Ближайшая точка к Священной территории
Положение 228:Ближайшая точка к ограниченному пространству Священной территории является микатом паломников, которые собираются совершить обряды умры-муфрада. В этом случае нет разницы между паломниками, которые совершают умру-муфрада как часть хаджа-ифрад и паломниками, которые совершают умру-муфрада как умру, дозволенную совершать каждый лунный месяц в году.
Положение 229: Будет лучше, если для вхождения в ихрам при совершении умры-муфрада паломники отправятся в Худайбию, Джарану или мечеть Таним. Все эти места находятся на границе Священной территории и известны среди жителей Мекки. Для паломников, желающих совершить умру-муфрада после хаджа, будет легче отправиться в мечеть Таним и войти в ихрам в этой мечети. Мечеть Таним находится на расстоянии приблизительно 8-ми километров от Запретной мечети и сегодня располагается в черте города Мекки.
Положение 230:Если паломник, прибывший в Джидду воздушным путем, собирается совершить умру-муфрада, то входить в ихрам ему необходимо в Худайбие, которая располагается на расстоянии приблизительно 17-ти километров от Мекки. Худайбия является самой отдаленной точкой Священной территории. Худайбия располагается на старой дороге ведущей в Мекку. Если паломник будет двигаться в Мекку по новой дороге, то он может войти в ихрам, проходя через линию Худайбии. Эта линия проходит вблизи моста, называемого Шамишиййа.
Но если паломник, прибывший в Джидду, собирается совершить умру-таматту и хадж-таматту, то для вхождения в ихрам ему следует отправиться в один из пяти основных микатов, о которых было сказано ранее.
Положение 231: Многие мусульмане, не являющиеся гражданами Саудовской Аравии, временно находятся в Джидде (студенты, работники консульств, командированные рабочие, служащие и так далее). Для вхождения в ихрам для совершения умры-таматту они также должны отправиться в один из пяти основных микатов. А входить в ихрам для совершения умры-муфрада им необходимо в Худайбие или на линии Худайбии.
Положение 232: Если паломник собирается совершить умру-муфрада, но перед этим желает посетить Медину, то будет лучше, если отправившись после этого в Мекку он войдет в ихрам в Мечети Шаджара или в Джухфе.
Резюме относительно микатов
Положение 233: Все вышесказанное можно резюмировать следующим образом.
1. Входить в ихрам для совершения умры-таматту необходимо в пяти основных микатах, к которым относятся Мечеть Шаджара, Джухфа, Вади Акык, Карнуль-Маназиль, Яламлама.
2. Входить в ихрам для совершения хаджа-таматту необходимо в городе Мекке.
3. Входить в ихрам для совершения хаджа-ифрад или хаджа-киран необходимо в пяти основных микатах.
4. Входить в ихрам для совершения умры-муфрада необходимо в пяти основных микатах или в ближайшей точке к ограниченному пространству Священной территории. Например, в мечети Таним, Джаране, Худайбие.
5. Если личный дом паломника располагается ближе к Мекке, по сравнению с пятью основными микатами, то для совершения умры-таматту или хаджа-ифрад и хаджа-киран он может войти в ихрам в своем доме. Но будет лучше если он направится в один из пяти микатов, войдет там в ихрам, а потом отправится в Мекку.
Положения о микатах
Положение 234:Паломнику не дозволяется входить в ихрам до достижения миката. Как уже было сказано ранее, запрещается проходить через микат, не войдя в нем в ихрам. В ихрам необходимо входить непосредственно в самом микате. Исключением из этого правила являются два случая:
Первый: Если мусульманин даст обет о том, что он войдет в ихрам до достижения миката, то он должен будет соблюсти данный обет. В этом случае он может войти в ихрам в любом месте, относительно которого он дал обет. И после этого ему необязательно повторно входить в ихрам по достижению им миката. При этом нет никакой разницы между совершением обязательного или желательного хаджа. Обет женщины будет верен в том случае, если данный ею обет не будет ущемлять прав ее мужа.
Второй: Совершение умры-муфрада в месяце раджаб считается одним из желательных деяний. Если мусульманин желает совершить в этом месяце умру-муфрада, но опасается того, что месяц раджаб закончится прежде чем он достигнет миката, то ему дозволяется войти в ихрам до достижения миката. Чтобы таким образом не упустить награду за совершение умры-муфрада в месяце раджаб.
Положение 235: Паломник должен входить в ихрам только после того как удостоверится в том, что он достиг миката. Доказательством в этом случае может служить собственная уверенность, известность среди жителей той местности, или же свидетельство хотя бы одного справедливого человека. Если паломник будет сомневаться, достиг он миката или нет, то ему не дозволяется входить в ихрам. Однако он может сделать это, дав обет относительно вхождения в ихрам.
Положение 236:Как уже было сказано ранее, паломнику не дозволяется проходить через микат, не войдя в нем в ихрам. Если впереди будет находиться еще один микат и паломник войдет в ихрам во втором микате, то его ихрам будет верен. Однако он совершит грех, так как не вошел в ихрам в первом микате.
Положение 237: Паломники, пребывающие в Мекку для выполнения умры-муфрада, должны входить в ихрам в ближайшей точке к Священной территории. И им не дозволяется проходить через них, например через мечеть Таним или Джарану, не войдя в них в ихрам. Если они пройдут через них не войдя в ихрам, то они должны будут вернуться и войти в ихрам. Если же они не будут обладать возможностью для возвращения, то им следует войти в ихрам там, где они находятся в данный момент.
Положение 238: Если паломник, совершающий умру-таматту и хадж-таматту, умышленно пройдет через микат, не войдя в нем в ихрам, то он обязан вернуться обратно в микат для вхождения в ихрам. Если он не сможет вернуться, то его хадж будет недействителен и ему нужно будет совершить его на следующий год.
Положение 239: Если паломник пройдет через микат не войдя в нем в ихрам, но впереди будет располагаться другой микат, то ему необязательно возвращаться в первый микат. Он может войти в ихрам во втором микате.
Положение 240: Допустим, что паломник по забывчивости или незнанию не вошел в ихрам в микате. Если он поймет свою ошибку находясь за пределами Священной территории, то он должен будет войти в ихрам там, где он находится в данный момент. Если он поймет свою ошибку находясь на Священной территории, то ему необходимо выйти за ее пределы (например, пойти в мечеть Таним) и войти в ихрам. Если по уважительной причине он не сможет выйти за пределы Священной территории, то он может войти в ихрам там, где находится в данный момент.
Положение 241: Допустим, что у женщины началось менструальное кровотечение и она, ошибочно полагая, что при месячных ей нельзя входить в ихрам, прошла через микат, не войдя в нем в ихрам. Если она поймет свою ошибку, то в случае возможности ей следует вернуться в микат и войти там в ихрам. Если она не сможет вернуться в микат, то ей следует выйти из Священной территории и войти в ихрам за ее пределами. Если же она не сможет выйти даже за пределы Священной территории, то она может войти в ихрам там, где находится в данный момент. Совершаемые ею умра-таматту и хадж-таматту будут верными.
Положение 242: Ранее было сказано, что местом вхождения в ихрам для совершения обрядов хаджа-таматту является город Мекка. Если паломник по забывчивости или незнанию не войдет в ихрам и отправится на Арафат, а потом поймет свою ошибку, то в случае возможности ему следует вернуться обратно в Мекку и войти в ихрам. Если по уважительной причине он не сможет вернуться в Мекку, то он может войти в ихрам на Арафате, или Муздалифе и Мине, но только до совершения обряда бросания камней в столб Акаба и жертвоприношения. Если же он поймет свою ошибку после совершения обряда бросания камней и жертвоприношения, то в ихрам уже входить не нужно и совершаемый им хадж будет верен.
Положение 243: Если паломник забудет войти в ихрам или не сделает этого по незнанию и поймет свою ошибку только после окончания всех обрядов, то совершенные им обряды будут верными. Данное положение одинаково касается обрядов умры-таматту, хаджа-таматту, хаджа-ифрад и умры-муфрада.
Положение 244: Некоторые мусульмане приезжают в Мекку до наступления сезона хаджа, то есть до наступления месяцев шавваль, зуль-када и зуль-хиджа. Они выполняют обряды умры-муфрада и остаются в Мекке до наступления месяцев хаджа. После наступления месяцев хаджа для того, чтобы войти в ихрам для совершения умры-таматту этим паломникам необходимо будет отправиться в один из пяти основных микатов. И им не дозволяется входить в ихрам в мечети Таним.
Вопросы о микатах для вхождения в ихрам
Вопрос 245: Известно что человек, не имеющий большого омовения, не имеет права пребывать в мечети. А если женщина, у которой начались месячные, или мужчина, нарушивший большое омовение, умышленно войдут в мечеть Шаджара, остановятся в ней и войдут в ихрам, то будет ли действительным их ихрам?
Ответ: Если они сделают это умышленно, зная о запрете на пребывание в мечети в подобном состоянии, то верность их ихрама будет сомнительна. Как уже было сказано, они без затруднений могут войти в ихрам возле мечети Шаджара, не входя внутрь самой мечети.
Вопрос 246: Несколько паломников из Таифа направлялись в Мекку для совершения хаджа. Однако по каким-то причинам полиция преградила им путь в Карнуль-маназиль, где они хотели войти в ихрам. Поэтому им пришлось отправиться в Вади Акык и войти в ихрам там. Хочу спросить вас о следующем. Так как микатом жителей Таифа является Карнуль-маназиль, а не Вади Акык, верен ли ихрам этих паломников?
Ответ: Да, ихрам этих паломников верен. Каждый паломник может отправиться в любой из пяти основных микатов (Мечеть Шаджара, Джухфа, Вади Акык, Карнуль-Маназиль, Яламлама) и войти там в ихрам.
Вопрос 247:У меня к вам вопрос относительно людей, временно проживающих в Мекке. Где они должны входить в ихрам? Должны ли они идти для этого в пять основных микатов? Или же им необходимо входить в ихрам в Мекке?
Ответ: Если они провели в Мекке менее двух лет, то их обязанностью является совершение умры-таматту и хаджа-таматту. В этом случае им нужно входить в ихрам в пяти основных микатах. Если же они провели в Мекке более двух лет, то они могут войти в ихрам в своем доме. Но будет лучше, если они также отправятся в один из пяти основных микатов.
Вопрос 248: Обязанностью жителей Мекки является совершение хаджа-ифрад. Если они уже совершили его и теперь желают совершить желательный хадж, то могут ли они войти в ихрам в своих домах?
Ответ: Да, они могут войти в ихрам в своих домах. Также они могут отправиться в один из пяти микатов и войти в ихрам там.
Вопрос 249: Несколько лет назад я совершил хадж. Я прибыл на самолете в Джидду и хотел отправиться в Джухфу, чтобы войти там в ихрам для совершения умры-таматту. Но мне сказали, что путь в Джухфу сейчас закрыт и я не смогу попасть туда. Я растерялся. Я рассказал об этом одному человеку, который показался мне знающим положения умры и хаджа. Он сказал мне, что так как я не могу попасть в микат, то мне нужно войти в ихрам в самой Джидде. Я послушал его и вошел в ихрам в Джидде. Является ли верным совершенный мною хадж?
Ответ: Входить в ихрам в Джидде не дозволяется, так как город Джидда не является микатом. Если путь в Джухфу (являющейся микатом) был закрыт, то вам следовало отправиться в другой микат, например в Карнуль-маназиль, или же вам следовало войти в ихрам проходя через линию миката. Но так как вы не знали этих положений, то совершенный вами хадж является верным.
Вопрос 250: Можно ли входить в ихрам для совершения обрядов умры-таматту в городе Джидде?
Ответ: Так как Джидда не находится на линии ни одного из микатов, то не дозволяется входить в ихрам в этом городе. Для этого нужно пойти в микат или же нужно войти в ихрам проходя через линию одного из микатов. А если паломник не будет иметь возможности отправиться в микат или на линию миката, то согласно предосторожности ему нужно дать обет о вхождении в ихрам и после этого войти в ихрам в Джидде, исполняя данный обет. Затем ему следует повторно войти в ихрам после достижения Священной территории (согласно предосторожности).
Вопрос 251: Паломник вошел в ихрам в одном из микатов для совершения умры-таматту. Должен ли он после этого сразу же направиться в Мекку? Или же он может отправиться в другое место, а через несколько дней отправиться в Мекку? Например, может ли паломник войти в ихрам в мечети Шаджара, после этого вернуться в Медину и только потом отправиться в Мекку?
Ответ: Если позволяет время, то он может сделать это. После вхождения в ихрам необязательно сразу же идти в Мекку.
Вопрос 252: Если человек сойдет с ума в Медине или Джидде, то должен ли он войти в ихрам для того, чтобы зайти в город Мекку? Или же он может сделать это без вхождения в ихрам?
Ответ: Сумасшедший человек не имеет обязанностей и ему необязательно входить в ихрам. Если он пребудет в Мекку без ихрама, то на нем нет греха.
Вопрос 253: Можно ли дать обет и войти в ихрам до достижения миката при совершении хаджа от имени другого человека?
Ответ: Да, можно.
Вопрос 254: Без разрешения своего мужа женщина дала обет о вхождении в ихрам и вошла в него до достижения миката. Верен ли ее ихрам? Действительны ли обряды, которые она совершила находясь в ихраме?
Ответ: Если данный ею обет не ущемлял прав ее мужа, то ее ихрам, а также все совершенные обряды, являются верными.
Вопрос 255: Один из паломников вошел в город Мекку без ихрама. Он пожелал вернуться в микат, чтобы войти в нем в ихрам, но не смог сделать этого по причине слишком высокой цены, которую просили водители такси. Что он должен делать? Какова его дальнейшая обязанность?
Ответ: Если он не вошел в ихрам неумышленно или по уважительной причине, то ему следует отправиться в ближайшую точку к Священной территории, например в мечеть Таним, и войти там в ихрам. Если же он не вошел в ихрам умышленно и без уважительной причины и в данный момент не может вернуться в микат, то ему не дозволяется совершать хадж. Но согласно желательной предосторожности будет лучше, если он отправится в ближайшую точку к Священной территории и войдет там в ихрам (или войдет в ихрам в другом месте), а после этого выполнит все обряды хаджа. Но на следующий год ему нужно будет совершить хадж еще раз, в случае обладания им возможностями для совершения хаджа.
Обряды умры-таматту
Ранее уже было сказано, что умра-таматту состоит из пяти обрядов:
1. Вхождение в ихрам.
2. Совершение тавафа.
3. Выполнение молитвы-таваф.
4. Совершение обряда саи.
5. Совершение обряда таксир.
Далее эти обряды будут изложены более подробно.
Первый обряд: Ихрам
Положение 256:Самым первым обрядом, который необходимо совершить в умре и хадже, является вхождение в ихрам. Как было сказано ранее, в ихрам необходимо входить в особых местах, называемых микатами. Вхождение в ихрам заключается в совершении трех действий:
1. Надевании особой одежды;
2. Приобретении намерения;
3. Произнесении тальбии.
Надевание особой одежды
Положение 257: Перед тем как войти в ихрам паломник обязан снять с себя одежду, надевание которой запрещено в ихраме. А после этого ему необходимо надеть особую одежду, коей являются два отреза материи. Один отрез материи необходимо использовать в качестве набедренной повязки, которая будет закрывать тело хотя бы от пупка до колен. Второй отрез материи необходимо накинуть как накидку, закрывающую плечи и туловище.
Надевание в ихраме особой одежды относится исключительно к мужчинам. Женщинам же необязательно надевать на себя два отреза материи, необязательно надевать их сверх повседневной одежды или под нее. Повседневная одежда женщин является их одеждой в ихраме.
Положение 258: Первый отрез материи необходимо надеть так, чтобы он закрывал тело хотя бы от пупка до колен. Второй отрез нужно накинуть на плечи, чтобы он закрывал туловище. Какой-либо определенный вид материи и ее цвет не являются условиями в одежде для ихрама. Однако эта одежда не должна быть сшитой.
Положение 259: Согласно обязательной предосторожности надевать особую одежду для ихрама следует до приобретения намерения и до произнесения тальбии. Если эта одежда будет надета после произнесения тальбии, то согласно предосторожности тальбию нужно будет произнести еще раз.
Положение 260: Согласно обязательной предосторожности первый отрез материи не следует завязывать узлом вокруг шеи. Если паломник по забывчивости или незнанию завяжет его узлом вокруг шеи, то следуя предосторожности необходимо будет сразу же развязать его. Однако завязывание его узлом вокруг шеи не причинит никакого вреда его ихраму. Первый отрез материи дозволяется завязывать вокруг пояса. Для того чтобы паломник чувствовал себя свободно поверх первого отреза материи можно надеть ремень, пояс или что-либо подобное им, чтобы отрез материи не упал при движении паломника.
Дозволяется завязывать узлом второй отрез материи, служащий накидкой. Также дозволяется застегнуть его булавкой.
Положение 261: Согласно обязательной предосторожности не следует ограничиваться надеванием в ихраме одного большого отреза материи, одна часть которого будет использоваться в качестве набедренной повязки, а другая часть будет накинута на плечи. Необходимо надевать два отреза материи.
Положение 262: Согласно обязательной предосторожности надевать два отреза материи необходимо с целью приблизиться к Всевышнему Аллаху и заслужить Его милость. Согласно желательной предосторожности такую же цель лучше иметь при снятии с себя повседневной сшитой одежды.
Положение 263: Все условия и требования, которым должна соответствовать одежда выполняющего молитву человека, относятся также к особой одежде для ихрама. Таким образом, особая одежда в ихраме должна быть чистой от скверны и приобретена законным путем. Она не должна быть изготовлена из мертвечины и из частей животных, мясо которых запрещается употреблять в пищу. Она не должна быть изготовлена из чистого шелка и золотых нитей. Согласно обязательной предосторожности это положение одинаково относится и к мужчинам, и к женщинам, несмотря на то, что женщинам дозволяется выполнять молитву в одежде, изготовленной из чистого шелка и золотых нитей.
Положение 264: В тех случаях, когда допускается оскверненность одежды выполняющего молитву человека, допускается также оскверненность особой одежды для ихрама. Подобные случаи подробно описаны в сборнике фетв «Разъяснение шариатских положений».
Положение 265: Тело паломника не должно просвечиваться через первый отрез материи, служащий набедренной повязкой. Согласно обязательной предосторожности его тело не должно просвечиваться и через второй отрез материи, служащий накидкой.
Положение 266: Следуя обязательной предосторожности одежда для ихрама не должна быть изготовлена из кожи.
Положение 267: Согласно обязательной предосторожности одежда для ихрама не должна быть сшита или связана (это положение касается только мужчин).
Положение 268: Необязательно чтобы паломник постоянно носил одежду для ихрама. Дозволяется на время снять ее, например, это можно сделать для того, чтобы помыть ее или чтобы помыться самому.
Положение 269: Если одежда ихрама запачкается скверной, то необходимо сразу же очистить ее водой. Если скверной запачкается второй отрез материи, который накидывается на плечи, то дозволяется на время снять его. Если скверной запачкается тело паломника, то согласно предосторожности он должен как можно быстрее очистить свое тело.
Положение 270: Если паломник не очистит от скверны одежду или свое тело, то после этого ему необязательно совершать искупление.
Положение 271: Временами некоторые паломники после прохождения миката меняют особую одежду для ихрама, то есть они меняют два отреза материи на два других отреза материи. Будет лучше, если они войдут в Мекку и совершат таваф именно в той одежде, которую они надели при вхождении в ихрам.
Положение 272: Если паломник вследствие забывчивости или незнания войдет в ихрам тогда, когда на его теле имеется рубашка или другая сшитая одежда, то его ихрам будет верен. Однако он должен незамедлительно снять повседневную одежду, оставив на себе лишь особую одежду для ихрама. Если же он сделает это умышленно (то есть войдет в ихрам тогда, когда на его теле имеется повседневная одежда), то в этом случае, согласно предосторожности, ему нужно будет снять эту одежду, а затем повторно приобрести намерение о вхождении в ихрам и повторно произнести тальбию.
Положение 273:Если паломник, находящийся в ихраме, вследствие незнания или забывчивости наденет на себя рубашку или другую одежду, то его ихрам будет верен. Однако эту рубашку он должен будет снять не обычным способом, а снять, стянув ее вниз. В случае невозможности сделать это рубашку нужно будет порвать.
Положение 274: Если паломник болеет и по этой причине не может снять с себя в микате повседневную одежду, то ему достаточно приобрести намерение о вхождении в ихрам и произнести тальбию, и его ихрам будет верен. В случае возможности будет лучше, если он на время снимет с себя повседневную одежду, затем войдет в ихрам, надев особую одежду, а после этого он может снова надеть на себя свою повседневную одежду.
Если больной паломник не сможет надеть в микате особую одежду для ихрама, а затем его самочувствие улучшится, то согласно предосторожности в случае возможности ему следует вернуться в микат и повторно войти в ихрам, надев особую одежду, приобретя намерение и произнеся тальбию. Если он не сможет вернуться, то ему дозволяется надеть особую одежду ихрама там же, где он находится в данный момент. Повторное приобретение намерения и произнесение тальбии в этом случае необязательны.
Положение 275: Не запрещается надевать в ихраме несколько отрезов материи, то есть больше чем два отреза. Дозволяется сделать это для защиты от холода или жары.
Положение 276: Если из-за сильного холода или по другой уважительной причине паломник будет вынужден надеть на себя повседневную сшитую одежду, то в подобном случае это не запрещается. В случае возможности будет лучше, если он просто накинет ее на себя, не засовывая руки в рукава. Согласно предосторожности в этом случае одежду следует вывернуть наизнанку. А если подобный способ надевания одежды не принесет ожидаемых результатов, то дозволяется надеть ее обычным способом. Но необходимо помнить, что в случае вынужденного надевания сшитой одежды паломник должен будет принести искупление, то есть заколоть одну овцу.
Приобретение намерения
Положение 277:Приобретение намерения о вхождении в ихрам заключается в следующем. Паломник должен намериться запретить себе совершение ряда деяний, о которых будут сказано в дальнейшем, а также намериться совершить обряды умры и хаджа. Достаточно, если паломник скажет: «Вхожу в ихрам для выполнения обрядов умры или хаджа с намерением приблизиться к Аллаху и выполнить Его повеление». Произносить намерение о вхождении в ихрам можно вслух и про себя.
При вхождении в ихрам необходимо определить для чего именно паломник входит в ихрам, для совершения умры-таматту, хаджа-таматту или умры-муфрада, обязательного или желательного хаджа. Также он должен определить в своем намерении за кого он совершает хадж, за себя или за другого человека.
Положение 278: Намерение о вхождении в ихрам необязательно произносить вслух, достаточно если это намерение будет присутствовать в сердце паломника. Однако будет намного лучше, если паломник будет иметь намерение в сердце и произнесет его вслух.
Положение 279: Желательно чтобы опекун ребенка, который еще не различает хорошее и плохое, ввел его в ихрам. Для этого нужно надеть на ребенка особую одежду для ихрама и от его имени приобрести намерение. Например, сказать: «Ввожу этого ребенка в ихрам для совершения обрядов умры-таматту с намерением приблизиться к Аллаху». Если ребенок может самостоятельно произнести тальбию, то нужно сделать так, чтобы он произнес ее. Если же он не может произнести тальбию, то ее должен произнести опекун от его имени.
Если же опекун опасается, что не сумеет выполнить все обязательства по отношению к ребенку, то будет лучше не вводить его в ихрам.
Положение 280: Под фразой «с намерением приблизиться к Аллаху» подразумевается то, что паломник будет выполнять все обряды ради Аллаха, ради того, чтобы заслужить Его довольство, чтобы приблизиться к Его милости, чтобы выполнить Его повеление. В это же время он должен иметь твердую решимость выполнить все обряды умры или хаджа.
Положение 281: Умра и хадж, включая все их обряды, относятся к богослужениям, а каждое богослужение должно совершаться с искренним намерением приближения к Аллаху.
Положение 282: Если паломник по причине лицемерия (или другой причине) аннулирует совершаемую им умру-таматту, то согласно обязательной предосторожности ему следует выполнить обряды хаджа-ифрад. Затем выполнить обряды умры-муфрада, а на следующий год еще раз прибыть в Мекку для повторного совершения хаджа. Но если он будет иметь достаточное время для повторного выполнения умры-таматту, то ему не следует выполнять хадж-ифрад, а следует повторно выполнить умру-таматту.
Положение 283: Если паломник не выполнит хадж с искренним намерением и аннулирует его посредством лицемерия (или по другой причине), то на следующий год ему нужно будет прибыть в Мекку и повторно выполнить все обряды умры и хаджа.
Положение 284: Если паломник выполнит с лицемерием некоторые из обрядов умры или хаджа и этим аннулирует их, и не будет иметь времени для их повторного совершения, то ему следует поступить в соответствии со сказанным в двух предыдущих положениях. А если он будет иметь достаточное количество времени для их повторного совершения, то ему нужно совершить их повторно и выполненные им обряды будут верны. Хотя он и совершит грех по причине первоначального лицемерного выполнения этих обрядов.
Положение 285: Паломнику необходимо выучить все необходимые положения относительно последовательности выполнения обрядов умры и хаджа. Некоторые люди по незнанию вместо намерения совершения умры-таматту приобретают намерение совершения хаджа-таматту. Если они думали, что первой частью хаджа является совершение хаджа-таматту, а второй совершение умры-таматту, и думали, что все остальные паломники поступают точно так же, и именно по этой причине приобрели намерение совершения хаджа-таматту, то их действия будут верными. Будет считаться, что они вошли в ихрам с намерением совершения умры-таматту. Однако будет лучше, если они повторно приобретут правильное намерение.
Положение 286: Если у женщины начнутся месячные и она, находясь в микате, будет уверена в том, что не сумеет вовремя выполнить обряды умры-таматту, то ей нужно войти в ихрам с намерением совершения хаджа-ифрад. Если затем она поймет что ошиблась, то в случае совершения ею обязательного хаджа ее ихрам аннулируется. И ей нужно будет повторно войти в ихрам для совершения умры-таматту.
Будет лучше, если в подобных ситуациях женщины приобретут намерение о том, что войдут в ихрам для совершения того деяния, которое является их обязанностью в данный момент. Этим они избавят себя от лишних трудностей.
Положение 287: Паломнику необязательно знать все мельчайшие подробности относительно запретов в ихраме. Достаточно, если он будет знать о самих запретах и намерится не нарушать их.
Произнесение тальбии
Положение 288: При вхождении в ихрам паломник обязан произнести на арабском языке особую фразу, называемую тальбия. Согласно обязательной предосторожности обязательная тальбия должна произноситься следующим образом:
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ لَبَّيْكَ لا شرِيْكَ لَكَ لَبَّيْكَ إِنَّ الْحَمْدَ والنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ لا شَرِيكَ لَكَ
Транскрипция: «Ляббайкяллахумма ляббайк, ляббайкя ля шарикя лякя ляббайк, инналь-хамда уан-ни’мата лякя уаль-мульк, ля шарика ляк».
Перевод: «Я откликнулся на твой призыв о Аллах, я откликнулся на твой призыв. Я откликнулся на твой призыв, нет подобного Тебе, я откликнулся на твой призыв. Воистину, Ты достоин всякой хвалы, милость и власть принадлежат Тебе, нет подобного Тебе».
Положение 289: Согласно обязательной предосторожности необходимо избегать прибавления к тальбии лишних фраз и выражений. Это не касается желательных фраз, о которых будет сказано в последней главе этой книги.
Положение 290: Тальбию нужно произносить правильно на арабском языке. Если тальбия будет произнесена с ошибками или же будет произнесен ее перевод на другом языке, то тальбия будет недействительной.
Положение 291: Если паломник не знает правильного произношения тальбии на арабском языке, то он должен выучить тальбию. Если он не может выучить ее или не имеет для этого достаточного количества времени, то дозволяется чтобы кто-либо читал ему тальбию, а он повторял ее вслед за ним. Если он не способен произнести ее на правильном арабском языке, то согласно предосторожности он должен произнести ее так, как сумеет, а затем произнести ее перевод.
Положение 292: Немой человек должен произнести тальбию на языке жестов, а также пошевелить языком, как принято у немых людей. Помимо этого будет лучше, если кто-либо произнесет тальбию от его имени, хотя делать это необязательно.
Положение 293: Как уже было сказано ранее, несовершеннолетний ребенок тоже может войти в ихрам для совершения умры и хаджа. Если ребенок может самостоятельно произнести тальбию, то нужно сделать так, чтобы он произнес ее при приобретении намерения о вхождении в ихрам. Если он не может произнести тальбию, то ее должен произнести опекун от его имени.
Если кто-либо будет находиться в микате в бессознательном состоянии, то другой человек может приобрести намерение от его имени и от его имени произнести тальбию.
Положение 294: Обязательным (ваджиб) является произнесение тальбии всего один раз. Произнесение тальбии больше одного раза является желательным (мустахаб) деянием. Желательно повторять тальбию на пути в Мекку, например, при посадке на транспорт или верховое животное, при спешивании, при подъеме и спуске, после сна, после выполнения молитвы. Будет лучше, если мужчины будут произносить тальбию громким голосом.
Положение 295: После того как паломник, находящийся в ихраме для совершения умры-таматту, увидит здания города Мекки, он должен прекратить произнесение тальбии. Паломник, который находится в ихраме для совершения хаджа-таматту, должен прекратить произнесение тальбии в полдень дня стояния на Арафате.
Если паломник, совершающий умру-муфрада, для вхождения в ихрам вышел из Мекки и вернулся обратно, то произнесение тальбии он должен прекратить после того как увидит Каабу. Если же он не был в Мекке, вошел в ихрам в микате и направляется в Мекку, то должен прекратить произнесении тальбии после того как вступит на Священную территорию.
Положение 296: Если паломник умышленно или по уважительной причине не произнесет обязательную тальбию, то деяния, которые являются запретными в ихраме, не станут запретными для него. И если он совершит одно из запретных в ихраме деяний, влекущих за собой выплату искупления, то ему необязательно выплачивать искупление. Это же положение касается случаев, когда человек аннулирует обязательную тальбию лицемерием.
Положение 297: До тех пор, пока паломник не произнесет обязательную тальбию, деяния, являющиеся запретными в ихраме, не станут запретными для него. Даже если он уже надел особую одежду и приобрел намерение о вхождении в ихрам. Таким образом, если он совершит одно из этих деяний до произнесения тальбии, то ему необязательно выплачивать искупление.
Тальбию можно сравнить с такбиратуль-ихрамом (фразой «Аллаху акбар» в начале молитвы). После произнесения такбиратуль-ихрама выполняющему молитву человеку не дозволяется совершать некоторые деяния. Точно также после произнесения тальбии паломнику запрещается совершать ряд деяний, о которых будет сказано в дальнейшем.
Положение 298: Если паломник будет находиться в микате и его охватит сомнение, произнес он тальбию или нет, то в этом случае ему следует произнести ее. Если подобное сомнение появится у него после прохождения миката, то согласно предосторожности ему следует вернуться (в случае возможности) и произнести тальбию. Если он не может вернуться обратно в микат, то ему следует произнести тальбию там, где он находится.
Если паломник произнесет тальбию, но будет сомневаться, правильно он произнес ее или нет, то в этом случае он должен считать, что произнес ее правильно и его ихрам будет верен.
Положение 299: Иногда паломник забывает произнести тальбию в микате или же не произносит ее по причине незнания положений об обязательности тальбии. В случае возможности такой паломник должен вернуться обратно в микат, приобрести намерение о вхождении в ихрам и произнести тальбию. Если он не имеет возможности вернуться в микат и все еще не вступил на Священную территорию, то ему нужно произнести тальбию там, где он находится в данный момент. Если он уже вступил на Священную территорию, то ему нужно выйти за ее пределы, приобрести намерение о вхождении в ихрам и произнести тальбию. Если он не может выйти за пределы Священной территории, то может войти в ихрам и произнести тальбию там, где находится.
Если паломник вспомнит о непроизнесенной тальбии после окончания умры или хаджа, то выполненные им обряды будут действительны.
Положение 300: Паломнику не дозволяется проходить через микат, умышленно не произнеся в нем тальбию. Если он сделает это, то должен действовать в соответствии с положениями, касающимися человека, который прошел микат без вхождения в нем в ихрам. То есть в случае возможности он должен обратно вернуться в микат.
Положение 301: Если после произнесения тальбии в одном из пяти основных микатов паломника охватит сомнение, что он намерился выполнить, умру-таматту или хадж-таматту, то должен считать, что он приобрел намерение совершения умры-таматту и его умра будет правильной.
Если перед началом обрядов хаджа-таматту паломник произнесет тальбию, а затем засомневается, с каким намерением он произнес ее, с намерением совершения хаджа-таматту или умры-таматту, то должен считать, что он произнес тальбию с намерением совершения хаджа-таматту и его хадж будет верен. Согласно желательной предосторожности будет лучше, если в подобном случае он произнесет тальбию еще раз.
Положения об ихраме
Положение 302: В момент вхождения в ихрам паломнику необязат<