Неверие, приобщение к Аллаху сотоварищей, вероотступничество и лицемерие в вероубеждениях.
Предисловие
Хвала одному Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи и прощения. Мы прибегаем к Аллаху от дурных наваждений наших душ и грешных дел. Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет с этого пути Аллах. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.
Большинство людей не стремится совершить побольше благодеяний и не прилагает для этого особых усилий. Причина же этого кроется в том, что люди думают о возложенных на них обязательных предписаниях и не уделяют должного внимания второстепенным, необязательным формам поклонения. В действительности же, мусульманин остро нуждается в приумножении своих благодеяний за счет необязательных видов поклонения и других поступков, которые могут приблизить его к Аллаху, даже если они не относятся к обязательным религиозным предписаниям. Тому есть несколько причин, из которых мы отметим следующие:
1) Мусульманин должен обладать капиталом благих поступков, превышающим то, чем он обязан окружающим. Если человек согрешил против кого-либо из людей, то в День воскресения их нарушенные права будут возмещены сполна за счет его благодеяний. Имам Муслим передал хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха,
сказал: «Знаете ли вы того, кто останется ни с чем? Среди моих последователей будут люди, которые останутся ни с чем. В День воскресения окажется, что они совершали намаз, соблюдали пост и выплачивали закят. Однако они ругали людей, клеветали на них, проливали их кровь и били их. Им придется отдать этим людям свои благодеяния, и если их благодеяния закончатся прежде, чем они возместят совершенное, то грехи обиженных ими людей будут отобраны и взвалены на них, а затем они будут брошены в Ад»[1]
Поэтому каждому мусульманину надлежит остерегаться запрещенных деяний, возмещать причиненные людям обиды и просить у них прощения. Мусульмане должны прилагать все свои усилия для того, чтобы приумножить свои благодеяния и не оказаться в числе разоренных.
2) Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния»[2].А в одном из хадисов сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, давая наставления одному из своих сподвижников, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за грехом последует благое дело, которое покроет его, и будь добр к людям»[3]
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в комментарии к этому хадису сказал: «Если доктор обнаруживает, что больной принял то, что вредит его организму, то он предписывает ему принять то, что принесет ему пользу. Человек обречен на совершение грехов, и поэтому благоразумным человеком является тот, кто совершает добрые дела для того, чтобы покрыть злодеяния».[4]
3) Благодаря приумножению благодеяний человеку удается заслужить любовь Аллаха. По этому поводу имам аль-Бухари в "ас-Сахихе" передал хадис о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: "Я уже объявил войну тому, кто враждует с Моим угодником! Из всех деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю обязательные предписания. А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его. Если лее Я возлюблю его, то стану тем слухом, которым он слышит, и тем зрением, которым он видит, и той рукой, которой он хватает, и той ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чем-либо, Я непременно одарю его этим; если лее он станет искать у Меня убелсища, Я непременно предоставлю ему его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла"»[5]
Да и что может быть прекраснее права называться возлюбленным рабом Аллаха?! И если бы результатом приумножения желательных обрядов поклонения была только любовь Господа, то этого было бы достаточно.
4) Добровольные обряды поклонения восполняют упущения, допущенные при выполнении обязательных предписаний.
Ат-Тирмизи в своем сборнике "ас-Сунан" передал хадис, рассказанный со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первым, за что мусульманин будет спрошен в Судный День, является намаз. И если в его намазе не окажется недостатков, то он попадет в число счастливых и преуспевших людей. А если его намаз будет изобиловать недостатками, то он окажется в числе пропавших и потерпевших убыток. А если недостатки окажутся в обязательных намазах, то Всевышний и Всеблагой Аллах скажет: "Посмотрите на его добровольные намазы, чтобы восполнить ими упущения в обязательных". После этого таким лее образом будут рассматриваться его остальные деяния»[6]
Каждый мусульманин, который хочет спастись от Ада, обязан чаще совершать добровольные обряды поклонения во всех сферах, чтобы восполнить упущения, сделанные при выполнении обязательных предписаний. По этой и многим другим причинам мусульманин должен стараться по мере своих возможностей непрестанно увеличивать число совершенных им благодеяний, выполняя вначале обязательные, а затем - добровольные обряды поклонения. И совершать их следует с одной-единственной целью приблизиться к Аллаху.
Осознавая это, я решил подготовить эту брошюру и напомнить самому себе и моим братьям по вере о проступках, которые разрушают и губят наши праведные деяния. В этой брошюре я постарался предостеречь мусульман от подстерегающих нас опасностей и поведать о том, как можно заслужить вознаграждение Аллаха. Эти наставления могут оказаться полезными и для тех братьев, которые знают, как можно заработать вознаграждение, но пренебрегают своими познаниями. Недаром всевышний Аллах сказал: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим».[7]
При составлении этой брошюры я старался не приводить хадисы, достоверность которых не доказана, дабы не приписывать Пророку, мир ему и благословение Аллаха, то, чего он не говорил. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто приводит от моего имени хадис, заведомо зная о том, что это является ложью, тот является одним из лгунов »[8]
Я прошу у Всевышнего и Могучего Аллаха посредством Его прекрасных имен и безупречных качеств, чтобы мы совершали благодеяния искренне ради Него одного. Я также прошу Аллаха сделать этот труд и содержащееся в нем знание полезным для меня и моих братьев по вере. Я также прошу Аллаха одарить меня и моих родителей наградой за этот труд в тот день, когда ни имущество, ни дети не принесут пользы никому, кроме тех, кто предстанет перед Аллахом с чистым сердцем. Если мои слова соответствуют истине, то это - по милости Аллаха. Если же я ошибся, то причина этого во мне и в происках сатаны.
О Аллах, Господь наш! Пречист Ты, и хвала Тебе! Свидетельствую, что нет достойного поклонения, кроме Тебя! Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой! Мир и благословение Аллаха Его рабу и посланнику, господину нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. И в заключение еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Глава первая
Факторы, губящие добрые деяния
Некоторые поступки разрушают благие дела, в результате чего Аллах не принимает эти благодеяния и лишает человека награды за них. Некоторые скверные деяния лишают человека лишь части вознаграждения и частично разрушают совершенные ранее благие деяния.
Ибн аль-Асир, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что выражение "Аллах сделал тщетными деяния" означает "Аллах сделал деяния бесполезными".[9] Ибн Манзур в книге "Лисан аль-'Араб" сказал, что арабское слово "хабата" (букв, "оканчиваться неудачей") означает "совершить деяние, а затем погубить его".
Поэтому мусульманин должен быть осведомлен о факторах, которые делают тщетные совершенные им благодеяния. Он должен остерегаться этих факторов и каяться в совершенных грехах. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Покаявшийся в грехе подобен безгрешному»[10]
Хузейфа ибн аль-Иаман, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Все люди спрашивали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о хорошем, а я всегда спрашивал его о плохом, потому что боялся, что это может постичь меня».[11] Знание того, что делает тщетными и разрушает благие дела, помогает мусульманину избежать этих пагубных поступков.
Эти поступки делятся на три основные группы.
К первой группе относятся поступки, которые делают прежние и будущие, а также большие и малые благодеяния абсолютно тщетными и полностью разрушают их. Упаси нас Аллах от этого! К таким поступкам относятся неверие и приобщение к Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах: «Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах».[12]
Ко второй группе относятся поступки, которые лишают человека вознаграждения за совершенное благодеяние. К таким поступкам относится, например, попрек бедняка после подаяния ему милостыни. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями».[13]
К третьей группе относятся поступки, которые уменьшают вознаграждение за совершенные благодеяния. Одним из таких поступков является, например, заведение собаки с той целью, которая не разрешается мусульманским шариатом.
Глава вторая
Основные поступки, которые делают тщетными благодеяния
Нарушение запретов Аллаха.
Передают, что Саубан, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я знаю людей из числа моих последователей, которые придут в Судный день с благими делами величиной с белые горы Тихамы. Но Аллах превратит их в рассеянный прах». Саубан сказал: «О посланник Аллаха! Опиши нам их качества, дабы мы не оказались из их числа, даже не подозревая об этом». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Они являются вашими братьями, и кожа их подобна вашей. Они распределяют ночь так же, как и вы, но стоит им остаться наедине с запретами Аллаха, как они нарушают их»[26]
Предупреждение:в отличие от представлений некоторых людей, этот хадис не означает того, что если человек грешит, то ему следует грешить перед людьми. Наоборот, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, предостерег мусульман от совершения грехов перед людьми и сказал: «Все мои последователи будут прощены, кроме тех, кто рассказывал о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, и Всевышний Аллах покрыл его, а утром он говорит: "О такой-то! Я совершил вот такой поступок". Ночью Господь покрыл его, а утром он сдернул с себя покрывало Аллаха»[27]
Предыдущий хадис запрещает нарушать запреты Всевышнего Аллаха и совершать грехи в уединении без чувства стыда, сожаления и страха перед Всевышним Аллахом. Большинство таких людей желает, чтобы люди не ведали об их грехах и считали их праведниками. Поэтому, если мусульманин совершит грех, то ему не следует рассказывать об этом людям и позорить себя. Будет гораздо лучше, если он покается перед Аллахом, попросит прощения, покроет свой грех и не будет из числа тех, кто обнародует свои прегрешения. А лучше всего об этом известно Аллаху!
9-11. Распространение сплетен, ослушание родителей и отрицание предопределения аллаха.
Передают, что Абу Умама, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «От троих Аллах не примет ни покаяния, ни искупления: от того, кто ослушается родителей, от сплетника и от того, кто отрицает предопределение Аллаха»[28]
Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы Всевышний Аллах наказал обитателей небес и земель, то наказал бы их по заслугам, и если бы Он помиловал их, то Его милость превысила бы меру их дел. И если бы у кого-нибудь было золото величиной с гору Ухуд, и он потратил бы его на пути Аллаха, то Великий и Могучий Аллах не принял бы его до тех пор, пока он не уверует в то, что добро и зло происходят по предопределению Аллаха, и что если что-либо выпало на его долю, то это не могло обойти его стороной, если же что-либо миновало его, то это не могло выпасть на его долю. И если ты умрешь без этих убеждений, то попадешь в Ад»[29]
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день».[30]
Посещение предсказателей.
Имам Муслим в своем сборнике достоверных хадисов передал следующие слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах в течение сорока дней не принимает намаз того, кто посетит предсказателя и спросит его о чем-то»[35]
Имам Ахмад передал хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто посетит предсказателя или колдуна и поверит его словам, тот проявляет неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду».[36]
Ущемление прав мусульман.
Имам Муслим передал хадис со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы того, кто останется ни с чем?». Сподвижники сказали: «Мы думаем, что это - тот, у кого не окажется ни денег, ни вещей». Он сказал: «Среди моих последователей будут люди, которые останутся ни с чем. В День воскресения окажется, что они совершали намаз, соблюдали пост и выплачивали закят. Однако они ругали людей, клеветали на них, проливали их кровь и били их. Им придется отдать этим людям свои благодеяния, и если их благодеяния закончатся прежде, чем они возместят совершенное, то грехи обиженных ими людей будут отобраны и взвалены на них, а затем они будут брошены в Ад».[39]
Совершение ереси
Имам аль-Бухари в «ас-Сахихе» передал хадис со слов 'Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь добавит в наше дело то, что к нему не относится, то оно будет отвергнуто»[40]
Если человек попытается приблизиться к Аллаху посредством деяния, которое не было предписано Аллахом и Его посланником, мир ему и благословение Аллаха, то его деяние окажется тщетным и бесполезным. Он не получит за него никакого воздаяния, и Аллах не примет его.
Предисловие
Хвала одному Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи и прощения. Мы прибегаем к Аллаху от дурных наваждений наших душ и грешных дел. Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет с этого пути Аллах. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.
Большинство людей не стремится совершить побольше благодеяний и не прилагает для этого особых усилий. Причина же этого кроется в том, что люди думают о возложенных на них обязательных предписаниях и не уделяют должного внимания второстепенным, необязательным формам поклонения. В действительности же, мусульманин остро нуждается в приумножении своих благодеяний за счет необязательных видов поклонения и других поступков, которые могут приблизить его к Аллаху, даже если они не относятся к обязательным религиозным предписаниям. Тому есть несколько причин, из которых мы отметим следующие:
1) Мусульманин должен обладать капиталом благих поступков, превышающим то, чем он обязан окружающим. Если человек согрешил против кого-либо из людей, то в День воскресения их нарушенные права будут возмещены сполна за счет его благодеяний. Имам Муслим передал хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха,
сказал: «Знаете ли вы того, кто останется ни с чем? Среди моих последователей будут люди, которые останутся ни с чем. В День воскресения окажется, что они совершали намаз, соблюдали пост и выплачивали закят. Однако они ругали людей, клеветали на них, проливали их кровь и били их. Им придется отдать этим людям свои благодеяния, и если их благодеяния закончатся прежде, чем они возместят совершенное, то грехи обиженных ими людей будут отобраны и взвалены на них, а затем они будут брошены в Ад»[1]
Поэтому каждому мусульманину надлежит остерегаться запрещенных деяний, возмещать причиненные людям обиды и просить у них прощения. Мусульмане должны прилагать все свои усилия для того, чтобы приумножить свои благодеяния и не оказаться в числе разоренных.
2) Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния»[2].А в одном из хадисов сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, давая наставления одному из своих сподвижников, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за грехом последует благое дело, которое покроет его, и будь добр к людям»[3]
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в комментарии к этому хадису сказал: «Если доктор обнаруживает, что больной принял то, что вредит его организму, то он предписывает ему принять то, что принесет ему пользу. Человек обречен на совершение грехов, и поэтому благоразумным человеком является тот, кто совершает добрые дела для того, чтобы покрыть злодеяния».[4]
3) Благодаря приумножению благодеяний человеку удается заслужить любовь Аллаха. По этому поводу имам аль-Бухари в "ас-Сахихе" передал хадис о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: "Я уже объявил войну тому, кто враждует с Моим угодником! Из всех деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю обязательные предписания. А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его. Если лее Я возлюблю его, то стану тем слухом, которым он слышит, и тем зрением, которым он видит, и той рукой, которой он хватает, и той ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чем-либо, Я непременно одарю его этим; если лее он станет искать у Меня убелсища, Я непременно предоставлю ему его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла"»[5]
Да и что может быть прекраснее права называться возлюбленным рабом Аллаха?! И если бы результатом приумножения желательных обрядов поклонения была только любовь Господа, то этого было бы достаточно.
4) Добровольные обряды поклонения восполняют упущения, допущенные при выполнении обязательных предписаний.
Ат-Тирмизи в своем сборнике "ас-Сунан" передал хадис, рассказанный со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первым, за что мусульманин будет спрошен в Судный День, является намаз. И если в его намазе не окажется недостатков, то он попадет в число счастливых и преуспевших людей. А если его намаз будет изобиловать недостатками, то он окажется в числе пропавших и потерпевших убыток. А если недостатки окажутся в обязательных намазах, то Всевышний и Всеблагой Аллах скажет: "Посмотрите на его добровольные намазы, чтобы восполнить ими упущения в обязательных". После этого таким лее образом будут рассматриваться его остальные деяния»[6]
Каждый мусульманин, который хочет спастись от Ада, обязан чаще совершать добровольные обряды поклонения во всех сферах, чтобы восполнить упущения, сделанные при выполнении обязательных предписаний. По этой и многим другим причинам мусульманин должен стараться по мере своих возможностей непрестанно увеличивать число совершенных им благодеяний, выполняя вначале обязательные, а затем - добровольные обряды поклонения. И совершать их следует с одной-единственной целью приблизиться к Аллаху.
Осознавая это, я решил подготовить эту брошюру и напомнить самому себе и моим братьям по вере о проступках, которые разрушают и губят наши праведные деяния. В этой брошюре я постарался предостеречь мусульман от подстерегающих нас опасностей и поведать о том, как можно заслужить вознаграждение Аллаха. Эти наставления могут оказаться полезными и для тех братьев, которые знают, как можно заработать вознаграждение, но пренебрегают своими познаниями. Недаром всевышний Аллах сказал: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим».[7]
При составлении этой брошюры я старался не приводить хадисы, достоверность которых не доказана, дабы не приписывать Пророку, мир ему и благословение Аллаха, то, чего он не говорил. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто приводит от моего имени хадис, заведомо зная о том, что это является ложью, тот является одним из лгунов »[8]
Я прошу у Всевышнего и Могучего Аллаха посредством Его прекрасных имен и безупречных качеств, чтобы мы совершали благодеяния искренне ради Него одного. Я также прошу Аллаха сделать этот труд и содержащееся в нем знание полезным для меня и моих братьев по вере. Я также прошу Аллаха одарить меня и моих родителей наградой за этот труд в тот день, когда ни имущество, ни дети не принесут пользы никому, кроме тех, кто предстанет перед Аллахом с чистым сердцем. Если мои слова соответствуют истине, то это - по милости Аллаха. Если же я ошибся, то причина этого во мне и в происках сатаны.
О Аллах, Господь наш! Пречист Ты, и хвала Тебе! Свидетельствую, что нет достойного поклонения, кроме Тебя! Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой! Мир и благословение Аллаха Его рабу и посланнику, господину нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. И в заключение еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Глава первая
Факторы, губящие добрые деяния
Некоторые поступки разрушают благие дела, в результате чего Аллах не принимает эти благодеяния и лишает человека награды за них. Некоторые скверные деяния лишают человека лишь части вознаграждения и частично разрушают совершенные ранее благие деяния.
Ибн аль-Асир, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что выражение "Аллах сделал тщетными деяния" означает "Аллах сделал деяния бесполезными".[9] Ибн Манзур в книге "Лисан аль-'Араб" сказал, что арабское слово "хабата" (букв, "оканчиваться неудачей") означает "совершить деяние, а затем погубить его".
Поэтому мусульманин должен быть осведомлен о факторах, которые делают тщетные совершенные им благодеяния. Он должен остерегаться этих факторов и каяться в совершенных грехах. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Покаявшийся в грехе подобен безгрешному»[10]
Хузейфа ибн аль-Иаман, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Все люди спрашивали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о хорошем, а я всегда спрашивал его о плохом, потому что боялся, что это может постичь меня».[11] Знание того, что делает тщетными и разрушает благие дела, помогает мусульманину избежать этих пагубных поступков.
Эти поступки делятся на три основные группы.
К первой группе относятся поступки, которые делают прежние и будущие, а также большие и малые благодеяния абсолютно тщетными и полностью разрушают их. Упаси нас Аллах от этого! К таким поступкам относятся неверие и приобщение к Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах: «Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах».[12]
Ко второй группе относятся поступки, которые лишают человека вознаграждения за совершенное благодеяние. К таким поступкам относится, например, попрек бедняка после подаяния ему милостыни. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями».[13]
К третьей группе относятся поступки, которые уменьшают вознаграждение за совершенные благодеяния. Одним из таких поступков является, например, заведение собаки с той целью, которая не разрешается мусульманским шариатом.
Глава вторая
Основные поступки, которые делают тщетными благодеяния
Неверие, приобщение к Аллаху сотоварищей, вероотступничество и лицемерие в вероубеждениях.
Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон».[14]
Всевышний и Всеблагой Аллах также сказал: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток».[15]
Всевышний и Всеблагой Аллах также сказал: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно».[16]
Великий и Могучий Аллах также сказал: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника».[17]
Всевышний и Всеблагой Аллах также сказал: «Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали».[18]
Рассмотрим подробнее вопрос о том, как деяния неверующих становятся тщетными.
Первый случай. Мы знаем, что Всевышний Аллах является справедливым и беспристрастным. Каким же образом Он вознаграждает неверующих за благородные поступки, которые они совершают в этом мире? Ответ на этот вопрос содержится в словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Воистину, Аллах не поступает с верующим несправедливо. А за совершенные им праведные деяния Он одаряет его в этом мире и вознаграждает в жизни будущей. А неверующий получает награду за благодеяния, которые он совершил искренне ради Аллаха, только в этой жизни. А когда он попадает в будущую жизнь, то у него не остается никакого благодеяния, за которое он может получить вознаграждение»[19]
Из этого нам становится ясно, какова в действительности справедливость Аллаха, и мы понимаем, почему некоторые неверующие получают несметные, но, тем не менее, тленные мирские богатства. Это - мирская награда за совершенные ими добрые поступки.
Второй случай. Как нам уже стало известно, деяния неверующих являются тщетными. В пользу этого свидетельствуют приведенные нами ранее священные тексты. Но что происходит, если неверующий обращается в ислам? По этому поводу Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб Аллаха обращается в ислам надлежащим образом, то каждое благодеяние, которое он совершил прежде, будет засчитано ему, а каждое злодеяние, которое он совершил прежде, будет стерто. Каждое последующее благодеяния будет засчитано ему в десятикратном размере или лее приумножено в семьсот раз. А каждый грех ему будет засчитан за одно злодеяние, если только Аллах не простит его»[20]