Иевамот 61а: “Вы, евреи, названы “адам” (человек)”.
Впрочем, автор не отрицает, что подобно гоям “таковы грешники и злодеи народа Израиля”, но тут же делает многозначительную поправку:
“прежде, чем они окажутся перед испытанием для освящения Имени “(Всевышнего)” (“Танья”, стр. 143).
По утверждению Шнеур-Залмана,
“каждый еврей готов отдать жизнь за веру, во имя Всевышнего, но не поклониться идолам”. (“Танья”, стр. 143).
Так, Рабби Цемах-Цедек (Менахем-Мендл, третий Любавический Реббе),на вопрос о том,
“что можно сказать о неевреях, отдающих жизнь за веру”, ответил: “у них на это способны лишь самые верующие, среди евреев же это делают самые легкомысленные, в жизни которых вера никогда не играла особой роли. Это доказывает, что сама сущность еврея не допускает полного отрыва его от Бога”. ( “Танья”, пояснение 16 к главе 19, стр. 332-333).
Таким образом, за неевреями отрицается способность быть преданными своей вере, способность к самопожертвованию. История, однако, свидетельствует совсем об обратном. Хроника зафиксировала немало случаев проявления самопожертвования среди евреев. Но вместе с тем известно и другое. Массовое обращение евреев в другие веры ради сохранения собственной жизни (что, кстати, говоря, строго предписывается Талмудом!), известно с древних времен. Аналогов этому явлению нет ни у одного другого народа за всю его историю. Более того, в эпоху 1-го Храма евреи в массовом порядке переходили в веры окрестных народов добровольно! Во времена 2-го Храма, евреи в массовом порядке либо переходили в веру эллинов, либо перенимали их уклад жизни. В Средние века евреи десятками тысяч переходили под страхом смерти в христианство и ислам. А некоторые детали это и добровольно. Всем известны такие примеры этого явления, как марраны в Испании. Зато известно немало случаев, когда неевреи жертвовали своими жизнями ради того, чтобы остаться в вере своих отцов. Например, русские, воевавшие с татаро-монголами, мусульмане, воевавшие с крестоносцами, крестоносцы, воевавшие с мусульманами, сербы, воевавшие с турками, катары и гугентоты, противостоявшие католикам, старообрядцы, не признавшие реформ Никона и Петра 1, наконец, жители России, отвергнувшие большевизм. Во время Великой Отечественной войны красноармейцы, как верующие, так и атеисты, проявляли массовый героизм на фронте и в плену ради освобождения Родины. История не зафиксировала случаев массового, добровольного или невольного, перехода в другую веру в нееврейском мире. Исключение составляют разве что янычары, и то потому, что они были похищены турками, будучи детьми, и воспитаны затем в исламских обычаях. Как объяснить столь явное несоответствие концепции “Таньи” с реальностью? Очевидно, здесь мы имеем дело с тем психологическим феноменом, который называется “перекладыванием вины”.
Еврейские духовные вожди, испытывая стыд за свой народ, полагая, что евреи уступают гоям в плане религиозного самопожертвования, приписали недостаток жертвенности неевреям, тем самым как бы освободившись от психологического гнета.
Иудейские книги “Зогар”, “Эц Хайим”, “Танья”, не только ставят неевреев ниже евреев в духовном и интеллектуальном плане, но более того, считают, что они хуже... самой ситра ахара и клипот, нечистоты!
“... клипа не облечена в вещественное тело, и знает сама своего Властителя, и не восстает против Него действием, и если она и посылает своих дурных посланцев, да сохранит Всевышний, то лишь по воле Его... И человек, таким образом нарушающий волю Его, благословенного, намного хуже и ничтожнее стороны ситра ахара и клипа, называемых идолопоклонством и “иные боги”, он совершенно отделен от единственности и единства Всевышнего, более чем эта сторона, и как бы отрицает единство Его более нее, да сохранит Всевышний”, (гл.24, стр. 135, 137).
Но и это еще не все. По утверждению “Таньи”, гои, нарушающие заповеди Всевышнего, более удалены от Него, чем
“все нечистые животные, домашние и дикие, нечистые птицы, насекомые и гады”, даже комар. “Комар опередил тебя” (“Танья”, стр. 139-140).
Из вышеприведенных отрывков ясно, что речь идет исключительно о неевреях, ибо идолопоклонство и неверие некоторых евреев объясняется автором “Таньи” влиянием гоев или ситра ахара. Но они способны раскаяться и исправиться, если окажутся перед испытанием. У гоев же, как явствует из вышеприведенных рассуждений “Таньи”, такого шанса нет, за исключением немногих, в которых живет “еврейская душа”. Поэтому главный удар вышеизложенными теориями наносится не по грешным евреям, а по гоям! Еврея, попавшего в плен клипот, Шнеур-Залман сравнивает с королем, лицо которого окунули в уборную с испражнениями (“Танья”, гл. 24, стр. 141). Соответственно, и общение еврея с неевреем хабадники рассматривают аналогично. В “Танье” нельзя найти ни одного положительного примера общения еврея с неевреем, зато есть один отрицательный: в смоделированной Шнеуром-Залманом ситуации “злодей-нееврей” стоит у еврея за спиной, мешает ему молиться, вредит и т.д. Под влиянием слов “Таньи” евреи неохотно идут на контакты с неевреями.
Генезис еврейского расизма
Говоря о таких произведениях, как “Зогар”, “Эц Хайим” или “Танья”, следует подчеркнуть, что речь идет не об иудаизме, а о расистском компоненте в иудаизме. А это отнюдь не одно и то же. Расизм не был присущ иудаизму изначально, но формировался в течении веков, приняв окончательные формы лишь ко времени написания книги “Зогар”. (О проблемах хронологической идентификации книги “Зогар” мы уже говорили ранее). Собственно, книги “Эц Хайим” и “Танья” являются всего-навсего перепевами “Зогар”. Недаром сам автор “Таньи”, р. Шнеур-Залман скромно говорит о себе, как о компиляторе. Однако с появлением на свет книги “Танья” в жизни еврейства произошел качественно новый поворот: то, что веками было достоянием немногих посвященных, стало достоянием целой общины. Подобно греческому Прометею, похитившему священный огонь у богов и отдав его людям, Шнеур-Залман полагал, что совершил подвиг, сделав достоянием масс тайное учение “Зогар”. И как Прометей, возненавидимый богами, Шнеур-Залман был тут же возненавидим “миснагедами” — раввинистическими противниками хасидизма. Но причина их ненависти крылась не в несогласии с идейными постулатами “Зогар”, а в том, что он посмел отдать “святое святых”, тайны каббалы, толпе профанов — простым евреям. Именно это послужило причиной доноса на него царю Павлу 1, исходившему от “группы товарищей” — литовских ортодоксальных раввинов. В этом доносе, состоящем из 20 с лишним пунктов, Шнеур-Залман обвинялся в материальной помощи врагам Российской Империи — султанской Турции, сочувствии якобинцам во Франции, в действиях, направленных на подрыв трона и алтаря, в развращении нравов. По каким-то таинственным и непонятным причинам, Павел 1 оправдал Шнеура-Залмана по всем пунктам обвинения, не найдя “в учении и в поведении хасидов ничего, угрожающего крепости трона, добропорядочности нравов и общественному спокойствию”.Данное заключение выглядит более чем удивительным на фоне того, что известно о тексте “Таньи”. Впрочем, зная то, каким человеком и царем был Павел 1, это не так удивительно...
Как видим, иудейский мир был и остается не таким уж монолитным и сплоченным, как хотели бы представить это ортодоксальные раввины и поверившие им с перепугу радикальные юдофобы. В иудаизме изначально проявлялись две противоположные тенденции. Одна из них заключалась в позиции универсализма, открытости, другая - в герметичности, изоляционизме и партикуляризме. Иудаизму первоначально не был свойственен расизм. Если вспомнить первую книгу Торы “Берешит”, то первыми служителями Бога, ради которых был сотворен мир, были Адам и Хава, необрезанные, не имевшие национальности, “космополиты”. Тора сообщает, что человек был создан
“по образу и подобию Божьему”. ( “Берешит”, гл. 1, от. 26).