Награда за чтение и изучение Корана
Чтение священного Корана на арабском языке является одним из самых славных обрядов поклонения, приближающих раба к его Господу. Всевышний приказал верующим читать Коран и сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас».[948]А в хадисе Абу Умамы сообщается, что Пророк Мухаммад, e, сказал: «Читайте Коран, потому что в День воскресения он придет и будет заступаться за своих. Читайте две цветущие суры – суры «аль-Бакара» и «Аль Имран», потому что в День воскресения они явятся, словно два облака или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за своих. Читайте суру «аль-Бакара», потому что в ней – благодать и изобилие, а без нее – печаль и досада, и колдунам не справиться с ней».[949]
Посланник Аллаха, e, сообщил о той великой награде, которая уготована верующим, которые часто читают коранические откровения. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что пророк, e, сказал: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква».[950]
Божий посланник, e, также разъяснил, что чтение Корана благотворно влияет как на душу, так и на внешний облик человека. Если понаблюдать за поведением и нравом того, кто неразлучен с Кораном, то они окажутся самыми примерными, а если бы нам удалось проникнуть в его душу, то она оказалась бы чистой и непорочной. Передают, что Абу Муса аль-Ашари рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Верующий, который читает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, приятному на вкус, но не обладающему запахом. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который не читает Коран, подобен колоквинту, горькому на вкус и пахнущему горечью».[951]
А славный сподвижник Абдуллах б. Масуд поведал нам о том, что если человек возлюбил Коран и часто читает его, то Аллах и Его посланник обязательно возлюбят его. Он сказал: «Кто хочет, чтобы его возлюбили Аллах и Его Посланник, пусть посмотрит, любит ли он Коран. И если он любит Коран, то он обязательно любит и Аллаха, и Его Посланника».[952]
В пречистой Сунне сообщается, что если верующий читает Коран искусно и правильно, соблюдая при этом все правила чтения, и выполняет коранические предписания на практике, то его место будет рядом с приближенными ангелами. Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, e, сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда».[953]
До нас дошли свидетельства того, что ангелы собираются на чтение Корана и слушают его. Всевышний сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях».[954]
А в достоверном хадисе сообщается, что Усейд б. Худайр рассказывал, что однажды ночью, когда он читал суру «аль-Бакара», а его лошадь была привязана рядом с ним, эта лошадь вдруг заволновалась и стала двигаться. Он смолк, и лошадь успокоилась. Потом он снова начал читать, и лошадь снова заволновалась, а когда он смолк, она успокоилась. Потом он снова принялся за чтение, и она опять пришла в волнение, и тогда он перестал читать. В это время его сын Йахйа находился недалеко от лошади, и он испугался, что она затопчет его. Он унес ребенка, а когда он поднял глаза к небу, то ничего не увидел. Наутро он рассказал обо всем пророку, e, и он сказал: «Читай, о Ибн Худайр! Читай, о Ибн Худайр!» Усейд сказал: «О посланник Аллаха! Я испугался, что она затопчет Йахйу, который находился рядом с ней, и поэтому я поднял голову и подошел к нему. А потом я поднял голову к небу и увидел там что-то вроде облака, в котором было нечто напоминавшее собой светильники, после чего это исчезло у меня из виду». Пророк, e, спросил: «Знаешь ли ты, что это было?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Это ангелы приблизились на звук твоего голоса, и если бы ты продолжил читать, то утром люди бы смогли увидеть их, и они не скрылись бы от них!»[955]
Абу Давуд передал другой хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк Мухаммад, e, сказал: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него».[956]
А в хадисе Абу Хурейры упоминается о том, что пророк, e, сказал: «Воистину, у Всевышнего и Всеблагого Аллаха есть достойные ангелы, которые странствуют по земле и ищут собрания, на которых поминают Аллаха. Когда же они находят собрание, на котором поминают Аллаха, то усаживаются там и охватывают друг друга своими крыльями, пока не заполняют все пространство между землей и ближайшим небом. Когда же они расходятся, они возносятся и поднимаются на небо. И спрашивает их Великий и Могучий Аллах, хотя ему прекрасно известно о них: «Откуда вы явились?» Они отвечают: «Вы пришли от Твоих рабов на земле, которые славят и возвеличивают Тебя, которые свидетельствуют о Твоем единстве, возносят Тебе хвалу и просят Тебя!» Аллах спрашивает: «И о чем же они просят Меня?» Ангелы отвечают: «Они просят у Тебя Твоего Рая!» Аллах спрашивает: «А разве они видели Мой Рай?» Они отвечают: «Нет, Господи!» Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они увидели Мой Рай?!» Ангелы говорят: «А еще они ищут у Тебя защиты!» Аллах спрашивает: «Защиты от чего?» Они отвечают: «От Твоего Огня, Господи!» Аллах спрашивает: «А разве они видели Мой Огонь?» Они отвечают: «Нет». Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они увидели Мой Огонь?!» Ангелы говорят: «А еще они молят Тебя о прощении». Аллах говорит: «Я уже простил их, и даровал им то, что они просили, и защитил их от того, от чего они просили защитить их!» Тогда ангелы говорят: «Господи! Среди них был человек, грешный раб, который проходил мимо и просто сел рядом с ними». Аллах же говорит: «Я и его простил, ведь они являются людьми, сидящий рядом с которыми не будет несчастен».[957]
Из достоверных хадисов также известно, что Всевышний Аллах разрешает мусульманам завидовать тем, кто обучен Корану и выполняет его предписания. Безусловно, речь идет о так называемой «белой зависти», когда человек не желает зла своему ближнему, а лишь хочет походить на того, кто сумел обрести великое благо и приблизиться к своему Великодушному Господу. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днем, а его сосед слышит его и говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он!» и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его должным образом, а какой-нибудь человек говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он!»[958]
Пророк Мухаммад, e, призывал правоверных заучивать Коран наизусть, размышлять над его значениями, постигать его смысл и руководствоваться его заповедями, поскольку выполнение этих повелений обеспечивает человеку величие как при жизни на земле, так и после смерти. В хадисе, переданном Муслимом и Ибн Маджой, сообщается, что Нафи б. Абд аль-Харис встретил Умара в Усфане. Умар назначил его губернатором Мекки. Он спросил его: «Кого ты назначил править жителями аль-Вади?» Умар ответил: «Ибн Абзу». Он спросил: «А кто такой Ибн Абза?» Он ответил: «Один из вольноотпущенников». Он спросил: «Ты назначил правителем вольнотпущенника?» Умар сказал: «Воистину, он знает писание Великого и Могучего Аллаха и прекрасно разбирается в распределении наследства». Затем Умар сказал: «А ведь ваш пророк, e, изрек: «Воистину, Аллах возвышает посредством этого писания одних людей и низвергает других».[959]
А повелитель правоверных Умар б. Абд аль-Азиз, которого многие историки называют пятым праведным халифом, писал своим наместникам: «Не назначайте на должности никого, кроме знатоков Корана». В ответном письме ему написали: «Мы назначили на должности знатоков Корана, но они предали оказанное им доверие». Тогда он написал им: «Назначайте на должности только знатоков Корана, и если в них не будет добра, то в остальных его тем более не будет».[960]
В другом хадисе сообщается, что чем больше коранических сур и аятов правоверный знает наизусть, тем выше будет его ступень в Раю. Передают, что Абдуллах б. Амр б. аль-Ас рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Тем, кто знает Коран наизусть, будет сказано: «Читай и поднимайся вверх! Читай его нараспев так, как ты читал в земном мире, и твое место будет там, где ты прочтешь последний аят».[961]
Знание Корана наизусть является одним из факторов, способствующих избавению от мучений в Преисподней. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что пророк, e, сказал: «Читайте Коран, потому что Всевышний Аллах не станет наказывать сердце, которое хранит в себе Коран. Воистину, этот Коран – угощение Аллаха, и кто попадает на него, тот оказывается в безопасности. И пусть возрадуется каждый, кто возлюбил Коран!»[962]
А в хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Тот, у кого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому».[963]
Рабы, знающие и читающие писание Аллаха, являются избранными и приближенными рабами Всемогущего Господа. В хадисе, переданном со слов Анаса б. Малика, сообщается, что Пророк, e, сказал: «Воистину, у Всевышнего Аллаха есть Свои люди – знатоки Корана. Они являются людьми Аллаха и Его особыми рабами».[964]
Всемилостивый Господь возвестил в ясном писании, что рабы, которые без устали читают Коран днем и ночью, по утрам и вечерам, которые руководствуются его предписаниями и остерегаются нарушать его запреты, непременно сполна получат заслуженное ими вознаграждение, которое будет многократно приумножено по милости Аллаха. Всевышний сказал: «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный».[965]
В то же время Всемогущий Творец предостерег каждого, кто пренебрегает Кораном и забывает об оказанной ему милости. Передают, что Абу Муса аль-Ашари рассказывал, что пророк, e, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа, он избавляется быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут».[966]
А в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Воистину, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в таком состоянии, то удержит их, но если он отпустит их, то они убегут».[967]
Об ответственности того, кто не проявляет должной заботы к писанию Аллаха, говорится во многих хадисах. Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис со слов Анаса б. Малика о том, что Пророк, e, сказал: «Мне были показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот, который совершил человек, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их».[968]
Правоверный не должен позволять себе такое, поскольку пренебрежение священным Кораном является характерной особенностью неверующих и невежественных людей. В священном Коране сообщается, что благородный посланник, e, сказал о своих неверующих соплеменниках: «Господи! Мой народ забросил этот Коран».[969]
Но если такое произошло, то мусульманин обязан вернуться на путь своего Господа и не говорить, что он позабыл Коран. Он должен проявлять почтение к Слову Аллаха и придерживаться этикета, которому обучал Его посланник, e. В хадисе Абдуллаха б. Масуда, сообщается, что Пророк, e, сказал: «Плохо будет, если кто-нибудь из вас скажет: «Я забыл такой-то и такой-то аят». Его заставили позабыть его! Продолжайте же заучивать Коран наизусть, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды».[970]
Эти и многие другие священные тексты побуждают правоверных изучать Коран и заучивать его наизусть. И хотя это предписание не является обязательным для каждого мусульманина, оно вменено в обязанность мусульманской общине в целом. Во все времена среди мусульман должно быть достаточно знатоков Корана для того, чтобы писание Аллаха никогда не покидало сердца верующих рабов и не могло быть искажено врагами Милостивого. И если необходимая часть мусульман занимается этим, то остальные освобождаются от этой ответственности. Но, несмотря на это, каждый мусульманин должен стремиться изучить писание Аллаха для того, чтобы лучше узнать Своего Господа и поближе приблизиться к Нему.
Пророк Мухаммад, e, неустанно обучал своих сподвижников Корану и разъяснял им новые и новые откровения, как только они ниспосылались. Тем самым он выполнял приказ Всевышнего: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания».[971]
Он призывал заучивать священный Коран наизусть и напоминал верующим о награде за это. Передают, что Укба б. Амир рассказывал, что однажды, когда они находились в ас-Суффе,[972] к ним вышел посланник Аллаха, e, и сказал: «Кому из вас хотелось бы отправиться утром в Бутхан или аль-Акик и привести оттуда двух верблюдиц с большими горбами, не совершив при этом греха и не обидев родственников?» Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, всем нам хочется этого». Он сказал: «Если кто-нибудь из вас утром придет в мечеть и изучит или прочтет два аята из писания Великого и Могучего Аллаха, то это будет для него лучше, чем две верблюдицы. Три аяты будут лучше трех верблюдиц, четыре аята будут лучше четырех верблюдиц, чем больше аятов, тем больше верблюдов».[973]
Этикет чтения Корана
Всевышний Аллах предписал правоверным читать священный Коран определенным способом, как его читал пророк Мухаммад, e. В священном Коране по этому поводу говорится: «И читай Коран размеренным чтением».[974]
Аллах велел читать Коран степенно, без спешки, размышляя над его смыслом, правильно выговаривая звуки и отчетливо произнося слова, дабы его можно было легче понять, усвоить и запомнить. Безусловно, достичь этой прекрасной цели можно только, соблюдая правила чтения Корана, которые называются «таджвид». Этим правилам сподвижники научились у Пророка, e, а затем они передали их последующим поколениям. Они дошли до нас в хадисах через множество путей, что не позволяет нам усомниться в их достоверности. А наряду с этими правилами мусульманские богословы определили общие предписания, которые следует соблюдать при чтении Корана. Эти предписания, которые также опираются на коранические аяты и достоверные хадисы, можно назвать этикетом чтения Корана.
1. Поскольку священный Коран является самым лучшим из поминаний Аллаха, и известно, что Пророку, e, не нравилось поминать Господа без омовения, читать Коран следует в состоянии ритуального очищения. Однако нам следует более подробно остановиться на некоторых вопросах.
Во-первых, богословы разошлись во мнениях относительно законности чтения Корана в состоянии полового осквернения и во время менструаций. Большинство богословов, в том числе имам аш-Шафии, считали, что в состоянии полового осквернения категорически запрещается читать коранические откровения, даже если они представляют собой всего один аят или часть аята. Абу Ханифа считал, что в состоянии полового осквернения разрешается произносить менее одного аята, потому что отрывок аята нельзя назвать Кораном. Некоторые богословы ханифитского толка считали, что разрешается произносить часть аята, если человек произносит эти слова без намерения читать Коран.
Передают, что Али рассказывал: «Пророк, e, обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения».[975] Передают, что Абу аль-Гариф аль-Хамадани рассказывал: «Однажды мы находились на открытой местности вместе с Али, и вдруг он направился на край поля. Клянусь Аллахом, я не знаю, он отправился помочиться или справить большую нужду. Затем он вернулся и попросил принести ему кружку воды. Затем он помыл кисти рук, сжал их в кулак и прочел немного из Корана. Затем он сказал: «Читайте Коран, если вы не находитесь в состоянии полового осквернения. Но если вы оказались в состоянии полового осквернения, то не читайте даже одной буквы из Корана».[976]
Имам аш-Шаукани и многие знатоки хадисов отмечали, что нет ни одного достоверного хадиса о том, что пророк Мухаммад, e, запрещал читать Коран в состоянии полового осквернения или во время менструации. Что же касается мнения Али, то известно, что не все сподвижники разделяли его. Аль-Бухари сообщил, что Ибн Аббас не считал предосудительным читать Коран в состоянии полового осквернения.[977] Это мнение усиливается хадисом Аиши о том, что посланник Аллаха, e, поминал Аллаха в любое время.[978] Этот хадис имеет самый широкий смысл и конкретизировать его можно только при наличии достоверных хадисов от имени Пророка, e. Ибн Хаджар сообщил, что аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир разрешали читать Коран в состоянии полового осквернения, опираясь на хадис Аиши. Однако ранее мы уже сказали, что лучше поминать Аллаха и читать Коран после очищения как от полового, так и от малого осквернений, ибо это свидетельствует о богобоязненности раба. Всевышний сказал: «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах».[979]
Во-вторых, читать Коран в состоянии малого осквернения также не запрещается, поскольку Пророк, e, поминал Аллаха в любом состоянии, хотя лучше так не поступать. Передают, что аль-Мухаджир б. Кунфуз рассказывал, что однажды он поприветствовал пророка, e, когда тот совершал омовение. Он не ответил на его приветствие до тех пор, пока не завершил омовение, и только после этого он поприветствовал его. А затем он сказал: «Я не стал отвечать на твое приветствие только потому, что не люблю поминать Аллаха без ритуального очищения».[980] В версии Абу Давуда сообщается, что в это время посланник Аллаха, e, мочился.[981]
В-третьих, между богословами существуют разногласия по поводу законности прикосновения к свитку Корана в состоянии полового осквернения. Передают, что Абдуллах б. Абу Бакр рассказывал, что в послании, которое посланник Аллаха, e, отправил Амру б. Хазму, было сказано: «Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых».[982]
Аш-Шаукани писал: «Этот хадис свидетельствует о том, что прикасаться к свитку Корана разрешается только чистым. Однако чистым можно назвать любого правоверного. Чистым также можно назвать того, кто очистился полового или малого осквернения. Чистым также можно назвать того, на чьем теле нет нечистот. В пользу первого толкования свидетельствует коранический аят: «Воистину, многобожники являются нечистыми».[983] Кроме того, Пророк Мухаммад, e, обращаясь к Абу Хурейре, сказал: «Правоверный не может быть нечистым». В пользу второго толкования свидетельствует следующее кораническое откровение: «А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то очиститесь».[984] В пользу третьего толкования свидетельствуют слова Пророка, e, сказанные о кожаных носках: «Не снимай их, потому что я надел их на чистую ногу». А в пользу четвертого толкования свидетельствует единое мнение людей, согласно которому все, что очищено от материальных или духовных нечистот, можно назвать чистым. Некоторые богословы считали, что необходимо руководствоваться всеми толкованиями одновременно. Однако по этому поводу существуют известные разногласия. Тем не менее, богословы единодушны в том, что к свиткам Корана нельзя прикасаться в состоянии полового осквернения. И только Давуд не разделял этого мнения. Богословы, которые запрещали прикасаться к свиткам Корана при половом осквернении опирались на следующее кораническое откровение: «Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные».[985] Однако этот довод можно считать убедительным только в том случае, если местоимение в последнем аяте относится к Корану. Однако совершенно очевидно, что оно относится к сокровенному писанию – Хранимой скрижали, поскольку это существительное ближе к местоимению. А это значит, что очищенными являются ангелы. И если мы признаем это толкование неочевидным, то предыдущее толкование окажется всего лишь предположением. Но даже в этом случае утверждения о том, что человек не может дотрагиваться до Корана в состоянии полового осквернения, являются необоснованными. Очищенным считается тот, кто не является нечистым. А известно, что правоверного нельзя называть нечистым, поскольку в хадисе говорится: «Правоверный не может быть нечистым». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Несправедливо утверждать, что очищенными являются только те, которые очистились от полового осквернения, или менструации, или малого осквернения, или нечистот. Напротив, очищенными считаются те, которые не являются многобожниками. Об этом свидетельствуют коранический аят «Воистину, многобожники являются нечистыми» и упомянутый выше хадис. Об этом также свидетельствует хадис, в котором запрещается брать в дорогу коранический свиток, если мусульманин отправляется во вражескую страну. Следовательно, правоверные всегда являются чистыми, и содержащийся в хадисе запрет не распространяется на них, даже если они находятся в состоянии полового или малого осквернения, страдают менструальным кровотечением или запачканы нечистотами. По словам великого богослова Мухаммада б. Ибрахима аль-Вазира обратные утверждения недопустимы ни в прямом, ни в переносном смысле и не подтверждаются канонами арабского языка. Кто-то может спросить: «Если чистыми являются все, кроме многобожников, то как вы объясните хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается о послании Пророка Мухаммад, e, правителю Византии Ираклию? В этом послании говорилось следующее: «От раба и Посланника Аллаха Мухаммада повелителю Рима Ираклию. Мир всем, кто следует верным путем! Я предлагаю тебе принять Ислам. Прими Ислам, и ты обретешь спасение, а Аллах дарует тебе двойное вознаграждение. Если же ты откажешься, то на тебя лягут и грехи твоих хлебопашцев». Далее в этом послании было упомянуто следующее откровение: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами».[986] Как объяснить это послание византийцам, которые были поражены нечистью многобожия и полового осквернения, если совершенно очевидно, что они дотрагивались до коранических аятов?» Я считаю, что это предписание касается одного-двух коранических аятов. Многобожникам позволительно прикасаться к такому количеству аятов, если из этого можно извлечь пользу, например, обратить этих многобожников в Ислам. Также можно сказать, что в этом послании коранические аяты были перемешаны с другими словами, и поэтому многобожникам было позволено прикасаться к ним. Это распространяется на толкования священного Корана, в которых не приводятся только аяты и хадисы. Из всего сказанного следует, что священные тексты однозначно запрещают прикасаться к кораническим свиткам только многобожникам. О разногласиях по поводу мусульман в состоянии полового осквернения мы уже упомянули. Похожие разногласия также существуют по поводу мусульман в состоянии малого осквернения. Ибн Аббас, аш-Шааби, ад-Даххак, Зейд б. Али, Давуд и некоторые другие богословы разрешали прикасаться к свитку Корана в состоянии малого осквернения. Имам Йахйа и большинство богословов не разрешали поступать таким образом. При этом они опирались на доводы, которые мы перечислили выше».[987]
2. Перед чтением Корана желательно почистить зубы и ротовую полость мисваком – веточкой дерева арак, которую используют в качестве зубочистки. Тем самым, человек проявит уважение к Слову Аллаха, которое он намеревается прочесть. Передают, что Зейд б. Халид рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то отложил бы вечерний намаз до конца первой трети ночи и приказал бы им использовать зубочистку перед каждым намазом».[988] Имам ан-Навави сказал: «Использовать зубочистку желательно в любое время, но особенно желательно в пяти случаях: перед намазом, независимо от того, водой очистился человек или песком или же вообще не очистился, не найдя ни воды, ни песка; при омовении; перед чтением Корана; после просыпания ото сна; при изменении запаха или вкуса во рту».[989]
3. Читать Коран следует в чистой одежде и в чистом месте. Безусловно, самым лучшим местом для поклонения Аллаху являются мечети. Тем не менее, чтение Корана дома также является одним из богоугодных занятий, приносящих пользу рабам не только после смерти, но и в мирской жизни. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что пророк, e, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, сатана избегает дома, в котором читают суру «аль-Бакара».[990] А в другом хадисе говорится: «Дом, в котором поминают Аллаха, и дом, в котором не поминают Аллаха, подобны живому и мертвому».[991]
4. Для чтения Корана желательно по мере возможности повернуться в самом лучшем направлении – лицом к кибле.
5. Перед чтением Корана желательно попросить Аллаха о защите от проклятого сатаны, поскольку Всевышний сказал: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха».[992]
6. Также желательно произнести слова «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», которые означают «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» В хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что пророк, e, сказал: «Любое важное дело, которое не начинается именем Аллаха, будет лишено благого конца».[993] Достоверных хадисов на эту тему нет. Тем не менее, богословы считали такой поступок желательным, особенно, если человек собирается читать Коран с начала какой-либо суры.
7. При чтении писания Аллаха следует проявлять смирение и покорность, размышляя над Его словами и задумываясь над их глубоким смыслом. В этом заключается величайшая цель чтения Корана, и благодаря этому облагораживаются души и просветляются умы. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?».[994] В другом аяте говорится: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание».[995]
Читающий Коран не должен отвлекаться на праздные разговоры и занятия, смотреть по сторонам и забавляться. Ему надлежит задумываться над тем, что он произносит, вникать в смысл аятов и содержащихся в них повелений и запретов, размышлять над своими поступками. Вспоминая совершенные ранее грехи, он должен просить прощения и каяться, а, читая о праведных поступках, которые он еще не совершает, он должен утверждать в своей душе намерение восполнить это упущение в ближайшее время. Читая аяты о милости и прощении Аллаха, ему следует радоваться и обращаться к Нему с молитвами и просьбами, а, читая откровения о наказании и мучениях в Аду, он должен трепетать и молить Аллаха о защите. Встречая аяты о совершенных и возвышенных качествах Господа, он должен славить Его, подчеркивая Его абсолютное совершенство, а, читая аяты с молитвами, он должен смиряться и проникаться ими всем сердцем.
Безусловно, справиться с этой задачей может только мусульманин, знающий арабский язык и понимающий значения аятов, и поэтому правоверным следует уделять должное внимание изучению арабского языка. А наряду с этим следует читать и даже заучивать краткие и достоверные толкования Корана, позволяющие ощутить дух небесного писания при его чтении. Одним из таких толкований является великолепный труд «Облегчение от Великодушного и Милосердного» шейха Абд ар-Рахмана б. Насира ас-Саади, переведенный на русский язык.
8. Читать Коран надлежит степенно, неторопливо, произнося звуки и слова отчетливо, поскольку Всевышний сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша».[996]Он также сказал: «…И читай Коран размеренным чтением».[997]Такое чтение пробуждает сердца, готовит их к восприятию откровения и заставляет их преклоняться перед Аллахом. Оно позволяет вникнуть в смысл аятов и задуматься о них.
9. Читающий Коран должен проявлять усердие и украшать свое чтение голосом. Передают, что Абу Хурейра слышал, как посланник Аллаха, e, сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев».[998]
Имам Ахмад говорил: «Читать Коран нужно красиво, выражая грусть и задумчивость. Именно в этом состоит смысл слов «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев».[999] В хадисе Башира б. аль-Мунзира сообщается, что пророк, e, сказал: «Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев».[1000]
В хадисе, переданном со слов аль-Бары б. Азиба, сообщается, что пророк, e, сказал: «Украшайте Коран своими голосами».[1001] В другом хадисе, переданном с его же слов, говорится: «Я слышал, как во время вечернего намаза пророк, e, читал: «Клянусь смоковницей и оливой…», – и не приходилось мне слушать человека с более приятным голосом, чем у него».[1002]
Красивый голос – это милость, которую Аллах дарует тем из рабов, кому пожелает. Однако лишь немногие из тех, кому оказывается такая милость, благодарят за нее своего Господа и пользуются ею так, как Ему угодно. Передают, что Абу Муса рассказывал, что однажды пророк, e, сказал ему: «О Абу Муса, тебе дарована одна из свирелей семейства Давуда!»[1003] Таким эпитетом Пророк, e, охарактеризовал прекрасный голос славного сподвижника.
Посланнику Аллаха, e, нравилось слушать, как его сподвижники читают Коран, и это также относится к богоугодным поступкам. Сообщается, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Однажды пророк, e, сказал мне: «Почитай мне Коран!» Я сказал: «Как же я буду читать его тебе, когда он был ниспослан тебе?!» Он же сказал: «Я люблю слушать его от других». Я стал читать ему суру «ан-Ниса», а когда я дошел до слов «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?»[1004] – он сказал: «Довольно!» Я повернулся к нему, и оказалось, что глаза его были переполнены слезами».[1005]
Однако богословы отмечали, что читать Коран нараспев не означает распевать его так, как поют песни. Кадий Ийад сказал: «Богословы разошлись во мнениях относительно мелодичного чтения Корана. Малик и большинство богословов считали это нежелательным, поскольку это отдаляет человека от основной цели Корана – смирения и размышления. Но Абу Ханифа и некоторые ранние богословы, опираясь на хадисы, разрешали читать Коран нараспев, поскольку это смягчает сердца, порождает страх и привлекает людей».[1006] А шейх-уль-ислам Ибн Теймиййа писал: «Мелодичное чтение Корана, подобное распеванию песен, нежелательно и является ересью, о чем говорили Малик, аш-Шафии, Ахмад б. Ханбал и другие имамы».[1007]
10. Однако стремление приукрасить чтение голосом не должно мешать соблюдению всех правил чтения Корана. Читающий откровения должен удлинять звуки там, где их следует удлинять, и выполнять все остальные предписания таджвида. Передают, что Анаса б. Малика спросили: «Как читал Коран пророк, e?» Он сказал: «Он удлинял определенные звуки». После этого он прочитал: «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», протяжно прочитав слова «би-сми-лляхи», и слово «ар-рахмани», и слово «ар-рахим».[1008]
11. При чтении аятов о мучениях в Аду желательно просить у Аллаха избавления от наказания, при чтении аятов о вознаграждении в Раю следует молить Его о милости и великодушии, а при чтении молитв следует смиренно обращаться к Нему с этими молитвами. Передают, что Хузейфа рассказывал: «Однажды ночью я совершал намаз вместе с пророком, e, и он начал читать «аль-Бакару». Я подумал, что он совершит поклон после ста аятов, но он продолжил. Я решил, что он прочтет ее полностью за два раката, но он продолжил. Я подумал, что он совершит поклон, закончив ее, но он вновь продолжил и начал читать «ан-Ниса». Завершив ее, он начал читать суру «Аль Имран». Он читал ее степенно. Читая аят, содержащий прославление Аллаха, он славил Его; читая аят, содержащий молитву, он взывал к Нему; а читая аят, содержащий мольбу о защите, он просил защитить его. Затем он совершил поясной поклон и сказал: «Пречист Великий Господь мой!» Его поясной поклон длился почти столько же, что и стояние. Затем он произнес: «Аллах слышит того, кто восхваляет Его! Господь наш, хвала Тебе!» Затем он долго стоял и простоял почти столько же времени, что он находился в поясном поклоне. Затем он совершил земной поклон и сказал: «Пречист Всевышний Господь мой!» И его земной поклон длился почти столько же, что и стояние».[1009]
12. Похвально, когда читающий Коран плачет, и, если откровения не могут вызвать у человека слезы, он должен задуматься о своих поступках, вспомнить о смерти и будущей жизни и представить себя перед Господом в День воскресения, когда каждый грешник пожелает, чтобы между ним и его деяниями была непреодолимая пропасть. Ему следует осознать свою бесконечную нужду в милости и прощении Всевышнего и сделать все для того, чтобы его сердце смягчилось, а на глазах его выступили слезы, поскольку Господь миров любит, когда рабы плачут, вспоминая о Нем.
Всевышний сказал: «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают».[1010]
В другом аяте говорится: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение».[1011]
Передают, что Абу Салих рассказывал: «Однажды группа жителей Йемена приехала к Правдивейшему Абу Бакру. Читая Коран, они плакали, и Правдивейший Абу Бакр сказал: «Такими же были и мы, пока наши сердца не почерствели».[1012]
13. Читать Коран следует не громко и не шепотом. Всевышний сказал: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим».[1013] В достоверном хадисе сообщается, что пророк, e, сказал: «Читающий Коран вслух подобен тому, кто раздает пожертвования открыто, а читающий Коран про себя подобен тому, кто раздает пожертвования тайно».[1014]
14. Читать коранические откровения желательно одним из достоверных способов чтения, даже если чтецу известно несколько из них.
15. После прочтения некоторых аятов желательно совершить земной поклон, поскольку так поступал пророк Мухаммад, e. Всего таких аятов в Коране – пятнадцать, и все они помечены определенными значками.
Передают, что Абдуллах б. Умар рассказывал: «Когда пророк, e, читал суру, в которой есть земной поклон, он падал ниц, и мы падали ниц вместе с ним, а некоторые из нас даже не могли найти место для того, чтобы положить лоб».[1015]
Передают также, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, e, читал нам Коран, когда же он проходил место земного поклона, он возвеличивал Аллаха и падал ниц, и мы тоже падали ниц».[1016]
Поряд. номер | Номер части | Название суры | Номер суры | Номер аята |
«аль-Араф» | ||||
«ар-Рад» | ||||
«ан-Нахль» | ||||
«аль-Исра» | ||||
«Марьям» | ||||
«аль-Хаджж» | ||||