Определение понятий «ислам» и «иман» у ученых ахлю-Сунна
Но для начала необходимо хотя бы вкратце осветить определение имана и указать, что иман не является одним целым, как это заявляют хариджиты, которые считают, что если человек утратил часть имана, он утратил весь иман. Или же как говорят мурджииты, что если есть иман, значит, он полноценный.
Имам аль-Бухари говорил: “Я записывал знание более чем у тысячи ученых! И я записывал лишь от тех, кто говорил, что иман – это и слова и дела. И я не записывал от тех, кто говорил, что иман – это лишь слова”. См. “Усулю и’тикади ахли-Сунна” 5/889.
Следует уяснить, что иногда от саляфов передается и такое выражение в определении имана: «Иман – это слова и дела», без упоминания убеждения. Так вот, те, кто говорил из них так, имели в виду под выражением «слова и дела» – слова сердца и языка, и деяния сердца и частей тела, как это разъяснил шейхуль-Ислам. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/170.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Единогласны знатоки фикъха и хадисов в том, что иман – это слова и дела, и нет дел, кроме как с намерением. И они считают, что иман увеличивается при послушании Аллаху и уменьшается при Его ослушании”. См. “ат-Тамхид” 9/238.
Имам Ибн Мандах, приведя мнения различных сект в определении имана, сказал: “Сказала группа мурджиитов: «Иман – это только признание сердца без подтверждения языка»
Другая группа мурджиитов говорит: «Иман – это произнесение языком без убеждения в сердце». И это говорят впавшие в крайность мурджииты.
Большинство же мурджиитов говорят: «Иман – это убежденность в сердце и слова».
Хариджиты говорят: «Иман – это совершение всех обязанностей сердца, языка и частей тела»
Другие же сказали: «Иман – это убежденность в сердце и произнесение слов вместе с отстранением от больших грехов».
А приверженцы аль-Джама’а говорят: «Иман – это все виды подчинения, будь то сердцем, языком или деяниями тела. Но у имана есть основа (асль) и ответвление (фар’). Основа его – это познание Аллаха и вера в Него, и признание того, что пришло от Него сердцем и языком, с любовью, страхом и возвеличиванием этого, оставив высокомерие и упорство! И если человек с этой основой, то он вошел в иман! Однако иман его не будет совершенным (полноценным) до тех пор, пока он не явится с его ответвлением, - а это совершение того, что предписано ему из обязательного (фард) и отстранение от запретного!” См. “Китаб аль-иман” 1/331.
Имам Ибн Хазм сказал: “Если человек скажет: «Разве противоположностью имана является не куфр?!» То мы скажем: «Это утверждение является ошибочным!» Иман – это название, которое состоит из различных частей. Из числа этого такой вид имана, противоположностью которого будет куфр. Есть то, что будет нечестием (фискъ). И есть то, что является противоположностью имана, но не является ни куфром, ни нечестием!
Что касается имана, противоположностью которого является куфр, то это убежденность в сердце и подтверждение языком.
Что касается имана, противоположностью которого будет нечестие, а не куфр, то это обязательные дела. И если человек оставит дела, то это будет нечестием, но не куфром!
Что же касается имана, оставление которого будет противоположностью ему, то это добровольные благодеяния. Если человек оставит их, это будет противоположностью имана, но не куфром и не нечестием!” См. “аль-Фисаль филь-миляль” 3/118-119.
Задумайся, о Абдуллах, ведь это слова того самого имама, на которого ты часто ссылаешься, считая его весьма сильным специалистом!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Религия наша содержит три степени: муслим, мумин и мухсин, как сказал Всевышний Аллах: «Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость»(Фатыр 35: 32). Умеренный и опережающий – это те, кто войдут в Рай без наказания, в отличие от поступающих несправедливо по отношению к себе (т.е. грешных). Таково положение того, кто пришел с внешним Исламом (т.е. шахада) и подтверждением сердца, однако не совершал то, что был обязан совершать из внешнего проявления имана. Поистине, такому человеку уготовано наказание!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/10.
Также необходимо усвоить, что есть разница между понятиями ислам и иман, несмотря на то, что относительно этого существует разногласие. Хафиз Ибн Раджаб писал: “Мухаммад ибн Наср аль-Маруази и также аль-Бухари считали, что нет разницы между исламом и иманом, и считали, что если исчезнет одно, то исчезнет и другое. И это же мнение выбрал Ибн ‘Абдуль-Барр и сказал, что так считало большинство приверженцев ахлю-Сунна из числа сторонников Малика, аш-Шафи’и и Дауда”. Затем Ибн Раджаб говорит: “Заявление Ибн Насра и Ибн ‘Абдуль-Барра о том, что большинство считало ислам и иман одним и тем же – неправильно! Более того, было сказано, что саляфы не передавали ничего, кроме того, что ислам и иман – это разные вещи!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/133.
Поэтому то, что является условием ислама, не является условием имана. Имам аз-Зухри говорил: “Саляфы считали, что ислам – это слова, а иман – дела!” аль-Халляль в “ас-Суннан” 1091.
Т.е. Ислам – это шахада, тогда как совершение всех обязанностей является условием имана.
Имам Ибн Хамид аль-Ханбали в своей книге «Усуль ад-дин» писал: “Мы уже говорили, что иман – это дела и слова, а что касается Ислама – то это слова. От Ахмада есть два мнения: первое, что ислам как иман, а второе, что ислам – это слова без дел! Это его мнение передается от Исма’иля ибн Са’ида. Правильно же в мазхабе Ахмада одно мнение, что это слова и дела, однако под выражением: «Ислам – это слова», подразумевается то, что в Исламе не является обязательным то, что является обязательным в имане из деяний. И намаз не является условием Ислама, и от Ахмада передается, что он не считал оставление намаза большим неверием!” См. также “Маджму’уль-фатауа” 7/369.
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Понятия иман и ислам иногда имеют один смысл, а иногда и разные. Каждый мумин является мусульманином, но не каждый мусульманин является мумином!” См. “Шарх аль-Арбаун” 1/12.
Имам-худджа Абуль-Къасим аль-Асбахани в своей известной книге, посвященной разъяснению ‘акъиды ахлю-Сунна, сказал: “Иман и Ислам – два разных имени. Ислам в шариате означает наличие двух свидетельств и убежденности в сердце. А Иман – это наличие всех обязанностей!” См. “аль-Худджа фи баяниль-махадджа” 1/406.
Имам Ибн Мандах говорил об аль-Асбахани: “У него была правильная ‘акъида, и в его время не было подобного ему!” См. “ат-Тазкира” 1281.
Таким образом, иногда слово иман означает то же, что и Ислам, т.е. верующий. А иногда под словом иман подразумевается большая степень веры, нежели Ислам, т.е. праведный верующий. Доводом на это является хадис, передаваемый от Са’да ибн Аби Уаккъаса, в котором сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) делил трофеи, он сказал ему: “О посланник Аллаха, если бы ты дал что-нибудь такому-то, ибо я считаю его мумином”. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) поправил его и сказал: «Или же муслимом». Муслим 1/132.
Также доводом этому служит аят, в котором сообщается о бедуинах, только недавно принявших Ислам. Всевышний Аллах говорит: «Бедуины сказали: “Мы уверовали”. Скажи (о Мухаммад): “Вы еще не уверовали, поэтому говорите: “Мы стали мусульманами”, ибо вера еще не вошла в ваши сердца!”» (аль-Худжурат 49: 14).
Спросили имама Абу Джа’фара Мухаммада ибн ‘Али из числа саляфов о хадисе: «Когда человек совершает прелюбодеяние, он не является верующим. И когда вор ворует, он не является верующим». Он нарисовал большой круг, и сказал: “Это Ислам”. Затем нарисовал внутри большого круга маленький, и сказал: “А это иман”. Затем сказал: “Когда человек совершает прелюбодеяние или ворует, он выходит из имана и входит в Ислам. Однако ничего его не выводит из Ислама, кроме неверия по отношению к Великому Аллаху!” Исхакъ ибн Рахауайх в “аль-Муснад” 418.
Хафиз аз-Захаби сказал о нем: “Он был имамом и муджтахидом, и имел большое влияние”. См. “Сияр а’лям ан-нубаля” 4/402.
Имам Ибн Батта говорил: “Ислам не подобен иману. Смысл Ислама – это путь, религия. А смысл имана – это вера. И человек выходит из имана (по причине грехов) и заходит в Ислам. Однако ничего не выводит его из Ислама, кроме многобожия или отрицания чего-либо из обязанностей Аллаха! Если же он оставит обязанности по лени и небрежности, то он находится под волей Аллаха, если Аллах пожелает – накажет его или же простит”. См. “аш-Щарх уаль-Ибана” 183.
Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб говорил: “В словах «ля иляха илля-Ллах» собрана вся религия! И нет сомнения в том, что эти слова выведут из Огня того, кто произносил их, если в его сердце была пылинка имана. И иман подразделяется, и если исчезнет часть его, это не означает, что исчез весь иман. Это мазхаб хариджитов, которые говорят: «Все деяния из «ля иляха илля-Ллах». Да, это истина. И слова тех, кто говорит, что выйдет из Огня тот, у кого в сердце была пылинка имана, тоже истина. Однако причина недопонимания этого вопроса в непонимании того, что иман делится на части. И именно по этой причине ошиблись Абу Ханифа и его сторонники, заявляя о том, что деяния не имеют отношения к иману!” См. “ад-Дурару-ссания” 1/44.
Салих, сын имама Ахмада, рассказывал: “Я спросил своего отца (Ахмада) о том, что является увеличением и уменьшением имана, и он сказал: «Увеличение имана – это совершение деяний, а его уменьшение – это оставление деяний, как намаз, закят, хадж и выполнение фардов! Это увеличивает и уменьшает иман!»” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1/98.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основой расхождения относительно имана у таких течений, как хариджиты, мурджииты, му’тазилиты, джахмиты и др. стало то, что они посчитали иман одним целым, думая, что если исчезнет часть его, исчезает весь иман, или же если утверждена часть имана, утвержден весь иман. И они не говорили, что если исчезла часть имана, то осталась другая часть!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/510.
Таким образом, на основании этих слов имамов нам становится ясным, что весьма опасными являются слова: «Не будет иман действительным, если он не будет полноценным!» И так полагают многие мусульмане, тогда как это является заблуждением, в которое впали многие секты в определении имана!
Иман – не одно целое. Да, дела, слова и убеждения являются из имана, однако эти вещи не подобны друг другу. Например, деяния тела не превосходят убеждение, поскольку наличие убеждений и есть основа имана. И никто не может сказать, что деяния, убеждение и слова на одном уровне. Более того, сказавший подобное пойдет в противоречие саляфам! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Ввести деяния сердца в иман важнее, чем деяния тела, в чем единодушны все группы!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/506.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Обязанности (уаджибат) сердца важнее, чем обязанности тела!” См. “Игъасату-лляхфан” 2/856.