Тема 2. Разъяснение того, что признание только Единобожия в Господстве
Не спасает от мучений
Как мы уже отмечали, единобожие в господстве – это одна из трех составляющих единобожия, и поэтому вера человека не считается правильной, а его единобожие – истинным, если он признает Аллаха только своим единственным Господом. Эта составляющая единобожия не является той целью, ради которой были отправлены посланники, мир им всем, и она одна не может спасти раба от наказания Аллаха, пока он наряду с этим не уверует в то, что Аллах является единственным Богом.
Вот почему Всевышний Аллах сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Йусуф, 106).
Это значит, что большинство людей признает Аллаха Господом, Творцом, Кормильцем, Правителем – все это относится к единобожию в господстве, – а в поклонении приобщает к Нему в сотоварищи идолов и истуканов, которые не причиняют вреда и не приносят пользы, не одаряют и не лишают.
О таком значении этого аята говорили комментаторы из числа сподвижников и их последователей.
Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Их вера заключается в том, что, когда им говорят: «Кто сотворил небо? Кто сотворил землю? Кто сотворил горы?» – они отвечают: «Аллах», но вместе с тем они приобщают к Нему сотоварищей».
Икрима сказал: «Ты спрашиваешь их, кто создал их самих и создал небеса и землю, и они говорят: «Аллах». Так они верят в Аллаха, но поклоняются другим».
Муджахид сказал: «Их вера заключается в их словах: «Аллах – наш Творец, Который наделяет нас уделом и умерщвляет нас». Но эта вера сопряжена с многобожием, поскольку они поклоняются не Аллаху».
Абд ар-Рахман бин Зейд бин Аслам бин Зейд сказал: «Каждый из тех, кто поклоняется творениям помимо Аллаха, обязательно верит в Аллаха и знает, что Аллах является его Господом, Творцом и Кормильцем. И, несмотря на это, он приобщает к Нему сотоварищей. Разве ж ты не видишь, что сказал Ибрахим: «Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесьвы со своими отцами?Все они являются моими врагами, кроме Господа миров»(аш-Шуара, 75-77).
Высказываний ранних мусульман с похожим смыслом много. Более того, во времена Пророка (мир ему и благословение от Аллаха), даже язычники признавали Аллаха Господом, Творцом, Кормильцем и Правителем, а их многобожие проявлялось в поклонении. Они приписывали Аллаху равных и сотоварищей, обращаясь к ним с молитвами, прося их о спасении и моля их о своих нуждах.
Священный Коран во многих местах указывает на то, что язычники признавали господство Аллаха, вместе с тем приобщая к Нему сотоварищей в поклонении. Всевышний сказал: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!»(аль-Анкабут, 61).
Всевышний также сказал: «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет»(аль-Анкабут, 63).
Он также сказал: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!»(аз-Зухруф, 87).
Он также сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?»Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?»Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?»Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?»Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» (аль-Му’минун, 84-89).
Язычники не полагали, что истуканы сами низводят дождь, ниспосылают удел в этот мир и управляют его делами. Напротив, они верили в то, что на все это способен только Пречистый Господь, и признавали, что идолы их, к которым они взывали вместо Аллаха, были сотворены и не могут самостоятельно принести пользу или навредить ни самим себе, ни тем, кто им поклоняется. Они знали, что они не способны умерщвлять, оживлять или воскрешать, как и не могут слышать и видеть. Они признавали, что Аллах один способен на это, и что никто не разделяет с Ним этой власти, и что ни они сами, ни идолы их не способны на это. Они верили в то, что Пречистый Аллах – Творец, а все остальные существа – творения, что Он – Господь, тогда как все остальные – подвластные Ему рабы. Но вместе с тем они приобщали к Нему сотоварищей и посредников из числа Его творений, прося их о заступничестве перед Аллахом и пытаясь тем самым приблизиться к Нему. В этой связи Всевышний Аллах сказал: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (аз-Зумар, 3).
Это значит, что они просили их заступиться за них перед Аллахом, чтобы им была оказана помощь, даровано пропитание и чтобы были устроены их прочие мирские дела.
Таким образом, язычники в целом признавали господство Аллаха, однако Он не включил их в число мусульман. Напротив, Аллах объявил их многобожниками и неверующими, пригрозил им вечными мучениями в Аду и позволил Своему Посланнику посягнуть на их жизнь и имущество, потому что они не выполняли обязательного требования единобожия в господстве – не поклонялись одному Аллаху.
Из этого становится ясно, что признание того, что Аллах является единственным Господом, без выполнения обязательного требования этого – поклонения только одному Аллаху, – недостаточно и не спасает от наказания Аллаха. Напротив, оно является неопровержимым доводом против самого человека, поскольку обязывает его искренне служить одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и требует от него обязательно поклоняться только Ему одному.
Тема 3. Примеры уклонения от единобожия в господстве
Несмотря на то, что признание единственного Господа заложено в человеческом подсознании, лежит в природе человеческой души и подтверждается многочисленными доказательствами, некоторые люди все равно уклоняются от истины в этом вопросе. Искаженные воззрения в этом вопросе можно вкратце свести к следующим:
1. Полное непризнание господства Аллаха и отрицание Его существования. Такие взгляды разделяют некоторые из атеистов, которые считают, что все создания сотворены природой, временем и т.п. «Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничто, кроме времени»(аль-Джасийа, 24).
2. Непризнание некоторых особенностей Пречистого Господа и отрицание некоторых проявлений Его господства. Так поступают, например, люди, отрицающие способность Аллаха умерщвлять или воскрешать после смерти, приносить пользу или причинять вред и т.д.
3. Приписывание некоторых особенностей Господа кому-либо, кроме Пречистого Аллаха. Если человек считает, что кто-либо, помимо Великого и Могучего Аллаха, способен управлять такими процессами во вселенной, как сотворение, уничтожение, воскрешение, умерщвление, оказание милости, защита от зла и прочими явлениями, относящимися к проявлениям господства, то он приобщает сотоварищей к Великому Аллаху.
«Единобожие во владычестве» (Таухид ар-Рубубийя).
Единобожие во владычестве (Таухид ар-Рубубийя) – это убеждение в том, что только один Аллах является Создателем мироздания, только Он управляет всем сущим, оживляет и умерщвляет, только Он дарует удел.
На самом деле, такое убеждение прочно укоренено в сердцах людей, оно имеет очень крепкую связь с самим естеством человеческой души, поэтому этот раздел Единобожия почти никто не отрицает, как сказал Всевышний Аллах:
«Если ты спросишь у них(у многобожников), кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах».(Коран, 43: 87).
«Если ты спросишь их(многобожников): «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Их сотворил Могущественный, Знающий». (Коран, 43: 9).
«Спроси: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». (Коран, 23: 87).
В Коране много таких аятов, где Аллах упоминает слова многобожников, в которых они сами признают, что только одному Аллаху принадлежит власть, только Он творит, наделяет уделом и богатствами, оживляет и умерщвляет.
Единобожие в том, что касается владычества, сотворения и управления делами этого мира, так же как и сам факт существования Величайшего Господа и Создателя не отрицается никем, кроме отдельных, особо заблудших представителей рода человеческого. Но даже эти немногие все равно в глубине своей души убеждены в господстве Всевышнего, их отрицание неискренно. Они не верят в Аллаха лишь из высокомерия. Примером такого неверия являлся фараон, который сказал своим сторонникам:
«Я не знаю для вас иного бога, кроме меня» (Коран, 28: 38).
Муса (мир ему), опровергая его утверждения, сказал:
«Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений» (Коран, 17: 102).
Также Всевышний Аллах сказал о фараоне и его сторонниках:
«Они отвергли их(знамения Аллаха)несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (Коран, 27: 14).
Они отвергли знамения Аллаха не потому, что у них был какой-либо довод или аргумент, а просто из-за своей гордости, надменности и упрямства. Аллах сказал о них:
«Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени». У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения» (Коран, 45: 24).
Их отрицание истины не основано ни на знаниях, ни на конкретных аргументах, ни на здравом смысле, и даже элементарное врождённое мироощущение человека не на их стороне. Ведь вся Вселенная и все грандиозные события, которые в ней происходят, указывают на единство Аллаха и Его безграничное владычество. У любого творения обязательно есть творец, и любое событие должно иметь причину. Всевышний Аллах говорит:
«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? Нет! Они лишены убежденности» (Коран, 52: 35-36).
Один поэт сказал:
«Во всём сущем у Него есть знамения,Свидетельствующие о том, что Он – единственный».
Поскольку наличие в душе у каждого человека врождённой веры в Создателя является очевидным фактом, и уйти от ответа невозможно, то те люди, которые отрицают существование Творца, были вынуждены хоть как-то аргументировать свои тезисы, пусть и сбивчиво.
Иногда они говорят, что этот мир является результатом природы, которая выражена в растениях, животных и неодушевлённых предметах. Эти вещи они называют природой, и, по их мнению, они создались сами по себе.
В другой раз они говорят, что природа – это свойства веществ и их возможности.
Свойства – это, например, жар и холод, влажность и сухость, нежность и грубость.
Возможности – это движение, неподвижность, рост, взаимное притяжение парных веществ, репродуктивная способность и так далее. Вот эти свойства и возможности, по утверждению безбожников, и есть та самая природа, которая создала всё вокруг нас.
Оба эти утверждения не имеют никакого отношения к реальности и истине. Если послушать первое утверждение, то получается, что природа является и творцом, и творением: земля создала землю, небеса создали небеса и так далее, но это невозможно. Так что если первое утверждение (о том, что природа может что-то сотворить) несостоятельно, то второе утверждение является ещё более несостоятельным. Ведь если сама вещь не может создать себя, то его свойства и качества тем более не могут этого сделать, потому что существование свойств и качеств может иметь место только при наличии объекта, носителя данных свойств. Как же свойства и возможности могут создать какой-то объект, если для того, чтобы существовать, они сами нуждаются в существовании данного объекта?! Но если появляется какой-то объект, то вместе с ним, но не раньше него, неизбежно появляются свойства и возможности.
Также надо сказать, что природа не имеет никаких чувств, никаких желаний, это лишь орудие. Как же от неё могут исходить столь величественные деяния, как она может творить такие создания, которые поражают своей безупречностью, точностью и совершенством, наполненные величайшей мудростью и абсолютной гармонией?
Некоторые безбожники утверждают, что все творения появились путём чистой случайности, якобы, случайное столкновение молекул и атомов привело к появлению жизни, и никакой творец не управлял этим процессом, и во всём этом нет никакой мудрости и никакого смысла.
Это утверждение также несостоятельно. Ни разум, ни само устройство человеческой души (фитра) не могут согласиться с этим. Если ты просто посмотришь, насколько безукоризненно организован этот мир: орбиты, по которым движутся светила, творение земли и небес, поведение и путь божьих созданий в этой жизни, безупречная точность и поразительная системность всего, что нас окружает, ты осознаешь, что всё это не может появиться без Мудрого Творца.
Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Скажи этому безбожнику, который отрицает Аллаха: «Представь себе, если ты увидишь оросительное колесо, вращающееся на реке, все детали которого прекрасно подогнаны и соединены между собой, все мелкие части имеют идеальную конструкцию и размер. Если человек посмотрит на это колесо, то не увидит никаких недостатков ни в материале, из которого оно сделано, ни в самом внешнем виде. Это колесо обеспечивает водой большой сад, в этом саду большое разнообразие плодов и растений. Также в саду есть люди, которые убираются в нём, непрестанно заботятся и следят за ним, ежедневно облагораживают его. Ничто в саду не остается без внимания. Выгода, полученная от этого сада, распределяется среди рабочих и направляется на необходимые нужды наилучшим образом. Каждый получает соответственно своим нуждам и потребностям, и каждому выделяется доля, которая соответствует его статусу. Всё это происходит регулярно. Как ты считаешь, может ли быть так, что всё это всего лишь совпадение, за которым нет никакого управляющего, никого, кто бы думал, рассчитывал и принимал решения?! Скажи, что об этом тебе говорит твой разум, если он вообще есть?! На какие мысли он тебя наводит?! К чему он тебя ведёт?!»
Но Великий и Мудрый Аллах по своей мудрости создал слепые сердца, лишённые всякого благоразумия, они смотрят на все эти чудесные знамения, но взгляд их подобен скотскому взгляду бездумных животных» (конец слов Ибн аль-Кайима).
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Из книги «Aль-Иршад иля сахих аль-И’тикад»
Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан
С других источников о этом виде таухида: