Таковы десять вещей, приносящих нам великое благословение.

XX

Десять наилучших дхарм
(йанг.даг.па'и.чхос.бчу)

1. Доверие (йид.чхес) к кармическому [закону] причины-и-следствия — наилучшее воззрение для [людей] с малыми способностями (дбанг).

2. Понимание всех дхарм, внешних и внутренних, как проявлений Пустоты и постижение Пустоты в аспекте четырех единств73 — наилучшее воззрение для людей со средними способностями.

3. Постижение (ртогс.па) созерцаемого, созерцающего и познания в их нераздельности74 — наилучшее воззрение для людей с высшими способностями.

4. Удержание (пребывание) однонаправленного сосредоточения (рце.гчиг) на одном объекте — наилучшая медитация (бсгом.па) для людей с малыми способностями (потенциалом).

5. Удержание ума в состоянии самадхи на четырех единствах — наилучшая медитация (духовное упражнение) для людей со средними способностями.

6. Пребывание в состоянии (нганг), когда предмет медитации (бсгом.бйа), медитирующий (сгом.бйед) и сам процесс медитации (нйамс.лен) — нераздельны, и [т.о.] нет объекта (дмигс) — наилучшая медитация (духовное упражнение) для людей с высшими способностями75.

7. Хранить чистоту мотивов и результатов своих действий, словно зеницу ока — наилучший образ действий (спйод.па) для людей с малыми способностями76.

8. Относиться ко всем явлениям (дхармам) как к образам сновидений или трюкам фокусника — наилучший способ поведения (спйод.па) для людей со средними способностями.

9. Ко всему (происходящему) относиться с без-действием (ми.спйод)77 — наилучший способ действий (спйод) для людей с высшими способностями.

10. Постепенное ослабление цепляния за «я» (бдаг.'дзин) и других клеш — лучшая мера духовного прогресса для всех трех уровней, т.е. для людей со слабыми, средними и высшими задатками.

Таковы десять наилучших дхарм.

XXI

Десять ошибок-заблуждений у
практикующего дхарму
(чхос.па'и.'кхрул.па.бчу)

1. Не опираться на учителя (ламу), должным образом практикующего Святое Учение, а следовать лицемерному шарлатану — тяжкая ошибка (шин.ту.кхрул.па).

2. Не следовать передаваемым из уст в уста наставлениям [традиции] сиддхов, а с рвением заниматься лишенными высшего смысла [светскими] науками (риг.па) — тяжкая ошибка.

3. Жить не так, как если бы завтра мы уже покинули этот мир явлений, а строить грандиозные планы, как если бы мы жили здесь вечно — тяжкая ошибка.

4. Не размышлять в уединении о смысле-сущности Дхармы (Учения), а объяснять (проповедовать) Дхарму множеству людей в округе — тяжкая ошибка.

5. Не делать пожертвований и не раздавать милостыню из своего имущества, а посредством скупости, обмана и хитрости копить богатство — тяжкая ошибка.

6. Не соблюдать должным образом тантрийские и махаянские обеты, а беспечно давать волю (,чхал) «трем вратам» — тяжкая ошибка.

7. Не заниматься постоянным постижением смысла-сущности Реальности (гнас.лугс.ртогс.па), а растрачивать свою жизнь на всевозможные пустые занятия — тяжкая ошибка.

8. Не укрощать собственный ум (ранг.ргйуд), подобный большому разъярённому слону, а укрощать естество (ргйуд) других, необузданное и дикое — тяжкая ошибка78.

9. Не заботиться о глубоком духовном опыте (ньямс.мйонг), возникающем в потоке нашей психики (ргйуд), а беспокоиться о всевозможных мирских средствах и практиках (цхе.'д'и.чхе.тхабс) — тяжкая ошибка.

10. Не усердствовать, когда сошлись благоприятные условия для духовных свершений, а находить удовольствие в лени и праздности — тяжкая ошибка.

Таковы десять ошибок-заблуждений у
практикующего Дхарму.

XXII

Десять необходимых качеств
(дгос.па'и.чхос.бчу)

1. В начале [духовного Пути] необходима вера (дад.па) в страхе перед [бездной] смертей-и-рождений, что подобно случаю с оленем, убегающим из ловушки79.

2. В середине необходимо усердие, подобное [усердию] земледельца, который прилежно возделывает свое поле и не сожалеет, даже когда [внезапно] приходит смерть.

3. В конце необходима радость (бло.бде), при которой смерть не страшна (ши.ргйу.мед), что подобно случаю с человеком, [уже] завершившим грандиозный труд.

4. В начале необходимо понимание (шес.па), что нельзя терять времени, что подобно случаю с человеком, опасно раненным стрелой80.

5. В середине необходима медитация (сгом) без отвлечений, что подобно случаю с матерью, у которой умер единственный сын [и она только о нем и думает].

6. В конце необходимо понимание, что нет ничего, что стоило бы совершать — что подобно случаю с хозяином, скот которого [безвозвратно] угнан врагами.

7. В начале необходима глубокая уверенность (нгес.шес) [в значимости] Дхармы, что подобно случаю с голодным, раздобывшим хорошую пищу.

8. В середине необходимо глубокое доверие (нгес.шес) к своему уму — словно сильный человек нашел драгоценность [и крепко держит ее].

9. В конце (в завершение) необходима уверенность (нгес.шес) в [истинности] недвойственности, что подобно случаю с мошенником, тайные махинации которого выплывают на свет.

10. Необходимо положиться на Высшую Реальность81, что подобно случаю с вороном, улетающим с корабля.

Наши рекомендации