Земной поклон на глину Кербелы

Шииты считают, что лучше всего совершать земные поклоны на глину Кербелы. В сборнике фетв аятоллы Макарема Ширази сказано: «Наилучшим предметом, на который совершается земной поклон, является глина, взятая с Кербелы, с места мученической гибели Имама Хусейна (да будет мир с ним) и его сподвижников». Прикладывая свой лоб на глину из Кербелы, совершающий молитву мусульманин вспоминает о доблестном имаме и его верных сподвижниках, которые отдали свои жизни ради довольства Аллаха, ради торжества истины, ради победы над злом и заблуждением. Ценой своих жизней они защитили Ислам от искажения. Они не пожалели ни себя, ни свои семьи, оставив в истории послание ко всем свободолюбивым поколениям мусульман. В хадисах сказано, что земной поклон является самым близким состоянием раба к своему Господу. А что может быть ближе, когда при этом сердце смиренного и покорного раба очаровано подвигом героев, пожертвовавших своими телами и душами на пути Аллаха. Вспоминая об этом, этот ближний мир становится для него незначительным, а его соблазны никогда не смогут обольстить его.

Разные мнения о хумсе

Представители всех исламских течений единодушны в том, что выплата хумса является одним из несомненных положений исламской религии. Все они убеждены, что при определенных условиях мусульманин обязан выплачивать пятую часть определенного имущества. Однако между ними существуют разногласия, которые сводятся к тому, с какого именно имущества необходимо выплачивать хумс. Ученые четырех суннитских мазхабов придерживаются мнения, что хумс необходимо выплачивать с военных трофеев, с найденного клада, с земли, которую иноверец покупает у мусульманина, с месторождений. Шиитские ученые, руководствуясь Священным Кораном и пророческой традицией, добавляют к ним также выплату хумса со всех доходов, которые мусульманин получает в течение года. Сунниты же не считают обязательным выплату хумса с полученного дохода.

Шейх Туси писал: «Выплата хумса обязательна со всех доходов, получаемых человеком от торговли, животноводства, земледелия. Хумс становится обязателен в том случае, если по истечению года, когда человек расходовал на свою жизнь и жизнь своей семьи, с этих доходов останется избыток. Мнение суннитских факихов относительно данного вопроса расходится с нашим мнением».[573]

Алламе Хилли писал: «Если от доходов, полученных посредством торговли, земледелия, ремесленничества, а также от всех других доходов после истечения года останется избыток, то с этого избытка необходимо выплатить хумс. Таково мнение всех шиитских ученых».[574]

В сборнике фетв аятоллы Макарема Ширази сказано: «Если человек занимается сельским хозяйством, ремесленничеством, торговлей, службой в различных учреждениях или любой другой деятельностью и этим путем получает доход, и если по истечению года (после расходов на себя, супругу, детей и всех остальных иждивенцев) с этого дохода останется избыток, то он должен будет выплатить пятую часть этого избытка. Данная выплата и является хумсом».[575]

Аят о хумсе

41-ый аят суры «Добыча» является для шиитов главным доказательством выплаты хумса с полученных доходов. В аяте сказано: «И знайте, что если вы добыли что-либо, то Аллаху - пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и…».

Данный аят, как сказано об этом в многочисленных комментариях к Корану, был ниспослан в связи с битвой при Бадре, когда друг против друга встали войска верующих и язычников. Но сейчас нас интересует смысл выражения «ганимтум мин шайин» (вы добыли что-либо). Что же подразумевается под этим выражением? Подразумевается ли здесь только трофеи, добытые в битве, как говорят сунниты? Или же смысл данного выражения гораздо шире и охватывает все доходы человека, которые тот получает в своей жизни? При внимательном рассмотрении трудов арабских языковедов каждый желающий обнаружит, что кораническая фраза «ганимтум мин шайин» (вы добыли что-либо) распространяется не только на военные трофеи, но означает также каждую прибыль и доход, которые приобретает человек. В качестве примера приведем здесь ссылки на некоторые труды арабских языковедов, в которых раскрывается значение слова «гунм»,[576] производное от которого использовано в рассматриваемом нами аяте Корана.

Халиль, Азхари и Ракыб считали, что слово «гунм» означает то, что приобретает человек, что без трудностей попадает в его руки, что берет он у врагов или других лиц.[577]

Ибн Фарис придерживается мнения, что данное слово применяется к чему-либо, чем человек сначала не владел, а затем это попало в его руки от язычников.[578]

Ибн Манзур отнес это слово к чему-либо, приобретенному без трудностей. Ибн Асир пишет, что смысл слова «гунм» означает увеличение цены. А Фируз Абади в своем труде утверждает, что это слово означает нечто, приобретенное без трудностей и усилий.[579]

В трудах других ученых, таких как «Тадж аль-арус» Зубайди, «Ар-раид» и прочих источниках, по поводу слова «гунм» сказано, что оно означает любого рода прибыль и доход, приобретение и получение, увеличение стоимости и так далее. И более всего оно применяется в отношении военных трофеев. Но все же смысл этого слова не ограничивается лишь военными трофеями, его смысл более обширен. Данное слово нашло свое применение по отношению к военным трофеям уже после ниспослания вышеупомянутого аята Корана, после чего данным словом начали называть добычу, захваченную на поле боя. Если мы обратимся к другим аятам Корана, а также изучим некоторые хадисы от Пророка Ислама, то увидим, что производные от данного слова применяются не только к военным трофеям. Например, в 94-ом аяте суры «Женщины» производное от слова «гунм» применяется в отношении богатой добычи (маганиму касира), которую Аллах дарует верующим. В данном аяте даруемая Аллахом богатая добыча противопоставляется преходящим благам земной жизни и поэтому означает загробную награду. В соответствии с этим аятом слово «гунм» не относится лишь к военным трофеям, но охватывает также любую добычу и прибыль, даже загробную награду, которую верующий получит за совершенные им благие деяния.

В ряде хадисов от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), имеющихся в трудах суннитских ученых, слово «гунм» и производные от него, упоминаются не только в отношении военных трофеев. Ахмад ибн Ханбал приводит следующее высказывание Пророка Ислама: «Добычей (ганимат) собрания, в котором поминается Аллах, являются райские сады».[580]

Там же сказано о том, что Пророк говорил о благотворном влиянии месяца Рамадан: «Для верующего это добыча (ганимат)».[581]

Итак, мы рассмотрели применение слова «гунм» и производных от него в трудах арабских языковедов, в некоторых аятах Корана и хадисах. Из всего этого напрашивается вывод, что данное слово охватывает собой все, что приобретает человек, все его доходы и прибыли. Военная же добыча является лишь частным применением этого слова, которое нашло более широкую известность после ниспослания аята о битве при Бадре. Таким образом, выражение «вы добыли что-либо», упомянутое в 41-ом аяте суры «Добыча», означает любой полученный человеком доход. Поэтому выплата хумса распространяется на все доходы и прибыль, а каждый следующий Корану мусульманин обязан выплачивать хумс, то есть при определенных условиях выплачивать пятую часть своих доходов.

Хумс в сборниках хадисов

В трудах ученых обоих исламских направлений имеется множество хадисов, из которых следует, что выплата хумса обязательна с доходов и прибыли.

1. Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сказано, что представители рода Абд аль-кейс обратились к Посланнику Аллаха: «Между нами и вами обитают язычники, поэтому мы сможем видеться с вами только в запретные месяцы. Поведай нам вкратце о деяниях, которые мы сможем совершить и войти в рай, а также к которым мы будем призывать других». Посланник Аллаха сказал им: «Я призываю вас к четырем деяниям и удерживаю от четырех других деяний. Я призываю вас к вере в Аллаха. А знаете ли вы, что есть вера в Аллаха? Свидетельство, что нет божества кроме Аллаха, выполнение ритуальной молитвы, выплата закята и выдача хумса с доходов…»[582] В данном хадисе Посланник Аллаха не повелел представителям рода Абд аль-кейс выплачивать хумс с военных трофеев, ибо они не имели достаточных сил воевать с язычниками и из-за страха перед ними не обладали возможностью покинуть свои жилища, кроме как в запретные месяцы, в которые арабы не вели войн. Он призвал их выплачивать хумс со всех доходов, которые они приобретали в течение года.

2. Когда Посланник Аллаха отправил Амру ибн Хазама в Йемен, он написал ему письмо, в котором в частности было сказано: «Это поручение от Посланника Аллаха к Амру ибн Хазаму в Йемене. Я призываю его к богобоязненности во всех делах, а также к выплате хумса с доходов…»[583]

3. В письме Посланника Аллаха к Джунаду Азди и его соратникам было написано: «Под защитой Аллаха и под защитой Мухаммада ибн Абдуллы находятся те, кто вершит ритуальную молитву, выплачивает закят, повинуется Аллаху и Его Посланнику, выплачивает из своих доходов хумс Аллаха и часть Пророка, а также сторонится язычников».[584] Письма такого же содержания, в которых указывалось на обязательность выплаты хумса, были адресованы многим арабским племенам и наместникам Пророка Ислама.[585] Во всех этих хадисах не идет речь о том, что хумс необходимо выплачивать только с военных трофеев, как пытаются показать это ряд суннитских исследователей. Ни в одном из случаев Посланник Аллаха не поставил условие о выплате хумса только с добычи, добытой на войне. Тем более, как уже было сказано ранее, многие из арабских племен, ставшие мусульманами, не имели достаточных сил, чтобы в одиночку противостоять язычникам и воевать с ними. Пророк предписывает мусульманам выдавать хумс со всех своих доходов, ибо «гунм», «ганимат» и другие производные этого слова означают в первую очередь доходы и прибыль.

Также необходимо обратить внимание на следующий важный момент. Согласно огромному количеству хадисов, принятых как достоверные и суннитами, и шиитами, только предводитель мусульман или его прямой наместник имеют право собрать военную добычу, а затем разделить ее между воинами. И никто не может сделать это самостоятельно. Если объявление войны, сбор военных трофеев, вычет из них пятой части и их разделение между воинами являлись в эпоху раннего Ислама непосредственной прерогативой Пророка, то как может кто-то утверждать, что в вышеуказанных хадисах Пророк велит мусульманам самостоятельно выплачивать хумс с военных трофеев?

4. Безгрешные имамы из пророческого рода, являющиеся продолжателями традиций своего великого предка, указывали своим последователям на обязательность выплаты хумса. Однажды группа мусульман написала Имаму Джаваду (да будет мир с ним) письмо следующего содержания: «Ответь нам на наш вопрос о хумсе. Должен ли мужчина выплачивать хумс со своих малых и крупных доходов, получаемых им от торговли и ремесленничества?» В ответ им имам написал: «Хумс нужно выплачивать со всех доходов после вычета необходимых расходов на жизнь».[586]

5. Абу Али ибн Рашид сказал Имаму Джаваду: «Ты повелел мне подчиняться тебе и собрать причитающееся тебе. Я сказал об этом твоим друзьям, но некоторые из них спросили: «Что причитается имаму?» Я не смог в полной мере ответить на их вопрос». Имам сказал: «Они должны выплачивать пятую часть со своих доходов». Абу Али спросил: «Из каких доходов?» Имам ответил: «С торговли и ремесленничества». Абу Али спросил: «Значит торговец и ремесленник обязаны выплачивать хумс?» Имам ответил: «Да, если после вычета необходимых расходов на жизнь они будут в состоянии продолжить торговлю и ремесленничество».[587]

6. Когда Имама Казима (да будет мир с ним) спросили о том, с чего выплачивается хумс, он ответил: «Хумс выплачивается со всего, что приносит людям малые или крупные доходы».[588]

Польза хумса

Покойный сейид Шарафуддин Мусави в своей книге «Религиозные тексты и иджтихад», в которой он собрал многочисленные примеры того, как некомпетентные правители своим мнением аннулировали действие некоторых аятов Корана и пророческих хадисов, пишет: «Все молящиеся в сторону киблы мусульмане единодушны в том, что Посланнику Аллаха полагалась часть хумса, а также часть хумса полагалась представителям его рода. Данное положение действовало до ухода Пророка в мир иной. Но когда правителем мусульман стал Абу Бакр, он дал иное толкование аяту о хумсе, после чего аннулировал право Пророка и его рода на получение хумса. Он лишил хашимитов хумса и уравнял их в правах с сиротами, бедняками и путниками. Когда Фатима Захра отправила к Абу Бакру человека, чтобы ей было выплачено причитающее ей и представителям пророческого рода, Абу Бакр отказался сделать это. Фатима разгневалась на него и не разговаривала с ним до самой своей смерти».[589] Отняв у безгрешных имамов право на получение хумса, правители преследовали цель ослабить их влияние на массы, лишить их имущественной независимости, которая бесспорно играет огромную роль в развитии религии. Но всегда существовала группа преданных имамам мусульман, которые, вняв повелению Небесной Книги и последнего Пророка, старательно выплачивали часть своих доходов, очищая этим свои души и внося вклад в дело развития Ислама. И в наши дни шииты продолжают выплачивать хумс справедливым муджтахидам, которые в эпоху сокрытия Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие) являются его наместниками среди мусульман. Никогда шиитские муджтахиды не были зависимы от кого-либо, никогда на них не имели влияние ни государство, ни какие-либо политические движения. Они всегда хранили свою независимость, всегда свободно выражали свое мнение, и эта возможность была предоставлена им кораническим положением, гласящим, что все члены исламской общины при определенных условиях должны выплачивать пятую часть своих доходов. На эти деньги развивается религиозное учение, на эти деньги строятся и поддерживаются учебные заведения, на них печатается литература и ведется проповедническая деятельность. Доходы от хумса расходуются на различные богоугодные дела, включая соблюдение справедливости среди шиитской общины. Независимо от того, какой правитель придет к власти, будет он лоялен к исламским ученым или нет, шиитские муджахиды всегда имеют возможность проводить самостоятельную финансовую и общественную деятельность, не унижая себя заискиванием перед несправедливыми политиками.

Временный брак в Исламе

Одним из существующих разногласий между мусульманами суннитского и шиитского направлений является тема временного брака. Первые считают его отмененным положением в исламской религии и, вследствие этого, навсегда запрещенным, вторые наоборот, считают подобный вид брака разрешенным на все времена. Так как проблемы связанные с половым инстинктом относятся к самым большим трудностям любого общества, с которыми волей неволей сталкиваются все люди, то изучение и верное понимание института исламского временного брака является на наш взгляд одной из важнейших задач сегодняшнего мусульманского общества. Ислам совершенная и всеобъемлющая религия, отвечающая всем требованиям природы человека. И в этой религии предусмотрены разрешения всех нужд человечества, выход из любой тяжелой ситуации, с которой сталкиваются люди. Брак в Исламе воспринимается как величайшее богослужение. Однако многие из мусульман, в особенности молодые люди, по самым разным причинам не обладают возможностью заключить полноценный брак. В подобной ситуации они имеют три выхода для того, чтобы разрешить трудности, появляющиеся у них вследствие наличия полового инстинкта:

1. Свободные половые отношения. Но данный выход неприемлем с точки зрения небесной религии, ибо прелюбодеяние является бедой, которая влечет за собой еще большие беды, как для самого человека, так и для всего человеческого общества. Поэтому Ислам накладывает запрет на прелюбодеяние.

2. Подавление половых инстинктов. На первый взгляд, кажется, что это может стать выходом на определенное время, однако необходимо реально смотреть на вещи и признать, что постоянное подавление половых инстинктов попросту невозможно. Невозможно подавить то, что изначально заложено в человеческой природе. Половой инстинкт можно контролировать в течение какого-то времени, но если он не найдет выхода, то обязательно ответит взрывом на его подавление. Мусульманам не нужно повторять ошибку христиан. Развал института здоровой семьи на Западе и повсеместное распространение разврата стали следствием подавление полового инстинкта, к которому на протяжении многих веков призывала церковь. Именно таким взрывом ответил половой инстинкт на его подавление.

3. Заключение временного брака. Исламская религия более четырнадцати веков назад разрешила эту проблему человечества, узаконив институт временного брака. С точки зрения шиитского права при соблюдении всех необходимых условий данный вид брака способен свести на нет огромное количество трудностей, с которыми сталкиваются люди, не имеющие возможности для заключения полноценного постоянного брака.

Наши рекомендации