Глава ii. определение посвящения.
Вопрос посвящения всё больше привлекает внимание общественности. Пройдет всего несколько веков, и будут восстановлены древние мистерии. Внутри Церкви - Церкви того времени, ядро которой уже формируется, - будет существовать внутренняя группа, в которой Первое посвящение станет экзотерическим. Это означает, что в недалеком будущем получение Первого посвящения станет самой священной церемонией Церкви и будет совершаться экзотерически как одна из мистерий, проводимых в установленные периоды и предназначенных для тех, кто имеет к ним отношение. Аналогичное место посвящение займет и в ритуале масонов. Во время этой церемонии те, кто готов к Первому посвящению, будут публично приниматься в Ложу одним из ее членов, уполномоченным на то Самим Великим Иерофантом.
Определение четырёх слов
Когда мы говорим о Посвящении, о Мудрости, о Знании, о Пути Испытания, что мы под этим подразумеваем? Мы бойко употребляем эти слова, не обращая достаточного внимания на их значение. Возьмем, например, первое из вышеупомянутых слов. Многочисленны определения и объяснения его масштабов и возможностей, подготовительных шагов, работы, которую необходимо выполнять между посвящениями, и его результатов и последствий. Даже при поверхностном изучении очевидно прежде всего одно, а именно: предмет этот настолько значителен, что для адекватного его обсуждения писать о нем следует с точки зрения посвященного; в противном случае всё, что говорится, может быть разумным, логичным, интересным или впечатляющим, но не убедительным.
Слово "initiation" (Посвящение) происходит от двух латинских слов: "in" - "в" и "ire" - "идти"; таким образом, оно означает "начинать" или "вступать во что-то". В самом широком смысле, в случае, который мы изучаем, оно провозглашает вступление в духовную жизнь или в новый этап этой жизни. Это первый и последующие шаги по Пути Святости. Следовательно, человек, получивший Первое посвящение, - это, в буквальном смысле, человек, сделавший первый шаг в духовное царство, перешедший из человеческого в сверхчеловеческое царство. Так же как при индивидуализации он перешел из животного царства в человеческое, так при посвящении он вступил в жизнь Духа, и впервые имеет право называться "духовным человеком" в техническом смысле этого слова. Он вступает в пятую, или последнюю стадию нашей нынешней пятеричной эволюции. После того как он в течение многих веков пробирался через Дворец Неведения и учился в школе во Дворце Учения, он сейчас вступает в университет, или во Дворец Мудрости. Когда он окончит эту школу, он получит степень Учителя Сострадания.
Нам было бы полезно сначала рассмотреть разницу и соотношение между Знанием, Пониманием и Мудростью. Хотя в обыденной речи они часто являются взаимозаменяемыми понятиями, с технической точки зрения они не одно и то же.
Знание - это продукт Дворца Учения. Оно может быть определено как совокупность человеческих открытий и опыта, всего того, что может быть познано посредством пяти чувств, быть классифицировано, проанализировано и определено при помощи человеческого интеллекта. Это то, в чем мы ментально уверены, то, что мы можем экспериментально проверить. Это свод, или компендиум, искусств и наук. Это всё, что относится к строительству и развитию формальной стороны вещей. Поэтому знание касается материальной стороны эволюции, материи солнечных систем, планет, трех миров человеческой эволюции и человеческих тел.
Мудрость - это продукт Дворца Мудрости. Она связана с развитием жизни внутри формы, с прогрессом Духа через посредство вечно меняющихся проводников и расширений сознания, сменяющих друг друга от жизни к жизни. Она относится к жизненной стороне эволюции. Поскольку она имеет дело с сутью вещей, а не с вещами как таковыми, она есть то интуитивное восприятие истины, независимое от способности рассуждать, то врожденное постижение, что способно отличать ложь от правды и реальное от нереального. Мудрость даже больше, чем это, так как она есть также возрастающая способность Мыслителя все больше проникать в ум Логоса, выявлять настоящую суть этого великого вселенского маскарада, провидеть замысел и всё больше гармонировать с более высоким уровнем бытия. Для нашей нынешней цели, заключающейся в том, чтобы в какой-то мере изучить Путь Святости с его различными этапами, она может быть определена как осуществление "Царства Божьего внутри" и постижение "Царства Божьего вовне" в Солнечной системе. Она может быть также выражена как постепенное слияние путей мистика и оккультиста, воздвижение храма мудрости на фундаменте знания.
Мудрость - это наука Духа, так же как знание есть наука материи. Знание является разделяющим и объективным, в то время как мудрость является синтезирующей и субъективной. Знание разделяет; мудрость объединяет. Знание различает; мудрость сочетает. Что же тогда подразумевается под пониманием?
Понимание может быть определено как способность Мыслителя во Времени усваивать знание в качестве фундамента для мудрости; оно позволяет ему адаптировать вещи-формы к жизни Духа, воспринимать проблески вдохновения, доходящие до него из Дворца Мудрости, и соотносить их с фактами Дворца Учения. Вся эта идея может быть выражена таким образом:
Мудрость относится к единому "Я", знание связано с "не-я", тогда как понимание является точкой зрения Эго, или Мыслителя, создающего связь между "Я" и "не-я".
Во Дворце Неведения контролирует форма, господствует материальная сторона вещей. Там человек поляризован в личности, или низшем "я". Во Дворце Учения высшее "Я", или Эго, прилагает усилия, чтобы властвовать над формой, пока постепенно не достигается точка равновесия, когда человек не контролируется ни исключительно личностью, ни исключительно Эго. Затем Эго начинает управлять всё больше и больше, пока во Дворце Мудрости оно не достигает господства в трех низших мирах; тогда внутренняя божественность обретает власть.
Аспекты Посвящения
Посвящение, или процесс расширения сознания, является частью нормального процесса эволюционного развития, если рассматривать его в широком масштабе, а не с точки зрения индивидуума. Если рассматривать посвящение с точки зрения индивидуума, то оно сводится к моменту, когда развивающаяся единица ясно отдает себе отчет в том, что (благодаря своим собственным усилиям и с помощью советов и рекомендаций наблюдающих Наставников расы) она овладела определенным объемом знания субъективной природы с точки зрения физического плана. Это похоже на то, как ученик в школе вдруг осознает, что он овладел уроком, понял основные принципы предмета, метод действия и способен их разумно применять. Такие моменты интеллектуального постижения сопровождают развивающуюся Монаду на протяжении всего её долгого странствия. Следует отметить, что на нынешнем этапе постижения отчасти неверно истолковывается тот факт, что в разные периоды акцент делается на разных степенях расширения, и что Иерархия всегда старается привести расу к той точке, где ее единицы могли бы получить некоторое представление о следующем шаге, который предстоит сделать.
Каждое посвящение отмечает переход ученика в следующий класс во Дворце Мудрости, отмечает более яркое сияние внутреннего огня и смещение точки поляризации, приводит к росту осознания единства со всем живущим и сущностного тождества "Я" со всеми "Я". Горизонт непрерывно расширяется, пока не объемлет всю сферу творения; посвящение - это растущая способность видеть и слышать на всех планах; это возросшее понимание планов Бога в отношении мира, увеличившаяся способность вникать в эти планы и содействовать их осуществлению. Это попытка абстрактного ума выдержать экзамен. Это почетный класс в школе Учителя, доступный тем душам, чья карма позволяет в нем учиться, и чьи усилия достаточны для того, чтобы достичь цели.
Посвящение приводит к горе, на которой обретается видение, видение вечного Настоящего, когда прошедшее, настоящее и будущее существуют как единое целое; видение пышной процессии рас с золотой нитью преемственности, соединяющей всё многообразие людских типов; видение золотой сферы, которая удерживает в гармоничном согласии все многочисленные эволюции нашей системы: дэва, человеческую, животную, растительную, минеральную и элементальную, и в которой можно ощутить ритмическую пульсацию жизни; видение Логоической мыслеформы на архетипическом плане, видение, которое расширяется с каждым посвящением, и наконец охватывает всю Солнечную систему.
Посвящение вводит человека в поток, который с момента вступления в него влечет человека вперед и приносит к стопам Господа Мира, к стопам его Отца на небесах, к стопам тройственного Логоса.
Посвящение приводит к пещере, в стенах которой познаются пары противоположностей и открывается тайна добра и зла. Оно приводит к Кресту и той предельной жертве, что должна иметь место, прежде чем осуществится совершенное освобождение и посвященный, ничем не удерживаемый в трех мирах, сбросит земные узы. Оно проводит человека через Дворец Мудрости и вручает ему ключ к любой системной и космической информации в последовательном порядке. Оно раскрывает ту скрытую тайну, что лежит в сердце Солнечной системы. Оно ведет от одного состояния сознания к другому. С достижением каждого последующего состояния сознания горизонт раздвигается, обзор увеличивается, понимание охватывает всё больше и больше, и наконец расширение достигает того, что "Я" объемлет все "Я", всё "движущееся и неподвижное", как сказано в одном древнем Писании.
Посвящение предполагает церемонию. Именно этот его аспект подчеркивался в умах людей, возможно, немного в ущерб его настоящему смыслу. Прежде всего, оно подразумевает способность видеть, слышать, постигать, синтезировать и соотносить знание. Оно не влечет за собой обязательного развития психических свойств, но включает внутреннее постижение, позволяющее видеть смысл, стоящий за любой формой, и распознавать цель, определяющую данные обстоятельства. Это умение извлекать урок из всякого происшествия и события, умение посредством постижения и распознавания добиваться ежечасного, еженедельного и ежегодного роста и расширения сознания. Процесс постепенного расширения (результат конкретного усилия, упорного правильного мышления и образа жизни самого стремящегося, а не результат исполнения некоего оккультного ритуала каким-либо оккультным наставником) приводит к так называемому кризису.
Во время этого кризиса, при котором требуется помощь Учителя, совершается конкретный акт посвящения, который (воздействуя на определенный центр) производит результат в каком-либо теле, настраивает его атомы на определенный тон и позволяет достичь нового ритма.
Церемония посвящения отмечает точку достижения, причем сама церемония не приводит к достижению, как часто неверно считают. Она просто показывает, что наблюдающие Наставники расы распознали достигнутую учеником определенную точку эволюции, и обусловливает два момента:
1. Расширение сознания, которое вводит личность в обретенную Эго мудрость, а при высших посвящениях - в сознание Монады.
2. Короткий период просветления, во время которого посвященный видит тот участок Пути, который он должен пройти, и сознаёт свою часть работы в великом плане эволюции.
После посвящения задача состоит главным образом в том, чтобы сделать это расширение сознания частью личностной оснащенности для практического использования и прохождения очередного участка Пути.