Второй обряд: Стояние на Арафате
Положение 843: Вторым обязательным обрядом хаджа-таматту является стояние на Арафате. Арафат – название местности, находящейся на расстоянии приблизительно 20-ти километров восточнее Мекки. Паломники обязаны совершить там обряд стояния с полудня до захода солнца 9-ого зуль-хиджа.
Положение 844: Согласно предосторожности паломникам необходимо совершать обряд стояния на Арафате с самого начала шариатского полудня и до захода солнца. Обряд стояния на Арафате дозволяется совершать стоя, сидя, лежа, шагая и даже находясь в автомобиле. Паломникам не запрещается поспать часть времени между полуднем и заходом солнца, а остальное время провести в бодрствовании.
Одним из самых желательных действий на Арафате является многократное восхваление и поминание Всевышнего Аллаха. Паломникам желательно сосредоточить все свое внимание на Всевышнем Аллахе, обратиться к Нему с просьбами и покаянием.
Положение 845: Если паломник все время с полудня до захода солнца пробудет на Арафате в бессознательном состоянии или проспит, то обряд стояния на Арафате не будет действительным. Но если паломник прибудет на Арафат до полудня, до полудня приобретет намерение о совершении обряда стояния и после этого потеряет сознание, то его обряд стояния на Арафате будет действительным.
Положение 846: Обряд стояния на Арафате относится к богослужениям, поэтому он должен совершаться ради Аллаха с искренним намерением приблизиться к Его милости. Намерение о стоянии на Арафате необязательно произносить вслух, достаточно, если паломник будет иметь в своем сердце решимость оставаться на Арафате с полудня до захода солнца.
Положение 847: Если паломник умышленно покинет Арафат до захода солнца и не вернется обратно, то этим он совершит греховный поступок. В качестве искупления он должен будет в Мине заколоть одного верблюда (для предосторожности это нужно сделать 10-ого зуль-хиджа). Если он не будет иметь возможности заколоть верблюда, то ему следует поститься в течение 18-ти дней. В любом случае его хадж будет верен.
Если же он вернется на Арафат и пробудет там до захода солнца, то ему необязательно приносить искупление.
Положение 848: Если паломник по забывчивости или незнанию покинет Арафат до захода солнца, а затем поймет свою ошибку, то в случае возможности ему необходимо вернуться обратно. Если он не вернется, то этим совершит греховный поступок и согласно предосторожности в качестве искупления ему нужно будет заколоть верблюда.
Положение 849: Паломники обязаны провести на Арафате все время от полудня до захода солнца. Однако если кто-либо из паломников проведет на Арафате лишь часть времени между полуднем и заходом солнца, то совершаемый им обряд стояния будет верен, а хадж действителен. А если паломник умышленно не проведет на Арафате даже часть времени между полуднем и заходом солнца, то обряд стояния на Арафате будет аннулирован. И ему уже не поможет стояние на Арафате в вынужденное время, которое совершается в ночь с 9-ого на 10-ое зуль-хиджа.
О стоянии на Арафате в особое и вынужденное время будет сказано далее.
Положение 850: Если по уважительной причине паломник не смог совершить стояние на Арафате с полудня до захода солнца 9-ого зуль-хиджа, то он должен будет провести там часть времени в ночь с 9-ого на 10-ое зуль-хиджа. Это называется стоянием на Арафате в вынужденное время. Таким образом, если по какой-либо причине паломник прибудет на Арафат после захода солнца, когда остальные паломники уже будут покидать Арафат, то часть ночи он должен будет провести там, а затем отправиться на Муздалифу при условии, что он сможет добраться туда до восхода солнца 10-ого зуль-хиджа. Если же паломник не сможет совершить стояние на Арафате в вынужденное время, то для него будет достаточно совершить пребывание на Муздалифе, о чем будет сказано в дальнейшем. В этом случае его хадж будет верен.
Положение 851: Если по уважительной причине паломник не сможет совершить стояние на Арафате с полудня до захода солнца 9-ого зуль-хиджа, а после этого умышленно и без причины не совершит там стояние в вынужденное время, то его хадж будет аннулирован. Даже если он совершит пребывание на Муздалифе.
Вопросы о стоянии на Арафате
Вопрос 852: Паломник совершил стояние на Арафате в особое время, то есть пробыл там с полудня до захода солнца 9-ого зуль-хиджа. Однако до того как отправиться в Муздалифу он потерял сознани. Какова его обязанность, если до конца обрядов хаджа-таматту он пробудет в бессознательном состоянии? Какова его обязанность, если после потери сознания его переправят на его родину? Какова его обязанность, если он придет в себя 13-ого зуль-хиджа и будет находиться в Мекке или у себя на родине?
Ответ: Если он совершил стояние на Арафате в особое время, затем потерял сознание и после этого пришел в себя, то ему следует продолжить выполнение обрядов хаджа. Если он не сможет выполнить их самостоятельно, то ему нужно будет нанять человека, который выполнит их от его имени. Но это при условии, что время для выполнения обрядов хаджа не будет закончено. В ином случае верность его хаджа будет сомнительна и для того, чтобы выйти из ихрама ему нужно будет для предосторожности выполнить умру-муфрада.
Вопрос 853: На Арафате находится небольшая гора, которая называется ар-Рахма. Можно ли при совершении обряда стояния взбираться на нее?
Ответ: При совершении обряда стояния на Арафате взбираться на эту гору нежелательно.