Раскаяние. Кто желает смерти
Если человек искренне раскаялся в своих грехах и желает продления своей жизни, чтобы успеть сделать в жизни больше служения Аллаху, то его намерение похвально. Если человек служил Аллаху так, что достиг высокого уровня перед Ним, а жизнь ему в тягость, и он желает смерти, чтобы встретиться с Аллахом, то такое намерение допустимо. Оба эти намерения очень высоки. Но высшая степень - это вообще не думать о том, когда умрешь — рано или поздно. Лучше всего предоставить это Всевышнему. Человек с таким намерением думает: "Все создано Аллахом, пусть как Он хочет, так и поступает с нами". Такое состояние является наилучшим. Людям, желающим смерти, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если ты из тех, кто попадет в Рай, то тебе лучше продолжать совершать еще больше богослужений, а если ты из тех, кто попадет в Ад, то тебе нечего спешить. Лучший из людей тот, кто прожил долгую жизнь, совершая благие деяния, а худший — тот, кто прожил долгую жизнь, совершая плохие деяния". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) наказал нам читать следующую мольбу: "О, Всевышний, оставь меня на земле, если жизнь мне на пользу, и умертви меня, если смерть мне на пользу".
О человеке, желающем смерти из-за того, что много смуты
Нельзя просить о смерти из-за болезней, невзгод, нищеты. Все эти бедствия смывают нам большие грехи. Терпеливого ожидает высокая степень. Терпение является сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).Но если в результате распространившейся смуты (заблуждения, неверия) уничтожается Ислам и человек боится за себя, что отойдет от Ислама, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что в таком случае можно желать себе смерти, сказав следующее: "Я прошу у Тебя, о Аллах, лучших деяний, помоги мне оставить плохие поступки, помоги мне любить бедных. Если Ты желаешь распространить неверие и смуту среди людей, то забери меня к себе, чтобы мне не впасть в смуту и неверие". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал, что наступят такие времена, когда люди, глядя вслед покойнику, которого несут на кладбище, будут говорить: "Был бы я на его месте!". Во времена ослабления Ислама, когда людей уносила чума, один хороший человек воскликнул: "О, чума, почему ты меня не забираешь?!".
О достоинстве смерти
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что смерть для муъмина является большим подарком. Великий имам Аль-Газали объяснил это так: в этом мире верующий чувствует себя, как человек, посаженный в яму: ему здесь приходится бороться то со своими чувствами, то с шайтаном, то с различными соблазнами. Борьба с ними является постоянным мучением для верующего, смерть же избавляет его от всего этого. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Для кого смерть не является благом, для того и жизнь не является благом. Для верующего первым благом является смерть, потому что после смерти Всевышний показывает те блага, которые Он ему приготовил". Одного асхаба спросили, что бы он пожелал своему лучшему другу. "Смерти", - ответил он. "А кроме смерти?" - спросили люди. Он ответил, что пожелал бы поменьше детей и имущества (достаточного).Один человек спросил вали[1] по имени Макхул, любит ли он Рай. "Да", - ответил он. "Если ты любишь Рай, то должен желать смерти, ведь только после смерти ты сможешь попасть в Рай", - сказали ему.Другой человек сказал, что высшей степенью любви к Аллаху и жажды встречи с Ним является желание умереть и печаль, если смерть опаздывает.
Частое упоминание смерти
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Вы почаще упоминайте смерть, которая заставляет человека прощаться со всеми мирскими благами. В то время, как вы беззаботны и богаты, упоминание смерти озаботит вас. А если вы бедны, терпение ваше истощилось, вы будете часто вспоминать о смерти и вам станет легче". Он также сказал: "Ты подумай о том, за что ты ненавидишь смерть, и оставь это, и тогда для тебя не будет иметь значения, когда ты умрешь". Он также сказал: "Ты всегда представляй себе картину смерти и тогда не будешь придавать значения мирским прелестям и невзгодам", "Тому, кто не забывает о смерти, тяжести и радости жизни одинаковы". Один вали сказал: "Тот, кто часто упоминает смерть, возвышается тремя чертами:Не откладывая, делает тавбу (раскаяние);Довольствуется малым;Не ленится в служении Аллаху.Позабывший о смерти попадает в муки из-за трех вещей:Откладывания тавбу;Недовольствия тем, что ему дано Всевышним;Лени в служении Аллаху".Айшат (да будет Аллах доволен ею) спросила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о том, бывают ли такие люди, кого в Судный день без опроса отправляют в Рай. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Человек, ежедневно 21 раз произносивший: "Аллаhума барик ли филмавти ва фима баг1далмавти", без опроса войдет в Рай". Когда она спросила: "Встанет ли на Махшар вместе с шахидами еще кто-нибудь?", Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Кто двадцать раз в сутки упомянет о смерти, тот встанет вместе с шахидами в Судный день".