Пятый столп ислама – хадж !

Фарзом этот вид поклонения становится в 9-ом году хиджры, когда Пророк, салаллаху алейхи уасалям, совершил свой первый и последний хадж! Доказательством на хадж шейх ат-Тамими приводит суру «аль-Имран» (97): «И обязанностью людей перед Аллахом является совершение хаджа к Дому теми, кто найдет возможность сделать это, а кто не верует то, поистине, Аллах не нуждается в мирах».

Люди должны совершить один раз в жизни хадж, если у них имеется на это возможность. Возможность определяется, по мнению ибн Аббаса, наличием у человека транспорта и питания, достаточного на весь срок хаджа. Некоторые ученые считают, что хадж стал фарзом в 6-м году хиджры, когда был ниспослан 196-ой аят суры «Бакара», где Аллах говорит: «Пусть совершат до конца умру и хадж ради Аллаха все, кто намеревался это сделать». По этой причине эти же ученые допускают, что совершение хаджа при наличии материальной и физической возможности можно перенести на позднее время, т.е. не совершать его сразу, как этот сделал Пророк, салаллаху алейхи уасалям, который совершил свой первый и единственный хадж в 10-м году хиджры. Однако правильное мнение то, что с ниспосланием 196-го аята суры «Бакара» хадж не стал обязательным, и это не удивительно, так как хадж к Каабе был одним из распространенных видов поклонения еще до пророчества Мухаммада, салаллаху алейхи уасалям, начиная со времен Ибрагима, алейхи ссалят уасалям. Поэтому шейх ат-Тамими и приводит в качестве доказательства на обязательность 5-го столпа ислама 97-ой аят суры «аль-Имран», после которого Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сразу же совершил хадж. Поэтому для верующих является фарзом – немедленное совершение хаджа при появлении описанных ранее возможностей.

При наличии этих двух условий хадж для него становится фарз! Последние слова аята «…а кто не верует, то, поистине, Аллах не нуждается в мирах» не означают, что тот, кто не совершил хадж – тот кяфир. Ибн Аббас говорит: «Кяфир будет тот, кто утверждает, что нет греха - если не совершать хадж, имея на это возможность, и нет награды - за совершение хаджа!». Т.е. отрицает хадж как поклонение! Отрицание награды хаджа – это куфр! А за то, что человек оставляет хадж – он не становится кяфиром!

Урок 28.

Вторая степень религии – ИМАН!

В буквальном смысле иман – это «ат-тасдик», что означает верить чему-то и говорить языком то, что веришь. В шариатском смысле – это убеждение сердцем, произнесение языком и совершение дел телом.

Иман увеличивается посредством праведных деяний и уменьшается грехами!

У имама Бухари, когда он приехал в город Баглан, сразу же спросили об его шейхах, у которых он брал знания, учился. Это из манхаджа ахлю-сунна уаль жамага – требование назвать учителей. Известность даже такого великого ученого как Бухари, не освобождает его от обязанности назвать своих учителей. И тогда на вопрос об учителях Бухари назвал 1080 шейхов, у которых он требовал знания, хадисы. И все они ученые ахлю-хадис и среди них не было ни одного из ахлю-бида. И каждый из них сказал: «иман – это в сердце, на языке и дела тела. И то, что иман уменьшается и увеличивается».

К амалам сердца относятся тауакуль, хауф, хошия, рагба, рохба, раджа.

К амалам языка – чтение Корана, зикры-поминания Аллаха.

К амалам тела относятся выполнение приказов Аллаха и Сунны Пророка, салаллаху алейхи уасалям. А также остережение от запретов Аллаха и Пророка. Как приказывает нам Аллах в суре «Хашр» (7): «…Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам…».

Шейх ат-Тамими говорит, что иман имеет от 73 до 79 ветвей (шухба). Доказательство на это в хадисе от Абу Хурейры (Бухари, Муслим): «Пророк, салаллаху аейхи уасалям, сказал: «Иман имеет более 70-ти ветвей. Самая высшая из них – это свидетельство «Ля илляха илля Аллах! Мухаммад расулуллях! (дела языка). А самое маленькое проявление имана – это устранения препятствия с дороги (дела тела), причиняющее людям вред и неудобства. Стыд также относится к ветвям имана (дело сердца)»»».

Ибн Кайим: «Мы поклоняемся Аллаху тремя частями своего тела: сердцем, языком и телом. Все виды поклонения каждой части тела делится на 5 областей: уаджиб (обязательное), мустахаб (чуть меньше чем уаджиб), харам (строго запрещено), макрух (порицаемо), мубах (разрешено). Итого 15 видов проявлений человеческого тела, между которыми он обращается». И все эти проявления – проявления имана! И иман имеет соответственно количественные характеристики, т.е. может увеличиваться с увеличением и уменьшаться с уменьшением праведных действий своих трех частей тела, и также уменьшаться с увеличением количества грехов и увеличиваться с уменьшением грехом. И это одна из основ истинной религии, которая опровергает ошибочные убеждения такого течения в исламе как мурджииты, и подобные им, которые утверждают, что достаточно для человека иметь веру в Аллаха в сердце, не совершая никаких действий телом. Как сказал Пророк, салаллаху алейхи уасалям, в хадисе от Абу Хурейры (Бухари, Муслим): «Иман удерживает человека от грехов - прелюбодяения, распития алкоголя и воровства». Совершение таких грехов не выводит человека из ислама, но уменьшает его иман, и становится причной гнева Аллаха и Его наказания, если Он пожелает.

Мурджииты и подобные им противоречат своми убеждениями разуму – если сердце человека чисто и полно имана, он не может не совершать праведные деяния другими частями тела – чтение Корана, совершения намаза, выплата закята, пост, хадж, требование шариатских знаний, следование Сунне Пророка, салаллаху алейхи уасалям, оставление всего запретного.

Шейх Усеймин в шархе «Шарху аль-Арбагим»: «Если устранение препятствия с дороги является ветвью имана, то что говорить об устранении лжи из религии, т.е. об очищении Сунны Пророка, салаллаху алейхи уасалям, от лжи и нововведений (лживых хадисов). Это тоже из имана!».

Аль-Джаху уа Тагдиль– раскрыть ошибки людей в акыде, раскрыть людей, говорящих в религии, но не имеющих на это права, противоречащих исламу – Корану и Сунне. Это из имана! Тагдиль – это предостережение простых людей от бидагатчиков, хизбитов, ученых, у которых нет знаний. Не просто предостережение, но и объяснение их положения.

Стыд (аль-Хайя) – одна из ветвей имана. Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Стыд приходит к человеку с благом и добром». И еще стыд - одно из качеств Аллаха, как приходит в хадисе: «…Аллах Щедрый и Стеснительный».

Иман имеет шесть основных столпов:

1.Вера в Аллаха – таухид рубубия, таухид улухия и таухид уасма уасыфат.

2.Вера в ангелов.

3.Вера в Писания.

4.Вера в посланников.

5.Вера в Судный День.

6.Вера в предопределение, как хорошее, так и плохое.

Ат-Тамими на первые пять столпов имана приводит доказательство в суре «Бакара» (177): «Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицом к востоку или к западу(Аллах говорит о том, как понимали религию яхудеи); благочестие проявляет тот, кто уверовал в Аллаhа, и в Последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков».

Доказательством же на предопределение служат слова Всевышнего: «Поистине, всякую вещь создали мы по предопределению» всуре «аль-Камар» (Месяц) 49.

Урок 29.

Ихсан – третья ступень религии. Ихсан в буквальном смысле «зиддуль иса’а» - означает делать добро, смысл, противоположный злу! Ихсан делится на ихсан между людьми и ихсан по отношению к Аллаху.

Наши рекомендации