Младший первым приветствует старшего.
Ответ на приветствие.
Младший первым приветствует старшего.
Пеший первым приветствует сидящего.
Меньшая группа людей первой приветствует большую.
Приветствовать следует отчетливым голосом.
Приветствовать с веселым лицом и открытым сердцем.
Виды распространенных приветствий и то, как на них следует отвечать.
Постановление относительно ответа на приветствие неверующего.
Можно ли, зайдя в пустой дом, сказать: “Мир нам и праведным рабам Аллаха”?
Приветствовать знаком.
Приветствие нововведенца.
А затем, это наша сто сорок пятая встреча из серии встреч под названием “Лика аль-баб аль-мафтух” (открытая встреча), проводящихся каждый четверг. Сегодня второй четверг месяца Шабан 1417 г.х., и мы продолжаем толкование суры “аз-Зарият”. Последний аят, на котором мы остановились, это слова Всевышнего Аллаха: “Он сказал: “Какова же ваша миссия, о посланцы?” (Св. Коран, сура 51:31).
Однако, прежде я хотел бы поговорить об этикете приветствия (саляма), которым ангелы встречали Ибрахима, сказав ему: “Мира тебе!”, а Ибрахим ответил им: “И вам мир!”. Как мы уже упомянули раньше, ответ Ибрахима был лучше приветствия ангелов, т.к. Ибрахим откликнулся в форме именного предложения, означающего утверждение и продолжительное действие, в отличие от приветствия ангелов.
Ответ на приветствие.
Знайте, что ответ на приветствие является обязательным. Благословенный и Всевышний Аллах сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь” (Св. Коран, сура 4:86).
В словах Всевышнего “Когда вас приветствуют” не говорится о том, кто приветствует, поэтому из этого выражения понимается, что, кто бы ни был приветствующим, обязательно отвечать ему в той же форме или даже лучшей.
Всевышний сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым”. Аллах начал с того, что лучше, потому что оно предпочтительней. Слова “…или тем же самым” означают подобное приветствие. Это относится также к иудеям, христианам, буддистам и прочим. Если они нас поприветствуют, мы ответим на их приветствие. Однако, мы не должны первыми давать им салям, т.к. Пророк (мир и благословение ему и его семье) запретил нам делать это.
Итак, приветствовать нужно следующим образом: “Ассаляму алейкум”. Именно так постановил шариат. Что же касается слов “добро пожаловать”, “здравствуйте”, “как ваши дела” и подобных им, то они не утверждены шариатом. В соответствии с шариатом разговор следует начинать с саляма. Так, в хадисе про “Мирадж” (вознесение) передается, что Пророк (мир ему и благословение), минуя различных пророков, приветствовал их салямом, и они отвечали ему салямом, после чего говорили: «Добро пожаловать, благочестивый Пророк!» (Бухари).
Поэтому начинай со слов “ассаляму алейкум”. Ответ должен быть таким же или еще лучшим — “алейкум ассалям”, или “ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах”, или “ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух” — все это соответствует шариату.
Многие люди отвечают на приветствие “ассалям алейкум” словами “добро пожаловать” или “здравствуй”, тогда как эти слова не возмещают вашего приветствия. Т.е. если вам ответят «всегда добро пожаловать», это не будет считаться ответом на ваш салям, потому что Всевышний Аллах сказал: “…отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым…” (Св. Коран, сура 4:86).
Известно, что приветствующий кого-то словами “ассаляму алейкум” делает таким образом за него дуа, желая благополучия от любого недостатка, недуга, болезни души или тела. Поэтому недостаточно ответить ему “здравствуйте” или “привет” — необходимо сказать “алейка ассалям” или “ва алейкум ассалям”. Если же добавить к этому слова “ва рахматуЛлахи ва баракатуху”, то это будет даже лучше.
Приветствовать с веселым лицом и открытым сердцем.
Здороваться следует с улыбкой на лице и открытым сердцем — это также является этикетом приветствия. Ислам требует от вас приветствовать своего брата-мусульманина с веселым лицом, открытым сердцем и улыбкой на лице. Все это относится к благодеяниям. Таким образом, радуя своего брата по вере, вы совершаете желательное деяние, за которое получите вознаграждение.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Каждое благодеяние — это садака (милостыня)”.
Приветствовать знаком.
Вопрос: “Можно ли приветствовать знаком, к примеру, поднятием руки?”
Ответ: “Человеку не дозволено приветствовать только знаком, т.к. Пророк (мир ему и благословение) запретил это. Однако, если человек, с которым здороваются, находится далеко, или если он глухой, то можно соединить эти два действия — поприветствовать вслух и знаком. Но нельзя посылать только знаки. В данном случае возможны три ситуации:
1. Приветствовать только знаком — это запрещено.
2. Здороваться вслух — это разрешено. Более того, это и является основой в приветствии.
3. Приветствовать одновременно и словами, и посылая знаки. Данное действие разрешается только если на то есть причина. К примеру, тот, кого приветствуют, находится далеко или же он не слышит. В таком случае можно воспользоваться как словами, так и знаками.
Что же касается приветствия, которое просят передать кому-либо со словами: “Передай от меня салям такому-то”, то если ты пообещал, ответив: “Да, с дозволения Аллаха, передам”, тогда ты обязан сделать это. Однако, если тебя попросят передать кому-либо салям, и ты скажешь: «Передам, с дозволения Аллаха, если только не забуду», то эта оговорка защитит тебя от греха. В противном случае, как сказали ученые, если кто-то обязался передать салям, то он обязан сделать это.
Спрашивающий: «Многие люди у нас обещают передать салям, но иногда забывают сделать это».
Шейх Усаймин: “Салям им всем”.
Приветствие нововведенца.
Вопрос: “Можно ли здороваться с нововведенцем?”
Ответ: “Если он из тех, кто призывает к своему нововведению, и в бойкоте ему есть польза, то не следует с ним здороваться. Если же в бойкоте ему нет пользы, то здоровайся с ним. Если этот нововведенец из тех, кто в случае твоего бойкота начнет враждовать с тобой и настраивать людей против тебя, то твой бойкот не принесет пользы. Однако, если в его бойкотировании будет польза, как, например, если нововведенца будет бойкотировать знатный человек, имеющий вес в своем обществе, и это приведет к тому, что нововведенец начнет беспокоиться, тогда можно его бойкотировать. Это общее правило в данном вопросе: “Каждого грешника, грех которого не является неверием, дозволено бойкотировать, только если в этом будет польза”.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах)
Источник: “Лика аль-баб аль-мафтух” (145).
Ответ на приветствие.
Младший первым приветствует старшего.