядом с собой на Трон. И передал это Мухаммад Ибн Фудейль от Лейса от Муджахида, в тафсире слов: «Быть может, твой Господь выведет тебя на достохвальное место». И они упомянули это с разных сторон – от Пророка, и не от Пророка. Сказал Ибн Джарир: «И это не противоречит тому, о чём пришло огромное количество хадисов указывающих на то, что достохвальное место это шафаат (заступничество), по единогласному мнению имамов всех кто приписывает себя к Исламу и заявляет его, и никто не говорит что усаживание Пророка на Трон порицаемо». А порицали это лишь некоторые джахмиты»
Источник: «Маджму аль-фатауа», 4-374
Ибн аль-Каййим
Сказал имам Ибн аль-Каййим в «Нунии»:
في ذكر تفسير المقام لأحمد ... ما قيل ذا بالرأي والحسبان
إن كان تجسيما فإن مجاهدا ... هو شيخهم بل شيخه الفوقاني
«Вспомни же тафсир Муджахидам достохвалимого места
И это не было сказано на основе личного мнения
А если это таджсим, то истинно Муджахид шейх муджассимитов, и даже его шейх, Ибн Аббас»
Источник: «Ан-Нуния, 110
Шейх Сулейман Ибн Сахман
1. Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман:
ومن أعظم ما خصه الله به من الفضائل المقام المحمود الذي يغبطه به النبيون، قال الإمام أبو جعفر بن جرير رحمه الله على قوله تعالى: {عَسَى أَنْ يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَحْمُودًا} [الإسراء: آية 79] قال: يقعده معه على العرش
«Из самых больших достоинств, которыми Аллах выделил Пророка – Достохвальное Место, которому будут по доброму завидовать Пророки. Сказал имам Абу Джа’фар Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, касательно Слов Аллаха: «Быть может, твой Господь выведет тебя на Достохвальное Место» - «Усадит его вместе с Собой на Трон»
Источник: «Ас-Сауаик аль-мурсаля», 1/39
2. Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман, приведя стихи имама ад-Даракутни:
فإذا ثبت هذا عن أئمة أهل الإسلام، فلا عبرة بمن خالفهم من الطغام أشباه الأنعام
«Раз это достоверно от имамов мусульман, то не оборачиваются на тех кто противоречит им их джахилей подобных скоту!»
Источник: «Дыя аш-шарик», 2/68
Шейх алляма Мухаммад Ибн Ибрахим и Шейх Мухаммад Ибн Абдур-Рахман Ибн аль-Косим
Сказал имам Мухаммад Ибн Ибрахим:
قيل الشفاعة العظمى، وقيل إِنه إِجلاسه معه على العرش كما هو المشهور من قول أَهل السنة.والظاهر أَن لا منافاة بين القولين، فيمكن الجمع بينهما بأَن كلاهما من ذلك. والإِقعاد على العرش أَبلغ
«Было сказано, что Достохвальное Место – это заступничество, и было сказано, что это усаживание Пророка вместе с Аллахом на Трон, как это известно из слова ахлю-Сунна! И очевидным является, что нет противоречия между этими двумя словами, и можно обьединить между ними, что оба смысла входят в Достохвальное Место. И усаживание на Трон более выражает суть»
Источник: «Фатауа уа расаиль Мухаммад Ибн Ибрахим», 2/103
И шейх Мухаммад Ибн Абдур-Рахман Ибн аль-Косим, его ученик и автор его сборника фетв, в сноске к этой фетве, привёл слова ученых которые утверждают это. См. там же.
Шейх Ибн Баз
Сказал шейх Ибн Баз:
ولامانع أن يكون من ضمن المقام المحمود.
«Нет никакого препятствия чтобы сказать, что усаживание на Трон входит в Досточтимое Место, упомянутое в аяте»
См. «Аль-Макам аль-Махмуд» шейх Абу Асым Аль-Гамиди, 2
Алляма Исмаиль аль-Ансари и шейх Абдуль Азиз Ибн Фейсал ар-Раджихи
Сказал шейх Абдуль Азиз Ибн Фейсал ар Раджихи, хафизахуЛлах:
وكان شيخنا الكبير العلامة: إسماعيل بن محمد بن ماحي الأنصار (ت1417هـ) رحمه الله، يستدِلّ بأبيات الدارقطني ويذكرُها، ويحتجُّ بها، ولها، إذا عرضت هذه المسألة
«Наш большой шейх, алляма, Исмаиль Ибн Мухаммад Ибн Махи аль-Ансари, умерший в 1417 году, да смилуется над ним Аллах, аргументировал этими стихами ад-Даракутни, упоминал их, и делал ими доказательство, когда затрагивался этот вопрос»
Источник: «Кам’у ад-даджаджиля», 246
Стихи имама ад-Даракутни, где упоминается усаживание Мухаммада мир ему на Трон, и что Аллах сидит на Троне, мы уже упоминали ранее.
Шейх Солих аль-Фаузан
1. Сказал шейх Солих аль-Фаузан говоря об асаре Муджахида:
فهذا دليل على علوّ الله تعالى عرشه سبحانه وتعالى، وهذا حديث صحيح وإن كان يُشوِّش على ضعاف الإدراك فلا عبرة بهم؛ لأنه لا يمكن أن يُقال هذا الكلام من جهة الاجتهاد، أو الرأي، بل له حُكم الرّفع.
«Это далиль на возвышенность Аллаха над Своим Троном, Свят Он и Велик. И этот хадис достоверный, несмотря на возню вокруг него некоторых слабо понимающих! И не оглядываются на них! Ведь невозможно сказать эти слова со стороны иджтихада, или взгляда, однако этот хадис в хукме «марфу» (Слов Пророка)»
Источник: «Ат-Та’лик аля ан-нуния», 453
2. Сказал шейх Солих аль-Фаузан:
س:هل من المقام المحمود إجلاس النبي صلى الله عليه وسلم على العرش هل هذا التفسير صحيح ؟
ج: نعم هذا ورد فيه حديث ، وهو من المقام المحمود ، ليس هو المقام المحمود وحده، ولكن هو من المقام المحمود، من المقام المحمود الشفاعة ومنه إجلاس النبي صلى الله عليه وسلم على العرش، نعم، هذا ثبت وموجود ذكره ابن جرير في تفسيره وغيره، وذكره الامام ابن القيم في النونية كما مر بكم، نعم.
Вопрос: Входит ли в Достохвальное Место усаживание Пророка, мир ему, на Трон, и является ли этот тафсир верным?
Ответ: Да, пришел касательного этого хадис, и это входит в Достохвалимое Место. Это не является единственным его смыслом, однако входит туда. Туда входит заступничество, и туда входит усаживание Пророка на Трон, да. Это достоверно и присутствует, упомянул это Ибн Джарир в его тафсире, и другие. Упомянул это Ибн аль-Каййим в «Ан-Нуния», как мы уже прошли с вами. Да.»
Источник «Фатауа аль-Маукы», 7018