Что такое старообрядчество и чем старообрядцы отличаются от староверов?
Для того, чтобы продолжить дальнейшее рассмотрение явления старообрядчества, необходимо определиться с терминологией. Старообрядчество, староверие, раскол — все эти термины для многих носят одно и то же значение.
Но так ли это? Обратимся к Толковому словарю Живого Великорусского Языка В.И. Даля (Часть 4. Издание Общества Любителей Российской Словесности, учреждённого при Императорском Московском Университете, Москва, 1866):
«Раскол — отступление от учения и правил церкви. Русский раскол основан на желании хранить старину и чистоту веры, и на убеждении, что прочие от неё отклонились, почему и зовут себя староверами, старообрядцами. Но за тем и сам раскол расщепился на десятки толков, нередко и поныне вновь возникающих. Одна часть признаёт рукоположение священства, почему и держит попов, переправляя их по-своему, и заставляя их отречься от новизны — это поповщина. Другая, утверждая, что благодать утрачена и царство антихриста настало, не отвергает сущности таинств, но говорит, что их ныне уже нет, и ожидает исполнения пророчеств апокалипсиса — это беспоповщина. Отвергающие же сущность христианского ученья, не раскольники, а отступники, еретики — это духоборцы, молоканы, хлысты, скопцы, субботники и пр. (стр.51)
Раскольник или раскольница — отщепенец по вере, отпадший от своей церкви, исповеданья (стр.51).
Раскольничать — держаться раскола (стр.51).
Старовер — кто держится старой веры, дониконовских обрядов (стр.290).
Старообрядчество — староверство. Старовер более общее название, включая иногда и прямых раскольников, а старообрядец, единоверец, благословенной церкви (стр. 290)».
Как видно из приведённых выдержек В.И. Даля, с 1841 года по 1852 год заведовавшего канцелярией министра внутренних дел Л.А. Перовского:
- Под раскольниками, староверами и старообрядцами в середине XIX века имелись ввиду одни и те же люди. Но на наш взгляд, слово «староверы» необходимо выделить из этого ряда, т.к. под этим следует понимать старую, дохристианскую веру (далее нами по тексту будет использоваться более привычное слово «старообрядчество»);
- Старообрядчество породило несколько направлений, среди которых особо стоит выделить беспоповство.
Заметки на полях о беспоповстве:
Из материалов Русской Православной Старообрядческой Церкви:
«Как особое направление старообрядчества, оно утвердилось к началу XVIII столетия, после смерти священников дораскольного рукоположения. Старообрядцы, отвергавшие священников нового поставления, стали называться безпоповцами, так как они остались совершенно без попов. Решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, они всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Оставшись без священства, безпоповцы лишились и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Что же касается остальных двух таинств — крещения и покаяния, то их стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у безпоповцев образовался особый чин наставников. Это — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел» (http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/razdeleniya-v-staroobryadchestve/).
На наш взгляд, явление «беспоповства» выражает настроения части людей, которые начали уходить от идеологического атеизма исторически сложившегося христианства в русло истинно русского богословия, когда в общении между человеком и Богом отсутствуют посредники, когда каждый может напрямую установить диалог с Богом через молитву и ответный ей сокровенный язык жизненных обстоятельств.
Начиная с конца XVII века, сразу же после раскола, старообрядчество подверглось гонениям. Его оппозиция, ярким представителем которой был упомянутый нами ранее протопоп Аввакум Петров (25 ноября 1620 — 14 (24) апреля 1682), была разбита, и старообрядцы были вынуждены скрываться. Это было время, когда жизненный уклад русского народа, его культура и быт стали принудительно ломаться. Высший свет ориентировался на европейские образцы поведения, и судьба русского народа со временем перестала его интересовать.
Раскольничий мир, за исключением верхушки старообрядцев-поповцев, обитал в народных низах, стараясь избегать контактов с официальными структурами. Укрывшись, старообрядческий мир по-иному обосновывал и выстраивал свою жизнь. На протяжении ХVIII столетия противники никоновских новин разрабатывали концепции последних времен, пришествия антихриста, прекращения священства и т.д.
Результат работы старообрядческой мысли — появление различных беспоповских течений, где наиболее полно выразилось неприятие государства и его церкви, а также радикализм при решении социальных и политических проблем.
В народных слоях нечерноземного центра России, Севера, Поволжья, Урала и Сибири прочно укоренились крупные ветви беспоповщины (поморцы, федосеевцы, странники, спасовцы и т.д.). Отличаясь различными вероисповедными оттенками, они сходились в общем: категорически отвергали иерархии, следствием чего стала утрата таинств. В то же время беспоповцы оставались в полной уверенности, что пребывают в истинно русской вере.
Разумеется, господствовавшая церковь крайне негативно относилась к подобным «православным», рассматривая их как отщепенцев, утративших всякую связь с литургией. Между тем, отрешаясь от оценок синодального официоза, нельзя не признать, что в русском православии происходило формирование устойчивой внецерковной традиции, доселе действительно нетипичной для русского народа.
Её последователи реализовывали духовные потребности уже исключительно вне церковных форм, потерявших в их глазах какую-либо сакральность. Вопрос — в масштабах этого русского аналога «протестантизма». Не нужно забывать, что беспоповщина в отличие от западных протестантов существовала внутри враждебного ей государства. РУССКИЕ беспоповцы, находясь под церковно-административным давлением, не стремились заявлять о себе.
Приверженцы беспоповщины не только не утруждали себя регистрацией, но и вообще, как правило, числились обычными синодальными прихожанами. В результате на российском религиозном ландшафте «силуэт» внецерковного православия был едва различим. Внешне выглядя невнятной синодальной паствой, кстати, всегда вызывавшей тревогу у властей, это православие, по сути, оставалось скрытой под завесой официальной статистики.
http://inance.ru/2015/07/kreschenie-03/
«Краткий экскурс в древнейшую историю славян»
Этот русский вариант протестантизма не просто существовал, но и выработал новые принципы экономической жизни. В этом состояло кардинальное отличие от западных протестантских течений. Последние в своих государственных образованиях — полноправные хозяева. Западная протестантская этика порождала классический капитализм, формируя новые экономические реалии. В старообрядцах-беспоповцах, по аналогии с протестантами, усматривали таких же носителей здорового капиталистического духа. Однако их реалии оказались ориентированы совсем на другое, имевшее немного общего с приоритетом буржуазных ценностей. Находясь под государственно-церковным прессом, старообрядцы в целом вынужденно нацеливались не на частное предпринимательство с получением прибыли в пользу конкретных людей или семей, а на обеспечение жизни своих единоверцев.
Только такие общественно-коллективистские механизмы представлялись оптимальными в том положении, в котором жило русское старообрядчество. А потому его религиозная идеология освящала не экономику «успеха» и обоснование отдельной избранности, как у протестантов, а утверждала солидарные начала, обеспечивающие выживание во враждебных условиях.
Лишь только во второй половине XVIII века, во времена правления Екатерины II, гонения на раскол стихают. Власть пытается встроить старообрядцев (если быть более конкретным, то это были купцы из среды старообрядцев) в свои государственные системы.
Появляется единоверие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Единоверие). Убирается двойной подушевой оклад.
Протопоп Аввакум. http://mikhael-mark.livejournal.com/453636.html
В середине XIX века император Николай I проводит политику официальной народности.
Википедия:
Теория официальной народности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I.
Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по истории русской литературы и общественной мысли (1872—1873)
Автором теории стал С.С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в его докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1834 года):
«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная вера;
2) Самодержавие;
3) Народность.
Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность».
Однако проведение данной политики встретило на своём пути серьёзное препятствие, которое как оказалось, по мнению власть предержащих, могло помешать «единению нации». Этим препятствием явилось старообрядчество. Император и его приближённые понимают, что недостаточно знают русский народ. Государство активно начинает финансировать исследования традиций и жизненного уклада населения Российской Империи. В некоторые губернии направляются специальные комиссии.
Афанасий Прокофьевич Щапов, Павел Иванович Мельников-Печёрский, Иван Сергеевич Аксаков, Август фон Гакстгаузен, Астоль де Кюстин и многие другие проводят работы по изучению русской глубинки, и обнаруживают совершенно неожиданные для себя явления (подробнее об этом см. А.В. Пыжиков «Грани русского раскола»).
И.С. Аксаков, познакомившись с городами Ярославской губернии, в своих письмах указывает на то, что везде «почти все старообрядцы, да ещё, пожалуй, беспоповцы» (И.С. Аксаков в его письмах. Т.2. М., 1888. стр. 181//Собрание писем в 3-х томах. М., 1888-1889)
А Гакстгаузен прямо пишет:
«Кто хочет изучать характерные черты великороссов, тот должен изучать их у старообрядцев» (А. Гакстгаузен. Указ. соч. стр. 234).
Итоги этих исследований показали, что:
- Старообрядчество представляет собой совершенно иной, отличный от общепринятого мнения правящей верхушки, мир, в котором есть свои правила и обычаи;
- Будучи гонимым, и понимая, что только единство поможет им выжить, старообрядчество в ведении своей деятельности придерживалось совместного владения собственностью, взаимопомощи и духовного единения, или другими словами, существовала старообрядческая община;
- По оценкам некоторых исследователей общая численность старообрядцев была занижена в 10 раз
(П.И. Мельников. Счисление раскольников//Русский вестник. 1868. №2. (Т.73) стр. 423—426).
Такая разница связана, в первую очередь, с отсутствием возможности подсчёта количества беспоповцев, которые были размыты по территориям губерний, и которых попросту записывали в приверженцы никонианства.
Заметки на полях об общине:
Определение общины по словарю Даля:
«Община — обща, складчина, братчина, общее имение или достояние, артельщина» (В.И. Даль. Толковый словарь Живого Великорусского Языка. Часть 2. Издание Общества Любителей Российской Словесности, учреждённого при Императорском Московском Университете, Москва, 1866, стр. 1214).
Современное определение общины:
«Община — это форма организации, при которой некоторое ограниченное число индивидов объединяется, чтобы достичь единой цели. У каждого из членов общины одна и та же цель, и один и тот же уровень реализации этой цели. Община, как правило, организуется равными участниками, одинаковыми по своим имущественным и производственным возможностям и, самое главное, полностью совпадающими по своей функции потребительских предпочтений» (http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/obshchina.html).
В России община существовала вплоть до начала XX века, пока не была уничтожена (точнее, уничтожению подверглась её этика) в ходе проведения Столыпинской аграрной реформы.
Википедия:
«Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы».
В настоящее время в России общинное устройство не имеет широкого распространения. Для примера, в Японии общинные принципы ведения хозяйства были перенесены на производство, что повлекло за собой появление так называемого японского экономического чуда, которое характеризовалось, в первую очередь, выпуском качественной продукции.
Учитывая всё вышеперечисленное, можно сделать следующий вывод, что в Российской Империи в середине XIX века действовала большая общественная инициатива, занимавшаяся ведением дел общественной в целом значимости, то есть, фактически, представлявшая некую альтернативную государственность со своей культурной средой, экономической деятельностью. Например, в среде старообрядческих общин была распространена выдача займов, основанная на совести, доверии и чести (Д.П. Шелехов. Путешествия по русским просёлочным дорогам. СПб., 1842. С.27,39—40).
Кредитно-финансовая система старообрядцев работала в интересах сложившейся общности, в отличие от официальной государственной системы, которая работала на интересы дворянства. При этом основным кредитором российского правительства являлись иностранные банкиры. Соответственно этому, государственная власть, а равно и само государство, были подвязаны к интересам кредиторов, и частично утрачивали суверенитет в экономическом пространстве (см. Н. Стариков «Как Ротшильд русского царя шантажировал» https://nstarikov.ru/blog/1829).
Вот этот мир, пребывавший в скрытом виде внутри Российской империи, и вырвался на поверхность в результате событий 1917 года. Причем февральские и октябрьские дни при всей своей важности имели все же верхушечное значение. Впоследствии широко разрекламированные, эти революции носили характер столичных переворотов. Они еще не затрагивали глубинных народных пластов, лишь послужив катализатором к грядущему.