Семинар № 7. Старообрядчество в Сибири

1. Старообрядчество в Сибири. Лидеры религиозной оппозиции в сибирской ссылке.

2. Реакция сибирского населения на реформу культовой системы. Деятельность Доментиана/Даниила.

3. Сибирские гари 70-80 гг. XVII в. Деятельность и взгляды лидеров сибирского старообрядчества конца XVII – первой половины XVIII вв. Авраамий Венгерский, Иоанн Кондинский, Я. Лепихин.

Литература

1. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969.

2. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.

3. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000.
Духовные ответы . Вып.1. М., 1996

4. Маслова Г.С. Народная одежда в традиционных восточнославянских обычаях и обрядах (19- начало 20 вв.) М.,1978.

5. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян старообрядцев в 18 веке. Новосибирск, 1974.

6. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в 18 веке. М., 1986.

7. Чагин Г.Н.. Этническая история Среднего Урала в 16- начале 20 вв. Пермь, 1996.

8. Чесноков А. Среди кержаков (этнографический очерк). // Пермская земская неделя. № 13-15. Пермь, 1908.

9. Основные направления и центры старообрядчества в XVIII в.

10.Социально-экономическая деятельность старообрядческих общин.

11.Оформление основных направлений старообрядчества.

12.Старообрядчество и петровские реформы.

13.Деятельность кружка «ревнителей древнего благочестия».
Реформа культовой системы середины XVII в.

14.Московский собор 1666/1667 г. и реакция русского общества.

Семинар № 8. Старообрядчество в Прикамье

1. Старообрядчество в Прикамье: история формирования, особенности расселения, современные направления.

2.Заселение Прикамья староверами: этапы, причины, пути проникновения. Типология старообрядческих поселений (пути формирования, назначение, исторические типы и формы).

3. Особенности конфессиональных и социальных коммуникаций староверов. Старообрядческая этика социальных коммуникаций.

Литература

1. Страницы истории земли Пермской. Часть 1 и 2. Пермь. Часть 1-1995, Часть 2- 1997.

2. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., 1970.

3. Богословский П. Материалы по народному быту, фольклору и литературной старине. // Пермский краеведческий сборник. Вып.1. Пермь, 1924.

4. Власова И.В. Размещение старообрядцев в Северном Приуралье и их контакты с окружающим населением // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.

5. Вологодин А. Село Ильинское.//Пермский краеведческий сборник. Вып.2. Пермь. 1926.

6. Маслова Г.С. Народная одежда в традиционных восточнославянских обычаях и обрядах (19- начало 20 вв.) М.,1978.

7. На путях из Земли Пермской в Сибирь. М., 1989.

8. Ончуков Н. По Чердынскому уезду. СПб., 1901.

9. Ончуков Н. Поездка в Чердынский край летом 1923 г. // Пермский краеведческий сборник. Вып. 1. Пермь, 1924.

10.Серебряников А. Раскол в Очерской волости Оханского уезда Пермской губернии в 50-х гг. // Пермские епархиальные ведомости. № 17-19. Пермь,1906.

11.Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине 19- нач. 20вв. Пермь, 1993

12.Чагин Г.Н.. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине 19- нач. 20 вв. Пермь, 1991.

13.Чагин Г.Н.. Этническая история Среднего Урала в 16- начале 20 вв. Пермь, 1996.

14.Чесноков А. Среди кержаков (этнографический очерк). // Пермская земская неделя. № 13-15. Пермь, 1908.

15.Чупин Н. Географический и статистический словарь Пермской губернии. Пермь, 1873

16.Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1983.

17.Этнография русского крестьянства Сибири XYII – середины XIX в.в. М., 1981.

Семинар № 9. Старообрядчество в современном мире. Традиционно-бытовая культура старообрядцев

1. Понятие традиционно-бытовой культуры. Особенности внутреннего убранства жилища. Обереговая система жилища. Декор в убранстве дома.

2. Семья и семейная обрядность староверов

3. Традиционный костюм старообрядцев.

4. Семья и семейная обрядность староверов.

5. Музыкальная культура. Монодия, наонное и наречное пение.

6. Книжная культура староверов.

7. Правила и предписания поведения в инокультурной среде.

Литература

1. Страницы истории земли Пермской. Часть 1 и 2. Пермь. Часть 1-1995, Часть 2- 1997.

2. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969.

3. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., 1970.

4. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000.
Байдин В.И. Исторические сочинения уральских старообрядцев 18-19 вв. // Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1986

5. Богословский П. Материалы по народному быту, фольклору и литературной старине. // Пермский краеведческий сборник. Вып.1. Пермь, 1924.

6. Власова И.В. Размещение старообрядцев в Северном Приуралье и их контакты с окружающим населением // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.

7. Ивонин Ю.М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. Ижевск, 1973.

8. Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского населения Урала (конец 19- начало 20 вв.). М., 1971.

9. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян старообрядцев в 18 веке. Новосибирск, 1974.

10.Путеводитель по фондам старопечатных книг и рукописей лаборатории археографических исследований. Свердловск, 1990.

11.Шашков А.Т. Изучение урало-сибирского старообрядчества второй половины 17- начала 18 вв. в отечественной историографии. //Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1986.

12.Чагин Г.Н. Традиционные связи духовной культуры семьи и общины русского старообрядческого населения Верхокамья.// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.

13.Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине 19- нач. 20вв. Пермь, 1993

14.Чагин Г.Н.. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине 19- нач. 20 вв. Пермь, 1991.

15.Чагин Г.Н.. Этническая история Среднего Урала в 16- начале 20 вв. Пермь, 1996.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная

1. Страницы истории земли Пермской. Часть 1 и 2. Пермь. Часть 1-1995, Часть 2- 1997.

2. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969.

3. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., 1970.

4. Карцов В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в России. Калинин, 1971.

5. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995.

6. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.

7. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург,2000.

Дополнительная

1. Агафонов Н. Предостережение православных крестьян от увлечения расколом.// Пермские епархиальные ведомости. № 3. Пермь, 1897.

2. Байдин В.И. Исторические сочинения уральских старообрядцев 18-19 вв. // Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1986

3. Богословский П. Материалы по народному быту, фольклору и литературной старине. // Пермский краеведческий сборник. Вып.1. Пермь, 1924.

4. Буганов В.И. , Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.

5. Власова И.В. Размещение старообрядцев в Северном Приуралье и их контакты с окружающим населением // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.

6. Вологодин А. Село Ильинское.//Пермский краеведческий сборник. Вып.2. Пермь. 1926.

7. Духовные ответы . Вып.1. М., 1996

8. Зеленин Д К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

9. Ивонин Ю.М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. Ижевск, 1973.

10. История старообрядческой церкви. М., 1991.

11. Карцов В.Г. Религиозный раскол, как форма антифеодального протеста в истории России. Калинин. 1973.

12. Катунский Старообрядчество. М., 1972.

13. Клибанов А.И. Сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

14. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные произведения. М., 1973.

15. Кремлева И.А. Похоронно-поминальная обрядность русского населения Пермской области // Полевые исследования института этнографии за 1978 год. М., 1980.

16. Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского населения Урала (конец 19- начало 20 вв.). М., 1971.

17. Крывелев И.А. История религий. М., 1976

18. Листова Т.А. Одежда русского населения Пермской области.// Там же.

19. Листова Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой.// Русские: семейный, общественный быт. М., 1989.

20. Мамаева Е.Б. Историография истории церкви на Урале в период феодализма. Свердловск, 1990.

21. Маслова Г.С. Народная одежда в традиционных восточнославянских обычаях и обрядах (19- начало 20 вв.) М.,1978.

22. Мозель Х. Материалы для географии и статистики Российской империи. Пермская губерния. СПб., Часть 2.1864.

23. На путях из Земли Пермской в Сибирь. М., 1989.

24. Никольский Н.Н. История русской церкви. М., 1988.

25. Ончуков Н. Костина вера. // Неделя. № 9. Пермь, 1901.

26. Ончуков Н. По Чердынскому уезду. СПб., 1901.

27. Ончуков Н. Поездка в Чердынский край летом 1923 г. // Пермский краеведческий сборник. Вып. 1. Пермь, 1924.

28. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян старообрядцев в 18 веке. Новосибирск, 1974.

29. Пономарев Н. Раскол в пределах Савинского прихода.// Пермские епархиальные ведомости. № 5-9.1897

30. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине 19 века. Очерк из новейшей истории раскола. М., 1904.

31. Путеводитель по фондам старопечатных книг и рукописей лаборатории археографических исследований. Свердловск, 1990.

32. Пушвинцев И. Пустынничество. // Чердынский край. Вып.3. Пермь, 1928.

33. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в 18 веке. М., 1986.

34. Русское православие: вехи истории. М., 1989

35. Серебряников А. Раскол в Очерской волости Оханского уезда Пермской губернии в 50-х гг. // Пермские епархиальные ведомости. № 17-19. Пермь,1906.

36. Чагин Г.Н. Традиционные связи духовной культуры семьи и общины русского старообрядческого населения Верхокамья.// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.

37. Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине 19- нач. 20вв. Пермь, 1993

38. Чагин Г.Н.. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине 19- нач. 20 вв. Пермь, 1991.

39. Чагин Г.Н.. Этническая история Среднего Урала в 16- начале 20 вв. Пермь, 1996.

40. Чесноков А. Среди кержаков (этнографический очерк). // Пермская земская неделя. № 13-15. Пермь, 1908.

41. Чупин Н. Географический и статистический словарь Пермской губернии. Пермь, 1873

42. Шашков А.Т. Изучение урало-сибирского старообрядчества второй половины 17- начала 18 вв. в отечественной историографии. //Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1986.

43. Шмаков П. По лику Земли. Пермь, 1911.

44. Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья / Сост. А.Т. Шашков, В.И. Байдин. Свердловск-Екатеринбург, 1991-1993. Т. I . Вып. 1-2. Т.II. Вып. 1-2.

45. Духовная литература староверов востока России XVIII – XX вв. Новосибирск, 1999.

46. Покровский Н. Н., Зольникова Н.Д. Старообрядцы-часовенные на востоке России. М., 2002.

47. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды. Пермь, 1993.

48. Народные песни Пермского края. Пермь, 1966.

49. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1983.

50. Обрядовая поэзия. Составители: В.И. Жикулина, А.Н. Розов. М., 1989.

51. Этнические факторы жизни общества. Сб. статей. М., 2001.

52. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 2003

53. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1988.

54. Этнография русского крестьянства Сибири XYII – середины XIX в.в. М., 1981.

55. Покровский Н. Н., Зольникова Н.Д. Старообрядцы-часовенные на востоке России. М., 2002.

56. Исторические условия и предпосылки раскола.

57. Деятельность кружка «ревнителей древнего благочестия».
Реформа культовой системы середины XVII в.

58. Московский собор 1666/1667 г. и реакция русского общества.

59. Оформление основных направлений старообрядчества.

60. Старообрядчество и петровские реформы.

61. Основные направления и центры старообрядчества в XVIII в.

62. Социально-экономическая деятельность старообрядческих общин.

63. Перемещение центров старообрядчества в Москву.

64. Преображенское и Рогожское кладбища.

65. Вопрос о браке в старообрядческой полемике.

66. Эсхатологические представления старообрядцев.

67. Странническое согласие – особенности вероучения, организации.

68. Влияние промышленного переворота на старообрядчество.
Политика Николая I в отношении старообрядцев. Насаждение единоверия.

69. Поиски священства. Создание белокриницкой иерархии.
Великие реформы и старообрядчество. Указ 1883 г.

70. Революция 1905-1907 гг. Религиозное законодательство начала ХХ столетия.

Полевые материалы

Агафонова Н.Н. Полевые материалы ЭО КАЭЭ ПГПУ. Пермская область. 1986-1997. лаборатория кафедры древней и средневековой истории ПГПУ.

· Лысьвенский район

· Очерский,

· Чусовской,

· Горнозаводский,

· Сивинский,

· Большесосновский,

· Верещагинский,

Карагайский район

Опубликованные источники

1. Архимандрит Палладий. Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядства». СПб, 1863.

2. Белдыцкий Н. В Парме. Пермь, 1901.

3. Белдыцкий Н.. Из природы и быта Пермского края.// Иллюстрированный сборник –ежегодник Пермского губернского земства Вып. II Пермь, 1916.

4. Златоструй. № 1-10. М.,1912.

5. Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. М., 1901.

Церковь. М., 1912-1916.

6. Шишонко В. Пермская летопись. Период первый-пятый. Пермь, 1881-1889.

6.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Необходимыхтехнических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины и способы их применения:

- мультимедийное оборудование для визуализации излагаемого материала.

- электронная библиотека курса: методическая основа для подготовки студентов к практическим/семинарским занятиям и для более глубокого усвоения материала курса;

- ссылки на Интернет – ресурсы: методическая основа для подготовки студентов к практическим/семинарским занятиям и для более глубокого усвоения материала курса;

6.3. Методические указания студентам

В учебном плане по курсу "История старообрядчества" значительная часть времени отводится на самостоятельную работу студентов (50 % на очном отделении). Это значит, что студенты с полной ответственностью должны относиться к выполнению самостоятельных заданий, рекомендованных преподавателем. Самостоятельная работа построена по трем основным направлениям:

1) работа над выполнением практических заданий;

2) подготовка к семинарским занятиям;

3) расширение знаний по предмету за счет самостоятельной проработки дополнительной литературы по предмету;

4) прочтение монографии по учебной дисциплине

- Работа над первым направлением требует относительно много времени на подготовку, поэтому данное задание оговаривается преподавателем в самом начале семестра, одновременно устанавливаются сроки проведения защиты практических заданий и подведения итогов. Проработать исторические источники по формированию современного взгляда на этноконфессиональный состава Прикамья, обработать и систематизировать собранный материал, оформить материалы графически.

- При подготовке к семинарским занятиям студенты обязаны проработать учебный материал по конспектам лекций, изучить минимум источников и литературы по теме, составить конспекты первоисточников, учебной и специальной литературы. Многие вопросы семинарских занятий по курсу экономической социологии рассматриваются в форме дискуссий и круглых столов с дополнительной подготовкой ведущих-экспертов.

Подготовка выступлений на семинарах занятиях является одной из важных составляющих самостоятельной работы. Студенты готовят обстоятельные сообщения по наиболее важным и актуальным проблемам темы. Выступления желательно сопровождать наглядным материалом или компьютерными презентациями. В обсуждении докладов принимает участие вся группа, поэтому каждый студент должен быть подготовлен к участию в тематических дискуссиях. Выступление - это серьезная, хотя и небольшая по объему научная работа студента. Все предложенные темы докладов носят проблемный и дискуссионный характер. Поэтому в ходе работы над темой докладчику предстоит избрать свой путь в дискутируемых вопросах, дать свои оценки, опираясь на знание источников и специальной литературы. В процессе работы над докладом необходимо уметь пользоваться справочной и научной литературой, имеющейся на кафедрах и в библиотеках; по мере необходимости следует обращаться за консультациями к преподавателю.

Работа над докладом включает в себя следующие этапы: 1) ознакомление с темой по справочной и учебной литературе; 2) изучение источников, научной и справочной литературы; 3) составление плана; 4) написание конспекта текста; 5) подготовка наглядного материала.

- По третьему направлению самостоятельной работы студентов, рекомендуется ознакомление с дополнительной специальной литературой, со специализированными сайтами в Интернете по изучаемым темам, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору.

Самостоятельная работа студентов должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа должна носить систематический характер.

По четвертому направлению - студент обязан выбрать монографию по тематике учебного курса, прочитать ее и сделать эссе- реферат, в котором изложить не только содержание прочитанной теоретической работы и аргументированные выводы по проблемам, которые рассматриваются в работе.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при межсессионной аттестации и при проведении итогового контроля (экзамена). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

6.4. Методические рекомендации преподавателю

Методические рекомендации преподавателю:

На лекциях студенты должны овладеть основными категориями курса «Истории старообрядчества» в пассивном режиме и в активном (диалоговом) режиме, уметь объяснять, содержание понятий, и понимать научный текст, а на семинарах и при подготовке эссе научиться использовать эти термины в активном режиме – характеризовать образовательных явлениях или процессах с использованием этих понятий.

1. Лекции. Курс "Истории старообрядчестве" отличается тем, что он основан на ознакомлении студентов с целым рядом совершенно самостоятельных направлений. Поэтому преподавателю необходимо определенную логику при рассмотрении каждого раздела, чтобы знания о них планомерно и последовательно усваивались студентами. Целесообразно использовать следующую матрицу по каждой теме: предмет, задачи, основные методы исследования, основное содержание.

Лекции по темам следует сопровождать иллюстрациями и/или компьютерными презентациями. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

2. Семинары проводятся по узловым, наиболее сложным и значимым темам курса, требующим углубленного изучения и закрепления изученного материала на практических занятиях. Особым блоком выделены темы семинарских занятий, посвященные проблемам влияние традиционной культуры, раскол в церкви, духовное своеобразие старообрядцев, а так же связанных между собой и влияющих друг на друга понятия «религия» и «этнос».

Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами, видится необходимым использование интерактивных элементов обучения.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и гос. стандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

3. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразны, но адекватны видам лекционных и семинарских занятий. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы. Самостоятельная работа должна быть направлена на углубление знаний и практических навыков по ключевым вопросам вспомогательных исторических дисциплин. Для создания положительной мотивации при самостоятельной работе, рекомендуется ориентировать практические задания на личность студента и его семью, придать им творческий характер. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.

4. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки обязательно для преподавателя и студента.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном педагогическом университете. Требования к итоговой аттестации установлены государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Итоговая аттестация «История старообрядства» на дневном отделении и заочном отделении предусмотрена в форме зачета. В соответствии с учебным планом на дневном отделении она проводится во 2-м семестре. По решению преподавателя экзамена может быть проведен в форме теста или в устной форме. Подготовку к экзамену следует начинать с внимательного изучения предложенных вопросов. Следующим этапом является работа с конспектами лекций, учебником и рекомендованной дополнительной литературой. Далее следует внимательно изучить конспекты к семинарским занятиям, определить тот перечень вопросов, по которым имеется достаточное количество материала. Особо следует выделить вопросы, которые нуждаются в дополнительном изучении. Подготовку к экзамену рекомендуется начинать именно с этих вопросов.

В процессе подготовки к экзамену студенты могут получить необходимые консультации у преподавателя.

Контрольные вопросы к зачету

1. Исторические условия и предпосылки раскола.
2. Деятельность кружка «ревнителей древнего благочестия».
3. Реформа культовой системы середины XVII в.
4. Московский собор 1666/1667 г. и реакция русского общества.
5. Оформление основных направлений старообрядчества.
6. Старообрядчество и петровские реформы.
7. Основные направления и центры старообрядчества в XVIII в.
8. Социально-экономическая деятельность старообрядческих общин.
9. Перемещение центров старообрядчества в Москву. Преображенское и Рогожское кладбища.
10. Вопрос о браке в старообрядческой полемике.
11. Эсхатологические представления старообрядцев.
12. Странническое согласие – особенности вероучения, организации.
13. Влияние промышленного переворота на старообрядчество.
14. Политика Николая I в отношении старообрядцев. Насаждение единоверия.
15. Поиски священства. Создание белокриницкой иерархии.
16. Великие реформы и старообрядчество. Указ 1883 г.
17. Революция 1905-1907 гг. Религиозное законодательство начала ХХ столетия.
18. Старообрядчество в советскую эпоху.
19. Современное состояние старообрядчества.

20. Традиционно-бытовая культура старообрядцев Традиционный костюм старообрядцев.

21. Семья и семейная обрядность староверов.

22. Музыкальная культура.

23. Книжная культура староверов.

24. Календарные обряды, обычаи старообрядцев в Прикамье.

Методическое издание

ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050711 – «Социальная педагогика»

Автор-составитель

АгафоноваНаталия Николаевна

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 10.11.08. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,4. Уч.-изд. л. 1,4

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

 
  Семинар № 7. Старообрядчество в Сибири - student2.ru

Наши рекомендации