Использование знаний на практике
Одним из самых верных и надежных путей изучения Корана является претворение в жизнь его предписаний и наставлений. Всевышний сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, – быть может, вы будете помилованы».[1117]
Ранние мусульмане осознавали важность исполнения Божьих велений и делали все возможное для того, чтобы их слова не расходились с их деяниями. Воплощая свои познания в праведные дела, они создавали в душе удивительную гармонию, которая помогала им преодолевать невообразимые трудности и добиваться великих успехов. Передают, что Ибн Масуд рассказывал: «Ни один из нас, изучив десять аятов, не приступал к изучению следующих, пока не узнавал их смысла и не поступал в соответствии с ними». Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами рассказывал: «Те, кто обучал нас Корану, рассказывали нам, что они просили пророка, e, обучить их Корану. Выучив десять аятов, они не приступали к следующим аятам, пока не выполняли все их практические предписания. Так мы обучились и Корану, и поступкам в соответствии с ним».[1118]
По этой причине сподвижники изучали коранические суры по несколько лет, стремясь сразу же использовать свои знания на практике. Имам Малик передал, что Умар б. аль-Хаттаб заучивал суру «аль-Бакара» несколько лет. Согласно одному из сообщений, он заучивал ее восемь лет.[1119]
Коран является назиданием для богобоязненных рабов. Господь сказал по этому поводу: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится».[1120]И если мусульманин заучивает наизусть коранические аяты, он обязан быть в числе первых, кто выполняет содержащиеся в них предписания. Вспоминая о заповеди быть искренним в своих намерениях, он должен избегать лицемерия и тщеславия. Вспоминая же о повелении говорить правду, он не должен даже помышлять о лжи. Если знаток Корана поступает так, то коранические аяты прочно входят в его жизнь и становятся неразрывной частью его души. Если же он уклоняется от повиновения, то навлекает на себя гнев Господа, о чем говорится в Коране: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете».[1121]
Ослушиваясь велений Аллаха и Его посланника, e, человек не только обрекает себя на страдания в будущей жизни, но и ставит под угрозу свое благополучие в этом мире. Он может потерять знания, которые он приобрел, и сделать бесполезными все свои усилия и деяния. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и не делайте тщетными ваши деяния».[1122]
Благодарность Аллаху
Последним, но не менее важным практическим советом, которому обязан следовать мусульманин, изучающий Коран, является наставление постоянно благодарить Аллаха за дарованные знания и оказанную милость. Свою благодарность Господу человек должен выражать признательностью в сердце, словами на устах и своими праведными поступками, ибо только такая благодарность принимается Всевышним Аллахом. В Коране по этому поводу говорится: «Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных».[1123]
А в достоверном хадисе, переданном со слов аль-Мугиры б. Шубы, сообщается, что пророк, e, вставал и совершал намаз до тех пор, пока его стопы или голени не опухали, а затем говорил: «Разве я не должен быть благодарным рабом?»[1124]
Благодарность помогает человеку сохранить то, что он имеет, и получить то, в чем он нуждается. Признание того, что знание Корана является милостью от Аллаха, и выражение Ему своей благодарности телом и душой – один из важнейших факторов, способствующих просветлению разума, сохранению в памяти выученных откровений и изучению новых и новых текстов. Всевышний сказал: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки».[1125]
Славный сподвижник Али б. Абу Талиб говорил: «Милость приходит с благодарностью, и благодарность связана с приумножением милости. Они неразрывно связаны друг с другом. Аллах никогда не перестанет приумножать милость, пока раб не перестанет быть благодарным».
Когда имама Абу Ханифу спросили: «Как ты приобрел знания?» – он ответил: «Благодаря восхвалению и благодарности. Всякий раз, когда мои знания приумножались, я воздавал хвалу Аллаху и благодарил Его, и Он еще больше приумножал их».[1126]
Так изучали священный Коран и Сунну ранние мусульмане, наши праведные духовные наставники, следовавшие путем Божьих пророков и ставшие прекрасным примером для последующих поколений. Безусловно, этот путь освещается знаниями, которые мусульмане унаследовали от пророков Аллаха, плеяда которых увенчалась самым лучшим и самым благородным из них – пророком Мухаммадом, e.
Мы уже не раз отмечали, что Коран является самым славным из религиозных знаний, и если Аллах одарил раба способностью изучить Коран или хотя бы часть его, то этот раб обязан достойным образом оценить оказанную ему милость, как это делали Божьи пророки и посланники. Всевышний сказал: «Мы даровали знание Давуду (Давиду) и Сулейману (Соломону), и они сказали: «Хвала Аллаху, который предпочел нас многим из Своих верующих рабов».[1127]
В достоверном хадисе сообщается, что пророк, e, сказал: «Кому Аллах желает добра, того он делает сведущим в делах религии».[1128] Поэтому каждый мусульманин должен стремиться взять как можно больше из того, чем одарил нас Наищедрейший Властелин, руководствуясь словами из Корана: «Посему возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных».[1129]
Заключение
В этой книге я постарался осветить некоторые из вопросов, которые чаще всего возникают у людей, желающих ознакомиться со священным писанием мусульман. Оно подобно яркому светочу, который днем и ночью освещает людям путь, ведущий к Аллаху. Для того чтобы пройти этим путем, люди должны понять смысл Корана и покориться ему душой и телом. И хотя коранические откровения просты, а истины – очевидны, понять их удается далеко не каждому. Еще меньше находится тех, кто, поняв суть Корана, подчиняется воле Господа и исполняет заповеди Его писания. А ведь именно оно в Судный день будет свидетельствовать в пользу одних рабов, которые окажутся счастливыми обитателями Рая, и обвинять в неверии других, которым будут уготованы мучительные страдания в Преисподней. И поэтому каждый человек, уверовавший в Аллаха и Последнюю жизнь, должен встать на путь к Корану и пройти этим путем, выбравшись из мрака невежества и обольщения к свету знания и истины. Этот тернистый путь заканчивается там, где начинается абсолютное повиновение Слову Божьему, где господствует Закон Божий, где царят справедливость и милосердие. Именно это удивительное царство возникает в душе тех, кто уверовал в высшую истину, чья жизнь украшена откровениями из-за семи небес, кто предпочел правду лжи, добро – злу, а прямую стезю – заблуждению.
Каждый благоразумный человек должен прийти к Корану, чтобы чудесные аяты осветили его слова и поступки, чтобы в его душе расцвел сад любви и покорности. Однако достигает этой цели только тот, кто выполняет коранические заповеди. Если же человек не придерживается их, то он не может называться верующим. Ему нет места в обители Божьей милости, а в его сердце нет места Корану.
Я же прошу Всевышнего и Всеблагого Аллаха посредством Его прекрасных имен и совершенных качеств помочь каждому, кто любит истину и добро, увидеть свет Его мудрого писания и встать на путь, ведущий к нему! Я прошу Его, Милостивого и Снисходительного, сделать этот труд искренним и полезным для всех, кто уверовал в Аллаха и Последнюю жизнь!
Я сделал все возможное для того, чтобы на страницах этой книги не отступать от истины и достоверного знания. Если я сказал правду, то это произошло по милости моего Господа, если же я допустил ошибку, то виной этому были сатана и я сам.
И в заключение еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Библиография
На русском языке:
1. «200 вопросов по вероучению Ислама», Хафиз б. Ахмад аль-Хаками, перевод с арабского В. Нирша, Москва, Благотворительный Фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 1-ое издание, 2000 г.
2. «Библия и Коран», А. Али-заде, Баку, издательство «Абилов, Зейнало и сыновья», 1-ое издание, 2002 г.
3. «Библия, Коран и наука», Морис Бюкай, перевод с английского Т. В. Гончаровой, Киев, издательство «Ансар Фаундейшн», 2001 г.
4. «Библия», канонические книги Священного Писания в русском переводе, Москва, «Российское Библейское Общество», 1994 г.
5. «Булуг аль-Марам. Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», Ибн Хаджар аль-Аскалани, перевод с арабского и комментарии Кулиева Э. Р., Баку, «Абилов, Зейналов и сыновья», 1-ое издание, 2002 г.
6. «Жизнеописание Пророка Мухаммада», Ибн Хишам, перевод с арабского Н. А. Гайнуллин, Москва, издательский дом «Умма», 2002 г.
7. «Жизнь пророка», С.-Р. аль-Мубаракфури, перевод с арабского В. Нирша, Москва, Благотворительный Фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2002 г.
8. «Знамения в небесах и на земле для людей размышляющих», Харун Яхья, Стамбул, издательство «Культура», 2-ое издание, 2002 г.
9. «Значение и смысл Корана», Аль-Манси и аль-Афифи, издательство «SKD», Мюнхен, 1999 г.
10. «Ислам и мир», Абу аль-Хасан ан-Надави, Каир, издательство «аз-Захра», 1-ое издание, 1994 г.
11. «Ислам на территории бывшей Российской империи», С. М. Прозоров, Москва, «Восточная литература», 1-ый выпуск, 1998 г.
12. «Ислам. Энциклопедический словарь», Г. В. Милославский и др., Москва, «Наука», 1991.
13. «Ислам. Энциклопедический словарь», Г. В. Милославский и др., Москва, «Наука», 1991 г.
14. «Коран и современная наука. Сравнительное исследование», К. Мур и др., Минск, издательство «Белорусский Дом печати», 1994 г.
15. «Коран указывает путь науке», Харун Яхья, Москва, издательский дом «Ансар», 1-ое издание, 2002 г.
16. «Коран. Перевод с арабского и комментарии», М.-Н. О. Османов, Гум, издательство «Ansarian Publications», 1992 г.
17. «Коран. Перевод с арабского языка, комментарии и примечания», Д. Н. Богуславский, Стамбул, издательство «Чагры Йайынлары», 1-ое издание, 2000 г.
18. «Коран. Перевод с арабского языка», Г. С. Саблуков, Каир, издательство «аз-Захра», 1993 г.
19. «Коран. Перевод с арабского», И. Ю. Крачковский, Москва, ИКПА, 1990 г.
20. «Коран. Перевод смыслов и комментарии», В. Порохова, Тегеран, издательство «International Publishing Co.», 1-ое издание, 1417 г.х.
21. «Краткое иллюстрированное руководство к познанию Ислама», И. А. Ибрахим, перевод с английского Э. Р. Кулиев, Баку, издательство «Озан», 1-ое издание, 2000 г.
22. «Личность мусульманина», Мухаммад Али аль-Хашими, перевод с арабского В. Нирша, Москва, Благотворительный Фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 4-ое издание, 2001 г.
23. «Места слияния и разъединения морей, описанные в священном Коране», Абд аль-Маджид аз-Зиндани, Каир, издательство «аз-Захра», 1994 г.
24. «Мудрость и логика призыва пророков к Аллаху», Р. Х. Аль-Мадхали, перевод с арабского Э. Р. Кулиев, Москва, издательский дом «Бадр», 2000 г.
25. «Мусульмане в СССР», А. Бенингсен, Казань, «Иман», 1999 г.
26. «Некоторые проекты научных исследований по методам лечения, почерпнутым из священного Корана и Сунны Пророка», составлена Комиссией по научным знакам в Коране и Сунне, Каир, издательство «аз-Захра», 1994 г.
27. «Образная система арабской классической литературы (VI – XII вв.)», Б. Я. Шидфар, Москва, Главная редакия восточной литературы, 1974 г.
28. «Погибшие народы», Харун Яхья, Стамбул, издательство «Культура», 2-ое издание, 2002 г.
29. «Пособие по терминологии хадисов», Махмуд Таххан, перевод с арабского В. Нирша, Москва, Благотворительный Фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 1-ое издание, 2002 г.
30. «Предведения священного Корана относительно описания кучевых и дождевых облаков», Мухаммад Айман Абдуллах и др., Каир, издательство «аз-Захра», 1995 г.
31. «Пророчества о приближении Конца света», Э. Р. Кулиев, Баку, 2001 г.
32. «Сады праведных», Йахйа б. Шараф ан-Навави, перевод с арабского В. Нирша, Москва, «Бадр», 1-ое издание, 2002 г.
33. «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), перевод с арабского В. Нирша, в 2-х томах, Москва, Благотворительный Фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 1-ое издание, 2002 г.
34. «Священный Коран. Смысловой перевод с комментариями Абдуррахмана Саади», перевод с арабского Кулиева Э. Р., в 3-х томах, Москва, «Бадр», 1-ое издание, 1999 г. (1-ый и 2-ой тома), 2000 г. (3-ий том).
35. «Словарь русского языка», С. И. Ожегов, Москва, «Русский язык», 1988 г.
36. «Смысловой перевод суры «аль-Фатиха» и 30-й части Корана с комментариями из толкования имама аш-Шаукани», перевод с арабского Кулиева Э. Р., Баку, издательство «Абилов, Зейналов и сыновья», 2002 г.
37. «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», Джалал ад-Дин ас-Суйути, перевод и комментарии Д. В. Фролова, Москва, «Муравей», 1-ое издание, 2001 г.
38. «Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана», Джалал ад-Дин ас-Суйути, перевод и комментарии Д. В. Фролова, Москва, «Муравей», 1-ое издание, 2000 г.
39. «Толковый словарь живого великорусского языка», В. Даль, в 4-х томах, Москва, «Русский язык», 1980 г.
40. «Чудеса Корана», Харун Яхья, Стамбул, издательство «Культура», 1-ое издание, 2002 г.
На арабском языке:
1. «Аль-Куран аль-Карим».
2. «Аджаиб Улум аль-Куран», Ибн аль-Джаузи, проверка и комментарии к хадисам доктора Абд аль-Фаттаха Ашура, аз-Захра, Каир, 1415 г.х.
3. «Акидат Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа фи ас-Сахаба аль-Кирам», Насир б. Али Аид Хасан аш-Шейх, в 3-х томах, Мактабат ар-Рушд, Эр-Рияд, 2-ое издание, 1415 г.х.
4. «Аль-Адаб аш-Шаръийа», Мухаммад б. Муфлих аль-Макдиси, в 2-х томах, Ихйа ат-Турас аль-Ислами, Эль-Кувейт, 1-ое издание, 1418 г.х.
5. «Аль-Акида ас-Сахиха ва Навакид аль-Ислам», Абд аль-Азиз б. Абдуллах б. Баз, Дар Ибн Хузейма, 1-ое издание, 1416 г.х.
6. «Аль-Алфаз аль-Исламиййа ва Асалиб Муаладжатиха фи ан-Нусус аль-Мутарджама», Махмуд б. Исмаил Салих, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1423 г.х.
7. «Аль-Ахта аль-Акадиййа фи Тарджумат Маани аль-Куран аль-Карим иля аль-Луга ар-Русиййа», Эльмир Кулиев, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1423 г.х.
8. «Аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», ас-Сейид Абд аль-Азиз аль-Адави, Ихйа ат-Турас аль-Ислами, Эль-Кувейт, 1-ое издание, 1420 г.х.
9. «Аль-Василя ли Хифз аль-Куран аль-Карим», Абд ар-Рахман б. Мухаммад б. Маллух, Дар аль-Василя, Джидда, 1-ое издание, 1421 г.х.
10. «Аль-Ибана ан Усуль ад-Дийана», Али б. Исмаил аль-Ашари, Мактабат аль-Муаййад, Эр-Рияд, 4-ое издание, 1413 г.х.
11. «Аль-Муватта», Малик б. Анас, в 2-х томах, Ихйа ат-Турас аль-Ислами, Эль-Кувейт, 1-ое издание, 1419 г.х.
12. «Аль-Муджам аль-Васит», Ибрахим Унейс, Абд аль-Халим Мунтасир и другие, в 2-х томах, Дар аль-Фикр, 2-ое издание, д.н.
13. «ан-Нихайа фи Гариб аль-Хадис ва аль-Асар», Мадж ад-Дин Ибн аль-Асир, в 5-и томах, Дар аль-Фикр, д.н.
14. «Ашрат ас-Саа», Йусуф б. Абдуллах аль-Вабил, Дар Ибн аль-Джаузи, 12-ое издание, 1420 г.х.
15. «Аш-Шарх аль-Мумти аля Зад аль-Мустакна», Мухаммад б. Салих аль-Усеймин, в 8-и томах, Муассасат Асам, Эр-Рияд, 4-ое издание, 1416 г.х.
16. «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам», Ибн Хаджар аль-Аскалани, с комментариями Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфаури, Дар аль-Арфан, Эль-Кувейт, 2-ое издание, 1416 г.х.
17. «Вазаиф Рамадан», Зейн ад-Дин Абд ар-Рахман б. Раджаб аль-Ханбали, 6-ое издание, 1408 г.х.
18. «Дирасат фи ан-Накд аль-Адаби», Рашид аль-Абиди, Матбаат аль-Маариф, Багдад, 1-ое издание, 1968-1969 гг.
19. «Зад аль-Маад», Ибн Каййим аль-Джаузийа, в 5-и томах, Муассасат ар-Рисаля, Бейрут, 29-ое издание, 1416 г.х.
20. «Зубдат ат-Тафсир мин Фатх аль-Кадир», Мухаммад Сулейман аль-Ашкар, Эль-Кувейт, 2-ое издание, 1408 г.х.
21. «Кейфа Йаджибу алейна ан Нуфассира аль-Куран аль-Карим», Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, аль-Мактаба аль-Исламиййа, Амман, 1-ое издание, 1421 г.х.
22. «Китаб Усуль аль-Иман», составлен группой богословов, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1421 г.х.
23. «Лисан аль-Араб», Ибн Манзур, в 18-и томах, Дар Ихйа ат-Турас аль-Араби, Муассасат ат-Тарих аль-Араби, Бейрут, 3-е издание, 1419 г.х.
24. «Манахидж аль-Мусташрикин фи Тарджамат маани аль-Куран аль-Карим», Абд ар-Ради б. Мухаммад Абд аль-Мухсин, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1423 г.х.
25. «Мин Расаил ад-Дава ас-Салафийа», сборник трудов Ибн Усеймина и аль-Фаузана, Ихйа ат-Турас аль-Ислами, Эль-Кувейт, 1-ое издание, 1418 г.х.
26. «Мукаддимат фи Усуль ат-Тафсир», Ибн Теймиййа Ахмад б. Абд аль-Халим, Дар ас-Сахаба ли ат-Турас, 1-ое издание,
27. «Мулахазат аля Тарджамат Маани аль-Куран аль-Карим ли аль-Мусташрик Жак Берк», Хасан б. Идрис Аззузи, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1423 г.х.
28. «Нейл аль-Аутар Шарх Мунтака аль-Ахбар», Мухаммад б. Али аш-Шаукани, в 8-и томах, Дар аль-Хейр, 2-ое издание, 1418 г.х.
29. «Рийад ас-Салихин», Йахйа б. Мушриф ан-Навави, Дар аль-Арфан, Эль-Кувейт, 2-ое издание, 1416 г.х.
30. «Сахих аль-Джами ас-Сагир ва Зийадатух», Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, в 2-х томах, аль-Мактаб аль-Ислами, 3-е издание, 1408 г.х.
31. «Сахих аль-Калим ат-Тайиб», Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, Дар аль-Бир, Дубай, 8-ое издание, 1407 г.х.
32. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха», Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, в 7-и книгах, Мактабат аль-Маариф, Эр-Рияд, 1-ое издание, 1417 г.х.
33. «Субуль ас-Салам Шарх Булуг аль-Марам», Мухаммад б. Исмаил ас-Санани, в 2-х томах, Ихйа ат-Турас аль-Ислами, Эль-Кувейт, 1-ое издание, 1418 г.х.
34. «Сувар мин Хайат ас-Сахаба», Абд ар-Рахман Рафаат аль-Баша, Дар аль-Адаб аль-Ислами, Каир, 1-ое издание, 1418 г.х.
35. «Тайсир аль-Али аль-Кадир», Мухаммад Насиб ар-Рифаи, в 4-х томах, Мактабат аль-Маариф, Эр-Рияд, 1410 г.х.
36. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи Тафсир Калам аль-Маннан», Абд ар-Рахман б. Насир ас-Саади, Муассасат ар-Рисала, Бейрут, 6-ое издание, 1417 г.х.
37. «Тарджамат аль-Куран аль-Карим: Хакикатуха ва Хукмуха», Али б. Сулейман аль-Убейд, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1423 г.х.
38. «Тарджамат Маани аль-Куран аль-Карим бейна Назариййатейн: ад-Далалиййа ва ат-Тадавулиййа», Абд ар-Рахман аль-Маджхуд, Мухаммад аль-Баталь, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1423 г.х.
39. «Тарджамат Маани аль-Куран аль-Карим», Саид Исмаил Сини, Матбаат ан-Нарджас, 1-ое издание, 1422 г.х.
40. «Тарих аль-Адаб аль-Араби. Аль-Аср аль-Ислами», Шауки ад-Дейф, Дар аль-Маариф, Каир, 7-ое издание, д.н.
41. «Тарих аль-Араб аль-Адаби», Р. Николсон, перевод на арабский С. А. Хулуси, Матбаат аль-Маариф, Багдад, 1970 г.
42. «Тарих Татаввур Тарджамат Маани аль-Куран аль-Карим иля аль-Луга ар-Русиййа», Саид Камилев, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1423 г.х.
43. «Тафсир аль-Куран аль-Азым», Исмаил б. Касир, в 4-х томах, Дар аль-Арфан, Эль-Кувейт, 2-ое издание, 1416 г.х.
44. «Фатх аль-Бари би Шарх Сахих аль-Бухари», Ибн Хаджар аль-Аскалани, в 15-и томах, Дар ар-Райан ли ат-Турас, Каир, 1-ое издание, 1407 г.х.
45. «Фатх аль-Маджид Шарх Китаб ат-Таухид», Абд ар-Рахман б. Хасан ан-Наджди, проверка и комментарии к хадисам шейха Абд аль-Кадира аль-Арнаута, Дар аль-Муайад, 4-ое издание, 1417 г.х.
46. «Фикх ас-Сунна», Ас-Сейид Сабик, в 3-х томах, Дар аль-Джейл, Бейрут, 1416 г.х.
47. «Фирак Муасира Тантасибу иля аль-Ислам», Галиб б. Али Иваджи, в 2-х томах, Дар Лейна, 4-ое издание, 1420 г.х.
48. «Хауля Тарджамат Маани аль-куран аль-Карим иля аль-Луга ар-Русиййа», Абд ар-Рахман Ита, Муджамма аль-Малик Фахд ли Тибаат аль-Мусхаф аш-Шариф, Медина, 1423 г.х.
49. «Шарх аль-Акида аль-Васитийа», Мухаммад б. Салих аль-Усеймин, в 2-х томах, Дар Ибн аль-Джаузи, 4-ое издание, 1417 г.х.
50. «Шарх аль-Акида аль-Васитийа», Мухаммад Халил Харрас, Мактабат аль-Илм, Египет, д.н.
51. «Шарх аль-Акида аль-Васитийа», Салих б. Фаузан аль-Фаузан, Мактабат аль-Маариф, Эр-Рияд, 6-ое издание, 1413 г.х.
52. «Шарх Асма Аллах аль-Хусна фи Дау аль-Китаб ва ас-Сунна», Саид б. Али аль-Кахтани, Муассасат аль-Джариси, 5-ое издание, 1418 г.х.
53. «Шарх ас-Сунна», Аль-Хусейн б. Масуд аль-Багави, проверка и комментарии к хадисам шейха Абд аль-Кадира аль-Арнаута, в 16-и томах, аль-Мактаб аль-Ислами, Бейрут, 2-ое издание, 1403 г.х.
54. «Шарх Сахих Муслим», Йахйа б. Мушриф ан-Навави, в 9-и томах, Дар Аби Хаййан, 1-ое издание, 1415 г.х.
На английском языке:
1. «An Introduction to the Sciences of the Qur’an», Ahmad von Denffer, Islamic Foundation, Leicester, 3rd edition, 1989.
2. «Way to the Qur’an», Khurram Murad, International Islamic Publishing House, Jaddah.
3. “Interpretation of the Meanings of the Noble Qur’an in the English Language”, translated by Dr. Muhammad Muhsin Khan & Dr. Muhammad Taqi-ud-Din Al-Hilali, Dar-us-Salam Publication, Riyadh, 1996.
4. “Summarised Sahih Al-Bukhari”, translated by Dr. Muhammad Muhsin Khan, supervised by Abdul Malik Mujahid, Dar-us-Salam Publication, Riyadh, 1996.
5. “Attainment of the Objective according to Evidence of the Ordinances”, Al-Hafiz Ibn Hajar Al-Asqalani, supervised by Abdul Malik Mujahid, Dar-us-Salam Publication, Riyadh, 1996.
6. “The Paradise of the Pious”, Yahya bin Sharaf An-Nawawi, rendered by Dr. Mahmoud Matraji, corrected and revised by F. Amira Zrein Matraji, Dar El-Fiker, Beirut.
На азербайджанском языке:
1. «Dinin Яsaslarы», Р. Ялийев, Бакы, «Ябилов, Зейналов вя оьуллары», 2001.
2. «Гур‘ани-Кярим», яряб дилиндян тяръцмя едянляр Мяммядщясян Гяни оьлу, Тарийел Билал оьлу, Бакы, «Эюйтцрк», 2000.
3. «Гур‘ани-Кярим», яряб дилиндян тяръцмя едянляр З. М. Бцнйадов, В. М. Мяммядялийев, Кийев, «Полиграфкнига».
4. «Ислам», Р. Ялийев, Бакы, «Ябилов, Зейналов вя оьуллары», 1-ъи няшр, 2000.
5. «Ислам мядяниййятиндя елм», Щаъы Сабир Щясянли, Бакы, «Елм вя щяйат» няшриййаты, 1998.
На турецком языке:
1. «El-Itkan Fi Ulumil Kuran. Kuran Ilimleri Ansiklopedisi», Imam Celaleddin es-Suyuti, tercume edenler Dr. Sakip Yildiz, Dr. Huseyin Avni Celik, Hikmet Nesriyat, Istanbul, 1987.
2. «Kutub-i Sitte muhtasari» (tercume ve serhi), Prof. Dr. Ibrahim Canan, 18 cilt, Akcag, Ankara, 1995.
[1] Сура «аль-Анам», аят 92.
[2] Сура «аш-Шуара», аяты 192-194.
[3] Сура «аль-Бакара», аят 185.
[4] Сура «ан-Нахль», аят 89.
[5] Сура «аль-Анам», аят 38.
[6] Сура «Фуссылат», аяты 41-42.
[7] Сура «аль-Исра», аят 81.
[8] Сура «Йусуф», аят 2.
[9] Сура «ат-Тарик», аяты 13-14.
[10] Сура «аш-Шура», аят 52.
[11] Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 708.
[12] Сура «аль-Араф», аят 52.
[13] Сура «Йунус», аят 57.
[14] Сура «аль-Бакара», аят 2.
[15] Сура «аль-Бакара», аят 26.
[16] Сура «аль-Исра», аят 82.
[17] Сура «аль-Анам», аят 155.
[18] Сура «ан-Ниса», аят 174.
[19] Сура «ан-Ниса», аят 165.
[20] Сура «аль-Маида», аяты 15-16.
[21] Сура «Ибрахим», аят 1.
[22] Сура «ан-Ниса», аят 87.
[23] Сура «ан-Ниса», аят 82.
[24] Сура «аль-Ахзаб», аят 72.
[25] Сура «аль-Хашр», аят 21.
[26] Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 93.
[27] Сура «аль-Бакара», аят 285.
[28] Сура «аль-Бакара», аят 177.
[29] Сура «аль-Бакара», аят 136.
[30] Сура «аль-Касас», аят 43.
[31] Сура «аль-Араф», аят 145.
[32] Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Адам и Муса поспорили. Муса сказал: «Адам, Аллах сотворил тебя Своей Рукой, вдохнул в тебя из духа Своего, велел ангелам преклониться перед тобой и поселил тебя в раю, а ты совершил грех и вывел людей оттуда, сделав их несчастными». Адам же ответил: «О Муса, Аллах избрал тебя, почтил тебя Своим посланием и беседой с тобой и ниспослал тебе Таурат. Неужели ты упрекаешь меня за поступок, который Аллах предопределил мне до того, как Он сотворил меня?!» Так Адам одолел своими доводами Мусу». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (184).
[33] Сура «аль-Маида», аят 45.
[34] Сура «аль-Маида», аят 44.
[35] Сура «аль-Анам», аят 91.
[36] Сура «аль-Бакара», аят 75.
[37] «Китаб Усуль аль-Иман», стр. 140.
[38] Сура «аль-Маида», аят 46.
[39] Сура «аль-Имран», аят 50.
[40] Сура «аль-Маида», аяты 14-15.
[41] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 2, стр. 48.
[42] Сура «аль-Араф», аяты 156-157.
[43] Сура «ас-Сафф», аят 6.
[44] Сура «аль-Фатх», аят 29.
[45] Второзаконие, 18: 18-19.
[46] Иоанн, 14:15-16.
[47] Сура «ан-Ниса», аят 163.
[48] «Китаб Усуль аль-Иман», стр. 135.
[49] Сура «аль-Анбийа», аят 105.
[50] Сура «ан-Наджм», аяты 36-41.
[51] Сура «аль-Аля», аяты 14-19.
[52] Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 1699.
[53] Сура «аль-Маида», аят 48.
[54] Сура «аль-Фуркан», аят 1.
[55] Сура «аль-Маида», аят 49.
[56] Этот хадис передали Ахмад, аль-Баззар и аль-Бейхаки, и он является хорошим благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. «Китаб Усуль аль-Иман», стр. 137.
[57] Сура «аль-Анам», аят 19.
[58] Сура «ан-Ниса», аят 105.
[59] Сура «Аль Имран», аят 85.
[60] Этот хадис передал Ибн Манда в книге «ат-Таухид», и цепочка его рассказчиков достоверна. См. Аль-Албани, «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (157).
[61] Сура «аль-Араф», аят 157.
[62] Сура «аль-Хиджр», аят 9.
[63] Сура «Фуссылат», аят 42.
[64] Сура «аль-Кийама», аяты 17-19.
[65] Сура «аль-Исра», аят 88.
[66] Сура «ан-Нахль», аят 89.
[67] «Китаб Усуль аль-Иман», стр. 147.
[68] Сура «аль-Камар», аят 17.
[69] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 4, стр. 336.
[70] Сура «аш-Шура», аят 13.
[71] Этот хадис передали ат-Табарани и аль-Бейхаки. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (1059).
[72] Этот хадис передал Муслим. См. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 151.
[73] Сура «Худ», аят 120.
[74] Сура «Та ха», аят 99.
[75] Сура «Худ», аят 100.
[76] Сура «Аль Имран», аяты 3-4.
[77] Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 162.
[78] Сура «аль-Араф», аят 144-145.
[79] Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 164.
[80] Сура «аль-Исра», аят 106.
[81] Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 419.
[82] Сура «аль-Фуркан», аят 32.
[83] Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 530-531.
[84] Сура «аль-Бакара», аят 185.
[85] Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 21.
[86] Сура «аль-Фуркан», аят 1.
[87] Сура «аль-Анфаль», аят 41.
[88] Сура «аль-Кахф», аят 1.
[89] Сура «аль-Хиджр», аят 1.
[90] Сура «аз-Зухруф», аят 44.
[91] Сура «аш-Шуара», аят 192.
[92] Аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 25.
[93] Сура «ат-Тауба», аят 6.
[94] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азим», т. 2, стр. 444.
[95] Сура «аль-Кахф», аят 27.
[96] Сура «аль-Муддассир», аят 25.
[97] Ибн Абу аль-Изз, «Шарх аль-Акида ат-Тахавийа», стр. 168.
[98] Представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 гг.х. Они получили такое название в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри в Басре его учеников Василя б. Ата и Амра б. Убейда. Воззрения этой школы окончательно сформировал Абу аль-Хузейл аль-Аллаф.
[99] Последователи школы, разделявшей воззрения Джахма б. Сафвана.
[100] Последователи школы, эпонимом которой был Абдуллах б. Саид б. Килаб.
[101] Представители еще одного направления в каламе, возникшего в III веке после хиджры. Эпонимом этой школы был Абу аль-Хасан аль-Ашари, который впоследствии отказался от собственных ошибочных взглядов и стал исповедовать воззрения праведных приверженцев Сунны.
[102] Основатель и эпоним одного из крупнейших направлений в каламе, возникшего в III веке после хиджры. Будучи современником имама аль-Ашари, он делал все возможное для опровержения мутазилитсткой ереси. Большая часть его вероубеждений совпадала с воззрениями имама Абу Ханифы ан-Нумана б. Сабита, хотя по некоторым вопросам он расходился с ним во мнениях.
[103] Последователи школы, эпонимом которой был Абу Абдуллах Мухаммад б. Каррам.
[104] Ибн Абу аль-Изз, «Шарх аль-Акида ат-Тахавийа», стр. 168-169.
[105] Ибн аль-Джаузи, «Аджаиб Улум аль-Куран», стр. 52.
[106] Аль-Ашари, «аль-Ибана ан Усуль ад-Дийана», стр. 90-91.
[107] Сура «ан-Ниса», аят 87.
[108] Сура «ан-Ниса», аят 164.
[109] Сура «Марьям», аят 52.
[110] Аль-Албани, «Сахих аль-Калим ат-Таййиб», стр. 81-82.
[111] Иваджи, «Фирак аль-Муасыра», т. 2, стр. 990.
[112] Сура «ар-Рум», аят 25.
[113] Сура «аль-Араф», аят 54
[114] Сура «аль-Бакара», аят 98.
[115] Сура «аль-Араф», аят 54
[116] Сура «ар-Рум», аят 4.
[117] Сура «ан-Нахль», аят 40.
[118] Сура «аль-Кахф», аят 109.
[119] Сура «Та ха», аят 14.
[120] Сура «ас-Саджда», аят 13.
[121] Сура «аль-Муддассир», аят 25.
[122] Сура «аль-Анбийа», аяты 62-63.
[123] Абд б. Хамид, Абу Йала, аль-Бейхаки в книге «аль-Баас ва ан-Нушур», а также ат-Табарани в книге «аль-Мутаввалат» передали длинный хадис о роге Исрафила, рассказанный Абу Хурейрой, в котором сообщается, что после первого дуновения в рог все живые твари умрут, и не останется никого, кроме Великого и Могучего Аллаха. Тогда Он скажет: «Я – Могучий Владыка! Я – Могучий Владыка! Я – Могучий Владыка!» Затем Он громко скажет: «Кому же принадлежит власть сегодня?» Никто не ответит Ему, и тогда Он скажет: «Аллаху, Единственному, Могущественному». См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 450; Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 4, стр. 95. Передают также, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «В День воскресения всевышний и всеблагой Аллах возьмет рукой землю и свернет небеса своей десницей, а затем скажет: «Я есть Царь! Где же земные правители?» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 8, стр. 701.
[124] Сура «Гафир», аят 16.
[125] Сура «ан-Ниса», аят 164.
[126] Сура «аль-Ихлас», аяты 1-4.
[127] Сура «ар-Рахман», аят 78.
[128] Сура «ар-Рахман», аят 27.
[129] Сура «Аль Имран», аят 18.
[130] Сура «аль-Аля», аяты 1-2.
[131] Сура «аль-Джинн», аят 3.
[132] Сура «аш-Шура», аят 51.
[133] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Некая иудейка угостила пророка отравленным бараном. Он отведал его, а затем к нему привелу эту иудейку. Люди спросили его: «Не казнить ли нам ее?» Он ответил: «Нет». А следы яда так и не сошли с язычка пророка». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 7, стр. 433.
[134] Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды волк подкрался к пастуху и схватил одну овцу. Пастух напал на него и вырвал овцу из его пасти. Волк поднялся на холм, сел, поджал хвост и сказал: «Я лишь пытался найти пропитание, которое создал для меня Великий и Могучий Аллах, а ты отнял его у меня». Пастух сказал: «Клянусь Аллахом! Я никогда прежде не видел волка, который умеет разговаривать». Волк сказал: «А вот я удивляюсь человеку, который живет среди тех пальм, что расположены между двумя Хиррами, и рассказывает вам о том, что уже произошло и что произойдет после вас». Этот пастух был иудеем. Он пришел к пророку и поведал ему о случившемся. Пророк подтвердил правдивость его слов и сказал: «Это – один из признаков Судного дня. Близок тот час, когда человек будет выходить из дома, а по возвращении его обувь и кнут будут рассказывать ему о том, что делали члены его семьи в его отсутствие». Этот хадис передал Ахмад, и Ахмад Шакир назвал хадис достоверным. См. аль-Вабиль, «Ашрат ас-Саа», стр. 206-207.
Передают также, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Некий мужчина погонял навьюченную корову, и она повернулась к нему и сказала: «Я не сотворена для этого. Я создана для вспахивания земли». Удивленные и напуганные люди воскликнули: «Пречист Аллах!» Посланник Аллаха сказал: «Я верю в это, и Абу Бакр с Умаром тоже верят в это». Затем Абу Хурейра поведал, что посланник Аллаха сказал: «Некий пастух находился рядом со своими овцами, и озлобленный волк схватил одну из овец. Пастух бросился за ним и отнял у него овцу. Тогда волк повернулся к нему и сказал: «Кто будет заботиться о ней в день хищников? В этот день не будет у нее другого пастуха, кроме меня». Люди воскликнули: «Пречист Аллах!» Посланник Аллаха сказал: «Я верю в это, и Абу Бакр с Умаром также верят в это». Абу Салама сказал: «В тот день их не было среди людей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 8, стр. 164.
[135] Сура «Та ха», аят 14.
[136] Сура «Фуссылат», аят 11.
[137] Сура «Сад», аят 78.
[138] Сура «Сад», аят 78.
[139] Сура «аль-Фатиха», аяты 1-4.
[140] Сура «ан-Нахль», аят 40.
[141] Сура «аль-Бакара», аят 285.
[142] Сура «ан-Ниса», аяты 150-151.
[143] Сура «ан-Ниса», аят 152.
[144] Сура «аль-Бакара», аят 253.
[145] Сура «ан-Ниса», аят 163.
[146] Сура «аль-Анам», аяты 83-86.
[147] Об этом говорится в хадисе Абу Зарра, переданном аль-Бухари в книге «ат-Тарих аль-Кабир», Ахмадом, Абу Нуеймом и Ибн Хиббаном в книге «Хилйат аль-Аулийа». Ахмад, Ибн Касир и ат-Табарани передали этот же хадис через другую цепочку рассказчиков.
[148] Этот хадис передали ат-Табарани и Ибн Хиббан.
[149] Аль-Мадхали, «Мудрость и логика призыва пророков к Аллаху», стр. 33-34.
[150] Сура «Гафир», аят 78.
[151] Сура «ан-Нахль», аят 36.
[152] Сура «аль-Хадид», аят 25.
[153] Сура «аль-Маида», аят 48.
[154] Сура «Саба», аят 28.
[155] Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 1, стр. 464.
[156] Сура «аль-Ахзаб», аят 40.
[157] Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 8, стр. 56.
[158] Сура «аль-Анкабут», аят 51.
[159] Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 5.
[160] Сура «Аль Имран», аят 110.
[161] Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 2, стр. 97.
[162] Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 8, стр. 42.
[163] Сура «аль-Исра», аят 79.
[164] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 3, стр. 76.
[165] Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 6, стр. 448; Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 2, стр. 51-55.
[166] Этот хадис передали Ахмад, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, причем последний назвал его хорошим и достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (1468).
[167] Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд и ан-Насаи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 2, стр. 320-321.
[168] Сура «ан-Ниса», аят 48.
[169] Сура «ан-Нур», аят 63.
[170] Сура «ат-Тауба», аят 24.
[171] Сура «аль-Худжурат», аят 1.
[172] Сура «ан-Ниса», аят 65.
[173] Сура «аль-Ахзаб», аят 36.
[174] Сура «аль-Ахзаб», аят 21.
[175] Сура «ан-Ниса», аят 60.
[176] Сура «ан-Ниса», аят 80.
[177] Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 306.
[178] «Усуль аль-Иман», стр. 296.
[179] Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (6306).
[180] В первой редакции книги (М., 2003, 2006; Баку, 2003) сказано, что священные хадисы являются словами Аллаха по смыслу и содержанию. Это утверждение несправедливо, и мусульманские ученые разрешают передавать священные хадисы по смыслу, в отличие от Священного Корана, который обязательно цитировать в той форме, в которой он был ниспослан.
[181] Сура «ан-Наджм», аяты 3-4.
[182] Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 760.
[183] Сура «ан-Ниса», аят 113.
[184] Сура «ан-Нахль», аят 44.
[185] Сура «аль-Джумуа», аят 2.
[186] Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 1778; Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 799.
[187] Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2643).
[188] Ибн Маллух, «аль-Васила ли Хифз аль-Куран аль-Карим», стр. 58.
[189] Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2549).
[190] Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (5842).
[191] Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 29-30.
[192] Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 8, стр. 23.
[193] Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 8, стр. 27.
[194] Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 37.
[195] Этот хадис передал Абу Нуейм в книге «Хилйат аль-Аулийа», и цепочка его рассказчиков достоверна благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 77.
[196] Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 1, стр. 177-179.
[197] Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 78.
[198] Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 24.
[199] Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 169.
[200] Аль-Хаким назвал хадис дост<