Изменение хаджа-таматту на хадж-ифрад
Положение 815: Иногда паломник входит в ихрам для совершения обрядов умры-таматту, но по уважительной причине поздно прибывает в Мекку, так что если он захочет выполнить все обряды умры-таматту, то не успеет к совершению стояния на Арафате. В подобном случае он должен будет поменять намерение совершения хаджа-таматту на совершение хаджа-ифрад и после совершения обрядов хаджа выполнить умру-муфрада. В этом случае его хадж будет верен и будет считаться обязательным хаджем в Исламе.
Положение 816: Допустим женщина вошла в ихрам для совершения обрядов умры-таматту, но после прибытия в Мекку у нее началось менструальное или послеродовое кровотечение, по причине которого она не может выполнить таваф и молитву-таваф. И если она будет ждать окончания кровотечения, то не успеет к совершению стояния на Арафате. В подобном случае ей нужно поступить в соответствии с указанием, описанным в предыдущем положении.
Положение 817: Если паломник по уважительной причине не сможет войти в ихрам в одном из пяти микатов, затем прибудет в Мекку без ихрама, а до начала совершения стояния на Арафате останется совсем мало времени, так что он не успеет войти в ихрам и выполнить умру-таматту, то в этом случае он должен будет в Мекке войти в ихрам для совершения хаджа-ифрад. После совершения хаджа ему нужно будет выполнить умру-муфрада. В этом случае его хадж будет верен и будет считаться обязательным хаджем в Исламе.
Положение 818: Если паломник умышленно и без уважительной причины не войдет в ихрам для совершения умры-таматту и этим аннулирует умру, то согласно обязательной предосторожности он должен будет совершить хадж-ифрад, а затем умру-муфрада. А на следующий год ему нужно будет прибыть в Мекку и еще раз совершить хадж.
Это же положение относится к паломнику, который вошел в ихрам для совершения умры-таматту, но умышленно не выполнил ее вовремя, то есть не выполнил ее да начала стояния на Арафате.
Положение 819: Под фразой «не успеет к совершению стояния на Арафате», которая несколько раз была упомянута в предыдущих положениях, подразумевается то, что паломник не успеет совершить стояние на Арафате в особое время, которое начинается в полдень 9-ого зуль-хиджа и продолжается до захода солнца этого дня. Необходимо сказать, что стояние на Арафате бывает двух видов: стояние в особое время и стояние в вынужденное время. Подробнее об этом будет сказано далее.
Положение 820: Если женщина, у которой началось менструальное кровотечение и которая находится в одном из пяти микатов будет уверена в том, что не сможет выполнить вовремя обряды умры-таматту, то ей нужно будет войти в ихрам для совершения хаджа-ифрад. Но если после этого она поймет что ошиблась, то ее ихрам будет аннулирован. И ей нужно будет повторно войти в ихрам, на этот раз для выполнения умры-таматту.
Будет лучше, если в подобных ситуациях женщина приобретет намерение о том, что она входит в ихрам для совершения того обряда, который в данный момент является ее обязанностью.
Вопросы об изменении хаджа-таматту на ифрад
Вопрос 821: По причине начала месячных женщина не совершила обряды умры-таматту и утром 9-ого зуль-хиджа отправилась на Арафат. Но в то же утро ее кровотечения прекратились. Однако из-за огромного скопления народу и отсутствия попутчика она не имеет возможности вернуться в Мекку и до полудня совершить там обряды умры-таматту. Какова ее обязанность в этом случае?
Ответ: В этом случае ей необходимо совершить хадж-ифрад, а затем умру-муфрада.
Вопрос 822: 8-ого зуль-хиджа до выполнения обрядов умры-таматту одна из паломниц обнаружила у себя кровотечение и подумала, что у нее начались месячные (хайд). Поэтому она поменяла намерение на выполнение хаджа-ифрад, но 9-ого зуль-хиджа, будучи уже на Арафате, она обнаружила, что это не месячные, а вагинальные выделения (истихада). Что она должна предпринять?
Ответ: Если она не успеет вернуться в Мекку и совершить обряды умры-таматту до обряда стояния на Арафате, то ей необходимо выполнить хадж-ифрад, а после его окончания умру-муфрада.
Вопрос 823: Обязанностью одной из паломниц является выполнение хаджа-ифрад, а затем умры-муфрада. До какого времени без уважительной причины она может отложить выполнение умры-муфрада после окончания хаджа-ифрад?
Ответ: Согласно обязательной предосторожности умру-муфрада необходимо выполнить сразу же после окончания хаджа-ифрад. Но в случаях необходимости и по уважительной причине выполнение умры-муфрада дозволяется отложить до окончания месяца зуль-хиджа.
Вопрос 824: Ранее я уже совершал обязательный хадж и теперь собираюсь отправиться в Мекку для совершения желательного хаджа. Скажите, могу ли я вместо желательного хаджа-таматту совершить хадж-ифрад, а вместо умры-таматту умру-муфрада?
Ответ: Вы можете совершить умру-муфрада и не входить в ихрам для совершения желательного хаджа. Также вы можете совершить хадж-ифрад. И нужно помнить, что входить в ихрам для совершения хаджа-ифрад необходимо в пяти основных микатах, о которых было сказано в положении 211.
Вопрос 825: Женщина совершила обряды умры-таматту, а потом обнаружила, что оказывается при их совершении у нее были менструальные кровотечения. Какова ее дальнейшая обязанность?
Ответ: Если она имеет достаточное количество времени до начала стояния на Арафате, то есть до полудня 9-ого зуль-хиджа, то после окончания кровотечений ей нужно повторно выполнить таваф и молитву-таваф умры-таматту. Если же она не имеет этого времени, то ей нужно совершить хадж-ифрад, а потом умру-муфрада.
Вопрос 826: Если паломник обязан совершить хадж-ифрад, то на какое время после его окончания он может отложить совершение умры-муфрада?
Ответ: Согласно обязательной предосторожности умру-муфрада необходимо выполнить сразу же после окончания хаджа-ифрад. Но в случаях необходимости и по уважительной причине он может отложить совершение умры-муфрада до окончания месяца зуль-хиджа.
Вопрос 827: В начале месяца зуль-хиджа паломник прибыл в Саудовскую Аравию и при вхождении в ихрам вместо намерения совершения умры-таматту по ошибке приобрел намерение совершения умры-муфрада. Что он должен делать?
Ответ: Он может поменять намерение на совершение умры-таматту.
Обряды хаджа-таматту
Положение 828: Ранее уже было сказано, что совершение хаджа-таматту, который должны совершать мусульмане, живущие за пределами Мекки, заключается в совершении двух его частей: умры-таматту и хаджа-таматту. О пяти обрядах умры-таматту было сказано в предыдущих главах. После окончания умры-таматту паломник должен совершить тринадцать обрядов хаджа-таматту:
1. Вхождение в ихрам в Мекке с намерением совершения хаджа-таматту.
2. Стояние на Арафате с полудня до захода солнца 9-ого зуль-хиджа.
3. Пребывание на Муздалифе с рассвета до восхода солнца 10-ого зуль-хиджа (в праздник жертвоприношения).
4. Отправление в Мину и совершение там обряда бросания камней в столб Акаба, то есть бросания в него семи небольших камней.
5. Совершение обряда жертвоприношения в Мине 10-ого зуль-хиджа.
6. Совершение обряда таксир (бритье головы или подстригание волос).
7. Совершение тавафа (совершение семи обходов вокруг Каабы).
8. Выполнение двух ракатов молитвы-таваф.
9. Совершение обряда саи (семикратное хождение между холмами Саффа и Марва).
10. Совершение еще одного тавафа вокруг Каабы, который называется таваф ан-ниса.
11. Выполнение молитвы-таваф ан-ниса.
12. Возвращение в Мину и пребывание там ночью 11-ого, 12-ого зуль-хиджа.
13. Совершение в Мине обряда бросания камней в три столба. То есть бросание семи небольших камней в каждый из трех столбов днем 11-ого и 12-ого зуль-хиджа.
Далее будут подробно изложены шариатские положения о совершении тринадцати обрядов хаджа-таматту.
Первый обряд: Ихрам в Мекке
Положение 829: Ранее (в положении 222) было сказано, что город Мекка является микатом вхождения в ихрам для совершения обрядов хаджа-таматту. Входить в ихрам дозволяется в любой точке города, в Запретной мечети, в других мечетях города, на улицах, отелях и даже в новых районах, которые были построены в последние годы.
Положение 830: Согласно обязательной предосторожности не следует входить в ихрам за пределами Священной территории. Например, мечеть Таним находится на границе Священной территории, а некоторые новые мекканские районы построены уже за пределами мечети Таним, то есть за пределами Священной территории. Поэтому, если паломник для совершения хаджа-таматту войдет в ихрам за пределами мечети Таним, то верность его ихрама будет сомнительна.
Наилучшим местом вхождения в ихрам в городе Мекке является Запретная мечеть.
Положение 831: Лучшим временем вхождения в ихрам для совершения обрядов хаджа-таматту является 8-ое зуль-хиджа. Не запрещается входить в ихрам хаджа-таматту раньше этого числа. Особенно это касается больных и слабых паломников, которые могут войти в ихрам на несколько дней раньше и покинуть Мекку раньше остальных паломников, чтобы 9-ого зуль-хиджа не столкнуться с трудностями во время движения большого количества народа.
Положение 832: Крайним временем вхождения в ихрам хаджа-таматту является время, по истечению которого паломник не успеет совершить стояние на Арафате, продолжающееся с полудня до захода солнца 9-ого зуль-хиджа. Таким образом, дозволяется входить в ихрам утром 9-ого зуль-хиджа, если паломник будет уверен в том, что до полудня успеет добраться до Арафата.
Положение 833: Вхождение в ихрам хаджа-таматту совершается точно так же, как вхождение в ихрам умры-таматту. То есть паломнику необходимо выполнить три действия:
Первое: Надеть особую одежду.
Второе: Приобрести намерение.
Третье: Произнести тальбию.
Эти действия были подробно рассмотрены в положениях 256 – 322.
Положение 834: Обряд вхождения в ихрам относится к богослужениям, поэтому он должен совершаться ради Аллаха с искренним намерением приблизиться к Его милости. Лицемерие при вхождении в ихрам аннулирует данный обряд.
Положение 835: Если паломник приобретет намерение о вхождении в ихрам хаджа-таматту, произнесет тальбию (так же, как при вхождении в ихрам умры-таматту), запретит себе совершение запретных в ихраме действий, то он войдет в ихрам для совершения обрядов хаджа-таматту.
Положение 836: Все запреты, действующие в ихраме умры-таматту, действуют также в ихраме хаджа-таматту. Искупление, которое необходимо принести за нарушение запретов ихрама, одинаково и в умре-таматту, и в хадже-таматту. Обо всех двадцати пяти запретах ихрама и искуплениях за их нарушение было подробно сказано в положениях 323 – 513.
Положение 837: Если паломник забудет войти в ихрам, а затем отправится в Мину или Арафат, то он должен будет вернуться в Мекку и войти там в ихрам. А если по уважительной причине он не будет иметь возможности вернуться в Мекку, то он должен будет войти в ихрам в том месте, в котором находится в данный момент (на Арафате, Муздалифе или Мине). Но сделать это он может только до совершения обряда бросания камней в столб Акаба и жертвоприношения в Мине. Если он вспомнит о том, что не вошел в ихрам уже после совершения обряда бросания камней и жертвоприношения, то ему не нужно входить в ихрам и совершаемый им хадж будет верен.
Положение 838: Если паломник забудет войти в ихрам и вспомнит об этом уже после завершения всех обрядов хаджа, то совершенный им хадж будет действителен. А если он вспомнит об этом после стояния на Арафате и пребывания в Муздалифе, но до окончания всех обрядов хаджа, то согласно желательной предосторожности будет лучше, если он завершит обряды хаджа без ихрама, а на следующий год совершит хадж еще раз.
Положение 839: Если паломник не войдет в ихрам по причине незнания того, что вхождение в ихрам является обязательным обрядом хаджа-таматту, то на него распространяются указания, касающиеся человека, который забыл войти в ихрам. Об этом было сказано в предыдущих положениях.
Положение 840: Если паломник умышленно не войдет в ихрам до истечения времени стояния на Арафате и пребывания в Муздалифе, то его хадж будет аннулирован.
Вопросы об ихраме хаджа-таматту
Вопрос 841: Отдельные районы Мекки находятся на расстоянии 18-ти километров от Запретной мечети. Некоторые мекканцы считают эти районы частью города, однако на мой взгляд это не совсем так. Потому что дорожные указатели четко ограничивают черту города, а данные районы располагаются за этой чертой. Обращая внимания на данный факт, скажите, можно ли входить в ихрам в этих районах?
Ответ: Если эти районы действительно считаются частью Мекки, то в них дозволяется входить в ихрам. А если общественное мнение не считает их частью города или же в этом имеются сомнения, то не стоит входить там в ихрам хаджа-таматту.
Вопрос 842: Если паломник, находящийся на Арафате или Мине, вспомнит, что он не произнес тальбию во время вхождения в ихрам, что он должен делать дальше?
Ответ: В случае возможности ему следует вернуться в Мекку и повторно войти в ихрам, произнеся при этом тальбию, а затем совершить обряды хаджа-таматту. Если же у него нет возможности вернуться в Мекку, то ему следует приобрести намерение о вхождении в ихрам и произнести тальбию в том месте, в котором он находится в данный момент. А если паломник вспомнит о непроизнесенной тальбие после совершения обряда таксир, то ему не нужно повторно входить в ихрам и произносить тальбию. Выполняемый им хадж будет верен.