Великая польза, извлекаемая из веры в Аллаха и в отсутсутствие у Него сотоварищей в господстве, и в поклонении, и в обладании божественными именами и качествами.
Плоды этой веры прекрасны и несметны. Но мы перечислим лишь некоторые из них:
1. Это - залог обретения счастья рабом как в этой жизни, так и в жизни вечной. Более того, счастье человека в обоих мирах целиком и полностью зависит именно от этого.
2. Это - величайший из стимулов, который заставляет нас бояться Аллаха, опасаться Его и повиноваться Ему, и чем больше знание раба о своем Господе, тем ближе он оказывается к Нему, тем больше он страшится Его, тем усерднее его поклонение Ему, и тем дальше он сторонится от ослушания и неповиновения Всевышнему.
3. Это – залог достижения рабом душевного спокойствия и умиротворения, чувства безопасности и следования прямым путем как в этой жизни, так и в мире вечном. Ведь сказал Всевышний: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (сура «ар-Ра’д», аят 28).
4. От веры в Аллаха и в отсутсутствие у Него сотоварищей в господстве, и в поклонении, и в обладании божественными именами и качествами, а также ее правильности зависит награда в жизни Вечной. Если раб жил в соответствии с требованиями этой веры и соблюдал их, то он удостаивается награды своего Господа в Последней жизни и попадает в Рай, ширина которого равна небу и земле, и в котором есть то, чего не видел взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. И вместе с этим он обретает спасение от Ада и ужасных мучений в нем. Но выше всего этого то, что он будет удостоен довольства Пречистого Господа, и Всевышний уже никогда больше не разгневается на него, и в День воскресения он будет одарен возможностью наслаждаться взором на Его прекрасный Лик, избавленный от опасений того, что ему может повредить несчастье или ввести в заблуждение искушение.
5. Это так же является той причиной, которая определяет правильность деяний и способствует тому, что Аллах принимает их. Без этой веры никакие деяния не принимаются и возвращаются человеку, какими бы многочисленными и всевозможными они ни были. И Всевышний засвидетельствовал об этом: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура «аль-Маида», аят 5).
Он также сказал: «А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (сура «аль-Исра», аят 19).
6. Правильная вера в Аллаха и в отсутсутствие у Него сотоварищей в господстве, и в поклонении, и в обладании божественными именами и качествами побуждает человека к изучению и выполнению обязанностей, которые возложены на него Господом и делает его всегда готовым к принятию полезных наставлений и действенных назиданий.
Это также обеспечивает непорочность помыслов и чистоту намерений человека, заставляет его спешить творить всякое благо и сторониться всего запретного и предосудительного, обязывает его быть благонравным и проявлять благородство, соблюдать правила исламской нравственности.
7. Вера в Аллаха и в отсутсутствие у Него сотоварищей в господстве, и в поклонении, и в обладании божественными именами и качествами является тем, к чему прибегают верующие, в их радостях и печалях, в безопасности или при страхе, в покорности или когда они впадают в грех, а также во всех иных случаях, выпадающих на долю каждого человека. При желанных и радостных событиях, верующие воздают хвалу Всевышнему и прославляют Его, и используют Его милости так, как Ему угодно. Когда же верующих постигают неприятности и печаль, они снова утешают себя верой в Аллаха и той наградой, которая обещана за это. И даже когда верующих постигают страшные и скорбные испытания и беды, они опять находят убежище в вере в Аллаха, и тогда их сердца успокаиваются, их вера увеличивается, а их уверенность в своем Господе приумножается. А еще они прибегают к вере в Аллаха, когда совершают угодные Всевышнему дела и благие поступки; они верят в то, что это является милостью Аллаха по отношению к ним и устремляются довести эту милость до совершенства, прося Аллаха укрепить их на этом пути и принять их деяния. Они прибегают к вере в Аллаха когда совершают какой-либо грех; то есть они торопятся покаяться в нем, избавиться от его зла и дурных последствий и исправить содеянное. Одним словом, верующие во всех своих делах ищут спасения только в вере в Единого Аллаха.
8. Познание Аллаха посредством Его имен и качеств делает сердца любящими Аллаха, потому что божественные имена и качества совершенны во всех отношениях, а души творений по природе своей склонны любить все совершенное и достойное. И если любовь к Аллаху пускает корни в сердце раба, то его тело и душа покоряются воле Всевышнего, и он поклоняется Аллаху, выполняя то, ради чего был сотворен.
9. Знание имен и качеств Всевышнего Аллаха дает верующему твердую убежденность в том, что только Всевышний Аллах управляет делами творений, и никто не принимает в этом соучастие. Эта убежденность делает его искренне уповающим на Аллаха и надеящимся на обретение благ в делах религии и мирской жизни. Это же, в свою очередь, является гарантией успеха и благополучия раба, ибо тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его покровительства.
10. Знание и перечисление прекрасных имен Аллаха является основой всякого знания, которое только можно приобрести, потому что знания обо всем другом, кроме Аллаха, можно разделить на знания о Его творениях и знания о Его повелениях. Все творения и повеления исходят из Его прекрасных имен, и между ними существует причинно-следственная связь. Поэтому тот, кто сумеет исчислить имена Аллаха так, как это надлежит делать творению, сумеет исчислить все знания.
И да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада,членов его семьи и его сподвижников.
[1] Имам Ибн Абиль-’Изз сказал: «Большинство сур Корана повествует о сути видов единобожия, более того, об этом говорят все его суры. Славный Коран говорит либо об Аллахе – Его Именах, Атрибутах и Действиях, что является единобожием в познании Всевышнего Аллаха, либо же он призывает к поклонению Ему одному, не придавая Ему в сотоварищи никого, и призывает сторониться поклонения всему, что кроме Него. Это уже единобожие в поклонении. Либо же Коран повествует о благих деяниях и запрещает дурные, что является правом единобожия и его украшением. Либо же Коран сообщает о благой награде единобожников и о том, как Всевышний облагодетельствовал их в этой жизни и следующей, а это является повествованием о награде за единобожие. Либо же он повествует нам о многобожниках и о том, какие наказания они переносят в этой жизни и что из наказания ожидает их в следующей, а это уже повествование о тех, кто отказался от исповедования единобожия. Таким образом, весь Коран говорит о единобожии, его правах и награде за него, либо же о многобожии, многобожниках и их наказании» («Шарх 'акыда ат-Тахауия», с. 31).
[2] Сейчас их вешают уже не только на тело, но и, например, в салон автомобиля.
[3] Когда язычники собирались принести жертву идолам, они подрезали жертвенным животным поджилки, а затем закалывали их у своих идолов или могил почитаемых ими людей. – Прим. пер.
[4] В арабском языке слово «`ид», происходит от глагола «`ада», «я`уду» - «повторять» и означает то, что периодически возвращается. В шариате же этим словом обозначается время или место, к которому постоянно возвращаются. К таким временам относятся, например, День разговения (`Ид аль-фитр) и День жертвоприношения (`Ид аль-адха). Каждый периодически повторяемый праздник – есть `ид, однако не каждый `ид является праздником, например, `ид аль-Джума (День Джума). И в этой связи Идами-праздниками утверждены Пророком, да благословит и приветствует его Аллах, только два дня – это Праздник разговения (`Ид аль-фитр) и Праздник жертвоприношения (`Ид аль-адха). Если человек каждый день приходит на могилу Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, чтобы поприветствовать его миром, то он словно превращает могилу Посланника в `ид-место, он же запретил поступать так, и этот запрет также является велением не устраивать на ней периодически повторямых мероприятий. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, велел мусульманам делать дуа за его благословение и приветствовать его миром из любого места, потому что у Аллаха есть странствующие ангелы, которые передают эти приветствия. Это обстоятельство свидетельствует о легкости мусульманской религии, ниспосланной благородному Посланнику, да благословит и приветствует его Аллах, ведь далеко не каждый мусульманин способен посетить Медину.
[5] Фарак – мера объема, равная 16 ритлам или 12 муддам. – Прим. пер.
[6] В хадисе Салима сообщается, что скала немного отодвинулась, но они не могли выбраться через образовавшийся проход.
[7] Название горы
[8] В частности, знание о том, для чего были созданы эти статуи.
[9] Иудеям было приказано обратиться к Всевышнему с мольбой об прощении, однако они проявили кощунство к велению Аллаха. Они добавили к откровению от Аллаха букву «нун» и заменили слово «хитта» на «хинта», что означает «пшеница». Всевышний сказал по этому поводу: «Вот Мы сказали: «Войдите в этот город и ешьте вволю, где пожелаете. Войдите во врата, поклонившись, и скажите: “Прости!” Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро».Беззаконники заменили сказанное им слово другим, и Мы ниспослали на беззаконников наказание с неба за то, что они поступали нечестиво» (сура «аль-Бакара», аяты 58-59). – Прим. пер.
[10] Джахмия – еретическое религиозно-философское течение, начало которому заложил аль-Джахм бин Сафван. Самое опасное из их воззрений то, что они полностью отрицают качества Аллаха. Так же они считают, что человек не обладает волей и свободой выбора. Они утверждают, что вера (иман) – это знание об Аллахе, а неверие (куфр) – это незнание о нем, и если человек познал Аллаха, а затем отрекся от него на словах, то он остается верующим. Они считают, что степень веры пророков и рядовых мусульман, то есть у всех одинаковая, они так же отрицают возможность лицезреть Аллаха в День воскресения, отрицают наказание в могиле и проповедуют взгляды о том, что Рай и Ад исчезнут. Они отрицают такой атрибут Всевышнего как Его Речь и считают Коран сотворенным. Они не признают вознесение Аллаха на Трон и Его высокое местонахождение и считают, что Аллах находится среди творений Своей божественной сущностью. – Прим. пер.