Странствование Израиля со святилищем
И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: исчисли сынов Каафовых из сынов Левия по родам их, по семействам их, от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания. Вот служение сынов Каафовых [левитов по родам их, по семействам их,] в скинии собрания: носить Святое Святых. Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния, и хлеб его всегдашний должен быть на нем; и возложат на них одежду багряную, и покроют ее покровом из кожи синего цвета, и вложат шесты его; и возьмут одежду из голубой шерсти, и покроют светильник и лампады его, и щипцы его, и лотки его, и все сосуды для елея, которые употребляют при нем, и покроют его и все принадлежности его покровом из кож синих, и положат на носилки; и на золотой жертвенник возложат одежду из голубой шерсти, и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его. И возьмут все вещи служебные, которые употребляются для служения во святилище, и положат в одежду из голубой шерсти, и покроют их покровом из кож синих, и положат на носилки. И очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пурпуровою; и положат на него все сосуды его, которые употребляются для служения при нем - угольницы, вилки, лопатки и чаши, все сосуды жертвенника - и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его. [И возьмут пурпуровую одежду, и покроют умывальник и подножия его, и положат на них кожаное синее покрывало, и поставят на носилки.] Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Сии части скинии собрания должны носить сыны Каафовы. Елеазару, сыну Аарона священника, поручается елей для светильника и благовонное курение, и всегдашнее хлебное приношение и елей помазания, - поручается вся скиния и все, что в ней, святилище и принадлежности его. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, но вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому Святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят их каждого в служении его и у ноши его; но сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть. И сказал Господь Моисею, говоря: исчисли и сынов Гирсона по семействам их, по родам их, от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, исчисли их всех способных к службе, чтобы отправлять работы при скинии собрания. Вот работы семейств Гирсоновых, при их служении и ношении тяжестей: они должны носить покровы скинии и скинию собрания, и покров ее, и покров кожаный синий, который поверх его, и завесу входа скинии собрания, и завесы двора, и завесу входа во двор, который вокруг скинии и жертвенника, и веревки их, и все вещи, принадлежащие к ним; и все, что делается при них, они должны работать; по повелению Аарона и сынов его должны производиться все службы сынов Гирсоновых при всяком ношении тяжестей и всякой работе их, и поручите их хранению все, что они носят; вот службы родов сынов Гирсоновых в скинии собрания, и вот что поручается их хранению под надзором Ифамара, сына Аарона, священника. Сынов Мерариных по родам их, по семействам их исчисли, от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, исчисли всех способных на службу, чтобы отправлять работы при скинии собрания. Вот что они должны носить, по службе их при скинии собрания: брусья скинии и шесты ее, и столбы ее и подножия ее, и столбы двора со всех сторон и подножия их, и колья их, и веревки их, и все вещи при них и все принадлежности их; и поименно сосчитайте вещи, которые они обязаны носить
(Чис. 4:1-32)
С Божьей помощью мы дошли в нашей последней беседе до окончания главных постановлений относительно левитского богослужения и имели возможность видеть торжественное начало этого служения. Этим мы могли бы закончить, если б Израиль уже жил в Обетованной Земле, и святилище Господне нашло себе место покоя. Но так как этого не было, то невольно у нас возникает вопрос: "Что же случалось со святилищем, когда поднимался народ"? Для выяснения этого вопроса мы и собрались еще раз. Для этого нам не придется, как мы привыкли делать, заглядывать то в книгу Исхода, то в книгу Левита; нам сегодня придется открыть следующую страницу этих драгоценных откровений Божиих и бросить хотя бы только один взгляд в книгу Чисел. Господь так распределил Свои славные откровения в Пятикнижии Моисеевом, что каждая из этих книг представляет собою как бы особенный отдел и носит ей одной свойственный характер, так что различные драгоценные истины, имеющие отношение к нашему предмету, находятся то в одной, то в другой из этих книг. Книга Бытия выступает пред нами, как книга о сотворении и содержит в себе начала всех вещей и всех событий, входящих в великий царственный план нашего Бога; в ней не могло заключаться ничего относительно скинии собрания, так как последняя не принадлежит к началам. Вторая книга Моисея, Исход, книга об искуплении, представляет нам Израиля, как он, силою пролитой крови агнца, был помилован и чрез это избавлен от ужасной участи Египтян, затем рукою сильною и мышцею простертою Иеговы освобожден от фараона и выведен из Египта. Чудный прообраз славного искупления во Христе Иисусе. Почти само собою понятно, что эта книга должна была содержать в себе большую часть теней грядущих благ. Левит, третья книга Моисеева, есть книга об освящении и указывает нам путь в присутствие Божие, к общению и соединению с Ним. И в ней даны нам драгоценные указания относительно скинии собрания. Наконец, четвертая книга Моисея показывает нам этот спасенный и живущий в общении с Богом народ в его странствованиях по пустыне; она описывает нам его переходы с одного места на другое, его отношения к Богу и повелениям Его, его труды и радости, милосердие и требования Божии, долготерпение и наказания Его, она, по справедливости, может быть названа записной книгой путешествия Израиля, и поэтому она может дать нам ответ на наш вопрос. Из нее мы и рассмотрим поближе