Раздел 4. Что значит превращать места захоронений в места поклонения?
Превращение могил в места поклонения (масажид) несет в себе три значения:
1. Совершать в этих местах поклон Аллаху (сажда или же намаз).
2. Совершать в этих местах любые другие виды поклонения (поминание Аллаха (зикр), чтение Корана, жертвоприношение и т.д.).
3. Строить на этих местах мечети, которые являются домами для поклонения.
Все эти три значения касаются тех, кто совершает что-либо из поклонения, стоя или сидя прямо на самой могиле, или же, повернувшись в сторону могилы, или же рядом с могилой.
Доводы на данное деление придут в разбросанном виде в последующих разделах этой главы.
Раздел 5. О запрете возведения чего-либо над могилой, будь-то мечеть или что-либо иное.
Уровень возвышения могилы.
Ученые всех четырех мазхабов, кроме шафиитского, высказались о нежелательности насыпать поверх могилы землю, кроме той земли, которая вышла из самой могилы.
Что же касается ученых ханафитского мазхаба, то они высказались не просто о нежелательности, но о запрете этого (харам).[254] И мнение ученых ханафитского мазхаба самое верное в этом вопросе. Другими словами, после того, как могилу выкопают и положат в нее умершего, в могилу засыпается только та земля, которая вышла из могилы при ее выкапывании, и к этой земле не добавляется земля посторонняя. При этом высота могилы над землей получится около 20-25 см (шибр).[255] Возвышенность над уровнем земли возникает по причине насыпания той земли, которая остается от выкапывания углубления, в которую ложат умершего (ляхед).[256]
Что касается доводов на запрет возвышения могилы более чем на шибр, то они следующие:
1. Джабир ибн ‘Абдиллях рассказывал: «Посланник Аллаха запретил возводить строение над могилой, а также добавлять к ее земле, землю постороннюю, а также покрывать могилу гипсом».
(Хадис достоверный; Муслим 970; Насаи 2154; Абу Дауд 3226; Бейхакый 6735).
2. Сумама ибн Шуффай’ рассказывал: «Однажды, мы вместе с Фудайлем ибн ‘Убайдом были на земле римлян на Родосе. Во время нашего пребывания там, скончался один из наших сподвижников. Тогда Фудайл ибн ‘Убайд приказал сровнять могилу с землей и сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха приказывал сравнивать могилы с землей».
(Хадис достоверный; Муслим 968; Абу Дауд 3219; Насаи 2029).
3. Абу аль-Хайядж аль-Асади рассказывал, что ‘Али ибн Аби Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем же поручением, с которым меня послал посланник Аллаха ? Он послал меня с тем, чтобы я не оставил ни одного изображения, кроме как стер его, и ни одной возвышенной могилы, кроме как сровнял ее».
(Хадис достоверный; Муслим 969; Абу Дауд 3218; Тирмизи 1049; Насаи 2030).
Сказал имам аш-Шаукани: «В этом хадисе указание на то, что возвышение могилы слишком высоко не является Сунной. Причем здесь нет разницы в том, кто захоронен в могиле – почетный человек, или человек не из почетных. Явный текст этого хадиса также указывает на то, что возвышение уровня могилы выше разрешенного уровня запрещено (харам)»[257].
Что же касается некоторых яростных могилопоклонников, то они утверждают, что пророк отправлял ‘Али с этим поручением в страны неверующих, чтобы он уравнял могилы неверующих, а не могилы мусульман. Это утверждение является ложным и не имеет основы. В одном из риваятов этого хадиса, который приводит имам Ахмад, указывается на то, что пророк посылал его на окраины Медины.
4. Му’авия сказал: «Выравнивание могил – Сунна. Что же касается их возвышения, то так делают иудеи и христиане, не уподобляйтесь же им».
(Сказал Хафиз аль-Хейсами: «Его передатчики – передатчики достоверного сборника» (см. «Мажма’ уз-Зауаид» 3/60); Табарани в «аль-Кабир» 19/352 (823)).
5. Также передается от ‘Усмана ибн ‘Аффана, что «он приказал выравнивать могилы, возвышая их над землей на высоту шибра».
(Ибн Аби Шейба 3/222; Ибн Хазм в «аль-Мухалля» 5/133).
Когда же ему указали на одну из могил и сказали, что это могила его дочери Умм ‘Амр, он приказал сровнять могилу с землей.
(Ибн Аби Шейба 4/138).
6. ‘Амр ибн Шарахбиль говорил: «Не возвышайте мою могилу, поистине, я видел, что мухаджиры порицали это».
(Сообщение достоверное, что подтвердил шейх аль-Албани в «Тахзир ус-Сажид» с. 131; Ибн Са'д в «Табакат» 6/108).
Из всех вышеприведенных хадисов и сообщений становится понятно, что если пророк или его сподвижники видели возвышенную могилу или узнавали о ее существовании, то выравнивали ее так, чтобы ее уровень над землей оставался около шибра. Если же эти могилы находились далеко, то пророк отправлял для уравнивания их с землей некоторых из своих сподвижников.
Что же мешает организаторам поездок в Булгар подчиниться приказу посланника Аллаха , последовать его примеру, более того, последовать в этом своему мазхабу?! И что же заставляет их оберегать места этих захоронений и оставлять их в ненадлежащем виде?! Следуют они в этом дорогой рафидитов, которые являются основателями обычая возведения построек над могилами. Именно они ввели этот дурной обычай среди мусульман, согнав людей на места захоронений, в мавзолеи и гробницы, опустошив этим мечети – дома Аллаха. Именно они в 549 г/х построили гробницу Хусейна в Каире. За рафидитами в этом дурном обычае последовали представители различных суфийских тарикатов и сильно распространили это среди мусульман.
Что же касается причины запрета излишнего возвышения могил, то она заключается в том, что возвышение могил приводит к их почитанию, что, в свою очередь, приводит к многобожию. Именно поэтому, закрывая дверь к многобожию и укрепляя основы единобожия, Всевышний Аллах установил этот запрет.