Неужели мы отречёмся от наших богов из-за какого-то безумного поэта?
Сура “Выстроившиеся в ряд”, аяты 36
— а также:
Неужели он хочет заменить[многих — Ред.]богов единым Богом?
Сура “Сад”, аят 5
Поэтому они и отказывались произносить слова свидетельства, но если бы даже они и произнесли их, продолжая поклонятся Лат, Уззе, и Манат,[25] то не стали бы мусульманами, а Посланник Аллаха продолжал бы сражаться с ними до тех пор, пока они окончательно не отказались бы от приобщения к Аллаху кого-то другого и не стали бы поклонятся одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварища, и всё это со всей определённостью следует из содержания Корана и Сунны и подтверждается единодушным мнением всех авторитетов Ислама. Что же касается поклоняющихся могилам, то они не постигли смысла этих слов, как не постигли они и того, что обладание божественной природой признается только за Аллахом, которому нет равного, и отрицается, если речь идет о ком бы то не было ином. Их знания ограничиваются тем, что признают как правоверные, так и неверные, ведь в том, что Аллах способен создавать нечто новое, что Ему присуща божественная природа, в силу чего Он самодостаточен и не нуждается ни в ком ином, в то время как всё иное нуждается в Нём, убеждены все люди, ибо всё это соответствует истине и относится к числу составных частей божественной природы. Но тем не менее не это является смыслом слов свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, поскольку всё это известно и неверным, признававшим это и не приписывавшим своим божествам ничего подобного. Наоборот, они подтверждали, что эти божества сами нуждались в Аллахе, а поклонялись они им в том отношении, что считали их посредниками и заступниками за них пред Аллахом, заступниками, которые могут помочь им достичь желаемого и добиться осуществления своих устремлений. Что же касается сотворения, власти, средств к существованию, способности оживлять и умерщвлять и повелевать всем, то на это, по их мнению, был способен только Всевышний Аллах, у которого нет сотоварища. Таким образом, они знали о смысле слов свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, но отказывались говорить и действовать в соответствии с этим смыслом. Поэтому признание Его единственным Творцом в сочетании с признанием божественной природы не только за Аллахом не принесло им никакой пользы, как сказал об этом Всевышний Аллах:
Большая часть из них не верует в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!
Сура “Йусуф”, аят 106
Поклоняющиеся могилам произносили эти слова, не зная их смысла и отказываясь поступать в соответствии с ними, вследствие чего они уподобились иудеям, которые поизносят те же слова, не зная их смысла и не поступая в соответствии с ним. Поэтому ты можешь обнаружить, что тот или иной из их числа произносит эти слова, но при этом обожествляет кого-нибудь ещё наряду с Аллахом, относясь к объекту своего обожествления с любовью, почтением, страхом и надеждой, уповая на него и взывая к нему, когда его охватывает скорбь, короче говоря, посвящая ему различные виды поклонения, что является следствием обожествления им в сердце своём кого-либо помимо Аллаха, в чём такой человек иногда может превосходить даже многобожников прошлого. И поэтому, если ты попросишь кого-нибудь из них поклясться Всевышним Аллахом, он даст тебе любую клятву, будь она истинной или ложной, но если ему скажут: “Поклянись жизнью такого-то шейха”, — или его могилой, или чем-нибудь ещё в том же духе, такой человек никогда не принесёт ложной клятвы, потому что человек, погребённый в этой могиле, занимает в сердце его больше места, чем Господь миров. Так не поступали даже многобожники прошлого, которые клялись Всевышним Аллахом, если хотели дать истинную, а не ложную клятву, о чём сообщается в разных источниках, в том числе и в “ас-Сахихе” аль-Бухари.[26] Что же касается поклоняющихся могилам, то многие из них или большинство их считает, что обращение к тому божеству, которому они поклоняются у той или иной могилы, принесёт им больше пользы, чем обращение за помощью к Всевышнему Аллаху в мечети, о чём они сами откровенно и заявляют и о чём существуют длинные рассказы. Подобной степени многобожия не достигали и многобожники прошлого, что же касается этих людей, то когда на них обрушиваются беды, они обращаются к лежащим в своих могилах покойным, произносят их имена и просят отвести от них несчастья на суше и на море, во время путешествия и во время пребывания на одном месте, чего не делали и многобожники прошлого, обращавшиеся в таких случаях к Великому и Всевышнему, что подтверждают слова Всевышнего Аллаха: