Сходство имен и атрибутов Аллаха с именами и атрибутами творений в названии не означает их сходство в сущности и образе
Мушаббиха (уподобляющие Аллаха творениям), ашариты, матурудиты и прочие утверждают, что их разум в подтверждении атрибутов Аллаха требует только уподобления этих атрибутов Аллаха творениям. Поэтому мушаббиха уподобляет атрибуты Аллаха атрибутам творений, а ашариты, матурудиты и прочие, напротив, чтобы избежать этого, начинают отрицать те атрибуты Аллаха, которыми Всевышний описал Себя Сам, и искажать их, описывая Аллаха теми атрибутами, которыми Аллах не описал Себя!
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знай, что сходство имен и атрибутов не означает уподобление называемой и описанной вещи, как на это указывают Коран, разум и восприятие.
Что касается довода из Корана, то Всевышний Аллах сказал о Себе: «Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (сура «ан-Ниса», 58-аят). И Всевышний сказал про человека: «Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и видящим» (сура «аль-Инсан», 2-аят). Аллах отвергает, чтобы Он был Слышащим, подобно слышащему человеку, или Видящим, подобно видящему человеку, сказав:«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «аш-Шура», 11-аят).
Всевышний Аллах подтвердил, что Он обладает атрибутом «Знание», сказав: «Аллах знает, что вы будете вспоминать о них» (сура «аль-Бакара», 235-аят), также как подтвердил, что человек тоже обладает таким качеством как знание, сказав: «Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим...» (сура «аль-Мумтахана», 10-аят). Но при этом знание человека не является подобным знанию Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал в отношении Своего знания: «Он объемлет знанием всякую вещь» (сура «Та Ха», 98-аят). Также сказал: «Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах» (сура «Али ‘Имран», 5-аят). А в отношении знания человека Всевышний Аллах сказал: «Вам дано из знания очень мало» (сура «аль-Исра», 85-аят).
Что касается довода разума, то известно посредасвом разума, что значения и качества ограничиваются и различаются в соответствии с тем, к чему их приписывают. Как любые вещи отличаются по-своей сущности, точно также они отличаются в качествах и смыслах, которые приписываются к ним. Поистине, качество любой вещи соответствует ей… Поэтому мы описываем человека мягким, также как и расплавленное железо описываем мягким. Однако, при этом, понимаем, что эта мягкость по смыслу отличается в зависимости того, к чему ее приписывают.
Что касается довода восприятия, то мы (например) видим, что слон обладает телом, (мы видим) его стопы и силу, также (мы) видим то, что и комар обладает телом, стопами и силой, однако мы понимаем различие между их телами, стопами и силами.
Если люди понимают, что сходство в именах и качествах сотвореных вещей не означает их взаимное уподобление в действительности, то различия между Творцом и творениями еще более очевидны и изначальны. Более того уподобление между Творцом и творениями абсолютно невозможно» (См: «Такъриб аль-тадмурийа», стр.17).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал также: «Если мушаббиха в отношении знания Аллаха, схождения Его и Его Рук скажет: «Я понимаю из этих качеств уподобление творениям», - то ответ ему на это будет с нескольких сторон:
Во первых: Тексты Корана и Сунны, а также разум указывают на то, что качества Творца должны отличаться от качеств творений. Творец обладает качествами, которые соответствуют Ему, так же как творения обладают качествами, которые соответствуют им. Одним из доводов Корана, что качества Творца отличаются от качеств творений, являются слова Аллаха: «Нет никого подобного Ему» (сура «аш-Шура»,11-аят).
Также к доводам разума относится и вопрос (в виде удивления): «Как может Творец, Который обладает всеми качествами совершенства и совершенство Которого следует из Его сущности, быть похожим на сотворенные Им создания, которые обладают множеством недостатков, и недостатки, которых следуют из их сущности, и которые нуждаются в том, кто поможет им избавиться от этих недостатков?!
Во вторых: Будет ему сказано: «Разве ты не утверждаешь, что Аллах обладает сущностью, которая не похожа на сущность творений?» Он ответит: «Конечно!» Тогда ему следует сказать: «Тогда поверь в то, что Аллах также обладает качествами, которые не похожи на качества Его творений. Ибо слова в отношении качеств Аллаха, подобно словам в отношении сущности Аллаха. А кто пытается сделать различие между ними, противоречит самому себе».
В третьих: Мы видим, что творения обладают качествами, которые имеют одинаковые названия, но отличаются друг от друга по образу. Например, нога человека не подобна ногам животных. Если допустимо различие образа в отношении качеств творений, не смотря на то, что они похожи в названиях, то качества Творца тем более должны отличаться от качеств творений. Более того из этого следует, что качества Творца обязательно должны отличаться от качеств творений» (см: «Фатх Рабби аль-Барийа би тахлисъ аль-Хамауийа», стр.80 - 81).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Всевышний Аллах сообщил, что в Раю есть еда, питье, одежда, жены, жилье, молоко, мед, вода, украшения из золота, жемчуг, серебро и прочее. И все это в сути своей является истиной. Эти райские блага в своих названиях со стороны смысла соответствуют с благами этого мира, однако в сути своей не подобны им.
Что касается того, что райские блага соответствуют со стороны смысла с благами этого мира, то Всевышний Аллах относительно Корана сказал: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» (сура «аз-Зухруф», 3-аят)?!» Если бы эти райские блага не соответствовали со стороны смысла с благами этого мира, то мы не поняли бы Коран и не разумели бы.
Что касается того, что Райские блага не соответствуют в сути своей мирским благам, то Всевышний Аллах сказал об этом: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали»(сура «ас-Саджда», 17-аят). Также Всевышнйи Аллах в хадисе аль-къудси сказал: «Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видели взоры, о чем не слышали уши и о чем даже не помышляли человеческие сердца». Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Нет в этом мире ничего, что есть в Раю, кроме как лишь названия».
И если эти названия указывают на истинность сути названого предмета, и они соответствуют названиям мирских благ, сходство которых не означает сходство в сущности, напротив, между ними существуют различия, которые известны только Аллаху, то различия между Творцом и творениями еще более очевидны и велики, чем различия между самими творениями. Если существует проявление отличий между творениями, то различия между творениями и Творцом еще более первоначальны и очевидны» (см: «Такъриб аль-тадмурийа» стр.35).
То есть если в Раю есть еда, питье, одеяния, жены, пальмы, виноград и прочие плоды, о которых упомянуто в Коране и Сунне, то подобные блага есть и в мире этом. Но, не смотря на то, что они схожи в названиях и смыслах, они отличаются друг от друга в сущности. То есть, например, райский гранат по своей сути не подобен грату земному и т.д. И если есть отличие между этими созданиями, то отличия между Творцом и творениями еще более очевидны и велики.
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Мы видим среди творений вещи, которые схожи меж собой в названиях, но отличаются друг от друга (по своей сущности, качеству и образу). Люди отличаются друг от друга в своих качествах. Например, у этого сильное зрение, у того слабое. Тот обладает сильным слухом, другой же - слабым. Тот - физически силен, другой - слаб. Этот - мужского пола, а та - женского … И если таким вот образом отличаются творения, у которых один вид, то что ты можешь сказать про те творения, которые отличаются по виду? Различия между ними еще более очевидны. Поэтому никто не может сказать, что его рука подобна руке верблюда, или муравья или кошки. Вот перед нами стоят человек, верблюд, муравей и кошка. Все они обладают руками, однако руки каждого из них отличаются от рук другого в соответствии с их сущностью, не смотря на то, что они схожи в названиях. И если допустимо различие между творениями, не смотря на то, что они схожи в названиях, то тем более допустимо отличие между Творцом и творениями. Более того, мы не только говорим, что различие Творца от творений является допустимым, мы утверждаем, что оно так же и обязательно» (см: «Шарх аль- ‘акъида аль-уасатыйа», стр. 61).
Итак, совершенно ясно, что сущность Творца отличается от сущности творений, из чего следует, что качества Творца должны так же отличаться от качеств творений. Каждое существо обладает соответствующими ему качествами, о чем свидетельствуют различия, которые существуют между различными творениями. Например, силу верблюда невозможно сравнить с силой крошечного муравья. И если качества творений, которые существуют в одинаковых условиях и имеют схожие возможности, различаются, то различия между качествами Творца и творений еще более очевидны и велики.
Мы видим, что многие творения обладают качествами, которые имеют одинаковые названия, но отличаются друг от друга по сущности и образу. Например, человек имеет ногу, которая не похожа на ногу слона. Он также обладает силой, которая не подобна силе верблюда, не смотря на то, что они схожи в названиях. У человека есть нога и у слона есть нога, человек обладает силой и верблюд обладает силой, однако эти качества отличаются друг от друга по образу и качеству, из чего следует, что сходство в названии не означает сходства в сущности. (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 84).
Если человек признает, что каждое творение обладает соответствующими ему качествами, то есть, человек, например, не похож на слона, хотя оба они обладают слухом, зрением, ногами, ушами, то разве можно сказать что уши слона подобны ушам человека, его слух подобен слуху человека, его ноги подобны ногам человека?! Если качества творений, которые существуют в одинаковых условиях и имеют схожие возможности, различаются, то различия между качествами Творца и творений еще более очевидны и велики.
И как же теперь матурудиты, ашариты и подобные им могут утверждать, что если они подтвердят качества Аллаха, то им на ум сразу приходит уподобление этих качеств творениям, тогда как совершенно ясно, что сущность Творца отличается от сущности творений, из чего следует, что и качества Творца должны отличаться от качеств творений?!
Каждое существо обладает соответствующими ему качествами. Качества Аллаха соответствуют Его сущности, а качества творений соответствуют их сущности, о чем свидетельствуют различия, которые существуют между различными творениями. Из чего следует, что сходство в названии не означает сходства в сущности и образе. А если кто-нибудь заявит иначе, то мы скажем ему: значит ты, по сущности своему и образу, похож на осла.
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот же, кто будет размышлять над мазхабом саляфов ахли Сунны, не соблюдая при этом справедливость, тот проявит упрямство и гордыню. Следовательно, он скажет, что Коран и Сунна не указывают на это. Он скажет: «Саляфиты говорят, что у Аллаха есть Лик, не смотря на то, что Аллах в Коране сказал: «Нет ничего подобного Ему». Если вы признаете, что у Аллаха есть Лицо, то значит вы уподобили Аллаха творениям».
Мы же скажем: «Человек, который так говорит, является несправедливым беззаконником.
Если мы спросим его: «У тебя есть лицо?». Он ответит: «Да». Мы спросим его: «У осла есть лицо?» Он ответит: «Да». Тогда мы спросим его: «Разве твой лик подобен лику осла? Он ответит: «Нет! Аллах сделал человека превосходным над большинством творений, так как же теперь лик человека может быть похожим на лик осла?!». Мы же скажем ему: «Кто познал разницу между ликом человека и осла, то он должен познать так же разницу между ликом Милостивого и ликом человека». И тогда уже мы скажем: «У Аллаха есть Лик, который не подобен ликам творений. Его Лик соответствует Его величию. А Аллаху ведомо лучше!»
Это является одним из доводов тому, что мазхаб саляфов полностью соответствует Корану и Сунне. Однако не каждый, кроме обладающих справедливостью и знанием, поймет это» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 116-117).
Как говорил шейх Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, «что почему вы (матрудиты, ашариты и им подобные) не описываете Аллаха теми качествами, которыми Аллах описал Себя Сам и о которых сообщил Его Пророк, мир ему и благословение Аллаха,?! Они ответят: «Если мы сделаем так, то значит, мы уподобим Аллаха человеку!» Мы же спросим: «У осла есть лицо?» Они ответят: «Да». Мы тогда спросим: «У осла есть лицо, также как и у вас есть лицо, значит (исходя из вашей логики) лицо осла подобно вашим лицам?! И получается, что вы ослы?!».
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, на одном из своих уроков, также говорил: «Даже ребенок понимает, что любое качество соответствует тому, кто наделен этим качеством. Ребенок понимает, что рука муравья не такая, как у человека или у слона. Он понимает, что каждое описание соответствует тому, кого описывают. Даже ребенок такую разницу понимает, но матурудиты, ашариты и им подобные не понимают и не различают этого».
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Любой разумный человек, говорящий на каком-либо из имеющихся на земле языков, подтверждает по своему естеству (фитре) что описание соответствует тому, что описывают. Если ты скажешь разумному, говорящему на языке человеку, независимо от того, какими бы он языками ни обладал, что ребенок имеет руки, также как верблюд имеет руки, то он не скажет, что рука ребенка подобна руке верблюда. Однако он признает руку ребенка в соответствии с тем, кого описывают, а это ребенок. Также как руку верблюда он признает согласно описанному, а это верблюд. И это то, на чем создал Аллах творения. И на этом естестве (фитре) все те, кто обладает имеющимися на земле языками. Согласно этому естеству люди понимают, что любое описание соответствует тому, что описывают. Если описанные объекты различаются по их описанию, по причине различия их сущности, как подобное имеет место у сотворенных, то что можно сказать о Великом Творце?!» (см: «Шарх Усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» шейха Са’ида Расляна, 1\300-301).